Военный вестник. Переговорный процесс. Мнения о состоянии конфликта и его урегулировании. Международная кризисная группа. Поствыборный Азербайджан и Карабах. Телемарафон "Возрождение Арцаха"

Военный вестник

Как сообщает азербайджанское агентство Day.Az, 11 ноября с 21.20 по 21.50 армянская сторона обстреляла позиции Вооруженных Сил Азербайджана, расположенные в селе Маргушеван. Потерь нет.

15 ноября на линии фронта был вновь нарушен режим прекращения огня, сообщает бакинская "525-я газета". С 17.44 до 17.54 подразделения Вооруженных сил Армении с позиций, расположенных в 1 км юго-западнее горы Омар, подвергли пулеметному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана. Обстрел был подавлен ответным огнем, потерь нет.

Армянской стороной за последнее время не произведено ни одного выстрела на линии соприкосновения с азербайджанскими вооруженными силами. Об этом, сообщает "Арминфо", заявил заместитель начальника Главного штаба Вооруженных сил Армении генерал-майор Энрико Априамов, комментируя очередное сообщение азербайджанских СМИ о якобы имевшем место нарушении режима перемирия в районе горы Омар. По его словам, это сообщение не более чем очередной вымысел.

По сообщению Day.Az, 15 ноября армянская сторона нарушила перемирие и на Агдамском направлении. Согласно агентству, в 23:00 армянские вооруженные подразделения обстреляли азербайджанские позиции, дислоцированные в селе Орта Гышлаг. Обстрел продолжался в течение 5-7 минут. Потерь нет.

В Минобороны Нагорного Карабаха категорически опровергли очередное сообщение азербайджанской стороны о якобы имевшем место нарушении режима перемирия 15 ноября на Агдамском направлении. В телефонной беседе с корреспондентом "Арминфо" пресс-секретарь Минобороны НК Сенор Асратян назвал это сообщение ложью. "Просто азербайджанская сторона, чтобы подогревать внимание мирового сообщества к нагорно-карабахскому конфликту, распространяет такие сообщения. Оно не соответствует действительности", - подчеркнул Сенор Асратян.

Российская военная техника, перемещенная из Грузии в Армению, не может стать причиной дестабилизации армяно-азербайджанских отношений. Об этом, сообщает PANARMENIAN, заявил 10 ноября в Ереване заместитель начальника пресс-службы министерства обороны России, полковник Николай Баранов. В свою очередь, пресс-секретарь российской военной базы в Армении Карен Хачатрян сообщил, что речь идет только о технике, так как "российские войска уже находятся на территории России". Согласно договору, подписанному 16 марта 1995 года, присутствие российских войск в Армении преследует лишь одну цель - обеспечение стабильности в регионе.

"Россия всеми средствами поддерживает Армению и тем самым старается держать государства региона под своим влиянием. Часть техники и вооружений, выведенных из Грузии, передана Армении. В апреле 16 самоходных установок "Акация" разместили в направлении Газахского района. В связи с этим у азербайджанской стороны имеется достаточное количество фактов" - подчеркнул глава пресс-службы Министерства обороны Рамиз Меликов, комментируя бакинской "525-й газете" заявление своего российского коллеги Николая Баранова. По мнению полковника Меликова, Россия прибегает к различным средствам для удержания региона в сфере своего влияния: "Часть дислоцированной в Армении военной техники размещена на границе с Азербайджаном и на наших оккупированных землях. Никто не может гарантировать, что эта техника завтра не будет использована против Азербайджана". Газета сообщает, что, по данным источника в Министерстве обороны, часть вывезенной из Грузии военной техники из-за ограниченности возможностей военной базы в Гюмри размещена на армяно-азербайджанской границе, в армянских воинских частях на территории Тавушского, Бердского, Иджеванского и Варденисского районов Армении. По сведениям "525", на российской военной базе в Гюмри служат 3083 военнослужащих, а в арсенале ее имеются 3 зенитные ракетные батареи "Куб", 2 зенитных ракетных комплекса "С-300", 18 истребителей "МИГ-29", 150 ПДМ и БТР, 100 танков "Т-72".

