Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) компании "Транснефть" по маршруту, прилегающему к озеру Байкал, совершенно недопустимо ввиду высоких экологических рисков. Таков основной вывод независимой экспертизы, проведенной Гринпис России, Всемирным фондом дикой природы(WWF России), >"Байкальским региональным объединением по Байкалу"и "Байкальской экологической волной". Результаты экспертизы были оглашены на пресс-конференции в Москве 21 декабря, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Государственная компания "Транснефть" слабо представляет себе все сложности, связанные с сооружением нефтепровода. и сознательно идет на риск колоссального экологического и экономического ущерба. По сути дела, компания, прикрываясь идеологией "общенационального проекта", действует вопреки государственным интересам России, подрывает ее экономический и природный потенциал, дискредитирует Россию на международной арене", - заявил директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц.

По данным экологов, расчеты самих разработчиков технико-экономического обоснования строительства показывают, что в случае аварии объемы нефтяных разливов могут достигнуть 4 тыс. тонн. Расчетное время, за которое нефть попадет в Байкал, составляет от 20 минут до 49 часов. Проект предусматривает локализацию нефтяных разливов в акватории озера Байкал с использованием катера-нефтесборщика, однако никаких оценок нанесенного ущерба экосистеме уникального озера не приводится. Не оценивается и риск причинения ущерба здоровью местного населения, получающего питьевую воду либо прямо из рек, либо из скважин, которые будут загрязнены в результате разливов нефти.

Кроме того, как отметили участники пресс-конференции, прохождение нефтепровода через территорию Всемирного наследия, станет грубейшим нарушением Конвенции о Всемирном наследии. В этом случае Комитет Всемирного наследия переведет Байкал в список "Всемирное наследие в опасности", чему Россия активно сопротивлялась в последние несколько лет.

По мнению экологов, опасность представляет не только прибайкальский участок нефтепровода, но и его конченая точка, которую планируется разместить в экологически уязвимом районе Приморского края - бухте Перевозная в Амурском заливе. В связи с этим предлагаются альтернативные варианты расположения терминала, более выигрышные, по мнению ряда экспертов, не только с точки зрения экологической безопасности, но также и с экономической и социальной точек зрения, в том числе город Находка.

Результаты экспертизы будут представлены государственной комиссии, которой предстоит принять решение по технико-экономическому обоснованию строительства первого пускового комплекса "ВСТО". Соответствующие документы переданы в Федеральную службу по экологическому технологическому и атомному надзору.