ИА REGNUM-KNews публикует полный текст доклада Бориса Грызлова (с официального сайта партии "Единая Россия") на съезде "Единой России" в Красноярске: От стабилизации к развитию: политические приоритеты Партии "Единая Россия".

Уважаемые участники и гости съезда!

Сегодня мы открываем Шестой съезд Всероссийской политической партии "Единая Россия". Нам предстоит проанализировать события в партии, стране и мире со времени предыдущего съезда и обсудить наши задачи. Место проведения съезда выбрано не случайно - Красноярский край сегодня является одним из самых динамично развивающихся регионов страны. Именно в регионах сегодня существуют огромные резервы экономического развития, а значит - повышения качества жизни граждан, обеспечения достойного места нашей страны в мире.

В Красноярском крае проводится масштабная работа по привлечению инвестиций, повышению качества управления в экономике и социальной сфере. Жители трех регионов приняли на референдуме решение объединить свои территории в единый субъект федерации, и это делает задачи развития края еще более ответственными. Развитие края - это не изолированный региональный проект, это неотъемлемая составляющая политики государства по эффективному использованию своего экономического, природного и геополитического потенциала в XXI веке.

Хочу от вашего имени поприветствовать всех красноярцев - гостеприимных хозяев нашей встречи!

Позвольте теперь подвести некоторые итоги нашей деятельности.

I. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ В ПАРЛАМЕНТЕ И ИТОГИ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

1. Результаты работы в парламенте - выполнение предвыборных обязательств Для парламентской партии главным результатом является выполнение обязательств перед избирателями в ходе парламентской деятельности.

Завершается второй год работы фракции "Единая Россия" в Государственной Думе четвертого созыва. Это ровно половина срока полномочий наших депутатов. Многое уже сделано по выполнению наших предвыборных обязательств.

Мы дали избирателям обязательство, что наша партия будет надежной опорой для проведения курса Президента Российской Федерации, проводили этот курс в Государственной Думе на протяжении всех этих лет, и мы намерены проводить его и в дальнейшем.

Мы сумели покончить с многолетней практикой голосования за популистские законы, которые было невозможно выполнять, потому что они противоречили другим законам или не были обеспечены деньгами.

В четвертом созыве, обладая парламентским большинством, мы сумели сдвинуть с мертвой точки работу над многими законопроектами, которые годами лежали без движения в Государственной Думе.

Одно из наших важнейших достижений - работа над федеральным бюджетом 2006 года. Мы ставили перед собой цель - сделать его бюджетом развития. Эту цель во многом удалось реализовать. Бюджет перестает быть простым бухгалтерским планом и начинает ориентироваться на достижение конкретных результатов. Главной целью бюджетного планирования становится решение социальных проблем за счет нового качества экономического роста, а не только за счет торговли энергоресурсами.

Работая с Правительством, мы добились принятия решений, выгодных всему обществу. Разговор был достаточно жестким и напряженным. Но мы настояли на том, чтобы еще до внесения в Думу, были пересмотрены макроэкономические показатели проекта бюджета и сам бюджет был изменен в сторону повышения доходов. За счет этого был создан Инвестиционный фонд, повышены расходы на здравоохранение и образование, обеспечено финансирование президентских национальных проектов и решен ряд других задач.

В числе других принятых нами мер:

поэтапное повышение минимальной заработной платы с ориентиром на прожиточный минимум; отмена налога на наследование; повышение пенсий и стипендий; принятие законов, направленных на сохранение здоровья нации, на поддержку здорового образа жизни.

В своей деятельности мы руководствуемся теми обязательствами, которые взяли на себя на выборах 2003 года. Мы выполняем нашу предвыборную программу. Мы делаем то, что поручили нам наши избиратели.

2. Развитие партии.

2.1. От партии для власти - к партии власти.

"Единая Россия" сейчас является ключевой политической силой в стране. И реализация важнейших государственных решений возможна только при поддержке "Единой России". Для нашей еще очень молодой Партии, чрезвычайно важно обеспечивать собственное динамичное развитие, как в количественном, так и в качественном отношении.

Оппозиция давно называет нас "партией власти". А не пора ли действительно ею стать?

Мы не должны недооценивать свои силы. Сегодня в рядах партии состоит более 960 тысяч человек. На региональном уровне "Единую Россию" представляют около двух тысяч депутатов, и есть все основания считать, что после предстоящих до конца года выборов это число существенно возрастет. Сейчас близится к концу ряд избирательных кампаний в законодательные собрания. Они проходят достаточно напряженно, но мы вправе рассчитывать на победу. Хочу пожелать успеха всем нашим кандидатам!

Депутатские фракции "Единая Россия" созданы и зарегистрированы в законодательных органах государственной власти 84 субъектов Российской Федерации -везде, где это предусмотрено регламентами. Пятым Съездом Партии в качестве целевой ставилась задача, чтобы по крайней мере в половине региональных законодательных собраний, численность наших фракций и депутатских групп превысила 50 процентов от общего числа депутатских мандатов. Сегодня можно констатировать, что эта цель достигнута!

В рядах Партии "Единая Россия" состоят сегодня главы 64 субъектов Российской Федерации. Многие представители Партии успешно работают на высоких постах в органах исполнительной власти регионов.

Поправки, одобренные парламентским большинством, дают право политическим партиям, победившим на региональных выборах в законодательные органы, вносить Президенту свои предложения по кандидатурам глав субъектов федерации. Учитывая результаты региональных выборов, это дает нам возможность еще более укрепить свои позиции в регионах.

