Состояние демократии в России в 2005 году оценили эксперты, принявшие участие 31 января в на презентации проекта "Барометр демократии", который является совместным детищем информационно-аналитического центра "СОВА" и информационно-исследовательского центра "Демос", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Участники презентации сошлись во мнении о том, что политические итоги года неутешительны. Так, по мнению президента Института национального проекта "Общественный договор", члена Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Александра Аузана, Россия переживает период реакции, начавшийся в 2000 году, и потенциал этой реакционной политики еще не исчерпан. Размывание демократических институтов, происходящее в стране, по его оценке, ведет к преобладанию все более непрозрачных, все более монополистических и все менее эффективных механизмов в экономике.

Как экономист он отметил, в частности, тенденцию к ренационализации, которая ярко проявилась в 2005 г. Заметив, что не абсолютизирует значение частной собственности, Александр Аузан подчеркнул: "Беда не в том, что начинается переход под государственный контроль, а беда в том, для чего и как осуществляется этот переход". Ренационализация крупных компаний, осуществляемая путем их выкупа государством у частных владельцев, по его мнению, не решает проблем легитимности собственности в России, укрепляет сложившуюся несправедливость распределения и в перспективе чревата снижением эффективности управления ими.

Опасную тенденцию перехода к корпоративной модели государства отметил и генеральный директор Института прав человека Валентин Гефтер. По его словам, 2005 год также ознаменовался такими явлениями в судебно-правовой сфере как "дело "ЮКОСа", дело нацболов-"декабристов", "шпионские процессы" на учеными и т.п., которые он охарактеризовал как "ползучую, неинституциональную контрреформу". Кроме того, Валентин Гефтер отметил "рост имперскости", выражающийся в ужесточении внешнеполитической линии России в отношении демократических процессов в ближнем зарубежье и в "вертикализации" власти внутри страны. И последняя тенденция, ведущая к свертыванию демократии, на которую он указал - рост регулирования всех сфер, по природе своей саморегулируемых, таких как СМИ и некоммерческий сектор.

По мнению председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, одна из самых негативных тенденций года проявилась во внесении поправок в Закон "О выборах", в результате чего выборный процесс оказался практически полностью изъят из сферы общественного контроля. "Это очень большой урон для наших гражданских прав", - отметила она. Кроме того она отметила пассивность власти в расследовании массовых нарушений прав человека в башкирском Благовещенске, преследования правозащитников, а также массовые преследования мусульман по сфабрикованным обвинениям в терроризме, а также появление такой категории как жертвы политических репрессий, к которым она отнесла помимо упомянутых последователей ислама, также Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. "Страна, в которой людей осуждают по политическому заказу власти, является или тоталитарной, или движется к тоталитаризму. Это очень опасно", - констатировала правозащитница.

"Меня более всего тревожит то, что в прошедшем году установилась атмосфера страха. Люди стали бояться высказывать свое мнение", - заявил коллега Александра Аузана по Совету при президенте, руководитель фонда "Социальное партнерство" Валерий Борщев. По его мнению, власть, усиливая давление на гражданское общество, добивается утверждения социальной апатии и стремится подавить те общественные силы, которые могут ей противостоять.

Наиболее радикальную точку зрения выращил президент Информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимир Прибыловский. По его мнению демократии как системы в России просто нет, а есть отдельные демократические институты и определенный объем прав и свобод, который в последнее время постоянно сокращается. Государственное устройство современной России он определил как олигархию - "коллективный авторитаризм богатого меньшинства".

В то же время, участники презентации отметили и серьезные положительные тенденции, которыми характеризовалась общественно-политическая атмосфера в стране в прошедшем году. "Демократия состоит не только в действиях власти, но и в общественной реакции. И демократия в России в этом смысле далеко не умерла", - отметил Валентин Гефтер. Валерий Борщев в связи с этим отметил консолидацию гражданского общества и демократических политических сил, которая, по его мнению, выразилась в создании и устойчивом функционировании Гражданского конгресса. Кроме того, давлению со стороны власти, в прошедшем году успешно протестовали НПО, напомнил он. Людмила Алексеева в качестве примеров подъема общественной активности указала на протесты против монетизации льгот, движение автолюбителей, обманутых соинвесторов долевого строительство и жильцов общежитий, успешно отстаивающих свои права. "То, что это проявилось, дает маленькую надежду, что если не в 2006-м, то хотя бы в 2007-м или в 2008-м году мы начнем двигаться в сторону демократии", - сказала она.

То, сколько еще продлится период реакции, по мнению Александра Аузана, зависит от способности власти справляться со стоящими перед ней проблемами путем простого вливания средств. Началом возвращения к демократии в России станет момент, "когда обнаружатся те проблемы, которые деньгами не гасятся. И тогда придется менять подход и институты", - полагает он.

Справка ИА REGNUM: "Барометр демократии" - проект, реализуемый с апреля 2005 года на основе еженедельных опросов экспертов, оценивающих сравнительное влияние событий прошедших семи дней с точки зрения оказываемого ими давления на демократические институты в России или, напротив, содействия их укреплению. В качестве экспертов к работе "Барометра демократии" привлекаются представители неправительственных организаций, журналисты и специалисты в области политологии, социологии и др., исповедующие демократические убеждения.