В связи с предстоящим 18-19 ноября визитом в Баку спецпредставителя Генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Роберта Симмонса, "Независимая Газета Азербайджана" напоминает высказывания другого представителя Альянса по связям с государствами Южного Кавказа Ромуалдса Ражукса, который на днях заявил в Ереване, что "НАТО готова разместить свои войска на территории Южного Кавказа, если это станет необходимым или если в этом контексте сотрудничество альянса с ОБСЕ станет очень важным". При этом Ражукс подчеркнул, что окончательное решение о возможной дислокации миротворческих сил должны принять конфликтующие стороны. "Вопрос размещения на Южном Кавказе миротворческого контингента НАТО следует рассматривать в комплексе. Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта проходит в рамках Минской группы ОБСЕ, и все предложения следует рассматривать в этом контексте. Если в первую очередь Нагорный Карабах, а также Армения и Азербайджан примут решение привлечь к процессу урегулирования еще одну организацию - это другое дело, но обсуждать вопрос вне контекста - не вижу смысла", - цитирует газета отклик премьер-министра Армении Андраника Маргаряна на заявление Ражукса, делая при этом довольно неожиданный вывод: "То есть, как и всегда, армянская сторона, не стремящаяся к урегулированию затянувшегося конфликта, не желает выхода переговорного процесса из-под контроля Москвы". Комментируя "сомнения" газеты, азербайджанский политолог Расим Мусабеков сказал: "Я не думаю, что в зону армяно-азербайджанского конфликта будут введены именно войска НАТО. Скорее всего, это могут быть многонациональные силы, в составе которых будут не только представители стран-членов НАТО, но и нейтральных государств.... Конечно, нам выгодно было бы, чтобы это произошло без участия России. Однако наш северный сосед и его сателлит - Армения - не будут оставаться от этого в стороне. Кстати, я думаю, что возможность ввода миротворческих сил НАТО не сопряжено с фактом увеличения военного бюджета Азербайджана. Наш военный бюджет растет исключительно пропорционально росту общего бюджета страны. А если сравнивать этот показатель с другими странами Кавказа, то Азербайджан в этой связи выходит самой не милитаризованной страной". По мнению военэксперта Азада Исазаде, решающим является вопрос: где именно будут размещены войска НАТО? "Отсюда и надо исходить, вопрос только в том, насколько это выгодно Азербайджану. Если натовские войска будут размещены на территории оккупированных азербайджанских земель, то это будет очень не выгодно для Баку. Ибо тогда о возвращении земель военным путем можно будет забыть. Если же войска будут размещены на территории Карабаха, то это будет для нашей страны наиболее желательным. В этом случае отпали бы заявления армянской стороны о том, что эти земли являются "буферной зоной", ибо тогда эту функцию стали бы выполнять войска НАТО. Точно также можно было бы настоять на том, чтобы этими войсками был установлен коридор, соединяющий Карабах и Армению. Таким образом, Азербайджану удалось бы вернуть оккупированные земли, и беженцы смогли бы вернуться в свои дома в Шуше и Лачине".

Отклик официального Баку на заявление представителя НАТО комментирует газета "Новое Время". Напоминая о том, что министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров высказался категорически против размещения миротворцев НАТО в зоне карабахско-азербайджанского конфликта, газета цитирует Мамедъярова ("В целом же Баку не приветствует иностранное военное присутствие на азербайджанской территории") и спрашивает: это с каких же пор?! "Разве не американское военное присутствие сейчас оформляется в Азербайджане, вдобавок к тому, что и российский информационный центр "Дарьял" (Куткашенская РЛС) тоже по своему "смыслу" является военной базой?" В свою очередь комментируя ответ премьер-министра Армении Андраника Маргаряна на заявление Ромуалдса Ражукса, газета пишет, что "можно где-то понять, что сегодня власти Армении в целом допускают вероятность появления иностранных воинских контингентов в зоне конфликта", поскольку "становится понятным, что речь идет о возможности создать для Арцаха еще один канал доверительного общения с международной организацией, тем более такого ранга, как НАТО". Вместе с тем, газета не уверена как в том, что контакты между Арцахом и НАТО будут, в целом, полезны делу международного признания независимости НК, так и в необходимости сегодня тех или иных международных миротворцев в зоне карабахско-азербайджанского конфликта. "НВ" считает, что мощь и боеготовность Армии обороны Нагорного Карабаха - лучшая гарантия невозобновления конфликта. "К тому же миротворческие операции международного сообщества на Балканах, да и в других регионах планеты, не дают оснований для оптимизма. Увы, присутствие международных миротворцев еще не спасло ни одну жертву насилия в других "горячих точках"...", - заключает газета "Новое Время".

