Сегодня, 19 декабря в Верховном Суде Карачаево-Черкесии были допрошены обвиняемые по делу о массовых беспорядках. Трое подсудимых - Руслан Акбаев, Асланбек Богатырев и Алим Лайпанов обвиняются в организации массовых беспорядков (части 1 и 2 ст.212 УК РФ), закончившихся захватом кабинета президента КЧР 9 ноября 2004 года и применении насилия, опасного для жизни и здоровья представителей власти (части 2 ст.318 УК РФ).

Асланбек Богатырев показал суду, что убитые Расул Богатырев и Магомед Байчоров были его двоюродными братьями и друзьями. С 12 октября, после их исчезновения, он в числе других родственников участвовал в поисках: прочесывал дачные поселки вокруг Черкесска, гаражные кооперативы, лесные массивы.

Асланбек Богатырев несколько дней провел, не меняя одежду, поэтому за день до митинга, 8 ноября, поехал домой в аул переодеться. На митинг он приехал в полдень, когда женщины уже собрались у входа в Дом Правительства и требовали, чтобы им открыли двери. От них он узнал, что минувшей ночью были найдены останки братьев: "У меня сознание помутнилось, когда я узнал, что тела были сожжены, а рядом с костром, в котором горели обрубки моих братьев, обнаружены следы застолья: соки, водка, остатки закуски. Поэтому когда женщины крикнули "Чего вы стоите, помогите выбить дверь", я не стал спорить... Если бы убийцы оставили нам хотя бы тела, беспорядков бы могло и не быть".

Асланбек Богатырев не стал отрицать, что был среди тех, кто турникетом выбил входную дверь в здание Дома Правительства: " Когда дверь была выбита, отступать было поздно - впереди стояла шеренга милиционеров с щитами и дубинками, сзади напирала толпа".

Второй подсудимый - также двоюродный брат убитого депутата Богатырева - Руслан Акбаев - признал, что вместе с Асланбеком Богатыревым выбивал двери турникетом, но в Дом Правительства не входил: "Под ноги напирающей толпы попал солдатик. Он не мог встать, а люди шли по нему, не замечая. Мне удалось его поднять и вытащить из давки на газон перед Белым Домом. Больше я в толпу не полез. Вид солдата меня остудил. Я тогда подумал - так дела не делаются".

Третий подсудимый - первокурсник местной академии Алим Лайпанов, по его словам, на площади оказался случайно - шел мимо на учебу. Увидев митинг, решил послушать, о чем говорят люди. Как он оказался в гуще событий, среди людей, штурмующих Дом Правительства, объяснить не смог. Из всех подсудимых, он чаще всех попадал в створ видеокамер операторов СМИ и правоохранительных органов, снимавших погром. На большей части фотографий, где был изображен "человек похожий на Лайпанова, то выбрасывающий из окна президентского кабинета кресло, что держащий в руках наконечник от пожарного шланга", подсудимый себя не опознал.

Между тем, по показаниям милиционеров, он штурмом взял две баррикады на первом этаже, отнял у правоохранителей пожарный шланг и разогнал кордон струей ржавой воды. На третьем, взобравшись на баррикаду из сейфов, обратил милиционеров в бегство, забросав их подручными предметами. Лайпанов заявил суду, что не помнит, было это или нет, так как находился в "состоянии, близком к аффекту".

Приглашенный в качестве свидетеля президент республики в суд не явился, председательствующий судья Мурат Урусов объявил, что Мустафа Батдыев находится в командировке.

Подсудимый Алим Лайпанов, по требованию которого суд вызывал президента в качестве свидетеля, заявил ИА REGNUM, что не будет более настаивать на явке президента в суд, чтобы не затягивать процесс: "Я хотел спросить главу республики, по какой причине он отказался выйти к народу, и как теперь относится к своему поступку".

Судья Урусов призвал участников процесса к собранности и заявил о своем намерении вынести вердикт по делу до конца года. Стороны определились с последними свидетелями. Предполагается, что они будут допрошены на следующем заседании в пятницу, а в понедельник 27 декабря суд приступит к прению сторон.

Как уже сообщало ИА REGNUM, погромом Дома Правительства закончился траурный митинг, проходивший 9 ноября на центральной площади. Накануне в заброшенной шахте были обнаружены обгоревшие останки депутата республиканского парламента Расула Богатырева и шестерых его друзей, убитых на даче зятя президента КЧР Али Каитова в ночь с 10 на 11 октября. В разгар траурного мероприятия от сети Дома Правительства была отключена звукоусиливающая аппаратура. Двухчасовые просьбы митингующих подключить микрофоны результатов не принесли. В ответ разъяренная толпа разгромила правительственное здание, захватила кабинет президента КЧР и потребовала немедленной отставки Батдыева. В результате погрома пострадало 22 милиционера, зданию нанесен ущерб на сумму 4,5 млн. рублей.