Итоги выборов органов местного самоуправления, которые прошли в текущем году, дают нам довольно прочную основу для усиления работы на муниципальном уровне. Депутатами органов местного самоуправления стали более шестидесяти восьми тысяч партийных кандидатов.

Около пяти тысяч партийных кандидатов стали главами муниципальных образований.

К сожалению, не все наши кандидаты шли на выборы под флагом "Единой России". Считаю это неправильным. Если наша партия участвует в выборах - а мы будем участвовать во всех выборах - то ее название должно быть в каждом избирательном бюллетене.

Тем не менее, мы были единственной общероссийской партией, принявшей активное участие в местных выборах. Все остальные, включая КПРФ, которую еще недавно называли единственной партией, реально работающей "за пределами Садового кольца", лишь обозначали свое присутствие на выборах. Они выдвигали своих кандидатов лишь в некоторых муниципальных образованиях и в количествах, которые были на порядок меньше, чем у "Единой России".

Важным политическим итогом муниципальных выборов стало то, что активность избирателей намного превзошла предвыборные прогнозы. Несмотря на опасения организаторов выборов, активность избирателей была зачастую выше, чем на выборах других уровней. В ряде регионов - например в Кемеровской и Тюменской областях - явка превышала 60 %. Это говорит о том, что граждане России в гораздо большей степени, чем это считалось раньше, настроены на самостоятельное решение своих проблем на местном уровне.

В наших рядах - представители всех социальных групп российского общества. У нас более 30 тысяч первичных организаций, и задача обеспечения их соответствия числу избирательных участков в стране вполне решаема. Повторю: первичная организация должна быть создана на территории каждого из девяноста тысяч избирательных участков!

2.2. Политическая позиция, выработка стратегии и тактики, интеллектуальная жизнь Партии.

Прошедший год подтвердил, что Партия способна добиваться своих целей. Одна из причин этого успеха в том, что партия смогла получить общественную и экспертную поддержку. Обсуждение идеологических, экономических, политических проблем, диалог с регионами, формирование политических клубов, экспертных центров - все это показатели здорового развития партии, наличия постоянной внутрипартийной дискуссии.

Мы неоднократно отмечали, что традиционное для стран Западной Европы на протяжении целого столетия подразделение политических сил на "левых" - то есть социалистов и "правых" - то есть либералов-рыночников перестало быть столь явным. Пример Великобритании, Германии, а теперь и Польши, показывает, что "правые" и "левые" окончательно перемешались. Тем более это верно для России, страны с иной, чем в Западной Европе, политической культурой и историей. Что касается нашей партии, то мы - и здесь я с уверенностью могу сослаться на мнение наших региональных отделений - решительно уходим от самих этих понятий. Наш принцип - непротиворечивость задач эффективного рынка и социального развития.

Этот принцип особенно важен сейчас, когда появились желающие пристроить к партии "платформу". Тем, кто слишком увлекся этим, напомним, что поезд может уйти, а платформа останется.

Для тех, кто не извлек уроков из апрельского заседания Генерального Совета, повторю: мы ни в коей мере не против ценностей либеральной экономической и политической свободы, защиты собственности, прав человека, справедливого судопроизводства, правового порядка. Но мы против того, чтобы кто-то присваивал себе монополию на эти понятия. Ибо это - общечеловеческие ценности современного цивилизованного общества, гарантированные российской Конституцией.

Наши общие задачи мы сможем решить только при условии единства партии. Многим выгодно, чтобы "Единая Россия" увязла во внутренних разборках и не поднимала вопросы о том, что административная реформа идет с перебоями, миллиарды долларов идут мимо экономики, задачи удвоения валового внутреннего продукта и борьбы с бедностью решаются плохо.

Но граждане России ждут от нас решения всех этих проблем. "Единая Россия" - единственная партия, которая способна эти проблемы решить!

Уже само создание пропрезидентского большинства в Государственной Думе внесло вклад в повышение инвестиционного рейтинга России. Наша сплоченность обеспечила снижение налоговой нагрузки, повышение бюджетных доходов, резкий рост государственных инвестиций в здравоохранение и образование. И это - реальные результаты единства партии.

Только в единстве мы выполним свои обязательства перед избирателями. Только в единстве мы можем стать не партией для власти, а партией реальной власти.

При этом мы всегда говорили о вреде единомыслия, о необходимости широкого обсуждения внутрипартийных вопросов - и сегодня мы смогли вывести это обсуждение на новый уровень. Центральные органы партии последние месяцы находились в режиме непрерывной обратной связи с региональными отделениями. За это время от наших региональных отделений было получено более полутора тысяч электронных писем с изложением мнений по важнейшим вопросам развития страны и политического планирования. Особенно хочу выделить в этом отношении Ульяновское, Ставропольское, Марийское, Кировское и Красноярское региональные отделения, от которых мы получали наиболее полные и содержательные ответы.

В связи с этим не могу не сказать о партийном издании - газете "Единая Россия". Мы запросили из наших региональных отделений предложения по повышению идеологического и агитационно-пропагандистского влияния газеты "Единая Россия". Поступило много заинтересованных и содержательных ответов, причем большинство ответивших указали на необходимость увеличения ее тиража. Наше издание должно стать центром интеллектуальной жизни партии и, одновременно, рупором наших региональных, местных и даже первичных отделений, газетой всех наших сторонников. Газета партии должна в полной мере отвечать своему предназначению.

Внутрипартийное обсуждение важнейших политических вопросов, укрепление информационного взаимодействия с региональными организациями дают нам возможность более четко и предметно сформулировать стоящие перед нами цели и задачи.