Российская "Независимая Газета" в статье, озаглавленной "Баку и Ереван запугивают друг друга", пишет, что гонка вооружений в Закавказье принимает галопирующие темпы. Напоминая о заявлении президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что он "поставил задачу: наш военный бюджет должен быть равен всему бюджету Армении, а возможно, превосходить его", газета публикует мнение руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, согласно которому, "догонять и перегонять Баку общий бюджет Армении будет весьма непросто, поскольку социально-экономическая жизнь в Азербайджане оставляет желать лучшего". Как полагают эксперты, отмечает газета, есть и еще один аспект - внутриполитический. Они обращают внимание на следующее: "милитаристская риторика" из Баку звучит именно в тот момент, когда в Азербайджане происходят довольно неоднозначные события. Недавно, например, сообщалось о заговоре и признании в участии в нем высокопоставленных чиновников, да и оппозиция не дает покоя действующей власти... Очевидно, Ильхам Алиев не столь твердо сидит в президентском кресле, как его покойный отец Гейдар. А значит, заключает газета, столь резкое увеличение военных ассигнований может быть связано и с тем, чтобы армия - в случае возможной цветной революции в республике - приняла бы сторону действующего главы государства. Сравнивая мощь двух армий, газета отмечает, что на первый взгляд преимущество на стороне Баку. Однако в последнее время Ереван приобрел в России 2 транспортника Ил-76 и собирается приобрести до двух десятков боевых самолетов в Словакии. Кроме того, преимущество Азербайджана в авиации, как считают специалисты, с лихвой перекрывается мощной системой ПВО Армении и Нагорного Карабаха. Да и вообще, отмечает газета, "в случае конфликта Армения и НК - это единая боевая сила. И, кстати сказать, единый военный бюджет. Вдобавок, судя по намекам Сержа Саркисяна (министр обороны РА, - ИА REGNUM), армянская армия финансируется и из внебюджетных источников..." Поставив вопрос, "грянут ли военные действия между Азербайджаном и Нагорным Карабахом (читай - Арменией)?", "НГ" напоминает, что Армения входит в состав ОДКБ и на ее территории находится российская военная база (5 тыс. человек с современным вооружением и боевыми самолетами). "А значит, начав войну против Армении, Азербайджан будет иметь дело с Россией... Кроме того, сильное армянское лобби в США (да и вообще в мире) постарается, чтобы Вашингтон в этой ситуации так или иначе умыл бы руки". Вместе с тем, пишет газета, щекотать нервы заклятому врагу наращиванием ассигнований на наступательные нужды национальной обороны - тоже действенный ход. Последствия его, как считают эксперты, могут быть такими. Бедная Армения окажется не в состоянии каждый год давать "адекватные ответы". Нынешнее "тихое" социальное напряжение обострится. Оппозиция выведет народ на улицы. Тут и армянская цветная революция не исключена. Под ее шумок, когда армия будет задействована для стабилизации обстановки в стране, Азербайджан вполне способен попытаться вооруженным путем, "мощным ударом" вернуть Карабах в "законные границы страны". Правда, напоминает "НГ", еще во времена Гейдара Алиева у Азербайджана с Турцией было заключено соглашение, согласно которому Баку не может возобновлять военных действий без согласия Анкары. "А Турция, не забудем, - член НАТО, ей придется консультироваться со штаб-квартирой Североатлантического альянса в Брюсселе. Да и с Вашингтоном тоже..."

Переговорный процесс

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ. призывают президентов Армении и Азербайджана встретиться в январе 2006 года. Как сообщает газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на ИА REGNUM, об этом президент Армении Роберт Кочарян заявил 10 ноября в Афинах на встрече с представителями армянской общины Греции. По его словам, сопредседатели учитывают то, что 2006-й будет свободен от "поствыборных проблем Азербайджана", и можно будет активно работать. Он также добавил, что если будет "благоприятный вариант урегулирования, то упускать этот шанс было бы неразумно".

Официальный Баку заинтересован в очередной встрече президентов Азербайджана и Армении по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом азербайджанскому агентству "Тренд" сообщил заведующий отделом внешней политики Исполнительного аппарата президента Азербайджана Hовруз Мамедов. Он отметил, что к нему не поступала информация касательно призыва сопредседателей Минской группы ОБСЕ об очередной встрече Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна в январе 2006 года, о чем заявил президент Армении. "Может быть, по каким-то каналам он получил подобную весть, но у меня такого предложения нет. Hо если какое-то предложение будет, то, несомненно, мы заинтересованы в подобной встрече. После казанской встречи сторон президент Азербайджана решителен в продолжении подобных консультаций. Лишь бы был результат переговоров, лишь бы добиться какого-либо прогресса", - сказал Мамедов.

Согласно газете "Айоц Ашхар", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил в Баку, что "с начала 2006 года будут активизированы усилия, направленные на достижение сдвигов в процессе урегулирования карабахского конфликта". Он сообщил также, что уже достигнута договоренность о встрече 4-5 декабря в Любляне министров иностранных дел Армении и Азербайджана, "хотя формат ее пока не согласован". "Возможно, что встреча состоится тет-а-тет, но не исключено также, что переговоры пройдут в рамках встречи министров иностранных дел стран ОБСЕ", - сказал Мамедъяров, добавив, что для участия во встрече в Любляну прибудут также сопредседатели Минской группы ОБСЕ.

"В переговорном процессе по нагорно-карабахскому конфликту настало время принимать решение и разрешить вопрос. Власти Армении и Азербайджана об этом предупреждены, и сопредседатели Минской группы ОБСЕ ждут от президентов двух стран конкретных действий". Автором такого резкого заявления, согласно азербайджанскому информагентству "AzerNews", является российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков, пишет газета "Айкакан жаманак". Последний сообщил также, что новые предложения по урегулированию конфликта, подготовленные сопредседателями в конце октября, будут представлены министрам иностранных дел Армении и Азербайджана 4-5 декабря в ходе их встречи в Любляне.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасиэ (Франция) и Стивен Манн (США) ощущают необходимость во встрече с президентами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном, сообщил российский сопредседатель Минской группы Юрий Мерзляков в эксклюзивном интервью азербайджанскому агентству АПА.

