Техногенный Воронеж: обзор региональной прессы с 25 ноября по 2 декабря
Риск возникновения чрезвычайных ситуаций в Воронежской области в будущем году увеличится - такой прогноз дается в статье "Техноген", опубликованной в "
Автор статьи напоминает, что в этом году в Воронежской области произошли 3 крупные чрезвычайные ситуации, последняя из которых - на заводе "
Как отмечает автор статьи со ссылкой на мнение специалистов, "риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера многократно увеличивается ввиду старения и изношенности основных производственных фондов. В Воронежской области основной причиной аварий на предприятиях является именно износ оборудования (в некоторых отраслях промышленности он достигает 75-ти процентов). Зачастую причиной ЧС становится нарушение технологического процесса и производственной дисциплины. Есть вопиющие случаи, когда предпосылки чрезвычайных ситуаций возникают на предприятиях по причине их "заброшенности". Так было с одним из воронежских молокозаводов, который не работал с июня 2004-го. И когда в марте этого года на холодильной установке произошла утечка аммиака, поблизости не оказалось обслуживающего персонала. Только благодаря бдительному охраннику, учуявшему - в буквальном смысле слова - неладное и оперативно вызвавшему спасателей, чрезвычайной ситуации удалось избежать".
В числе объектов, несущих в себе потенциальную опасность возникновения техногенных аварий, в статье названы трубопроводы - через территорию области проходят 4 тысячи километров магистральных газо-, аммиако- и нефтепроводов, кроме того, здесь расположены 7 компрессорных и перекачивающих станций. Большинство труб прокладывались в 60-70-е годы прошлого века, и приблизительно половина из них имеет срок эксплуатации более 25 лет, четверть - более 30. "Особое беспокойство вызывает магистральный аммиакопровод "Тольятти - Одесса", который, по мнению спасателей, нуждается в комплексном обследовании на предмет коррозийных повреждений труб, особенно в точках пересечения с крупными водными объектами и дорогами.
Другой зоной риска автор статьи называет областное жилищно-коммунальное хозяйство, а сегодня это 337 водопроводных и 115 канализационных насосных станций, 608 трансформаторных подстанций, 2120 котельных, 7,5 тысячи километров водопроводных сетей, полторы тысячи тепловых, 1,3 тысячи канализационных. Помимо того, что жилищно-коммунальной инфраструктуры в области недостаточно, она до предела изношена. "Воронежцы не понаслышке знают, что такое дефицит (почти 200 тысяч кубов) воды. В дефиците также тепло (60 тысяч гигакалорий/час). В случае же с канализованием речь вообще идет о 70-ти миллионах кубов. Сегодня степень износа котельных - 52 процента, водопроводных сетей - 64, канализационных - 70: того и гляди, где-нибудь "рванет". И без того "ветхая" коммунальная инфраструктура несет на себе "ненормативную" нагрузку, что в свою очередь чревато разного рода авариями".
Как отмечается в материале, согласно статистике, в 80 процентах случаев причиной различного рода аварий и катастроф является человеческий фактор. "Присутствие человека в любом технологическом процесс неизбежно, и многое зависит от того, каково профессиональное, психологическое, моральное состояние работника, от того, насколько он социально защищен и материально обеспечен. А это значит, что в какой-то степени обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций техногенного характера можно, выполнив одно непременное условие: необходимо защитить того конкретного человека, который может послужить в качестве "детонатора" ЧС. Решить эту задачу можно только комплексно - при участии государства, местной власти и, безусловно, работодателя".
Тему техногенных катастроф подхватывает "
Это, напоминает журналист, не первая катастрофа, произошедшая на СК: в 60-х годах крупный взрыв унес не только десятки человеческих жизней, но и надолго отравил реку Дон. Тут же автор статьи вспоминает о другой крупной техногенной катастрофе - в 1984 году в индийском городе Бхопале, где на заводе пестицидов взорвалась емкость с токсичным газом метилизоцианат: в результате за 5 дней скончались от 2 до 5 тысяч человек (по разным подсчетам), а в следующие 10 лет были зарегистрированы еще 4 тысячи смертей от отравления.
"Контрольным пакетом ОАО "Воронежсинтезкаучук" владеет компания
Когда произошла трагедия в Бхопале, пишет автор материала, владелец завода выплатил за погибших по 800 долларов, если бы что-то подобное произошло в США, они заплатили бы от 3 до 7 миллионов долларов за каждого пострадавшего. "Воронеж - не США, здесь за убитых платят в тысячу раз меньше".
В статье затрагивается и другая сторона проблемы. "Под заводом СК, сточные воды которого льются в Воронежское "море", расползлось пятно некаля. Эксперты утверждают, что некаль по эффективности близок к лучшим образцам боевых отравляющих веществ". Тут же автор статьи цитирует экспертов, в числе которых главный санитарный врач Воронежской области Михаил Чубирко: " Наибольший вклад в химическое загрязнение водохранилища вносят ОАО "Воронежсинтезкаучук", ОАО "Воронежшина". Очищенная сточная вода, поступающая с ОАО "Воронежсинтезкаучук", содержит загрязняющие вещества в концентрациях, превышающие допустимые для рыбохозяйственных водоемов: азот нитритов -1,4 ПДК, железо 3,7 ПДК, нефтепродукты 7,2 ПДК".
Не обошел тему аварии на СК и еженедельник "
Тема качества бензина, продаваемого на территории Воронежской области, поднимается в статье "Химичишь с бензином - прогоришь!", опубликованной в областной газете "
"В суррогатных ГСМ используются высокотоксичные компоненты (бензол, толуол, ферроцен и др.), которые влияют на износ узлов и деталей автомобиля. Так, по данным Центра независимой потребительской экспертизы, в 2004 году в центр обратилось более сотни владельцев дорогих иномарок, которые вышли из строя в результате использования некачественного бензина. От него страдают не только автомобили - огромный вред наносится экологии и здоровью людей. По словам главного эколога Воронежской области Анатолия Бородкина, замеры на перекрестках по саже, свинцу и тому подобным вредным веществам превышают предельно допустимые нормы на 30-50 процентов. В Воронеже не менее 80 процентов всех атмосферных загрязнений, выбрасываемых в атмосферу, приходится на автотранспорт", - отмечается в материале.
Выход специалистам видится в принятии специального закона, регламентирующего качество бензина и ГСМ, и Минпроэнерго уже представил в Думу соответствующий законопроект. "Согласно этому документу, в России скоро будут введены более жесткие требования к бензинам, чтобы они стали чище и лучше. Кроме того, согласно новому регламенту нефтяным компаниям будет выгоднее производить топливо, соответствующее стандартам Евро-4, так как в этом случае он будет облагаться пониженными акцизами. Одновременно с этим предусматривается введение очень больших штрафов для тех фирм, которые выпускают некачественный бензин". Однако принятие закона может затянуться, и в лучшем случае его реализация начнется в 2008 году. В связи с этим топливная ассоциация и областное управление по экологии выступают с инициативой принять закон, позволяющий региональным властям применять штрафные санкции к владельцам АЗС, которые торгуют некачественным бензином. "Сегодня воронежский законопроект находится на рассмотрении у думских юристов. Для контроля качества бензина планируется создать отдел из нескольких инспекторов при областном управлении по экологии. Разработчики проекта просчитывают, в какую сумму может обойтись облбюджету его реализация, а также определение для нарушителей меры наказания".