Хочу отметить, что сегодняшний доклад является результатом суммирования мнений наших региональных отделений, наших депутатов, наших сторонников, результатом идущей внутрипартийной дискуссии.

II. НАШ ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

В последние годы нашей стране удалось в основном преодолеть последствия постсоветского кризиса, стабилизировать экономику, укрепить политическую систему и единство страны. Но мы видим, что этого недостаточно. Мы все еще запаздываем с ответом на стремительно нарастающие вызовы XXI века.

В мировой экономике происходит усиление конкуренции практически во всех отраслях, обостряется борьба за все виды ресурсов и рынки сбыта.

Обостряется борьба идеологий. Как крайние проявления этой борьбы выступают терроризм, межнациональные конфликты, локальные войны.

Разрыв между развитыми странами и остальным миром сохраняется, но мы видим все больше новых государств, которые готовы активно бороться за свое место в мире. Без решительного продвижения вперед Россия может не выдержать этой конкуренции. В таком случае под угрозой окажется само существование нашей Родины как единого, целостного государства, само существование нашего народа. Внешние вызовы дополняются рядом внутренних проблем. Это демографическая ситуация. Это разрыв между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения. Это разница в уровне развития регионов. Это нерешенность многих социальных и межнациональных проблем. Это недостаточная эффективность государственного управления. Мы прекрасно видим то, что происходит на наших границах, и прекрасно понимаем, что в основе так называемых "цветных революций" лежит недовольство населения уровнем жизни и качеством власти, усиленное теми или иными внешними воздействиями. Российское общество может наиболее динамично и полноценно развиваться только в рамках единого Российского государства, отстаивающего свои интересы. Народ России и ее территория скреплены общей историей, общими традициями, системой жизненных приоритетов и интересов. Но, как подчеркнул Президент, "Единство России - это не данность, за него необходимо бороться, укрепляя страну экономически, политически и духовно".

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАНЫ.

Уважаемые участники съезда!

Укрепление позиций Партии в обществе, на всех уровнях власти - наша приоритетная задача, наш вклад в развитие демократической политической системы, а значит, в достижение целей, которые стоят перед нашей страной.

Работа в парламентах всех уровней, партийное строительство и развитие политической системы важны не сами по себе, а именно как средства достижения нашей общей главной цели: материального и духовного благополучия граждан, обустроенности страны, силы и эффективности российского государства, обеспечивающих достойное место России в мире, ее безопасность, единство и политико-экономический суверенитет.

Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд важнейших социально-экономических и политических задач. Главная из них - всеобъемлющая и комплексная модернизация российского общества и государства, повышающая в самом широком смысле конкурентоспособность нашей страны в современном мире.

Эта задача включает в себя: рост "человеческого капитала", то есть обеспечение единства и сплоченности, духовного, нравственного и физического здоровья нашего общества, защиты прав и свобод личности; рост экономики, то есть обеспечение быстрого и качественного экономического развития, подъема уровня жизни граждан страны, улучшения всей экономической и социальной инфраструктуры; усиление государства, то есть повышение его эффективности, совершенствование его административной системы. Позвольте более подробно остановиться на этих задачах.

3.1. Человеческий капитал, сплоченность и единство общества. Сохранение традиций, моральных ценностей, культуры согласия между различными социальными группами, национальностями и вероисповеданиями, является жизненно важным условием для обретения достойного места в мире, укрепления единства страны. Все это формировалось веками, и именно на этот фундамент мы должны опираться сегодня, повышая нравственное здоровье общества.

К сожалению, в этой связи у нас накопилось много вопросов как к средствам массовой информации, так и к органам исполнительной власти, которые наделены полномочиями контролировать нравственно-этическое содержание теле-, радиопрограмм и печатных изданий.

Большую тревогу вызывают демографические тенденции. Но уверен, что мы способны их переломить. Необходимо помнить, что за пределами наших сегодняшних границ миллионы людей нашей культуры в бывших союзных республиках надеются на Российское государство как на своего защитника. Это вопрос не только внешней политики. Многие из них готовы переехать в Россию, и они должны получить возможности для нормальной жизни и работы.

Поручение Президента о выработке программы переселения соотечественников должно быть выполнено безукоризненно. Нам нужна целенаправленная миграционная политика, согласованная с задачами развития малонаселенных территорий и ориентированная на прием от 10 до 20 миллионов культурно близких нам людей в ближайшие 10 - 15 лет. Особенно из тех стран, где права наших соотечественников находятся под угрозой.

Мы способны переломить демографические тенденции не только в результате переселения, но, прежде всего путем поддержки здоровья нации, социально-экономической и моральной поддержки семьи как базовой ценности общества. Основные направления этой работы уже ясны.

Это повышение качества медицинского обслуживания. На будущий год мы выделяем средства на проведение общей диспансеризации работающего населения. Мы увеличили и будем увеличивать бюджетное финансирование здравоохранения, в том числе в рамках приоритетного национального проекта.

Это сокращение смертности среди людей молодых и средних возрастов, за счет повышения транспортной безопасности, снижения преступности, снижения числа отравлений алкоголем.

Это создание условий для массовых занятий спортом. Партия уже участвует в строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов - быстровозводимых и доступных по цене. Одновременно, мы работаем над вопросом о строительстве более крупных спортивных объектов. Здесь, в Красноярске, таким объектом мог бы стать Ледовый дворец. Думаю, что надо повысить роль Сибири в развитии зимних - и не только зимних - видов спорта.