При этом российский дипломат не уточнил, где или в рамках какого международного форума предложено провести встречу президентов, пишет бакинская "525-я газета". По всей видимости, это станет известно после договоренности о встрече глав государств. Пока же, по словам Юрия Мерзлякова, сопредседатели не получили от сторон конкретного ответа на предложение о встрече президентов. "Мы направили президентам Армении и Азербайджана письмо о том, чтобы они нас приняли в середине декабря. В письме есть и другие предложения, но это лишь предложения, какой будет реакция на них, я не могу сказать" - заявил российский сопредседатель. По его мнению, этот вопрос может несколько проясниться на встрече сопредседателей в Любляне с министрами иностранных дел двух стран. По словам Мерзлякова, сопредседатели встретятся с министрами по отдельности, поскольку в условиях занятости на международном форуме провести даже 2-часовую совместную встречу очень трудно. Газета пишет, что Евросоюз также призвал к продолжению мирного процесса и возобновлению диалога между Арменией и Азербайджаном. В заявлении ЕС выражена надежда на то, что в 2006 году стороны и сопредседатели МГ сумеют найти сбалансированный выход. В целом, отмечает "525", на различных уровнях раздаются прогнозы о том, что будущий год ознаменуется положительным вкладом в урегулирование карабахского конфликта. О возможной активизации мирного процесса с начала будущего года заявил на днях в Ереване американский сопредседатель МГ Стивен Манн. Он отметил, что сопредседатели оптимистично настроены, и если Армения и Азербайджан сделают шаги к компромиссу, "оба они могут выйти из конфликта победителями". Армянская пресса сообщает, что главы обоих государств уже дали согласие не только на ускорение процесса, но и на достижение определенных результатов в течение будущего года, более того, в будущем году может быть подписано даже конкретное соглашение.

Существуют разные оценки нынешнего этапа переговорного процесса по Нагорному Карабаху, пишет газета "Голос Армении". Ряд экспертов полагает, что реальный прогресс в переговорах наблюдается, особенно после встречи президентов Армении и Азербайджана в Казани. Судя по всему, примерно такой же позиции придерживаются и сопредседатели Минской группы, которые в последнее время проводят интенсивные консультации как между собой, так и с другими игроками в регионе. Есть и противоположное мнение о том, что разговоры и заявления о прогрессе в переговорном процессе носят больше декларативный характер, чем наполнены реальным содержанием. Например, депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что, хотя главная формула урегулирования давно известна - "статус взамен на территории", - стороны в ходе так называемого "Пражского процесса" договорились не столько о механизмах ее воплощения в жизнь и о ее конкретном содержании, сколько о том... что каждая из сторон вольна свободно трактовать ход переговорного процесса...

Между тем, передает газета "Айкакан жаманак", российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков сообщил азербайджанскому агентству "Тренд", что президенты Армении и Азербайджана пока не ответили на предложение сопредседателей о январской встрече.

Мнения о состоянии конфликта и его урегулировании

"Сегодня Вашингтон с оптимизмом относится к возможности достичь серьезных шагов в деле урегулирования карабахского конфликта в 2006 году. Надеюсь, что этот оптимизм оправдан. Понимаю, что экономическая ситуация в Армении, из-за того, что конфликт не урегулирован, продолжает оставаться довольно серьезной". Такое мнение, согласно электронной газете "Жаманак", выразил азербайджанскому агентству "Тренд" известный политолог, старший исследователь по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности международной организации "The Heritage Foundation" Ариэль Коэн. По его мнению, "подобные затяжные территориальные конфликты, усугубленные способностью Армении удерживать эти територии военным путем, легко и быстро не решаются". "То, что армянская сторона глубоко уверена в том, что в состоянии удержать и Карабах, и коридор, ведет к тому, что Армения не желает идти на такое урегулирование, которое позволит восстановить азербайджанскую власть над Карабахом", - заявил Коэн.

Урегулирование нагорно-карабахского конфликта возможно лишь при демократизации конфликтующих сторон. Об этом, сообщает ИА "Де-Факто", с трибуны учредительного съезда новосозданной партии "Дашинк" ("Союз") заявил ее лидер, экс-министр обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. По его словам, в основу урегулирования должны быть заложены четыре основных принципа: промежуточный суверенитет под эгидой авторитетной международной организации; добровольное переселение беженцев и вынужденно переселенных лиц; создание предпосылок для развития экономики Нагорного Карабаха; решение статуса Нагорного Карабаха путем проведения нового референдума. В беседе с журналистами Бабаян заявил, что "если мы желаем решения вопроса в глобальном формате, то должны добровольно провести переселение беженцев". "А если мы применяем слово "переселение", то автоматически встает вопрос о проведении нового референдума", - отметил глава партии "Дашинк". При этом экс-министр указал на необходимость достижения согласия между странами Южного Кавказа в вопросе неразмещения на своих территориях иностранных военных баз. В этом случае, по его словам, заинтересованные государства начнут искать выгоду в экономическом поле. "Такое сотрудничество создаст предпосылки для интеграции Южного Кавказа в европейскую семью. Наша партия будет содействовать евроинтеграции. Только таким путем возможно добиться региональной стабильности, экономического развития и разрешения конфликтов", - подчеркнул Самвел Бабаян.

