В 1989 году происходило обсуждение концепции дальнейшей борьбы за Карабах, в частности, предложения добиваться предоставления карабахскому движению статуса субъекта национально-освободительной борьбы. Это совершенно не противоречило идее создания второго армянского государства в Карабахе. Но кто-то из "диаметрально противоположных" контор настойчиво и последовательно боролся с этой идеей, предложив гораздо более неопределенную перспективу, связанную с так называемой концепцией самоопределения, хотя одно не противоречило другому.

Заинтересованность так называемых демократических организаций России и агентов влияния носила кардинальный характер. "Прогрессивная" часть человечества считала, что концепция национально-освободительной борьбы ушла в прошлое, не имеет права на существование, так как представляет угрозу интересам их держав. Услужливость "лидеров" движения привела к тому, что национально-освободительное движение в Карабахе, пройдя все возможные стадии, в том числе военную, протекало без какого-либо правового статуса. Это соответствовало интересам вполне конкретных международных политических кругов. Примечательно, что даже условно-радикальные политические партии, пропаганде которых не была чужда идея национально-освободительной борьбы, так и не заняли принципиальную позицию по этому вопросу. Уже несколько позже, после завершения военных действий, когда возникли возможности общения и консультаций с представителями европейских структур и различных международных политических организаций, стало очевидно, что идея национально-освободительной борьбы "гасилась", поскольку, в действительности, она рассматривалась, как совершенно реакционная, крайне опасная с точки зрения либерально-демократической догматики и политики России и европейских государств. Придание карабахскому движению статуса субъекта национально-освободительной борьбы означало бы возникновение опасного прецедента и, практически, катастрофу, как для так называемого "нового", так и для коммунистического порядков.

Затем, отсутствие данной статусности стало весьма благоприятным обстоятельством для армянской бюрократии. Была создана Нагорно-Карабахская Республика, чье бесправное положение стало соответствовать интересам не только политического руководства Армении, но и армянского политического класса. В Армении происходит многоэтапная внутриполитическая борьба (точнее сказать - "борьба за власть", что стилистически все же отличается от категории "внутриполитическая борьба"), в которой НКР использовался как удобный рычаг давления друг на друга различных политических группировок. Политическое руководство Армении не желало допустить какой-либо политической активности НКР, прежде всего на международной арене, с чем с большой охотой согласилось политическое руководство НКР, в обмен на право заниматься экономической деятельностью в благоприятных условиях. Главная задача руководителей Армении в отношении НКР заключалась в недопущении неожиданных сюрпризов на ожидаемых крутых поворотах политических судеб. Главное - не оказаться в неудобной ситуации, если придется выполнять какие-либо схемы урегулирования. Неожиданность хуже ножа в спину. Политические партии Армении, за редким исключением, проводили спекулятивную, гадкую политику, так и не проявив солидарности с карабахским обществом, которое отброшено к "благословенным" временам Бориса Кеворкова (первый Секретарь областного комитета партии НКАО - ИА REGNUM).

"Свободный" мир, столь высокопарно провозглашающий свободы и соответствующие ценности, также, несомненно, был заинтересован в долговременной безмолвности карабахского общества. НКР, народ и общество которого столь наивно и воодушевленно стремились к свободной жизни, испытывая чувства, которые не дано испытывать многим из народов, смирившимся со своей судьбой, благодаря армянскому политическому классу, оказался заложником международного заговора. У армянского народа карабахской провинции сейчас отнято фундаментальное право - право на национально-освободительную борьбу, как состояние общества, когда оно испытывает подлинную свободу, демократию, справедливые выборы и надежды.

