Утверждение заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) материалов проекта первого пускового комплекса трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), по неясным причинам затягивается. Как сообщает корреспонден ИА REGNUM, об этом заявил на пресс-конференции в Москве 26 января руководитель Рабочей группы экспертной комиссии Геннадий Чегасов. Заключение экспертов содержит отрицательную оценку предложенного маршрута нефтепровода на участке Тайшет - Сковородино, где нефтепровод подходит слишком близко к берегу озера Байкал. Разработчиком и предполагаемым инвестором проекта является государственная компания "Транснефть".

"Ситуация на сегодняшний день очень сложная", - констатировал Чегасов и пояснил, что заключение, подготовленное группой специалистов, получает статус официального заключения ГЭЭ только после утверждения его приказом руководителя Ростехнадзора. Данная процедура, по словам Геннадия Чегасова, является чисто формальной, подтверждающей правильность процедуры проведения экспертизы. Как ранее сообщалось, эксперты закончили свою работу еще 24 января, ожидалось, что соответствующий приказ будет подписан главой Ростехнадзора Константином Пуликовским 25-го, однако до сих пор о его подписании ничего не известно.

Чегасов связал затягивание этого процесса с давлением со стороны компании "Транснефть", которое, по его мнению, может оказываться на Ростехнадзор. По его словам, ранее подобному давлению подвергался он сам и другие члены экспертной комиссии.

"Чувствуется, что определенные силы работают, и руководство Ростехнадзора не желает согласиться с отрицательным заключением специалистов", - отметил он.

В связи с этим Геннадий Чегасов предположил, что неудобное для разработчиков заключение комиссии может быть отвергнуто под надуманным формальным предлогом, после чего будет собрана новая экспертная группа, которая вернется к рассмотрению проекта. Кроме того, он допустил возможность "перередактирования" выводов комиссии. Во избежание этого в ходе пресс-конференции был распространен фрагмент из подлинного текста заключения, завизированный подписью Геннадия Чегасова 24 января 2006 года:

"1. По результатам представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), пришла к выводу, что материалы "Технико-экономическое обоснование (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс" не в полной мере соответствуют требованиям законодательных и нормативных требований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

2. В связи с тем, что предлагаемая трасса трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" представляет большую потенциальную опасность нанесения (в случае аварии) экологического вреда озеру Байкал - объекту всемирного природного наследия, охраняемому Российским законодательством и конвенцией ЮНЕСКО, экспертная комиссия считает неприемлемым строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" по намеченной в проекте трассе, проходящей по территории водосборного бассейна озера Байкал и характеризующейся высокой сейсмичностью.

3. Материалы "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс" должны быть переработаны в части альтернативных вариантов прохождения участка трассы за пределами бассейна озера Байкал".

По его словам, данное заключение подписали все присутствовавшие на финальном заседании члены комиссии, что составило 80 процентов от ее списочного состава. При этом, по сведениям ИА REGNUM, четверо членов комиссии выступили с особыми мнениями, два из которых носили положительный характер, а еще два были отрицательными для проекта, однако содержали формулировки, отличающиеся от общего итогового заключения.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Чегасов продемонстририовал журналистам папку объемом несколько десятков листов, содержащую замечания экспертной комиссии к проекту. Многие из них, подчеркнул он, носят принципиальный характер. Прежде всего это касается занижения в материалах, представленных на экспертизу, уровня сейсмичности территории, в действительности превосходящей 10 баллов, что значительно повышает вероятность аварии, разлива нефти и загрязнения озера Байкал.

Кроме того, эксперт обратил внимание на морально-политические аспекты ситуации, а именно на игнорирование компанией мнения ученых, аргументированно протестующих против прокладки нефтепровода в пределах водосборного бассейна Байкала, а также на то, что в случае реализации проекта будут нарушены международные обязательства России, взятые ею на себя в результате ратификации Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия от 12 октября 1988 г.