Директор Института СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин уверен в том, что власти Степанакерта попытаются использовать Косовский прецедент, чтобы на международной правовой основе узаконить статус Нагорного Карабаха, пишет газета "Азг". "Я не уверен, готовы ли в такой же степени Абхазия и Южная Осетия. Их близость к России скорее создает дополнительные трудности. Нагорный Карабах примет решение самостоятельно, в крайнем случае вместе с Арменией, между тем, в случае с Абхазией и Южной Осетией международное сообщество окажет на них давление посредством России", - отметил он. По словам Затулина, равноудаленная политика России в отношении Азербайджана и Армении, могла быть логически оправдана в те годы, когда существовал Советский Союз, и Азербайджан и Армения находились в его составе. "Сейчас у нас нет необходимости сохранять эти равноудаленные отношения, хотя бы по той причине, что Россия и Армения - члены Организации Договора Коллективной Безопасности. Москва не должна допустить возобновления военных действий, попытки реванша и силового решения проблемы Нагорного Карабаха". Москва осуждает воинственные заявления Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии, в то время как она хранит молчание, когда Ильхам Алиев призывает решить вопрос военным путем. "В отличие от Нагорного Карабаха, Абхазия и Южная Осетия имеют общую границу с Россией, что для России - большая ответственность", - говорит Затулин. Несколько иное мнение у политолога Глеба Павловского. В отличие от Нагорного Карабаха, за спиной у которого стоит Армения, ситуация с Абхазией и Южной Осетией иная, а именно: Россия пытается защитить их интересы. Павловский считает ошибочным мнение о том, что Россия посредством замороженных конфликтов желает сохранить свое влияние в Закавказье. Политолог считает не совсем реальным применение опыта Косово в случае Нагорного Карабаха, т.е. независимость или близкий к ней статус последнего, что вполне вероятно в вопросе Косово. По мнению Павловского, трудно рассматривать прямую помощь, оказываемую США Нагорному Карабаху, в качестве шага, направленного на признание непризнанной республики. Позиция Глеба Павловского в отношении прямой помощи США Нагорному Карабаху следующая: США стремятся утвердить свое влияние в этом регионе, что "объективно не означает полноценное признание, это - проявление определенной гибкости со стороны американцев".

11-15 ноября в Копенгагене состоялась осенняя сессия Парламентской Ассамблеи НАТО, в работах которой участвовала также армянская делегация из трех депутатов, сообщает "Ноян Тапан". 17 ноября, на пресс-конференции в НС РА, глава делегации, председатель постоянной комиссии по науке, образованию, культуре и вопросам молодежи Грануш Акопян особо подчеркнула принятую на Ассамблее резолюцию "Защита и интеграция меньшинств как содействие стабильности на Южном Кавказе" и предшествовавшие ее принятию обсуждения. По словам Акопяна, в начальном варианте проекта резолюции, представленном депутатом из Нидерландов Бертом Миделом, были неблагоприятные для Армении положения, в частности рядом с названием Нагорный Карабах в скобках указывался Азербайджан. На заседаниях Комиссии по гражданскому развертыванию безопасности ПА 12-13 ноября армянской делегации удалось обосновать непозволительность такого закрепления, и в ходе бурных обсуждений, несмотря на сопротивление делегатов из Грузии и Азербайджана, предложения армянской стороны были приняты. Армения, как ассоциативный член ПА НАТО, не участвовала в голосовании. Сопротивление Грузии было вызвано тем, что в резолюции рядом с Южной Осетией была указана Грузия. Доработанный вариант резолюции был единогласно принят на пленарном заседании 15 ноября. В резолюции, в частности, указывается, что Ассамблея, подтверждая свои обязательства по установления мира и стабильности на Южном Кавказе, призывает правительства и парламенты Армении, Грузии и Азербайджана полноценно осуществлять основные международные документы по защите прав меньшинств и взять на себя обязательства по мирному урегулированию конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе, а также способствовать с этой целю продолжающимся международным и региональным усилиям в рамках Минской группы ОБСЕ, группы друзей Генерального секретаря и Совместного контрольного комитета. Ассамблея призывает правительства и парламенты, как членов североатлантического альянса, так и стран-партнеров, по мере их возможностей и полномочий содействовать тем усилиям, которые вместе с международными институтами предпринимаются правительствами и парламентами этих стран для мирного урегулирования указанных трех конфликтов.

Валанс признает независимость Нагорно-Карабахской Республики. Об этом, пишет газета "Еркир", заявила в Валансе (Франция) на встрече с президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном мэр города Лена Баслан. Она также выразила надежду, что этот шаг станет началом международного признания Арцаха.

