Процесс осуществления проекта строительства железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси фактически начат. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM сообщил председатель спортивно-культурного союза Джавахети (армянонаселенный регион Грузии - ред.), член совета Демократической партии Джавахка Ваагн Чахалян.

По его словам, после завершения подготовки технико-экономического обоснования, предполагаемые участки строительства магистрали посетили представители некой японской организации, претендующей на участие в тендере, и министр строительства Грузии. "Жителям домов, расположенных по предполагаемой магистральной трассе предлагается продать свои участки, некоторым уже названы определенные суммы, ведется широкая пропагандистская работа. Состоялись также конфиденциальные встречи визитеров с местным руководством", - проинформировал Чахалян.

Вместе с тем он отметил, что армянское население региона выступает категорически против реализации данного проекта. "Это противоречит интересам как Армении, так и Джавахка, поскольку усилит проникновение турецкого элемента в регион, а также закрепит коммуникационную блокаду Армении. Мы намерены активно препятствовать работам всеми возможными средствами", - заявил Ваагн Чахалян.

Отметим, что строительство данной железной дороги будет осуществляться в обход ныне существующей, но не действующей железной дороги Карс - Гюмри (Армения) - Тбилиси. Напомним, что группа поддержки Армении в Конгрессе США во главе с конгрессменами Френком Паллоном и Джоном Ноленбергом направила письмо на имя государственного секретаря США Кондолизы Райс с просьбой воздержаться от финансирования данного проекта, как противоречащего долгосрочным интересам Вашингтона в регионе. Ранее о нецелесообразности финансирования данного и любого другого коммуникационного проекта в обход Армении высказывались ряд европейских политиков, считающих, что Турция на пути вступления в ЕС должна наладить свои отношения со всеми соседними государствами, в том числе Арменией, и разблокировать границу с этой республикой. Армянские специалисты склоняются к той точке зрения, что строительство железной дороги из Турции в Грузию, а далее в Азербайджан в обход Армении поставит точку в коммуникационных устремлениях Армении и сделает ее полную изоляцию свершившимся фактом.

Кроме того, проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси не включен в международную программу ТРАСЕКА. Здесь указана необходимость задействования железной дороги Карс-Гюмри-Тбилиси. Против этого проекта выступают также официальные лица Армении. В частности, министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян ранее заявил, что Армения сделает все для того, чтобы воспрепятствовать строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки, поскольку это невыгодно не только Армении, но и всему региону.

В ходе совместной с премьер-министром Армении Андраником Маргаряном пресс конференции премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил в Ереване, что Грузия всячески будет способствовать развитию альтернативных транспортных сообщений Армении, а также содействовать возможности задействования железной дороги Карс (Турция) - Гюмри (Армения) - Тбилиси. На вопрос, почему в таком случае грузинская сторона участвует в проекте строительства железной дороги Карс - Ахалкалаки (Грузия) -Тбилиси в обход Армении, Зураб Ногаидели ответил, что "мы будем участвовать во всех проектах, которые экономически будут выгодны для Грузии". "Однако, ни один проект, осуществляемый в Грузии, никогда не будет направлен против Армении", - заверил грузинский премьер.

Напомним, что ранее министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что Азербайджан и Грузия не имеют морального права выделять из своего бюджета средства для строительства железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку. По его словам, инвестировать в строительство данной магистрали бессмысленно, поскольку указанные страны уже связаны существующей железнодорожной коммуникацией, проходящей через территорию Армении Карс (Турция) - Гюмри (Армения) - Тбилиси. Между тем, делегации парламентов Грузии и Армении поспорили на заседании Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) в Тиране по вопросу строительства железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Тбилиси. По словам члена парламентской делегации Грузии, заместителя председателя комитета транспорта, экономики, торговли и экологии Генассамблеи Давида Саганелидзе, поводом для этого послужил представленный им на прошедшем 21-26 ноября заседании доклад "Транспортная связь и транспортные коридоры между странами Черноморского бассейна", в котором фигурировал проект железнодорожной магистрали. "После представления доклада выступил глава армянской делегации, спикер Национального Собрания Армении Артур Багдасарян и потребовал у грузинской делегации изъять этот пункт из доклада и внести вместо него проект восстановления движения по линии Карс-Гюмри-Тбилиси-Баку", - заявил Саганелидзе. Представленная армянской стороной инициатива была принята в ПАЧЭС при поддержке российской делегации.

По предварительным подсчетам, строительство железной дороги из Карса в Ахалкалаки протяженностью в 98 километров, а также модернизация дороги Ахалкалаки -Тбилиси обойдутся в $400-500 млн.