Это поддержка моды на здоровый образ жизни. Мы ввели дополнительные запреты на продажу и потребление пива, а также ограничили его рекламу.

Это поддержка семейных ценностей, поддержка материнства и детства. Однодетная и тем более бездетная семья не должны восприниматься в обществе как норма. Мы сняли излишние ограничения для российских усыновителей. Мы обеспечиваем финансирование государственных родильных сертификатов, повышаем детские пособия - до 8 тысяч единовременное и до 700 рублей ежемесячное. Конечно, этого все еще недостаточно, поэтому мы предлагаем дополнить перечень приоритетных национальных проектов проектом "Дети России".

3.2. Рост экономики.

3.2.1. Политические условия и слагаемые экономического роста.

Я неоднократно говорил, и не боюсь повториться, что важнейшим средством решения большинства стоящих перед страной задач является быстрый, устойчивый и качественный экономический рост, плодами которого пользуется огромное большинство граждан страны. Партия "Единая Россия", опираясь на свою предвыборную программу и результаты ее реализации, может и должна предложить обществу и государству такую политику - политику роста.

Эта политика должна быть основана на трех отнюдь не противоречащих друг другу, а взаимно дополняющих задачах:

Первая. Раскрепощение экономической активности, предпринимательства, защита законно приобретенной собственности, быстрый рост доли малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг - ведь в Европе малый и средний бизнес дает до 60 процентов ВВП, а в России менее 20;

Вторая. Приращение человеческого капитала страны, рост уровня образования и квалификации трудящихся, морально-нравственного и физического развития наших граждан;

Третья. Повышение эффективности государственного регулирования и стратегического планирования в экономике.

Мы должны, и для этого есть все условия, покончить с хроническим недоинвестированием страны, ее важнейших отраслей и инфраструктуры.

Общество имеет полное право задать Правительству вопрос: почему в 2005 году профицит оказался таким большим, что Государственная Дума, в соответствии с законодательством, дважды пересматривала доходы и расходы бюджета в сторону увеличения? Правительство не просто занизило прогноз, оно занизило потребности и возможности российской экономики. Сохранять прежний подход к доходам бюджета - значит держать экономику на голодном пайке.

Деньги должны делать деньги! - Эту простую истину хорошо бы не забывать Министерству финансов. Ведь стерилизуя, а проще говоря, сжигая деньги, мы ослабляем свои производительные силы, лишаем экономическую машину того горючего, благодаря которому она могла бы двигаться быстрее.

Представление Минфина о том, что дополнительные бюджетные расходы обязательно увеличивают инфляцию, ошибочно. Оно исходит из того, что деньги - это только средство обращения и платежа. На самом деле деньги - это тоже производительная сила, способная создавать новые активы, а не только обслуживать уже существующие. У нас инфляция является прежде всего следствием роста производственных расходов, и преодолеть ее без обновления производственных фондов нельзя.

Образно говоря, чтобы сэкономить воду в системе ЖКХ, надо проложить новые трубы, а это уже вложения, инвестиции. Если их нет, ресурсы так и будут уходить в песок.

Сегодня, когда мировые цены на нефть в среднесрочной перспективе будут, скорее всего, оставаться на уровне 50-ти долл. за баррель, у нашей страны появился исторический шанс направить поток нефтедолларов на улучшение качества экономики и качества жизни граждан.

3.2.2. Необходимость долгосрочной программы развития - и расширения государственных инвестиций Одним из таких направлений являются вложения в сферу науки и образования, подготовки и переподготовки кадров. Это тем более важно, что нехватка квалифицированных кадров - существенный фактор, сдерживающий темпы экономического роста в стране.

Необходимо расширение государственных инвестиций в те сектора, куда мы пока не можем привлечь частный бизнес - прежде всего в инфраструктуру, наукоемкие и капиталоемкие отрасли. При этом государственные расходы должны быть ориентированы на привлечение средств из других источников, являясь гарантией последовательности инвестиционной политики. Должны быть определены и объемы финансирования отраслей, куда мы не планируем допускать негосударственных инвесторов. Новых технологий требуют различные отрасли, в том числе и энергетика. Здесь пересекаются вопросы инновационного развития и обеспечения энергетической независимости страны. Мое личное убеждение: будущее за безопасной атомной энергией. Отечественные разработки позволяют повысить экспортные возможности нашей страны и способны обеспечить первенство России в этой области на десятки лет. Примером является строительство энергоблока БН-800 на Белоярской атомной станции, на завершение которого мы предусмотрели выделение дополнительно 1 млрд. рублей в процессе доработки федерального бюджета на 2006 год. Речь идет о реакторе на быстрых нейтронах с принципиально новым топливным циклом, что радикально уменьшит радиоактивные отходы, снимет ресурсные ограничения, повысит безопасность атомных станций.

Еще одно перспективное направление атомной энергетики - энергоблоки мобильного морского базирования: например, КЛТ-40. Примерно такие же работают на наших атомных ледоколах. Они строятся в заводских условиях, при повышенных гарантиях безопасности, и в результате стоимость 1 киловатт-часа в изготовлении блока получается дешевле, чем в строительстве энергоблока традиционным способом, как минимум в три раза. Если мы хотим эффективно осваивать ресурсы российского Севера, возрождать Северный морской путь - некоторые наши конкуренты уже приглядываются к нему - то реакторы морского базирования необходимы. Кроме того, такие установки уже готовы покупать за рубежом. Это выгодно и безопасно.

