Риск возникновения чрезвычайных ситуаций в Воронежской области в будущем году увеличится - такой прогноз дается в статье "Техноген", опубликованной в "Российской газете" - Черноземье" в номере от 30 ноября. "В 2006-м году в регионе будут возникать чрезвычайные ситуации, связанные с выбросами химически опасных веществ на предприятиях, использующих в производстве аммиак, аварии на системах жизнеобеспечения и крупные автомобильные катастрофы - такой прогноз сделали специалисты областного Управления ГО и ЧС", - пишет автор материала Лариса Карташова.

Автор статьи напоминает, что в этом году в Воронежской области произошли 3 крупные чрезвычайные ситуации, последняя из которых - на заводе "Воронежсинтезкаучук" на прошлой неделе (ИА REGNUM подробно сообщало о случившемся). Тогда, напомним, в цехе полимеризации предприятия в ходе ремонта разгерметизировалась емкость, что спровоцировало взрыв и возгорание стирола. Один человек погиб, двое были госпитализированы в ожоговый центр. Другая чрезвычайная ситуация сложилась в начале сентября, когда на водохранилище в центре Воронежа загорелся бункер с горючим, и 17 тонн солярки оказалось в воде. "А открыла "сезон" ЧС в этом году авария на Лискинском мясокомбинате, где, опять же, при проведении профилактических работ был поврежден аммиакопровод: около тонны вредного вещества попало в атмосферу. К счастью, обошлось без человеческих жертв - если не считать шестерых работников, госпитализированных с диагнозом "отравление аммиаком легкой степени".

Как отмечает автор статьи со ссылкой на мнение специалистов, "риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера многократно увеличивается ввиду старения и изношенности основных производственных фондов. В Воронежской области основной причиной аварий на предприятиях является именно износ оборудования (в некоторых отраслях промышленности он достигает 75-ти процентов). Зачастую причиной ЧС становится нарушение технологического процесса и производственной дисциплины. Есть вопиющие случаи, когда предпосылки чрезвычайных ситуаций возникают на предприятиях по причине их "заброшенности". Так было с одним из воронежских молокозаводов, который не работал с июня 2004-го. И когда в марте этого года на холодильной установке произошла утечка аммиака, поблизости не оказалось обслуживающего персонала. Только благодаря бдительному охраннику, учуявшему - в буквальном смысле слова - неладное и оперативно вызвавшему спасателей, чрезвычайной ситуации удалось избежать".

В числе объектов, несущих в себе потенциальную опасность возникновения техногенных аварий, в статье названы трубопроводы - через территорию области проходят 4 тысячи километров магистральных газо-, аммиако- и нефтепроводов, кроме того, здесь расположены 7 компрессорных и перекачивающих станций. Большинство труб прокладывались в 60-70-е годы прошлого века, и приблизительно половина из них имеет срок эксплуатации более 25 лет, четверть - более 30. "Особое беспокойство вызывает магистральный аммиакопровод "Тольятти - Одесса", который, по мнению спасателей, нуждается в комплексном обследовании на предмет коррозийных повреждений труб, особенно в точках пересечения с крупными водными объектами и дорогами.

Другой зоной риска автор статьи называет областное жилищно-коммунальное хозяйство, а сегодня это 337 водопроводных и 115 канализационных насосных станций, 608 трансформаторных подстанций, 2120 котельных, 7,5 тысячи километров водопроводных сетей, полторы тысячи тепловых, 1,3 тысячи канализационных. Помимо того, что жилищно-коммунальной инфраструктуры в области недостаточно, она до предела изношена. "Воронежцы не понаслышке знают, что такое дефицит (почти 200 тысяч кубов) воды. В дефиците также тепло (60 тысяч гигакалорий/час). В случае же с канализованием речь вообще идет о 70-ти миллионах кубов. Сегодня степень износа котельных - 52 процента, водопроводных сетей - 64, канализационных - 70: того и гляди, где-нибудь "рванет". И без того "ветхая" коммунальная инфраструктура несет на себе "ненормативную" нагрузку, что в свою очередь чревато разного рода авариями".

