Проживающие в Нагорном Карабахе беженцы из Азербайджана выражают озабоченность в связи с участившимися сигналами о разрушении армянских памятников и кладбищ в Азербайджане. "Наши родственники похоронены на центральном - Монтинском кладбище города Баку. Здесь же еще с 19-го века похоронены многие видные люди - госслужащие, генералы, революционные деятели. Рядом с кладбищем, по ту сторону улицы располагалось профтехучилище. Это было не учебное заведение, а настоящий рассадник преступности. Юнцы, которых сегодня назвали бы скинхедами, заходили на армянские могилы, валили надгробные плиты. По свидетельству очевидцев, сегодня кладбище все еще стоит, хотя и сильно повреждено. Однако, зная отношение к нему и видя, что происходит сегодня на кладбище Старой Джульфы в Нахичевани, начинаешь сомневаться в том, что оно долго продержится", - сказал ИА REGNUM беженец из Баку, житель столицы Нагорного Карабаха - г. Степанакерта Михаил Саркисян. По его словам, каждый беженец оставил в Азербайджане могилы своих близких, частицу себя, и такое варварское отношение к клабдищам дает еще одно основание поднять перед правительством Азербайджана вопрос о моральной компенсации людям, насильно изгнанным с мест их проживания.

Беженцы из Азербайджана приводят и другие примеры вандализма по отношению к армянским памятникам. По свидетельству пожилых бывших бакинцев, в Нагорном парке (бывший им. Кирова) до 30-х годов располагалось старинное армянское кладбище с часовней Св. Арутюна, построенной в 1894 году. На этом кладбище в 1905 и 1918 годах были захоронены жертвы тогдашних армянских погромов. Пока существовало это кладбище, армянское население города массово посещало его в дни годовщин погромов. При закладке на этом месте в 30-х годах парка им. Кирова кладбище было уничтожено. Но часовня сохранялась до 1978 года и использовалась как склад ламп уличных фонарей. Сейчас на ее месте, но уже в Аллее Шехидов, возвышается небольшая мечеть, выполненная в османском стиле.

По словам карабахского этнографа Грачика Арутюняна, в годы советской власти "памятники армянских кладбищ на территории Нагорного Карабаха разрушались властями Азербайджана различными способами и под различными предлогами". "К примеру, при наличии автодороги, через старое армянское кладбище в городе Шуши прокладывалась вторая дорога, в результате чего несколько сотен надгробных плит были разбиты или оставлены под землей. На территории кладбищ были построены различные мастерские, пункты общественного питания, хлев и т.д.", - сказал этнограф.

"В результате варварской политики азербайджанских властей, сегодня стерты с лица земли Русская церковь и церковь Агулецоц, женский монастырь г. Шуши, а также тысячи надгробий на 8 христианских кладбищах города", - отметил Арутюнян. В целом, по его словам, "за время нахождения Нагорного Карабаха в составе советского Азербайджана, а также за годы военной агрессии Азербайджана против НКР были разрушены, взорваны и полностью уничтожены 167 церквей, 8 монастырских комплексов, 123 исторических армянских кладбища и 47 поселений. Разбиты 2500 хачкаров (крест-камней) и более 10 000 надгробий. Бульдозерами стерты с лица земли 13 историко-археологических памятников, а также целые поселки".

Беженцы в летах также свидетельствуют о том, что начиная с 1960 г., когда повсюду в Азербайджане раздувалась откровенная антиармянская истерия, в Шуши, по указке сверху, свирепствовало варварство, жертвой которого стали армянские кладбища с их надгробиями и стелами-хачкарами. В Бакинской газете "Строитель" от 2 февраля 1966 г. была опубликована статья некоего архитектора К. Саидова, который сетует, что турок Шуши надо спасти от могильного окружения армян, т. е. по его выражению: "мертвые (армяне) съели живых" (т. е. азербайджанцев). После этого перешли к делу с помощью мощной строительной техники. Не пощадили даже надгробье именитого благодетеля Тадевоса Тамирянца во дворе шушинской церкви Сурб Аменапркич Казанчецоц, который в конце XIX века выделил огромные средства общине турок-азербайджанцев на просветительские цели. Разрушили памятники шушинцам - дважды Герою Советского Союза Нельсону Степаняну, государственному деятелю Ивану Тевосяну и др. Затем очередь дошла до 6 кладбищ в предместье города. Бульдозерами 3 из них стерли с лица земли. Выворотили, выскребли могилы армянских кладбищ и сравняли их с землей, в результате чего вся территория была усеяна скелетами и костями... Это были могилы известных шушинцев - предпринимателей и благодетелей, купцов, видных революционеров, представителей армянской литературы, искусства и культуры, искусных мастеров. На самом же древнем и большом кладбище, расположенном около городских ворот, между могилами вырастили искусственный лес, дабы скрыть в нем могилы армян.

Имеются также свидетельства о том, как в Ленкоранском районе Азербайджана, на каспийском острове Сары уничтожено более 500 захоронений русских воинов. Русское воинское кладбище, на котором в 1796 - 1840 годах были похоронены казачий атаман Антон Головатый, полковник Колчак, адмирал граф Апраксин, капитан 1 ранга Алейников и многие другие защитники Отечества, начали потихоньку разрушать еще во времена советской власти.