Кстати, о выгоде. Вы, может быть, слышали, что недавно - буквально неделю назад - в Корее для российских заказчиков были спущены на воду три танкера ледового класса водоизмещением сто тысяч тонн. Да, это праздник. Но хотелось бы, чтобы этот праздник был на нашей улице. Такие танкеры надо строить в России. 23 ноября мы приняли в третьем чтении поправки в ряд законодательных актов в связи с созданием Российского международного реестра судов. Этот закон создает условия для возрождения нашего, Российского коммерческого флота.

Необходимо изменить систему государственного заказа на высокотехнологичную продукцию. Она должна включать в себя целевое кредитование под выполнение государственного заказа.

Все эти действия необходимо ориентировать на достижение конкретных результатов, которые можно проверить и измерить. Использование средств Инвестиционного фонда в 2006 году станет своего рода пилотным проектом, с учетом итогов которого мы будем планировать дальнейшие, более масштабные действия.

Цель государственного участия - конкурентоспособность на мировом рынке, а не включение государства в конкуренцию с бизнесом внутри страны. Государственное участие в экономике должно обеспечить национальную конкурентоспособность, должно поддержать экспорт высокотехнологичной продукции и продуктов переработки сырья; поддержать производства, в том числе сельскохозяйственные, способные конкурировать с импортом.

Это, конечно, далеко не все направления работы. Необходимо повышать кредитный потенциал банковской системы России, обеспечивать налоговую поддержку предприятий, занятых в инновационной деятельности в приоритетных отраслях, и многое другое. Но важно, чтобы все эти действия осуществлялись в рамках единой государственной программы, единой государственной экономической стратегии.

Наша партия будет принимать самое активное участие в выработке такой стратегии. Мы поставим вопрос перед Правительством о снижении НДС с 18 до 15 процентов. Но при этом бизнес должен пойти навстречу обществу: одновременно со снижением НДС должна обязательно повышаться зарплата работников. Уже есть инициатива принять оба решения одним законом, снижающим НДС и вводящим минимальный почасовой уровень оплаты труда, повышающий стандарты оплаты труда по сравнению с сегодняшним МРОТ. Решая эту задачу, важно не забывать о том, чтобы финансовое обеспечение работников бюджетной сферы не отставало бы от этого процесса.

Заодно пора решить давно назревшую проблему одновременного существования сразу двух МРОТ, "отвязав" минимальный размер оплаты труда от расчета штрафов и разного рода других платежей. Пора наполнить реальным смыслом это важнейшее экономическое и социальное понятие.

Снижение ставок НДС принесет наибольшую выгоду отраслям, работающим на внутренний спрос. Так, доля НДС в налоговых платежах в машиностроении превышает 42%, в электроэнергетике превышает 46%. У отраслей, ориентированных на экспорт, эта доля существенно меньше. Выгодно снижение НДС и конечным российским потребителям.

Кроме снижения НДС мы поставим перед Правительством такие вопросы, как предоставление дополнительных инвестиционных льгот по налогу на прибыль; отказ от НДС на авансовые платежи; отмена таможенной пошлины на ввоз оборудования, аналоги которого не производятся в России. Эти меры не просто снизят налоговую нагрузку, но и будут прямо стимулировать расширение производства и создание новых рабочих мест.

3.2.3. Развитие рыночных институтов

Кроме создания налоговой системы, стимулирующей развитие, мы должны продолжить создание других элементов рыночной системы. Многие проблемы сегодняшнего дня, в том числе так называемое "бегство капиталов" и недостаточный рост инвестиций связаны как раз с тем, что система рыночной экономики сформирована у нас далеко не полностью. Макроэкономической стабильности оказывается недостаточно, чтобы бизнес переходил от краткосрочных сделок к долгосрочным масштабным проектам.

Развитие рыночных институтов важно не только для предприятий, но и для рядовых потребителей. Многие тысячи людей сегодня пользуются потребительскими кредитами. Увеличение числа этих кредитов уже оказывает положительное воздействие на производство в России некоторых видов бытовой техники. Развитие системы ипотечного кредитования должно вывести на новый уровень возможности граждан улучшить свою жизнь.

Мы приняли закон об усилении государственного контроля в сфере оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Он важен не только сам по себе, но и как основа для дальнейшего усиления государственного контроля в данной сфере. Это серьезный удар по производству некачественной продукции, от которой в год погибают, по разным подсчетам, до 30 тысяч наших сограждан. И мы будем, несмотря на сопротивление - да-да, именно сопротивление - последовательно идти к полной государственной монополии на оборот спирта.

Кроме того, мы должны:

защитить законно приобретенную собственность; мы исходим из того, что право собственности, как базовое в экономических отношениях, должно быть абсолютно устойчивым. Именно поэтому мы поддержали инициативу Президента о сокращении с 10 до 3-х лет срока исковой давности по недействительным сделкам;

укрепить судебную систему, добиться повышения качества судебных решений;

обеспечить соблюдение заключенных договоров, защитить долгосрочные инвестиционные контракты, защитить тех инвесторов, кто объективно заинтересован в полной выплате налогов и "белой" зарплате своих работников;

максимально исключить возможности произвольного административного вмешательства;

модернизировать систему статистики;

установить четкие рамки вмешательства правоохранительных органов в хозяйственную жизнь.

3.2.4. Непротиворечивость задач экономического и социального развития

Иногда приходится слышать, что задачи экономического и социального развития противоречат друг другу, что нужно делать выбор между экономическим ростом и решением социальных проблем. Категорически не согласен с таким взглядом, тем более, что этот взгляд опровергается не только российским, но и мировым опытом.