Международная кризисная группа

Как сообщает агентство "А1+", неправительственные организации Нагорного Карабаха направили открытое письмо в адрес министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова, Стивена Манна, Бернара Фасье и вице-президента Международной кризисной группы (МКГ) Алена Делотроза. В письме говорися о недовольстве общественности двумя докладами, которые были сделаны МКГ по карабахскому конфликту. "Поскольку дальнейшие предложения, которые должны будем внедрять в жизнь именно мы, а не посредники и эксперты, мы хотим, чтобы эти предложения исходили бы именно из наших нужд и устремлений", - говорится в письме. Карабахцы считают неслучайным тот факт, что они сами не принимают участия в переговорах. "Прежде всего нас очень удивляют последние тенденции в карабахском урегулировании, которые подтверждают продолжающееся неучастие карабахской стороны в переговорах и сведение карабахского конфликта к межобщинному противостоянию. Карабахский конфликт, - это не конфликт между армянами и азербайджанцами в самом Карабахе, это конфликт армян Карабаха с Азербайджаном за сохранение на своей земле национальной, религиозной и этнической идентичности". Представители НПО считают, что доклады МКГ и обнародованные по сей дня предложения не отвечают на главный вопрос, который волнует всех карабахцев - смогут ли они безопасно жить на своей земле? В письме также говорилось о том, что перемирие в зоне карабахского конфликта поддерживается исключительно благодаря доброй воле карабахской и азербайджанской сторон, и эта воля может быть подкреплена только мирным соглашением. Общественные организации обратились к участникам переговоров с просьбой не требовать от сторон конфликта совместного участия в жизни и руководстве НКР, поскольку в подобных условиях это чревато непредсказуемыми последствиями. "Наши подозрения подпитываются антиармянской истерией, которая набирает силу в соседнем Азербайджане, и которая не успокаивается даже после протеста международных организаций. А кроме того, урегулирование Карабахского вопроса приняло несколько иной характер в контексте событий в Париже и Косово".

Международная Кризисная группа (МКГ) очень надеется на урегулирование нагорно-карабахского конфликта уже в 2006 году. Об этом заявила ответственная по Кавказским проектам МКГ Сабина Фрейзер в интервью бакинскому агентству "Тренд". "МКГ подготовила в общей сложности два отчета по нагорно-карабахскому конфликту. Мы готовили два отдельных доклада с тем, чтобы издать их вместе. Они имели целью показать общественности два различных подхода к урегулированию конфликта. Первый документ был сфокусирован на вопросах, связанных с тяжелыми условиями жизни людей в Hагорном Карабахе, а также на положении лиц, перемещенных из Hагорного Карабаха в другие регионы Азербайджана. Второй доклад был подготовлен для того, чтобы объяснять, как развивался переговорный процесс начиная с заключения перемирия. МКГ провела работу в Азербайджане, Армении и Hагорном Карабахе, по итогам которой и были подготовлены доклады. Мы понимаем и чувствуем, что прогресс будет достигнут. В особенности мы ожидаем этого в следующем - 2006 году", - сказала Фрейзер. По ее словам, в настоящее время МКГ находится в процессе подготовки рекомендаций, известных международным организациям: "Несколько недель назад в Брюсселе я лично представила наши доклады и полученные данные представителям европейских структур, включая Европейскую комиссию и Совет Европы. Мы также представили данные документы представителям правительства Великобритании и планируем продолжить подобное и в других европейских столицах в ближайшие месяцы. Пока что наши доклады были встречены влиятельными политиками с большим интересом". ("Де-Факто").

Поствыборный Азербайджан и Карабах

То, что парламентские выборы в Азербайджане не будут соответствовать критериям, устраивающим зависимых от текущих международных тенденций наблюдателей, было ясно давно, пишет газета "Голос Армении". И зафиксированный уровень выборов в Азербайджане несопоставимо ниже планки подобных мероприятий, имевших место в Нагорном Карабахе. Этот факт констатируют сегодня все наблюдатели, в том числе и зависимые от текущих международных тенденций. В итоге, отмечает газета, вырисовывается парадоксальная на первый взгляд картина: выборы на территории провозгласившей свою независимость части непризнанного мировым сообществом государства проходят более организованно и цивилизованно, чем в самой метрополии. Газета считает, что именно на данное обстоятельство и следует обратить главное внимание и попытаться на нем сосредоточить центр тяжести международного восприятия региональных вопросов. Если именно выборы являются индикатором, позволяющим определить уровень развития демократических институтов того или иного государства, то совершенно очевидно, что в настоящее время именно Нагорный Карабах - лидер среди всех политических субъектов Южного Кавказа. По мнению газеты, на примере последних парламентских выборов в Азербайджане становится более чем ясно: на площади признанной международным сообществом страны существуют два совершенно разных уклада не только национальной, но и государственной жизни. "Конфликтующие народы, имеющие в основе этих конфликтов исторические корни, т. е. многовековые, периодически повторяющиеся кровопролития, не должны принуждаться к совместному проживанию, - совершенно справедливо констатирует карабахский политолог Мурад Петросян. - Напротив, мировые державы, в чьих интересах соблюдение порядка и гармонии на планете, должны всячески содействовать раздельному их проживанию". Разница в зрелости гражданского развития обществ в Нагорном Карабахе и Азербайджане, равно как и принципиальное отличие государственных укладов двух стран - это очень важные аспекты, которые наряду с прочими факторами - историческим, правовым, нравственным, демографическим и др. - непременно должны занять свое место в арсенале армянской дипломатии. Именно в этой сравнительной плоскости и представляют интерес прошедшие в Азербайджане парламентские выборы. ("Голос Армении").

