По приглашению заместителя главы администрации 5-го района Пекина глава города Смоленска Владислав Халецкий побывал с рабочим визитом в Китае. Цель поездки была продиктована предложенным одной из китайских фирм проектом строительства в Смоленске по современным китайским технологиям 6-го жилого микрорайона (по Краснинскому шоссе).

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в информационно-аналитическом отделе администрации г. Смоленска, проект отличается исключительной новизной и оригинальностью с точки зрения использования в строительстве домов повышенной этажности современных строительных материалов, в частности, газосиликатных блоков, их производства на специализированных предприятиях, применения монолитного каркасного строительства. Вследствие этого повышаются быстрота и качество строительства, улучшаются тепловые характеристики жилых домов, которые в 4 раза выше, чем у кирпичных зданий. А главное, строительные технологии, оборудование и материалы, которые предлагает Западная Европа, требуют гораздо больших капитальных вложений. Например, строительство одного завода по производству 200 тыс кубов газосиликатных блоков в год силами западноевропейских фирм будет стоить свыше 10 млн евро, а по китайской технологии - в 3 раза меньше.

Разговор о строительстве газосиликатного завода, предварительное рассмотрение соответствующих инвестиционных проектов в администрации города идут уже на протяжении двух лет. Потому что, построив предприятие по производству современных строительных материалов, можно будет наладить на этой основе быстрое строительство более дешевых квартир для населения.

В связи с этим глава города Смоленска Владислав Халецкий так прокомментировал задачи своей поездки в Китай и полученные там впечатления:

"Прежде чем конкретно заняться применением современных строительных технологий в Смоленске, было очень важно и интересно воочию посмотреть, как на самом деле обстоят дела у потенциальных китайских инвесторов, предложивших нам современный строительный проект. Посмотреть в первую очередь предприятия, которые производят оборудование для основы современного строительства - для заводов, выпускающих газосиликатные блоки, как новые технологии используют сами китайцы.

Наблюдений и впечатлений в этом смысле - много, и что касается цели поездки и по развитию Китая за последние 10 лет в целом. К примеру, Шанхай, с посещения которого начался мой визит и который насчитывает 13 млн жителей, за это время практически отстроен заново и превращен в современнейший город. А судя по его продолжающемуся бурному развитию, строительству, он обещает стать первым в мире. Это - город современной передовой архитектуры, город современных огромных домов. К примеру, мне удалось побывать в одном из таких зданий, которое насчитывает 88 этажей (это 420 метров в высоту), причем на последний этаж лифт понимается за 10 секунд. По высоте строение находится на третьем месте в мире. Рядом с ним строится еще одно сверхвысотное здание в 110 этажей, оно уже будет самым высоким в мире. Все эти и другие дома выстроены именно с применением тех технологий, о которых я говорил.

С их использованием практически заново выстроен весь центр "старого Шанхая". Это понятие раньше всегда применялось в нарицательном смысле, ибо там были только бараки, построенные в старом китайском стиле. А сейчас на их месте не только красивые современные дома и торговые центры, но и современные улицы, площади, современный транспорт. Улицы довольно просторные, широкие, имеют очень качественное покрытие, тротуары выложены плиткой, нигде нет никакой грязи, везде необычайная чистота, ухоженные красивые газоны, деревья и кустарники. От старины осталось только использование в архитектуре, благоустройстве, планировке прямоугольной геометрии.

Поразило также бурное развитие в Шанхае, как, впрочем, и во всем Китае буквально всех современных производств: от фармацеи до крупного машиностроения и электроники. На китайском рынке присутствуют все всемирно известные японские, американские, французские, германские и другие фирмы. На улицах городов - автомобили всех известных нам марок, причем в их современном исполнении. Но, что касается автомобилей, есть одна особенность: большинство этих автомобилей имеют знак, означающий, что они произведены в Китае. Объяснение простое - на китайский рынок фирмы допускаются с условием, что они дают согласие на производство на китайских заводах половины автомобильного комплектующего оборудования. В Пекине, например, в прошлом месяце на одном из заводов введена в эксплуатацию линия по сборке Мерседесов" среднего класса, работу которой мне удалось посмотреть.

Такое развитие Китая вполне объяснимо, ведь производство любых товаров в стране идет в основном на удовлетворение своих внутренних нужд. В этом, в общем-то, по моему убеждению, и состоит феномен китайской экономики. Огромная страна с очень большим населением - это единая колоссальная торговая площадка без границ и таможен с едиными для нее налогами. Кстати, не случайно, что и Европа сейчас все больше занимается собственным экономическим и торговым объединением. Поэтому и иностранные инвесторы не боятся размещать в Китае свои капиталы, идти на китайский рынок со своими товарами. А Китай, умело используя их технологии, развивая их, активно занимается собственным товарным производством.

Темпы роста национального валового продукта в Китае составляет 18-20% в год, причем этот рост сдерживается только недостаточной мощностью имеющихся у него энергоресурсов. Вот почему Россия активно оказывает этой стране помощь в строительстве еще 10 электростанций (гидро-, атомных и тепловых). Хотя даже сейчас выработка электроэнергии в Китае на душу населения в 6 раз выше, чем в России. А угля там добывается больше, чем в России и США вместе взятых.

Как и вся страна, активно живет и развивается 5-й район Пекина, руководство которого пригласило меня к себе. В районе, где живет около 700 тыс человек, имеется 9 современнейших производств, только за этот год в них привлечено уже почти 13 млрд долларов инвестиций. Что касается основной цели поездки, то есть впечатлений от предприятия, выпускающего оборудование для газосиликатных заводов, то его работа тоже действительно укладывается в рамки современного перспективного промышленного производства. Хотя предприятие и не специализированное, так как кроме данного оборудования, а это 30% всего производства, оно выпускает комплектующие изделия для различной спецтехники.

Вывод от посещения Китая можно сделать только один - с китайскими инвесторами можно и нужно сотрудничать".