Предложенные Президентом приоритетные национальные проекты положили начало новому отношению государства к социальной сфере. Фактически, это возвращение государства к вопросам собственной жизнеспособности. Мы всегда были убеждены в том, что социальные расходы, расходы на бюджетную сферу, должны рассматриваться прежде всего как эффективные инвестиции, а не как инфляционный фактор. Этот принцип был отражен в нашей предвыборной программе. Теперь, после выдвижения Президентом приоритетных национальных проектов, он должен стать основополагающим уже не только для Государственной Думы, но и для всех других органов власти. Так, модернизация образования и здравоохранения могут дать в XXI веке такой же эффект для развития страны, какой в XIX - XX веках давали строительство железных дорог или автопром.

Развитие рыночных институтов и все инвестиции - в развитие высокотехнологических производств, в добычу сырья, в его переработку, в жилищно-коммунальное хозяйство, в транспорт - окажутся эффективными только в том случае, если мы одновременно обеспечим инвестиции в человека, инвестиции в социальную сферу. Важно понимать: повышение уровня и качества жизни - не только цель, но и ресурс развития страны.

Приведу пример. Сегодня много говорят о продвижении высоких технологий, но часто забывают о тех, кто эти технологии создает. Мы будем настаивать на увеличении выплат за ученые степени кандидата наук - с 900 рублей до 3 тысяч рублей, и доктора наук - с полутора тысяч до 7 тысяч рублей. На носителях интеллектуального потенциала страны нельзя экономить!

Экономические и социальные задачи тесно переплетаются в приоритетном национальном проекте "доступное жилье". Неразделимы они и в национальном проекте развития агропромышленного комплекса. На селе должны достойно жить и достойно зарабатывать - и это сразу скажется и на демографической обстановке, и на продовольственной безопасности, и на темпах экономического роста.

Понимая огромное значение для России сельского хозяйства, мы стараемся делать системные шаги по его поддержке. Введен облегченный порядок перехода на единый сельхозналог, принят закон о Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В этом году "Единая Россия" добилась своевременных госзакупок зерна - чтобы уровень цен не разорил производителей. Мы обеспечили сельхозпроизводителям компенсацию потерь из-за роста цен на топливо.

Повышение качества жизни большинства граждан возможно только при проведении государством целенаправленной социальной политики. Она должна строиться и на предоставлении социальных гарантий, и на создании условий для развития.

Главные цели повышения денежных доходов населения на сегодняшний день всем известны. Это - борьба с бедностью, прежде всего с бедностью работающего населения. Это развитие внутреннего рынка. Мы должны вывести из-за черты бедности как можно больше людей - в конечном счете, это первая задача и социальной, и региональной, и бюджетной политики.

Что для этого необходимо?

становление действенной системы адресной социальной помощи, прямой государственной поддержки пенсионеров, инвалидов и других незащищенных категорий граждан,

стимулирование работодателей к увеличению уровня оплаты труда во внебюджетной сфере - об одном из таких предложений я только что говорил,

опережающие темпы роста зарплат работников бюджетной сферы. Государство может делать это, в том числе, применяя более гибкий подход к составлению тарифной сетки.

Повышение зарплаты в бюджетной сфере, где государство является непосредственным работодателем, является не менее важной составляющей модернизации, повышения качества услуг, чем материально-техническая оснащенность.

Мы исходим из того, что любое повышение заработной платы, пенсий, пособий должно быть ощутимым, а не символическим, и мы не раз добивались пересмотра графика повышений зарплат в бюджетной сфере.

В партии обсуждаются и другие конкретные предложения по укреплению системы социальных гарантий. Среди них - формирование полноценной системы медицинского и социального страхования, увеличение роли страховой составляющей в пенсионной системе.

Важной гарантией социальных прав граждан и способом снижения инфляции является контроль за ценами естественных монополий. Государственное регулирование должно быть активизировано не только в традиционных сферах контроля, но и в сфере оборота моторного топлива и нефтепродуктов. Это - вопрос обеспечения экономического единства страны!

3.2.5. Региональная политика и межбюджетные отношения Нам необходима новая региональная политика, основанная на единых для страны социальных стандартах. Мы должны, во-первых, обеспечивать равенство социальных прав и гарантий на всей территории России, а во-вторых, стимулировать органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления к развитию своих территорий.

При этом необходимо поддерживать развитие, а не иждивенческие настроения. Другое дело, что не следует путать иждивенчество и обоснованные требования обеспечить положения Конституции о равенстве прав граждан. Кроме того, не будем забывать о том, насколько многообразные факторы влияют на сегодняшнюю разницу в социально-экономическом положении субъектов федерации. Где-то это запасы сырья, пользующегося спросом на мировых рынках, где-то это крупные предприятия, построенные еще в советские годы всей страной, где-то - выгодное географическое, транспортное положение. Всегда надо задавать вопрос, в какой мере экономический успех региона обеспечен эффективной работой его руководителей. Какое-то перераспределение средств совершенно оправданно, вопрос - в каком масштабе и как именно перераспределять. В связи с предстоящей муниципальной реформой нам еще предстоит дать ответ на этот вопрос.

3.3. Административная реформа и эффективность власти

Задачи модернизации страны и реализации приоритетных национальных проектов требуют повышения качества государственного управления на всех его уровнях. Почему?

Только государство может согласовать задачи экономического роста и задачи развития социальной сферы, тем самым, создавая условия для долгосрочного развития.

Только государство может преодолеть разобщенность и разнонаправленность интересов разных отрядов бизнеса, стимулировать переток капитала из сырьевых отраслей в несырьевые.