На вопросы бакинской газеты "Эхо" отвечает один из лидеров азербайджанского оппозиционного блока "Новая политика" Араз Ализаде:

Как вы оценили результаты выборов, и во что может вылиться в конце концов сегодняшний затянувшийся пересмотр результатов голосований по отдельным округам со стороны правящих кругов?
Думаю, не выражу оригинального мнения, если скажу, что нынешние парламентские выборы прошли при тотальных фальсификациях. Некоторые международные организации заявили, что это было торжество демократии, другие назвали их не соответствующими европейским стандартам. Сейчас идет митинговая работа оппозиции, но я не думаю, что нас ждут события, подобные грузинским и украинским. У нас такой нарастающей волны протестов не будет. Дело в том, что и лидеры оппозиционные не на том уровне, и менталитет азербайджанцев не тот. Я думаю, помитингуют-помитингуют и успокоятся. А власти Азербайджана, чтобы успокоить ОБСЕ, ПАСЕ, США, отменят результаты голосований где-то в 15 округах, где проведут повторные выборы. Вот чем это закончится. Причем не факт, что все эти места достанутся именно оппозиционерам. Я думаю, что нескольким оппозиционерам точно дадут возможность получить мандаты, и они как миленькие пойдут в этот парламент.

Каким вы все-таки видите будущий парламент?
Это будет кунсткамера, а не парламент. Думаю, что последуют санкции против Азербайджана со стороны международных структур - ПАСЕ примет решение о лишении голоса нашей страны, то же самое сделает ОБСЕ. Но самое страшное то, что может начаться процесс признания Нагорного Карабаха. Потому что международные организации заявляют однозначно, если в Азербайджане нарушаются права самих азербайджанцев, никто не может дать гарантий того, что в нашей стране не будут нарушаться права армян. ("Эхо", с сокращениями).

Международные посредники не раз открытым текстом заявляли, что итоги парламентских выборов в Азербайджане напрямую повлияют на ход мирных переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, пишет бакинская "Зеркало" и добавляет: "Ведь армяне Нагорного Карабаха в последнее время в качестве аргумента почти везде используют следующий тезис - мы не можем интегрироваться в недемократическое общество, коим является Азербайджан". По мнению газеты, надо четко осознать, что этот тезис вполне нормально воспринимается международными организациями и ведущими западными посредниками. "А это значит, что в случае разрешения внутриполитического конфликта по старому рецепту "недемократичность Азербайджана" будет еще долго использоваться армянами в качестве "козырной карты". Достаточно вспомнить, что требование армян о проведении референдума по определению статуса Нагорного Карабаха уже находит понимание у различных международных организаций, отмечает бакинское издание.

Телемарафон "Возрождение Арцаха"

Как сообщает газета "Азг", 16-18 ноября в Армении и Арцахе во второй раз будет проведен телемарафон (фонетон). Добровольцы Общеармянского фонда "Айастан" посредством телефонных звонков попытаются получить обещания от отечественных производителей, работодателей относительно сбора пожертвований. В прошлом году в телемарафоне было собрано 15 тыс. долларов. Главное мероприятие "Телемарафона-2005" состоится 24 ноября в Лос-Анджелесе, собранные в ходе которого пожертвования будут направлены на восстановление и развитие Мардакертского района НК. Европейский телемарафон в этом году состоится 17-20 ноября. В Ливане, где летом вновь открылся местный орган Фонда, 24 ноября будет организован радиомарафон (радиотон) на местной армянской радиостанции "Ванадзайн" (голос Вана). Впервые в "Телемарафоне-2005" примет участие новый местный орган Фонда в России. С целью принять участие в "Телемарафоне-2005" президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян и исполнительный директор Фонда Наира Мелкумян вылетели 10 ноября во Францию, а оттуда - в США. Ожидается также приезд в Лос-Анджелес министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна. Газета напоминает, что телемарафон прошлого года обеспечил более 11,5 млн. долларов, что стало результатом щедрости армянских благотворителей и эффективной работы исполнительного управления Фонда и действующих за рубежом местных органов. Прошлогодний сбор средств позволил в ближайшие 2 года привести к завершению строительство магистрали Север-Юг.