Нынешние жалкие потуги "урегулировать" карабахскую проблему предполагают все что угодно, даже оккупацию и геноцидные действия под видом ввода миротворческих войск, но только не возможность возобновления национально-освободительной борьбы армянского народа. Нас похоронили, но не рано ли? Слишком велика уверенность в том, что военное командование выполнит приказ отдать нашу Родину на поругание в угоду мерзким лоббистам в разных грязных углах Европейского сообщества. Но даже если это и произойдет, армяне не станут смиренно наблюдать, как оккупанты будут топтать их землю. Этот регион, который стремится стать чьим-то "ближним" соседом (намек на региональную программу ЕС "новое соседство" - ИА REGNUM), превратится в кошмар. Будет происходить массовая армяно-азербайджанская резня в России, Грузии и по всему миру, станет невозможным функционирование энергетических коммуникаций, будет происходить снайперская и иная война против миротворцев, не будут забыты и вдохновители плана "урегулирования". Но настоящее кровопролитие начнется тогда, когда миротворцы попытаются под своей защитой вернуть азербайджанцев в Шуши и другие места. Военное вмешательство в регион станет неизбежным, может кому-то это и нужно? Нет сомнений, что пострадают, в подавляющей мере, совершенно невинные люди. Далек ли этот сценарий от реальности - вот этим и должны были, в первую очередь, интересоваться те, кто, якобы, строит свои проекты на основе общественного мнения.

Кто же будет расхлебывать эту кашу, европейцы? Конечно же, нет. Этим придется заняться американцам и русским. Что хорошего это даст и тем, и другим? Национально-освободительная борьба имеет одну особенность - никто ни у кого не спрашивает разрешения на борьбу, как это было в 80-ых годах.

Нынешний исторический период характеризуется крайне низкой прогнозируемостью и неадекватностью политического проектирования. Кто из политических наблюдателей и экспертов может назвать один или два проекта, которые были успешно осуществлены? Причем это относится ко всем типам проектирования: попытки восстановления Советского Союза; надежды на Китай; европейская конституция; единая европейская внешняя политика; проблемы Боснии и Косово; военные операции в Чечне и Ираке; попытки демократизировать арабский мир; игры с террористами и экстремистами различного толка; урегулирование израильско-арабских отношений; кипрская проблема; различные намерения в отношении Турции; абсорбция Центральной Евразии; планы "оранжевых" революций и многое, многое другое, что не поддается осуществлению. Историческая ситуация такова, что невозможно всерьез воспринимать какой-либо план самых влиятельных политиков и правительств. Все может рассыпаться, как карточный домик. Пустыня расширяется и горе тому, что несет пустыню в себе. Прежде чем выяснять правила игры, хорошо бы понять, а в какую игру придется играть (например, футбол или теннис, в команде или всего-навсего вдвоем).

Благоприятные ожидания весьма сомнительны, а оценки рисков - более чем неблагодарная работа. Вероятность урегулирования карабахской проблемы в численном выражении абсурдна и неадекватна любому критерию. Более того, по мере приближения возможной логико-хронологической развязки, оценки рисков для бизнеса, получаемые фирмами типа "Контрол риск", повышаются до немыслимого уровня. Кстати, до начала данного процесса подавляющий сектор детерминации рисков по Южному Кавказу приходился на Грузию (до 70% - 95%), тогда как Армения рассматривалась как более чем стабильная страна, а карабахская проблема вообще не принималась в расчет, как фактор риска. Хорошо бы экспертам "Международной кризисной группы" изучить широко применяемые методы оценки рисков, а также некоторые специальные методы, разработанные для ЦРУ.

Кстати, те, кто представляет добропорядочные обывательские круги в нашем славненьком городке Ереване и не сведущи в методах математической статистики, должны усвоить одну истину: на данном историческом этапе любая схема "урегулирования" - это война. В этой кошмарной клоаке всегда найдутся люди, которые, презрев цинизм и капитуляцию, способны все начать сначала. Карабахский вопрос может быть не урегулирован, а только решен в иных политических обстоятельствах. Нужно этому верить, искренне верить, а если не верить, то к власти вновь придет АОД (Армянское Общенациональное Движение - экс-правящая партия Армении - ИА REGNUM) и опять отключат газ. (Шутка независимого политолога).