Только целенаправленная политика государства может компенсировать сегодняшнюю низкую инвестиционную привлекательность России, недостаток вложений в инфраструктуру.

Необходимо усиление роли государства при одновременном изменении этой роли. Очевидно, что для этого нам нужен современный государственный аппарат.

Давайте посмотрим, каковы на сегодня результаты административной реформы. Несмотря на установки, данные Президентом, и четкие принципы, заложенные в указах главы государства, несмотря на создание Парламентом необходимой законодательной базы, мы не видим повышения качества работы органов исполнительной власти.

Мы не видим сокращения их аппарата. Мы видим совершенно обратный процесс. Число чиновников сегодня превысило полтора миллиона и более чем вдвое перекрыло армию чиновников Советвского Союза в конце 80-х годов. Что это? Скрытая форма борьбы с безработицей? Давайте так и скажем! Но если так, то она слишком дорого обходится нашим налогоплательщикам!

Партия "Единая Россия" имеет полное право ставить этот вопрос еще и потому, что единственным федеральным органом государственной власти, где был ощутимо сокращен аппарат - более чем на 20 процентов - стала Государственная Дума. Мы приняли закон "О государственной гражданской службе", но его возможности далеко не полностью используются в органах исполнительной власти на практике.

Рост бюрократии приводит к феномену "испорченного телефона", когда приказ начальства, спускаясь по служебной лестнице, искажается до неузнаваемости, или вообще не доходит до адресата.

Из ответов на депутатские запросы в органы исполнительной власти каждый четвертый поступает с нарушением срока. То есть в 25 % случаев руководители не могут вовремя ответить, как обстоит дело в их министерствах, агентствах и службах.

Государственная Дума не раз была вынуждена вносить изменения в принятые ранее законы, потому что Правительство не выдерживало сроков подготовки необходимых подзаконных актов даже для внесенных им законопроектов.

Задачи удвоения ВВП и преодоления бедности, поставленные Президентом в 2003 году, за два года так и не конкретизированы на правительственном уровне, не говоря об уровне отдельных министерств и ведомств.

Нам необходимо инновационное развитие. Но, к сожалению, часто попытки внедрить новые технологии вязнут в чиновничьих кабинетах. Причины могут быть различные: иногда, по принципу "моя хата с краю", иногда нежелание работать, а иногда желание - "быть в доле", получить прямую личную выгоду от проекта. Пока разработчика гоняют по инстанциям, технология устаревает, и эффект от ее внедрения практически сводится к нулю. Изобретения вместе с изобретателями и экономическим эффектом уходят за границу. Полагаю, что за такие действия, а вернее бездействие, чиновник должен нести ответственность. Причем увольнение с работы - должно быть самой мягкой формой этой ответственности.

Качество государственного управления, особенно в связи с предстоящим расширением государственных инвестиций, не должно отставать от качества бизнес-управления, оно должно ориентироваться на экономичность и эффективность. Установление четких требований к использованию средств бюджета - важнейшее условие для контроля за государственным аппаратом. В этой связи уместно поставить вопрос об усилении роли Счетной палаты не только в оценке законности и правильности использования государственных финансовых ресурсов, но и в повышении эффективности их использования. Ведь это мощный инструмент Парламента в его работе с административным аппаратом.

Сила государственной власти не в том, чтобы принимать все решения в стране, а в том, чтобы все принятые решения выполнялись. Чтобы государственный аппарат выполнял свои задачи в соответствии с законом, Партия обязана обеспечить персональную ответственность, четкую регламентацию деятельности должностных лиц, парламентский и общественный надзор за использованием бюджетных средств. Чем шире будет сфера такого контроля, тем уже будут возможности для неэффективности, нарушений закона и коррупции.

Государство - не "вещь в себе", а инструмент общества. Мы не можем и не должны относиться к государству как просто к государственному аппарату. Те свершения, которые выводили нашу страну на ведущие места в мире по уровню технологического развития, обеспечивали завоевание космоса, те свершения, которые позволили нашей Родине отстоять свободу и независимость, принести свободу от фашизма странам Европы, творились не ради государственного аппарата.

Задача нашей партии - обеспечить такие условия, при которых деятельность всего государственного аппарата будет четко привязана к общенациональным целям - в экономике, социальной сфере, культурном развитии.

IV. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ НА БЛИЖАЙШИЙ ПЕРИОД. СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - ПОТЕНЦИАЛ РОСТА 2006 год очень важен для нас. От решения задач развития в этом году зависит, какой путь будет выбран в дальнейшем - продолжение развития или возврат к так называемой "стабилизации". Только это будет уже не стабилизация, а деградация потенциала страны.

Прежние подходы исчерпали себя. Нужны новые подходы к поддержке производства и к налоговой политике, к ограничению инфляции и к обретению достойного места в мировой экономике, к решению проблем социальной сферы и к повышению качества государственного управления.

Думаю, что в выработке этих подходов нам обязана помочь и наша молодежь. Десять дней назад была реформирована наша молодежная организация, ставшая "Молодой Гвардией "Единой России"". Хочу пожелать, чтобы она стала настоящей молодежной политической, подчеркиваю это слово, политической организацией. Уверен, что сегодняшняя молодежь ищет не только развлечений, но и возможностей удачного жизненного старта, хорошо оплачиваемой работы, качественного образования, создания семьи. Надо смело ставить перед Партией и страной насущные для молодого поколения вопросы.

