О конкретном содержании Концепции проведения легализации незаконных трудовых мигрантов из государств СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию рассказали сегодня, 16 декабря, ее авторы на пресс-конференции, состоявшейся в Москве и приуроченной к отмечающемуся 18 декабря Международному дню мигранта, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Этот документ разработан экспертной группой при Уполномоченном по правам человека в РФ. Главным итогом миграционной амнистии, опробованной на сегодня в 9 субъектах Федерации, должно, по расчетам его авторов, стать выведение из тени более миллиона незаконных трудовых мигрантов по всей России.

По мнению Лидии Графовой, руководителя "Форума переселенческих организаций" и одного из авторов Концепции, разработка этого документа продиктована настоятельной необходимостью, поскольку "5 миллионов давно живущих и давно интегрировавшихся в общество наших соотечественников сейчас являются нелегалами, из которых 3,5 миллиона - нелегальные трудовые иммигранты, приехавшие на заработки, а 1,5 миллиона - те, кто вернулся на свою историческую родину и хотят постоянно жить в России". "Это разовая акция, которая направлена на урегулирование правового статуса нелегальных трудовых мигрантов, - объяснила суть миграционной амнистии руководитель экспертной группы, заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы (ФМС) России Наталья Власова. - В ходе этой акции нелегальный трудовой мигрант получает статус законно пребывающего на территории России гражданина, работодатель получает право на законных основаниях использовать такого мигранта и, самое главное, ни работодатель, ни мигрант не несут никакой административной или уголовной ответственности за то, что ранее они работали вне правового пространства". При этом представитель ФМС сослалась на опыт зарубежных стран, где подобные акции периодически проводятся на протяжении последних 30 лет.

В первую очередь амнистии должна подвергнуться наиболее массовая группа нелегальных мигрантов, составляющая примерно две трети от общего их числа, - граждане стран СНГ (кроме Грузии и Туркмении), с которыми у России установлен безвизовый порядок въезда, позволяющий мигрантам находится на территории РФ в течение 90 дней. "У нас сохраняются тесные экономические отношения с этими странами, у нас близкий менталитет и происходит дальнейшее развитие интеграционных связей", - пояснила Наталья Власова. По ее словам, в случае успешного проведения этой акции, в будущем последует проведение подобной амнистии для мигрантов из стран дальнего зарубежья, которые отчасти уже находятся в правовом поле, поскольку для въезда в Россию им нужно получить визу.

"Безвизовый трудовой мигрант для своей легализации должен иметь трудовой или гражданско-правовой договор со своим работодателем, у которого он уже работает или будет работать", - сообщила Наталья Власова. По мнению авторов Концепции, такой договор должен гарантировать возможность содержания мигрантом себя и своей семьи на территории РФ, не прибегая к помощи государства. Кроме того, этот человек не должен болеть инфекционными заболеваниями, перечисленными в соответствующем постановлении Правительства (в частности, не болеть туберкулезом, не быть носителем ВИЧ-инфекции и т.п.), а также не находиться в уголовном розыске РФ или своего государства.

Если при этом у трудового мигранта отсутствует миграционная карта со штампом о въезде на территорию РФ, то ему будет выдаваться новая карта со сроком действия, начиная с момента легализации, причем на ней сотрудниками ФМС будет проставлена отметка о легализации. Также работник будет получать разрешение на пребывание на территории РФ на срок действия трудового договора. Одновременно миграционную карту и разрешение получат и члены его семьи, если они находятся с ним.

Кроме этого, Концепция предусматривает значительно упрощенный порядок регистрации по месту пребывания, на получение которой в настоящее время по закону отводится три дня. "Мы внесли предложение о проведении такой регистрации не только исключительно по месту конкретного жилого помещения, но также по юридическому адресу его работодателя. Потому что главное, чтобы мы знали, где можно найти того или иного человека", - сообщила Наталья Власова.

Для того, чтобы заинтересовать в процессе легализации работодателей, на период проведения акции предусматривается значительное снижение размера государственной пошлины на получение разрешения на использование труда иностранных работников. "В настоящее время размер такой госпошлины составляет 3 тысячи рублей, и получение разрешения на работу стоит тысячу рублей. Мы предлагаем сократить размер этих платежей в десять раз", - сообщила она. При этом, по предварительным расчетам экспертов, превышение доходов федерального бюджета за счет налоговых отчислений от зарплаты легализованных работников над потерями при уменьшении госпошлины составят порядка 22,7 млрд. рублей, то есть миграционная амнистия будет не только самоокупаемой, но и сулящей государству прибыль в самом ближайшем будущем.

Проведение амнистии предполагается в три этапа, продолжила Наталья Власова. Первый этап уже наполовину пройден; он включает изучение международного опыта, разработку Концепции и подготовку проектов нормативных актов, определяющих механизм и сроки ее проведения, а также создание специального сайта в интернете, где любой человек может ознакомиться с подробной процедурой легализации. Кроме того, здесь же предусмотрено усиление взаимодействия с государствами СНГ, из которых в основном прибывают мигранты.

"Второй этап - непосредственное проведение акции, когда на добровольной основе - я подчеркиваю, добровольно! - незаконные трудовые мигранты и работодатели, которые привлекают их к труду, будут обращаться в соответствующие структуры с заявлением о своей легализации, - рассказала она. - На этом же этапе желательно принятие новых нормативно-правовых документов, которые сделают более легитимным и либеральным процесс привлечения иностранной трудовой силы на территории Российской Федерации". Планируется, что такими структурами для приема заявлений станут территориальные органы Федеральной службы занятости, владеющие банками данных о трудовых вакансиях и могущие подыскать мигранту работу, если его работодатель по каким-то причинам разорвал трудовой договор. Далее документы, поданные в службу занятости, передаются в миграционную службу и органы внутренних дел. Таким образом, по замыслу авторов Концепции, будет предотвращен контакт мигрантов с милицией, которой они оправданно опасаются.

На последнем этапе амнистии будут обобщены аналитические и статистические данные, полученные в ходе акции, а также проведены массовые проверки организаций, использующих труд иностранных рабочих. "Те работодатели, кто не изъявил желания принять участие в акции на добровольной основе и продолжает использовать труд нелегальных работников, будут подвергнуты административным штрафам, поскольку у них была возможность в течение определенного времени легализовать свое положение", - отметила она.

В заключение представитель Федеральной миграционной службы выразила надежду на помощь СМИ в проведении широкой информационной разъяснительной компании, а также на помощь национальных диаспор, обладающих известным влиянием в среде трудовых мигрантов, и не менее официальных структур заинтересованных в легализации своих соотечественников. Кроме того, она подчеркнула, что демографический провал, вызванный снижением трудовых ресурсов России на миллион человек в год, начало которого прогнозируется Министерством экономического развития в 2006-2007 году, может быть компенсирован фактически только за счет трудовых мигрантов, поскольку провести модернизацию производства для увеличения производительности труда при снижении числа работников российские промышленники и предприниматели пока не в состоянии.