Как отмечается в материале, согласно статистике, в 80 процентах случаев причиной различного рода аварий и катастроф является человеческий фактор. "Присутствие человека в любом технологическом процесс неизбежно, и многое зависит от того, каково профессиональное, психологическое, моральное состояние работника, от того, насколько он социально защищен и материально обеспечен. А это значит, что в какой-то степени обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций техногенного характера можно, выполнив одно непременное условие: необходимо защитить того конкретного человека, который может послужить в качестве "детонатора" ЧС. Решить эту задачу можно только комплексно - при участии государства, местной власти и, безусловно, работодателя".

Тему техногенных катастроф подхватывает "Новая газета" в Воронеже" (номер от 2 декабря) материалом "Химия и жизнь". В подзаголовке полностью отражена суть публикации: "Завод "Синтезкаучук" против Воронежа". Автор публикации Александр Ягодкин коротко напоминает фабулу происшедшего на заводе СК и реакцию пресс-службы предприятия, которая охарактеризовала разрушения в цехе как небольшие, и заявила, что никаких экологических последствий аварии нет. Однако, напоминает автор материала, в МЧС России сообщили, что "взрыв и пожар могут иметь самые серьезные последствия, поскольку на заводе используются опасные химические вещества. Добрые хозяева завода пообещали семье погибшей около 96 тысяч рублей, а на лекарства пострадавшим дали 50 тысяч. Производства латексов и термоэластопластов быстро-быстро вышли на плановые нагрузки. Цех полимеризации ремонтируют, он уже почти восстановлен и будет снова заколачивать денежки".

Это, напоминает журналист, не первая катастрофа, произошедшая на СК: в 60-х годах крупный взрыв унес не только десятки человеческих жизней, но и надолго отравил реку Дон. Тут же автор статьи вспоминает о другой крупной техногенной катастрофе - в 1984 году в индийском городе Бхопале, где на заводе пестицидов взорвалась емкость с токсичным газом метилизоцианат: в результате за 5 дней скончались от 2 до 5 тысяч человек (по разным подсчетам), а в следующие 10 лет были зарегистрированы еще 4 тысячи смертей от отравления.

"Контрольным пакетом ОАО "Воронежсинтезкаучук" владеет компания СИБУР. Олигарх Голдовский прикупил его по случаю в прежние времена. История Голдовского типична и отвратительна, как и все крупнейшие современные состоянии, нажитые самым бесчестным путем. Так вот, по мнению ряда ученых, олигархи от сырьевой химии неотвратимо ведут наш город к трагедии в Бхопале. Взрыв этот случился потому, что олигархи строят самые опасные и грязные производства в нищих странах, где на безопасность можно не тратиться. Заботит ли олигархов здоровье воронежцев? Это, как говорил боец Сухов, вряд ли. Наоборот, именно экономия на бессловесных туземцах позволяет олигархам получать максимальную прибыль".

Когда произошла трагедия в Бхопале, пишет автор материала, владелец завода выплатил за погибших по 800 долларов, если бы что-то подобное произошло в США, они заплатили бы от 3 до 7 миллионов долларов за каждого пострадавшего. "Воронеж - не США, здесь за убитых платят в тысячу раз меньше".

В статье затрагивается и другая сторона проблемы. "Под заводом СК, сточные воды которого льются в Воронежское "море", расползлось пятно некаля. Эксперты утверждают, что некаль по эффективности близок к лучшим образцам боевых отравляющих веществ". Тут же автор статьи цитирует экспертов, в числе которых главный санитарный врач Воронежской области Михаил Чубирко: " Наибольший вклад в химическое загрязнение водохранилища вносят ОАО "Воронежсинтезкаучук", ОАО "Воронежшина". Очищенная сточная вода, поступающая с ОАО "Воронежсинтезкаучук", содержит загрязняющие вещества в концентрациях, превышающие допустимые для рыбохозяйственных водоемов: азот нитритов -1,4 ПДК, железо 3,7 ПДК, нефтепродукты 7,2 ПДК".