Государственная политика и деятельность нашей Партии должна быть в первую очередь активизирована в стратегических отраслях и в стратегических регионах - прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока. Эта тема требует особого обсуждения. Некоторых вопросов я уже коснулся в своем выступлении, и мы еще будем говорить об этом сегодня. Хотел бы подчеркнуть главное: в развитии Сибири и Дальнего Востока - будущее России.

Сибирь и Дальний Восток России значительно больше Европы. Но плотность населения здесь меньше европейской во много раз. Остановить депопуляцию и обеспечить рост численности населения - наша первая задача, и решить ее мы обязаны в ближайшее время. Иначе - осваивать эти богатейшие территории будет уже некому.

Большая территория - наше конкурентное преимущество. Необходимо кардинально усилить транспортную инфраструктуру, без которой эффективность любых экономических решений и мер падает на порядок. Для этого нужно построить новые и продолжить имеющиеся авто- и железнодорожные магистрали, построить новые аэропорты международного класса, развивать транспорт углеводородов, восстановить ледокольный и транспортный флот, а также активнее использовать внутренние водные пути.

Знаете ли вы, уважаемые делегаты, что из всех грузов, которые перевозятся в мире с Запада на Восток и с Востока на Запад - железными дорогами, по морю, авиатранспортом - на долю государств ЕврАзЭС приходится лишь около полутора процентов этого грузооборота? До сих пор не сформирована сеть федеральных транспортных коридоров, связывающих все экономические регионы Российской Федерации. Дорожная сеть соседних регионов почти везде остается разобщенной. Скорость доставки грузов и пассажиров по железной дороге - непозволительно низка. Неэффективное бюджетное планирование тоже внесло свой вклад - нам предлагают выделять дополнительные средства на автодорожное строительство зимой. Качество освоения этих средств любой может себе представить. Здесь, в Красноярске, в географическом центре России, необходимо сформировать центр международной континентальной инфраструктуры с ее транспортной, энергетической и телекоммуникационной составляющей.

Гидроэнергетические ресурсы Сибири и Дальнего Востока составляют 80 процентов от общероссийских. Чтобы использовать этот потенциал требуется в первую очередь завершить начатое строительство: Богучанской ГЭС, Бурейской ГЭС, Усть-Среднеканской ГЭС, а также реконструировать и перевооружить ряд других станций, развивать атомную энергетику, продолжить газификацию территорий. В недрах Сибирских и Дальневосточных земель сосредоточена большая часть всех разведанных российских природных богатств: 77 процентов нефти, 85 - газа, 80 - угля, 99 - металлов платиновой группы. Эти ресурсы - самый надежный капитал для будущих поколений россиян. Капитал, который не боится инфляции и всегда будет востребован. Сегодня мы должны обеспечить не только рациональное освоение природных ресурсов, но и разведку и разработку новых месторождений. Эта задача непосредственно связана с модернизацией промышленности и внедрением новых технологий.

Опираясь на модели частно-государственного партнерства, заключая концессионные договоры, создавая особые экономические зоны, мы можем и должны сделать Сибирь и Дальний Восток территориями инновационного роста, привлекательными для инвестиций. В следующем году на развитие Дальнего Востока направляется 8 млрд. рублей. Столь значительная сумма выделена впервые. Сибиряк всегда был основательным и крепким хозяином. Как раз эти качества очень нужны сейчас стране. С такими людьми Россия просто не может проиграть в мировой конкурентной борьбе. Непосредственным вкладом "Единой России" в развитие человеческого капитала Сибири и Дальнего Востока станет партийный проект в сфере образования. Его центр будет здесь, в Красноярске, где предлагается создать Государственный национальный университет - университет нового поколения. Наша партия берет его создание под свой контроль. Нам нужны кадры, готовые к решению самых сложных задач национального уровня, способные управлять страной. Именно здесь будут готовиться такие специалисты, обладающие прикладными знаниями.

В этой связи должна быть модернизирована вся инфраструктура интеллектуальной деятельности - от лабораторий до библиотек. Красноярская научная библиотека в перспективе должна стать мощным исследовательским и культурным центром не только общероссийского, но и международного значения. Считаю, что Сибирь и Дальний Восток - с их огромным и пока еще не востребованным до конца природным, научно-образовательным, человеческим потенциалом - могут быть центром реализации многих других проектов в самых различных сферах. А экономический и социальный эффект от них будет ощутим не только здесь, но и в других регионах нашей страны. Единство страны - это единство регионов и единство народа. Мы должны сделать так, чтобы гражданин России жил достойно - вне зависимости от того, живет ли он в европейской части страны или в Сибири, в городе или в деревне, в столице или на далеком рубеже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПАРТИЯ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Уважаемые делегаты и гости съезда! Сам уровень и потенциальная опасность вызовов не дают нам права работать медленно и нерешительно. Говорят, что в России медленно запрягают, но быстро ездят. Если мы хотим видеть свою страну успешной - нам придется научиться быстро запрягать. "Единая Россия" является сегодня ведущей политической силой, обеспечивающей последовательную модернизацию общества и государства, развитие страны, с опорой на вековые традиции народов России и достижения нашей истории. Уже в 2003 году нашу идеологию и программу поддержали большинство избирателей. На очередных парламентских выборах по пропорциональной системе, когда граждане России будут делать четкий выбор между программами разных партий, мы должны добиться неоспоримой победы, получить твердое парламентское большинство.

Мы, при поддержке Президента, сумели добиться того, что сегодня обозначен новый курс развития страны. Теперь мы должны закрепить и продолжить этот курс и добиться его полного успеха. Ради нынешних и будущих поколений! Ради Единой, Сильной и Процветающей России!