Справка: Самвел Бабаян - командующий Армией обороны НКР (1993-99), одновременно занимал должность министра обороны Нагорного Карабаха (1995-99), активный участник боевых действий в период Карабахской войны. За особые заслуги ему было присвоено звание генерал-лейтенанта и почетное звание "Героя Арцаха". В феврале 2001 года Самвел Бабаян был приговорен к 14 годам лишения свободы по обвинению в организации покушения на президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна, совершенного 22 марта 2000 года. 17 сентября 2004 года он был освобожден из заключения. 10 ноября 2005 года состоялся учредительный съезд созданной Самвелом Бабаяном партии "Дашинк" ("Союз"), где он был избран председателем партии. Самвел Бабаян родился 5 марта 1965 года в городе Степанакерте, где в 1982 г. окончил среднюю школу, в 1983-85 гг. был призван на службу в ряды войск Советской армии.

ИА REGNUM: Господин Бабаян, представьте основные внешне- и внутриполитические приоритеты возглавляемой Вами партии "Дашинк".

Основная внешнеполитическая направленность партии - интеграция в европейский дом, чему должна предшествовать, в первую очередь, интеграция кавказских государств. Кроме того, полное исключение в регионе военного присутствия третьих стран, поскольку любая такая попытка, будь то российские или натовские войска, приведет к напряжению ситуации. В этом случае государства будут лоббировать политику держав, имеющих военные базы на данной территории. Что касается внутренней политики, то мы попробуем способствовать развитию нашего государства, формированию свободной рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо становление свободной судебной системы и децентрализация власти.

ИА REGNUM: Какую статью занимает Россия во внешнеполитической повестке Вашей партии?

Мы должны строить свою политику так, чтобы не навредить нашим соседям, так скажем, общего кавказского дома. На первом месте стоят наши интересы, интересы Кавказа, а потом можно подумать и об интересах России. А не наоборот, думать, что у России появятся какие-то проблемы, если мы вдруг заявим о выводе размещенной в Армении российской базы. Россия уже и так потеряла свое влияние в Грузии и в Азербайджане. Если мы будем и далее выстраивать политику в нынешнем виде, то можем оказаться, мягко говоря, в плохих отношениях с нашими соседями. В принципе, мы не идем против России, а выступаем за интересы нашего народа.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете политику России в Армении в свете возможного повышения тарифов на природный газ, и можно ли рассматривать газопровод Иран-Армения в качестве альтернативы российскому газу?

Считаю, что Россия строит свою политику, исходя из своих интересов, она решает свои проблемы. Проблема повышения цен на газ - чисто экономический вопрос. Россия повысила цены для Украины, Грузии, и в этом случае она не может обойти Армению, поскольку газ поставляется транзитом через территорию Грузии. Но каким образом они намерены компенсировать повышение тарифов для Армении, как стратегического партнера, это уже другой вопрос. Какое-то решение обязательно найдется. Вместе с тем, я не считаю, что Армения должна сидеть сложа руки и ждать, когда Россия снизит или повысит цены - сегодня $110, а завтра может дойти до $210. Армения должна строить свою независимость, искать энергетические ресурсы у себя, пользоваться альтернативными энергоисточниками. Пока мы не создадим такие условия, Армения всегда будет зависима. Наша позиция должна быть четкой, стратегической, мы должны понять, на что мы способны, а способны мы на многое.

Мы можем использовать богатые водные ресурсы Армении, солнечную энергию - если из всего этого выжать максимум, то на 70% в энергетической сфере мы станем независимы. В дальнейшем, мы сможем торговаться и с Ираном, и с Россией. Если сегодня европейцы предлагают нам закрыть АЭС и построить на нашей территории гидроэлектростанции, мы должны подумать и попробовать осуществить эти проекты, чтобы суметь лет через 10-12 компенсировать 40% энергии, производимой сегодня АЭС. Мы должны быть в состоянии контролировать наши водные ресурсы, которые сегодня просто так текут в сторону Азербайджана. А потом, за счет прибыли попробовать строить дальше, осуществлять новые проекты, заинтересовать бизнесменов, привлекать инвестиции. Это большой рычаг, который в дальнейшем позволит нам говорить с нашими соседями на равных.

А что касается газопровода Иран-Армения, то я его не рассматриваю в качестве альтернативы. Я думаю, Иран и Россия согласовывают свою политику и действия в Армении, и в случае продолжения ведения со стороны России нынешней политики, мы будем покупать иранский газ, даже если он будет дороже росийского. С данной точки зрения, он может расматриваться как альтернатива российскому газу.

ИА REGNUM: По Вашему мнению, каким образом может отразиться на Армении сложившаяся в Иране вокруг ее ядерной программы ситуация. Какой Вы видите развязку этого вопроса?

В случае, если на Иран будут наложены экономические санкции, естественно, это негативно отразится и на Армении. Так что, любое осложнение в Иране тяжело скажется на экономическом и социальном положении Армении. Однако я не считаю, что в вопросе ядерной программы Иран и в дальнейшем будет придерживаться этой позиции. Стороны переговоров найдут общий язык. Возможно, что Иран пойдет на конкретные уступки. Время покажет.

ИА REGNUM: Считаете ли Вы правильным присоединение Армении к Плану индивидуального сотрудничества с НАТО (IPAP) с учетом ее членства в другой структуре безопасности - ОДКБ?

