В Музее оккупации Латвии вечером 27 января демонстрировались две документальные российские ленты - "Реакция" и "Редлихи - люди с той стороны". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, картины представил автор фильма о Редлихах, российский политолог и кинорежиссер Григорий Амнуэль. Накануне на торжественном приеме в Рижском доме латышского общества по случаю Дня международного признания "де-юре" Латвийской республики МИД Латвии вручил Амнуэлю почетную грамоту за значительный вклад в укрепление Латвийской республики. В свою очередь на встречу с режиссером в Музее оккупации собралось не более десяти любопытных, включая работников музея и журналистов. Причем в зале, где демонстрировались картины, был буквально могильный холод, как нельзя кстати соответствующий выставленной в нем мрачной экспозиции из колючей проволоки, барачных бревен и т.д. Однако ни холод, ни отказывающая время от времени проекционная техника, а также всего лишь горстка зрителей господина Амнуэля не смутили.

"Спасибо музею за то, что он дает возможность показать два российских фильма в Латвии, что, на мой взгляд, очень важно и интересно", - начал встречу российский режиссер. Картину "Реакция" о Ходорковском он представил так: "Фильм снят с 27 апреля по 1 июня 2005 года во многих регионах России лауреатом Государственной премии России, обладателем национальной премии "Тефи" и председателем Гильдии режиссеров неигрового кино России Владимиром Герчиковым. Картина была представлена на фестивале в Варшаве "Хуман Райтс" и получила там большое признание публики, которое является и главным призом данного фестиваля, так как других призов там нет. Фильм показывался во многих регионах России, но, к сожалению, ни один центральный телевизионный канал его показывать не хочет. Почему? Думаю, что вы сами себе сможете ответить. Хочу подчеркнуть: этот фильм не запрещен к показу в России, его просто нет". Между тем, сама лента лично на корреспондента ИА REGNUM не произвела впечатления какого-то откровения или творческого изыска. Чуть более сорока минут зрителям демонстрировали банальный опрос разношерстной российской публики на тему: поддерживаете вы или нет осуждение Ходорковского? Кто-то поддерживает, кто-то нет, некоторые считают, что ему дали мало. При этом реакция на приговор главе "Юкоса" в картине явно не тянет на, как это, возможно, подразумевают ее авторы, якобы наступившую "реакцию" в стране в целом. А с учетом страшного холода в оккупационном музее, лента вообще показалась нудной и неинтересной. То есть, ответ на вопрос Амнуэля: "Почему?", более или менее ясен.

Тем временем, пока в очередной раз "оживляли" отказавшую технику, режиссер, заполняя паузу, рассказывал о своей собственной ленте "Редлихи - люди с той стороны" и отвечал на вопросы собравшихся. "Это фильм о Романе Николаевиче Редлихе и о его семье, - пояснил Амнуэль. - Он скончался 20 августа 2005 года. И как было написано в некрологе, это был последний философ русского зарубежья". По словам режиссера, через судьбу семьи Редлихов можно увидеть историю русской иммиграции, мол, сейчас это одна из самых популярных тем в России: "Роман Николаевич был одним из организаторов Народно-трудового союза, заместителем главного редактора издававшейся в Париже газеты "Русская мысль", постоянным членом редколлегии журнала "Посев", одним из организаторов и первых ведущих радио "Свободная Россия", которое вышло в эфир в начале 1950-х годов еще раньше радиостанции "Свобода" и других русских служб многих радиостанций мира. Роман Редлих написал много интересных философских работ". Некоторые из них - роман "Предатель", работы "Солидарность и свобода" и "Советское общество", а также выпуск журнала "Посев", посвященный кончине Редлиха - Амнуэль торжественно вручил директору Музея оккупации. Руководитель музея, кстати, с ним общалась через переводчика, так как не владеет русским языком. Но была весьма благодарна за дар.

"Очень символично, что этот фильм показывается в этом музее, а также, что в нем будут храниться эти книги, - заметил Амнуэль. - В ближайшее время я передам музею и копию фильма о Романе Редлихе, потому что этот музей, а я в нем не впервые, не является трагедией латышского народа - он наша общая трагедия". По словам Амнуэля, в Москве есть близкий по духу музей, но, к его сожалению, намного меньше: "Хотя это странно, что он меньше в Москве. Таких музеев, наверное, должно бы было быть много в России. И, наверное, это было бы также важно для русского общества, как и наличие данного музея важно для латышского общества. Люди должны иметь возможность знать свою историю". На вопрос корреспондента ИА REGNUM, что за родственный музей в России, Амнуэль пояснил, что это и Музей сталинских репрессий, и Музей Сахарова.