15 ноября прошли выборы второй трети состава Общественной палаты РФ. О возможных направлениях деятельности и первоочередных задачах Общественной палаты в интервью ИА REGNUM рассказал член Общественной палаты РФ, президент межрегиональной общественной организации "Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений" Мавлит Бажаев.

ИА REGNUM: Мавлит Юсупович, в чем, на ваш взгляд, состоят гарантии того, что власть будет прислушиваться к Общественной палате?

Думаю, я понимаю подтекст Вашего вопроса: раз по закону Общественная палата может принимать "только" рекомендации, то кто будет обращать на них внимание? Вот если бы Палата могла принимать решения, обязательные к исполнению... Такой подход, на мой взгляд, не слишком обоснован.

Дело в том, что России сегодня не нужны новые центры принятия решений, новые властные органы. Власть в стране сформирована и, так сказать, укомплектована. Проблема не в недостатке властной воли, а в том, что власть не всегда адекватно представляет себе, что происходит в реальной жизни, чем живут люди. Когда страна была в кризисе, все было более или менее ясно: стоял вопрос выживания России как единого государства. Сегодня же на повестке дня - складывание гражданского общества, а значит, и формирование механизмов, обеспечивающих представительство многочисленных и самых разнообразных интересов различных социальных групп. Эти интересы необходимо учитывать при принятии решений. Так вот, для того, чтобы помочь власти ориентироваться в этом многомерном пространстве интересов, информировать ее о реальных процессах, рекомендовать ей оптимальные решения, и создается Общественная палата.

Рекомендации Палаты будут обоснованными. Ведь они выносятся людьми, пользующимися действительным доверием в обществе, к мнению которых прислушиваются. В своей работе по конкретным вопросам они будут привлекать ведущих специалистов в соответствующих областях.

Кроме того, заключения Общественной палаты обязательны к рассмотрению в тех органах власти, которым они выдаются, будь то Госдума, Совет Федерации, Правительство, министерства и ведомства, органы власти регионального уровня или местного самоуправления. И при рассмотрении рекомендаций обязательно присутствие представителей Палаты. Так что обоснованное мнение палаты всегда будет услышано.

Рекомендации будут приниматься гласно и обязательно широко публиковаться: у Палаты будет свой печатный орган, и она будет издавать ежегодные доклады. И если те или иные рекомендации Палаты найдут отзвук в обществе, властным структурам будет очень трудно их игнорировать - в этом случае власти признаются в том, что мнение общества их не интересует, и общество сделает соответствующие выводы на выборах.

ИА REGNUM: Какие конкретные вопросы, по вашему мнению, Общественная палата должна будет рассмотреть в первоочередном порядке?

Думаю, приоритетом для Общественной палаты станет работа над документами по четырем национальным проектам, выдвинутым Президентом: это образование, медицинское обслуживание населения, обеспечение россиян доступным жильем, развитие сельского хозяйства.

Вторым - не по важности, а по списку - приоритетом наверняка будет участие Палаты в работе по реализации 131-го Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Ведь это направление непосредственно касается каждого гражданина России.

ИА REGNUM: В ближайшее время начнется формирование той части Общественной палаты, в которой будут представители от регионов. Насколько "прозрачно" идет процесс их выдвижения, в частности, на Северном Кавказе?

По моим личным наблюдениям и по мнению моих коллег, из первой трети Общественной палаты, выдвижение кандидатов идет в рамках закона. Общественные организации выбирают и представляют кандидатов. Здесь, в общем-то, ничего "непрозрачного" и быть не может. По опыту выборов второй трети Палаты, которые состоялись 15 ноября, могу сказать, что было немало случаев неправильного оформления документов, иногда от одной организации выдвигались несколько кандидатур или, наоборот, одна кандидатура представлялась несколькими организациями. В этих случаях кандидатуры отклонялись. Но все это, наверное, результаты не слишком внимательного чтения закона.

Если же Вы имеете в виду возможное воздействие на выдвижение кандидатов со стороны административных органов на местах, то, видимо, полностью исключать его нельзя. Но что касается Южного федерального округа - а именно им занимается группа, в которую вхожу и я, - то там подобных проявлений "административного восторга" не было.

ИА REGNUM: Как, по-вашему, сможет Общественная палата участвовать в чеченском урегулировании?

Общественная палата - это новая широкая демократическая площадка для откровенного диалога, как между общественными структурами, так и между обществом и государством. Диалог же - непременное условие урегулирования любого конфликта. И раз появляется возможность для конструктивного диалога, это, конечно, даст новый импульс процессу налаживания и реконструкции жизни, в том числе, и в Чеченской республике.

Кроме того, в обязательные функции Общественной палаты входит экспертиза законодательных и нормативных актов, принимаемых в субъектах Федерации. Палата будет с самого начала вести такую работу и в ЧР. Экспертные оценки и рекомендации Общественной палаты, я искренне надеюсь, будут востребованы законодательной и исполнительной властям Республики, позволят доводить их решения до более высокого качественного уровня. Все это, на мой взгляд, позволяет надеяться на позитивные изменения в будущем.

ИА REGNUM: Имеет ли смысл создать в Общественной палате отдельную комиссию по проблемам Северного Кавказа, и какие именно задачи она могла бы решать?