ИА "Де-Факто" сообщает, что находящиеся с 14 ноября в США председатель Национального Собрания Нагорного Карабаха Ашот Гулян и Духовный предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви (ААЦ) архиепископ Паргев Мартиросян принимают участие в подготовке телемарафона для сбора средств на реализацию программы "Возрождение Арцаха". Телемарафон пройдет 24 ноября под эгидой Всеармянского фонда "Айастан", средства, собранные в ходе телемарафона, будут направлены на восстановление и развитие Мардакертского района Нагорного Карабаха. По прибытии в Соединенные Штаты, Ашот Гулян и архиепископ Паргев Мартиросян посетили национальные гимназии Лос-Анджелеса "Манукян-Демерчян", "Аршак Тигранян", "Роз и Алекс Филипос" и провели встречи с учащимися и преподавателями учебных заведений. В ходе встреч обсуждалось нынешнее положение и перспективы развития Арцаха. Разъясняя цели и задачи Всеармянского фонда "Айастан", спикер карабахского парламента и предводитель Арцахской епархии подчеркнули важность реализации новой программы фонда "Возрождение Арцаха", направленной на восстановление и развитие Мардакертского района. Представители национальных гимназий заверили, что примут активное участие в телемарафоне, имеющем общенациональное значение. В тот же день председатель спикер парламента Нагорного Карабаха и Духовный предводитель Арцахской епархии в сопровождении заместителя исполнительного директора фонда "Айастан" Ара Варданяна и заместителя председателя комитета фонда Западного побережья США Саркиса Котанджяна направились в Сан-Диего, где провели встречу с представителями армянской общиной города. 16 ноября Ашот Гулян и архиепископ Паргев Мартиросян стали гостями армянского телекомпании Лос-Анджелеса "Горизонт". В ходе интервью представители НК говорили о нынешнем этапе урегулирования карабахского конфликта, отношениях Армения-Диаспора и других вопросах. Спикер парламента Нагорного Карабаха и предводитель Арцахской епархии посетили также столицу штата Калифорния Сакраменто и провели встречу с армянской общиной города. В рамках визита в США Ашот Гулян и Паргев Мартиросян продолжают работу по подготовке телемарафона.

Как сообщает информационный портал "Кавказский узел", в пресс-службе президента Нагорного Карабаха, президент Гукасян Соединенных Штатах Америки встретился с известными представителями армянской общины США. Состоялась встреча президента НК с руководителем компании "Global Gold" Ваном Крикоряном, президент Нагорного Карабаха посетил головной офис Восточной епархии Армянской Апостольской Церкви, где состоялась его встреча с предводителем этой епархии архиепископом Хажаком Барсамяном. Архиепископ с удовлетворением отметил наличие ощутимого прогресса, достигнутого народом Нагорного Карабаха в государственном строительстве, утверждении в республике норм демократии, восстановлении и развитии экономики НК. Во встрече приняли участие представитель руководства Фонда армянской помощи Майкл Арутюнян, а также крупные предприниматели и благотворители Айк Дадурян и Вардгес Балян. Аркадий Гукасян посетил также Киликийскую епархию Армянской Апостольской Церкви Восточного побережья США. В Нью-Йорке президент Нагорного Карабаха встретился с рядом влиятельных благотворителей и лидерами армянской общины этого города, в том числе с Геворком Овнаняном, Грайром Овнаняном, Джорджем Пагумяном, Робертом Сетракяном, президентом Центрального совета Армянского общего благотворительного союза Перчем Сетракяном. На этой встрече речь шла о перспективах развития сельского хозяйства Нагорного Карабаха. Согласно новой программе, планируется создать в Мартакертском районе четыре ассоциации фермерских хозяйств, в которые войдут 44 села и около 2000 фермеров. Программа предусматривает также обеспечение доступа фермеров к сельскохозяйственной технике, качественным семенам, современным эффективным технологиям производства продукции аграрного сектора. Создание ассоциаций позволит фермерам также получить квалифицированную экспертную поддержку. Встреча в Нью-Йорке президента Аркадия Гукасяна с известной в США благотворительницей Луиз-Симон Манукян носила традиционный характер. Только в минувшем году госпожа Манукян предоставила 2 миллиона долларов для строительства в Нагорном Карабахе автомагистрали Север-Юг. Одновременно на финансовые пожертвования госпожи Манукян - на сумму 700 000 долларов, - в этом году в Степанакерте была построена новая школа на 700 ученических мест. Луиз-Симон Манукян и на сей раз выразила готовность продолжать оказывать финансовое содействие Нагорному Карабаху, в частности, осуществлению реализации программы "Возрождение Арцаха". Состоялась отдельная встреча Аркадия Гукасяна с предпринимателем Раффи Мегеряном, в планы которого входит увеличение инвестиций в ковроткацкое производство в Нагорном Карабахе. В рамках визита прошла встреча президента Нагорного Карабаха с членом Бюро АРФ "Дашнакцутюн" Каро Арменяном и представителем Центрального комитета Восточного берега США Каро Кецеманяном. В ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, связанных с реализацией национальных интересов, последними событиями в регионе Южного Кавказа.