Сотрудничество Армении с НАТО и с другими организациями считаю правильным. Армения сотрудничает с различными организациями настолько, насколько это исходит из ее интересов. Вместе с тем, следует помнить об одном - исключить возможность размещения на территории Кавказа войск третьих стран.

ИА REGNUM: Представьте Ваше видение перспективы строительства железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси в обход Армении, ныне существующей железнодорожной магистрали Карс - Гюмри (Армения) - Тбилиси?

В этом вопросе я никого не виню. Просто, Армении следует кардинально пересмотреть свою внешнюю политику, которая сегодня, однозначно, хромает.

ИА REGNUM: Как Вы относитесь к часто звучащей в последнее время идее о возврате территорий вокруг Нагорного Карабаха в обмен на референдум в НК, и каким Вам видится процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта в целом?

Не думаю, что вопрос поставлен именно так: территории в обмен на референдум. Но факт, что ради мира мы должны пойти на какие-то уступки. Если мы хотим решения вопроса в глобальном плане, становится ясно, что необходим повторный референдум. Вопрос в том, о каких именно территориях вокруг Нагорного Карабаха идет речь. Это, во-первых. Во-вторых, Нагорный Карабах должен быть очертан новыми границами. Сегодняшняя Нагорно-Карабахская Республика - это не Нагорно-Карабахский автономный округ (НКАО), из НКАО того времени большая часть Шаумяновского района находится под юрисдикцией Азербайджана. И непонятно, какая именно территория будет охвачена в единицу Нагорный Карабах - так что необходима новая карта.

Кроме того, должен быть поднят вопрос об армянском населении советского Азербайджана, которое из-за конфликта стало беженцем. Мы отвечаем за них? Если сегодня мы говорим о человеке, о его свободе и правах, то обязаны думать об этом 400-тысячном населении, и при любых раскладах найти решение их вопроса. Когда односторонне ставится вопрос о возврате вынужденно перемещенных азербайджанцев в свои дома, то автоматически должен быть поднят вопрос и об армянских беженцах, изгнанных из Азербайджана. В любом случае, первый шаг на пути решения конфликта - возврат беженцев. Это вообще прекрасная модель для всех конфликтов. После этого, если между сторонами появится доверие, взаимопонимание, то можно думать и о референдуме. Произойдет это через 5, 10 или 15 лет - не знаю. А ставить вопрос о возврате территорий в обмен на референдум считаю неправильно. Кроме того, для нас, для Нагорного Карабаха, как одной из сторон конфликта, неприемлемо любое военное присутствие какой-либо третьей страны.

ИА REGNUM: Каких развитий можно ожидать на внутриполитическом рынке Армении с учетом приближающихся в 2007 году парламентских выборов? Как Вы оцениваете действия оппозиции, есть ли у нее шансы добиться успеха на выборах?

Сегодня внутри самой власти - в коалиции партий власти - можно встретить более оппозиционный настрой, нежели в самой оппозиции. Говорить об оппозиционном деятеле, как о том, кто только и делает, что проводит митинги, считаю неправильным. Не думаю, что оппозиционность заключается лишь в этом. Оппозиционным и позиционным силам следует перегруппироваться. Некоторым это, конечно, будет невыгодно. Процесс перегруппировок будет длиться еще долго, как минимум, до конца марта, после чего станет ясно, какие силы с кем идут, кто один, кто в блоке или в коалиции. Время покажет, но перегруппировки необходимы. Если оппозиция не будет сотрудничать с другими силами, а продолжит решать вопросы внутри себя, то, естественно, они не достигнут никакой цели, сохранят имеющийся сегодня свой статус и не смогут набрать много голосов в парламенте. Необходимо действовать в масштабе всего политического поля, понять, кто чей друг и какие вопросы решает.

Оппозиции следует выступить с конкретной программой, идеями и принять участие в перегруппировках. Власть сегодня проводит определенные перегруппировки, а оппозиция на данном этапе, по-моему, находится в роли наблюдателя.

ИА REGNUM: Вы примете участие в парламентских выборах одни или все же создадите блок или коалицию?

Так как "Дашинк" является новой партией, нам хотелось бы попробовать наши силы на выборах. Поэтому никаких коалиций и блоков создавать не будем. Наша партия выступит, исходя из своих возможностей, знаний и позиций. Мы будем сотрудничать с теми партиями, которые активно занимаются политикой и по программам которых у нас нет существенных расхождений.

ИА REGNUM: Намерены ли Вы выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Армении?

Нет. У меня нет такого желания, нет желания и баллотироваться на пост главы парламента. Я прекрасно знаю свою роль и место и какие вопросы буду решать.

ИА REGNUM: После освобождения из заключения Вы продолжили свою политическую деятельность не в Нагорном Карабахе, а в Армении. С чем это связано?

Я никогда не рассматривал Нагорный Карабах как отдельную часть. В свое время я начинал свою карьеру в Армении, и тогда никто мне не задавал подобного вопроса. Армения и Нагорный Карабах - это одно государство. Для меня и большинства населения понятно, какая передо мной стоит цель. А что я буду делать в Нагорном Карабахе? Все вопросы решаются в Армении, в Ереване.