Это непростой вопрос. Я пока не пришел к окончательному ответу на него. С одной стороны, учитывая, что Северный Кавказ является проблемным регионом, с наличием очень острых конфликтов, напрашивается создание особой комиссии. Но, с другой стороны, более эффективным может быть усиление взаимодействия с органами Южного федерального округа. Прежде чем однозначно ответить на этот вопрос, его следует детально проработать именно с руководством ЮФО и решить, насколько это будет целесообразно. В любом случае, необходимо более пристальное внимание к проблемам этого региона.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете ход предвыборной кампании в Чечне? Проходит ли она демократично?

Насколько мне известно, все там проходит демократично и прозрачно, в рамках действующего российского и местного законодательства. В Чечне недавно побывали несколько послов иностранных государств, представители Европейского союза, и они тоже позитивно оценили мероприятия чеченских властей по организации выборов.

ИА REGNUM: Вы являетесь инициатором создания Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений. Что, по вашему мнению, нужно сделать для того, чтобы представители чеченских землячеств, успешные бизнесмены чеченского происхождения активнее участвовали в развитии родной республики?

Думаю, что вопрос нужно поставить шире: какие условия необходимо создать для бизнеса вообще, чтобы привлечь его к участию в реконструкции и развитии экономики Чечни? Я полагаю, что основную роль в этом должен сыграть чеченский парламент, который вскоре будет избран. Ведь бизнесу нужна четкая законодательная база. Но, учитывая, что экономика и инфраструктура Чеченской республики сильно разрушены, правительству, в том числе и федеральному, нужно предложить какой-то стимулирующий пакет мер, который позволил бы инвесторам получить конкурентное преимущество. При наличии таких мер, конечно, бизнес туда придет, и не только чеченский. А если говорить о чеченских бизнесменах, то в большинстве своем они всегда помогали и помогают населению Чечни по гуманитарной линии.

ИА REGNUM: Что в вашем личном жизненном опыте в первую очередь поможет вам успешно работать в Общественной палате? Во-первых, я много лет занимался хозяйственной деятельностью, еще в советские времена. С начала 90-х годов занимаюсь предпринимательством. Достаточно хорошо знаю, как на практике функционирует российская экономика, как наладить эффективную работу предприятий. Эффективную не только с точки зрения непосредственно бизнеса, но и с точки зрения социальных интересов.

В этой связи могу привести пример компании, совет директоров которой я возглавляю - "Группы Альянс". Она была создана и развивалась во многом не благодаря, а вопреки внешним условиям, однако превратилась в многоотраслевой холдинг, активный на рынках России и ряда других стран СНГ. При этом Группа была одной из первых в России компаний, построенных по горизонтальному принципу. В отличие от вертикальной интеграции, принцип горизонтальной интеграции предполагает значительно большую открытость и социальную ответственность компании. Именно социальная ответственность, пристальное внимание к нуждам тех регионов, городов, в которых мы работаем, лежит в основе бизнеса "Альянса".

С другой стороны, у меня значительный опыт и общественной деятельности. Еще в начале 90-х, в момент возникновения сепаратистских и экстремистских тенденций в Чечне, я был одним из тех, кто выступил против курса Джохара Дудаева. Искренне считая, что Чеченская республика может нормально существовать и развиваться только в составе единой и сильной России, я вместе с единомышленниками из числа видных культурных и общественных деятелей - чеченцев предложил создать Ассоциацию чеченских общественных и культурных организаций РФ. Таких организаций множество по всей стране, и когда были созданы условия для нормализации ситуации в республике, потребовалось объединение их усилий в поддержку этого процесса. Ассоциация была образована в прошлом году и ведет активную работу.

Справка ИА REGNUM:

Бажаев Мавлит Юсупович родился 10 января 1950 года в селе Семиозерное Семиозерного района Кустанайской области Казахской ССР. Образование - высшее. В 1973 году окончил Краснодарский политехнический институт по специальности инженер-технолог.

Трудовую деятельность начал в 1973 году. В настоящее время является вице-президентом, председателем Совета директоров ОАО "Группа Альянс", г.Москва.

В 90-х годах прошлого века Мавлит Бажаев активно участвовал в движении оппозиции режиму Дудаева, выступал с критикой его сепаратистских установок, против нарушения территориальной целостности России. С 1992 года в контакте с федеральными органами законодательной и исполнительной власти проводит в Чеченской республике, а также в чеченских общинах РФ работу, нацеленную на обеспечение поддержки политики российского руководства в ЧР, противодействие национализму и сепаратизму, предотвращение террористических акций. За эту деятельность дудаевские боевики включили Бажаева в списки лиц, подлежавших физическому уничтожению.

В 2003 году Мавлит Бажаев активно участвовал в кампании по организации и проведению референдума по принятию Конституции ЧР, затем - выборов первого президента ЧР. В ходе кампании по выборам Президента РФ в 2004 году был доверенным лицом Владимира Путина - кандидата на должность Президента Российской Федерации. Активная общественная деятельность Мавлита Бажаева отмечена тремя благодарностями Президента Российской Федерации, а также благодарственным письмом руководства партии "Единая Россия".

В 2004 году Бажаев выступил инициатором создания Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений. Главной целью этой общественной организации является укрепление дружбы между народами России, содействие гражданскому миру и согласию на Северном Кавказе.

Женат, имеет троих детей.