Не обошел тему аварии на СК и еженедельник "Берег". В статье "Эхо ночного взрыва" делается попытка оценить масштабы вреда, нанесенного окружающей среде. Журналисту Анне Жидких удалось побеседовать с заместителем начальника городского управления охраны окружающей среды А. Кучиным. По его мнению, "в Воронеже удалось локализовать очаг загрязнения только за счет слаженных действий всех призванных ликвидировать аварию городских служб, в том числе - и нашей. Масштабы беды уменьшило и то обстоятельство, что на момент взрыва в емкости находилось остаточное количество стирола; может, демонтаж оборудования проводили или еще какие-то работы - информация на этот счет у нас очень скудная. Нет средств и на проведение собственного мониторинга прилегающей к заводу территории: он сегодня осуществляется силами самого предприятия и лабораториями Роспотребнадзора и Ростехнадзора. Мы прекрасно понимаем, что виновнику происшествия всегда есть что скрывать, и доверять данным завода на сто процентов - по меньшей мере наивно. Что касается перспектив выноса опасного предприятия за пределы городской черты, могу сказать одно: это должен быть не только административный, но и - гражданский процесс. А общество у нас инертно, его нужно организовывать. Люди не понимают степень опасности, в которой живут. Одно дело - постоянный уровень концентраций примесей, к нему организм привыкает, адаптируется. Другое - аварийный выброс, последствия которого могут проявиться не сразу. Поэтому надо бороться за переселение жителей из санитарно-защитной зоны "Воронежсинтезкаучука" - на это реально выбить деньги из центра".

Тема качества бензина, продаваемого на территории Воронежской области, поднимается в статье "Химичишь с бензином - прогоришь!", опубликованной в областной газете "Коммуна" (номер от 1 декабря). "Каждый четвертый литр топлива, проданный на российских АЗС, по статистике МВД, - поддельный. Правда, в случае с фирменными заправками, Юкоса, Лукойла, ВТК, вопрос фальсификации топлива не стоит, поскольку качество горючего проверяется на нефтеперерабатывающих заводах перед заправкой бензовозов, затем на нефтебазе и потом уж на самих АЗС". В Воронежской области основные участники розничного топливного рынка - известные фирмы и около 38 процентов мелких продавцов. Именно последние и получают прибыль, чаще всего, путем реализации некачественного продукта, а проще говоря, прямогонного бензина - сегодня в производстве нефтепродуктов на его долю приходится около 30 процентов. "Так, владелец АЗС приобретает прямогонный бензин, облагающийся нулевым акцизом, перерабатывает его в кустарных условиях и затем продает как качественное топливо. При этом октановое число "прямогонки" в 54-66 единиц искусственно повышается до норм высокооктановых смесей (не ниже 80)". По данным, приведенным в статье, у 70 процентов АЗС, работающих на территории Воронежской области (всего их более 370), отсутствует заключение экологической экспертизы.

"В суррогатных ГСМ используются высокотоксичные компоненты (бензол, толуол, ферроцен и др.), которые влияют на износ узлов и деталей автомобиля. Так, по данным Центра независимой потребительской экспертизы, в 2004 году в центр обратилось более сотни владельцев дорогих иномарок, которые вышли из строя в результате использования некачественного бензина. От него страдают не только автомобили - огромный вред наносится экологии и здоровью людей. По словам главного эколога Воронежской области Анатолия Бородкина, замеры на перекрестках по саже, свинцу и тому подобным вредным веществам превышают предельно допустимые нормы на 30-50 процентов. В Воронеже не менее 80 процентов всех атмосферных загрязнений, выбрасываемых в атмосферу, приходится на автотранспорт", - отмечается в материале.

Выход специалистам видится в принятии специального закона, регламентирующего качество бензина и ГСМ, и Минпроэнерго уже представил в Думу соответствующий законопроект. "Согласно этому документу, в России скоро будут введены более жесткие требования к бензинам, чтобы они стали чище и лучше. Кроме того, согласно новому регламенту нефтяным компаниям будет выгоднее производить топливо, соответствующее стандартам Евро-4, так как в этом случае он будет облагаться пониженными акцизами. Одновременно с этим предусматривается введение очень больших штрафов для тех фирм, которые выпускают некачественный бензин". Однако принятие закона может затянуться, и в лучшем случае его реализация начнется в 2008 году. В связи с этим топливная ассоциация и областное управление по экологии выступают с инициативой принять закон, позволяющий региональным властям применять штрафные санкции к владельцам АЗС, которые торгуют некачественным бензином. "Сегодня воронежский законопроект находится на рассмотрении у думских юристов. Для контроля качества бензина планируется создать отдел из нескольких инспекторов при областном управлении по экологии. Разработчики проекта просчитывают, в какую сумму может обойтись облбюджету его реализация, а также определение для нарушителей меры наказания".