Представители бизнеса, работающего в сфере ЖКХ, недовольны предлагаемыми изменениями Федерального Закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (авторы - депутаты Госдумы "единороссы" Валерий Драганов, Владимир Катренко, Олег Морозов, Владимир Пехтин, Валерий Рязанский, Мартин Шаккум), предусматривающими ужесточение государственного контроля за фомированием тарифов на услуги ЖКХ, в частности, ежегодное установление на федеральном уровне предельных (минимальные и (или) максимальных) уровней тарифов и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) индексов их изменения в среднем по субъектам Российской Федерации.

Подобное ужесточение внешнего регулирования процесса формирования тарифов, по мнению президента ООО "Евразийское водное партнерство"(ЕВП) - компании, являющейся одним из национальных операторов в секторе услуг по водоснабжению и водоотведению, члена Коллегии Министерства регионального развития РФ Сергея Яшечкина, контрпродуктивно. Помимо решения задач по сдерживанию темпов инфляции, правительство должно думать о сохранении условий для привлечения инвестиций в этот сектор экономики, считает он.

Как пояснили ИА REGNUM в пресс-службе ЕВП, отмечая необходимость прозрачного и эффективного тарифного регулирования, частные инвесторы выражают обеспокоенность рядом норм, фиксируемых в законопроекте. В частности, вопросы вызывает предлагаемая система индексации тарифов. По мнению, Сергея Яшечкина, в нынешнем виде проект станет "шлагбаумом на пути привлечения внебюджетных и нетарифных средств в модернизацию предприятий коммунального комплекса России".

С введением поправок административно будет индексироваться лишь хозяйственная деятельность предприятий отрасли. Прочие обязательства, взятые на себя компаниями в конкретных городах и регионах, в том числе по реабилитации, повышению надежности и развитию инфраструктуры ЖКХ, не смогут быть исполнены, считает президент ЕВП. В случае регулирования тарифов на услуги предприятий водно-канализационного хозяйства процедура, которая обеспечивала бы увязку решений с требованиями технологического регулирования (качество воды и стоков), требованиями соблюдения потребительских свойств как факторов здоровья населения, а также требованиями экологической безопасности, просто отсутствует, полагает он.

Как полагает Сергей Яшекин, что ценовое регулирование должно быть увязано с целями повышения качества коммунальных услуг, оказывая при этом стимулирующее воздействие на всех участников рынка. Для этого необходимо оговорить в законе особенности осуществления полномочий по регулированию тарифов в организациях коммунального комплекса, осуществляющих целевые и долгосрочные инвестиции в форме капитальных вложений. Проект соответствующих поправок компания ЕВП совместно с отраслевыми экспертами направила в профильный комитет Госдумы и Правительство РФ.

Поправки, в частности, предполагают, что если организация коммунального комплекса ведет деятельность на основании концессионного контракта или иного долгосрочного договора об аренде коммунальных систем с целевыми обязательствами по внесению улучшений и повышению качества услуг, при установлении ресурсной эффективности, зафиксированной в утвержденной инвестиционной и производственной программах, то для такой компании необходимо устанавливать долгосрочные тарифы на период выполнения программы в достаточном для этого объеме.

По мнению экспертов, такое положение в законе позволит не только защитить действующие инвестиционные программы в ЖКХ от дополнительных рисков, но в первую очередь стимулирует собственников коммунальных организаций к началу структурных преобразований. У предприятий ЖКХ появится выбор - либо существовать в рамках краткосрочных планов аварийно-восстановительных работ и находиться в системе административного давления на тарифное регулирование, либо разрабатывать и воплощать в жизнь проекты модернизации, переходя в режим долгосрочного регулирования цен на свои услуги, при этом снижая издержки и повышая качество и надежность коммунальных услуг.

Принятие законопроекта в таком виде, по мнению авторов поправок, будет мотивировать всех участников рынка, включая муниципальные и государственные предприятия, повышать эффективность, внедрять долгосрочные производственные программы и эффективные технологии, привлекать долгосрочный капитал и т.п.

"Искусственное торможение деятельности частных инвесторов в сфере коммунальной инфраструктуры, несомненно, поставит под угрозу выполнение задач Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Цена вопроса только по модернизации инфраструктуры ВКХ России - порядка 30 миллиардов долларов прямых инвестиций. Если эти средства не придут из внебюджетных источников, их придется привлекать из федерального или местных бюджетов, либо из тарифных источников", - подчеркнул Сергей Яшечкин.

Законопроект об изменениях в ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" принят Госдумой в первом чтении; второе чтение запланировано на последнее заседание нижней палаты парламента в 2005 году Государственной Думой 23 декабря. В случае принятия его сразу во втором и третьем чтении он может вступить в силу уже с 1 января 2006 года. В настоящее время законопроект активно обсуждается депутатами, экспертами и участниками отраслевого рынка.

Справка ИА REGNUM: ООО "Евразийское водное партнерство" создано в сентябре 2004 г. В партнерстве с ведущими отечественными и западными специализированными компаниями ЕВП намерено развивать бизнес по реабилитации и модернизации систем водоснабжения и водоотведения российских городов. К финансированию проектов планируется привлекать средства российских и международных инвесторов и довести размер инвестиционного фонда в 2006 г. до 90 млн. долларов.

В настоящее время ЕВП является оператором системы ВКХ Омска. С администрацией города заключен долгосрочный инвестиционный договор согласно которому, общая сумма вложений составит 4,3 миллиарда рублей. В городе Ростове-на-Дону где ЕВП осуществляет функции единоличного исполнительного органа ОАО "ПО Водоканал города Ростова-на-Дону", компания осуществляет инвестирование на цели срочного восстановления систем и сооружений предприятия; объем инвестиций в 2005- 2006 г.г. составит 1.1 млрд. руб., из которых в 2005 г. освоено более 400 млн.руб.