Попытки "продавить" маршрут нефтепровода в непосредственной близости от берега Байкала (на расстоянии 800 м в самой близкой точке) он расценил как "подставу" президента России, который, по мнению Геннадия Чегасова, неверно информирован о всех аспектах ситуации.

"Первый раз в жизни я пришел в общественную организацию", - признался глава Рабочей группы экспертной комиссии. По его словам, обращение к широкой общественности вызвано стремлением повлиять на ситуацию, не допустить выхода ее из законного русла. "Байкал стоит того давления, которое сейчас оказывается", - сказал он.

Отвечая на вопросы журналистов, Чегасов подтвердил, что представители "Транснефти" еще в ходе работы экспертной комиссии предупреждали его о намерении оспаривать ее заключение, если оно не будет положительным. "Я готов встретиться в суде в любым вашим представителем, чтобы доказать свою правоту", - обратился он к оппонентам.

Байкал, где сосредоточено 80% мировых запасов пресной воды, представляет собой уникальный природный ресурс России, который в будущем, после исчерпания запасов углеводородного сырья, составит ее главное достояние, подчеркнул принявший участие в пресс-конференции заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Колесников. Угроза загрязнения этого озера, по его словам, чревата потерями на суммы в триллионы долларов, что несопоставимо с затратами на изменение маршрута нефтепровода.

Член рабочей группы по озеру Байкал экспертной комиссии, главный специалист Президиума Сибирского отделения РАН Ирина Максимова, со своей стороны, обратила внимание на то, что возможный разлив нефти размером до 4 тыс. тонн, вероятность которого признают разработчики проекта, может стать катастрофой для уникальной экосистемы озера, так как нефтяной пленкой окажется покрыто около трети его водной поверхности (вплоть до острова Ольхон), что приведет к неизбежной гибели эндемической фауны водоема. Кроме высокой сейсмичности рифтовой зоны в северной части Байкала, причиной порыва трубопровода может стать и теракт, заметила Максимова. По ее словам, в настоящее время именно теракты являются причиной 15% аварий, фиксируемых на нефтепроводах России.

Отвечая на обвинения представителей компании в адрес экологов в препятствовании реализации экономического проекта государственной важности, генеральный директор Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Игорь Честин заявил, что именно компания "Транснефть", по его мнению, сабатирует проект сибирско-тихоокеанского нефтепровода, отказываясь корректировать его трассу на двух участках, где к ней предъявляются серьезнейшие претензии - в районе Байкала и на финальном участке на территории Приморского края.

О том, что заключение экспертов относительно допустимости строительства нефтепровода ВСТО по маршруту Тайшет - Сковородино совпало с заключением ранее проведенной общественной экспертизы, напомнил координатор Байкальской программы Гринпис России Роман Важенков. "У нас намечается очень правильное, обоснованное и законное решение защитить озеро Байкал, и это решение должно быть одобрено несмотря на давление со стороны "Транснефти" и гражданскую безответственность некоторых чиновников", - подчеркнул он.

В то же время, другой участник пресс-конференции, представлявший общественную организацию - Игорь Честин - предупредил о том, что утверждение или неутверждение заключения ГЭЭ станет показателем того, по какому пути идет развитие государственного капитализма в России. Если будет создана новая, более послушная экспертная группа, "это будет явным сигналом того, что создаваемые государственные монополии стоят вне правового поля, стоят выше правительства, так как три федеральных ведомства высказались против этого проекта, выше общественных интересов и интересов страны", - заявил он.

В заключение пресс-конференции директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц отметил положительные стороны альтернативного маршрута прокладки трубопровода через южные районы Якутии за пределами сейсмоопасной рифтовой зоны и водосборного бассейна Байкала. По его словам, это позволило бы приблизить экспортный трубопровод к расположенным в этих районах месторождениям нефти и газа, развивать трубопроводную систему в направлении совмещения экспорта нефти и газа. Однако руководство Якутии может запросить плату за транзит через свою территорию, предположил Шварц, поэтому "компании гораздо удобнее иметь дело с регионами, которые не ставят вопрос таким образом".