Оглашение заключения государственной экспертной комиссии технико-экономического обоснования нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), которое должно было состояться сегодня 16 января, перенесено на 20 января. Продолжаются согласования позиций руководителей экспертных групп. Экологи предполагают, что задержка оглашения решения связана с давлением, которое может оказывать на специалистов, проводящих государственную экологическую экспертизу, АК "Транснефть". В связи с этим Гринпис России призвал экспертов не поддаваться давлению компании и принять честное и непредвзятое решение.

"12 января руководители групп высказались однозначно против прокладки нефтепровода по берегу Байкала. Теперь, видимо, на экспертов будут давить изо всех сил, чтобы они изменили свою позицию. Мы обращаемся к специалистам, занятым в экспертизе, с просьбой отстаивать свои убеждения до конца и не потакать сиюминутным желаниям нефтяников, - заявил руководитель Байкальской кампании Гринпис России Роман Важенков. - Специалисты, отвергающие проект прокладки нефтепровода в 800 метрах от Байкала, в своем убеждении отнюдь не одиноки. Их позиция подкреплена выводами специалистов, проведших общественную экспертизу проекта и доказавших его высокую экологическую опасность и экономическую непродуманность".

По мнению Гринпис России, разработчики проекта не представили убедительных доказательств обеспечения экологической безопасности намечаемой деятельности для населения, окружающей среды и, в первую очередь, для уникальной экосистемы озера Байкал - участка Всемирного природного наследия.

Главе Ростехнадзора направлено официальное письмо, подписанное академиками: председателем Сибирского отделения РАН Николаем Добрецовым и председателем Научного совета по Байкалу, директором Иркутского научного центра СО РАН Михаилом Кузьминым, которые высказались в пользу альтернативного маршрута нефтепровода, проходящего значительно севернее - по территории Якутии, обходя сейсмоопасные районы на севере Байкала.

Кроме того, с просьбой отказаться от строительства нефтепровода через территорию Всемирного природного наследия "Озеро Байкал" к премьер-министру России Михаилу Фрадкову обратился Генеральный Директор ЮНЕСКО Коичиро Мацуура.

Согласно проекту, проходящему в настоящее время государственную экологическую экспертизу, труба нефтепровода на протяжении более 100 км труба пройдет по территории Всемирного наследия, в то числе на одном из участков она окажется всего в 800 м от берега Байкала. В этой связи в конце октября 2005 г. Россию и озеро Байкал посетила экспертная комиссия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы и естественных богатств (МСОП (IUCN)) с целью собрать информацию о планировании нефтепровода. Представители Министерства природных ресурсов России заверили экспертов ЮНЕСКО, что приложат все усилия, чтобы не допустить строительства трубы через территорию Всемирного наследия. Как подчеркивают экологи, прохождение нефтепровода через территорию Всемирного наследия, будет грубейшим нарушением Конвенции о Всемирном наследии. Это подтвердили и эксперты ЮНЕСКО, заявившие, что если это произойдет, Комитет Всемирного наследия переведет Байкал в список "Всемирное наследие в опасности", чему Россия активно сопротивлялась в последние несколько лет. Более того, если российские власти так и не предпримут конкретных шагов по сохранению озера, Байкал вообще может быть исключен из списка Всемирного наследия. Подобных прецедентов в мире еще не было.

По информации Гринпис России, расчеты самих разработчиков ТЭО показывают, в аварийных ситуациях объемы аварийных разливов нефти достигнут 4 тыс. тонн сырой нефти. Время, за которое нефть попадет в Байкал будет колебаться в пределах от 20 мин. до 49 часов. Проект предусматривает локализацию нефтяных разливов в акватории озера Байкал с использованием катера-нефтесборщика. Однако никаких оценок нанесенного ущерба экосистеме уникального озера не приводится. Не оценивается и риск причинения ущерба здоровью местного населения, получающего питьевую воду либо прямо из рек, либо из скважин, которые будут загрязнены в результате неизбежных разливов нефти. Через большинство рек, встречающихся на пути, труба будет прокладываться простым траншейным способом.

Разработчики не оценивали воздействие аварийных разливов нефти на экосистему озера и водно-болотные угодья дельт рек Кичера и Верхняя Ангара (внесены в "теневой" список вводно-болотных угодий Рамсарской конвенции). При этом, по мнению экологов, противоаварийные мероприятия выглядят практически нереализуемыми в существующих природно-климатических условиях Восточной Сибири и, по утверждениям самих разработчиков, никогда в условиях Сибири не апробировались.