Принятый Сеймом в первом чтении законопроект "Об оценке соответствия Сатверсме (Конституции, - ИА REGNUM) Латвийской республики проекта парафированного 7 августа 1997 года Договора о границе между Латвией и Россией", который предусматривает оценку Судом Сатверсме соответствия основному закону проекта упомянутого договора, является отступлением от общей практики конституционных судов. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил председатель Суда Сатверсме Айвар Эндзиньш, слова которого сегодня, 7 февраля, приводит рижское радио PIK 100FM. Как указал Эндзиньш, продвигаемый Сеймом законопроект превращает Конституционный суд в консультативный совет. Кроме того, такое решение лишает Конституционный суд возможности в последствии оценивать договор, если он будет оспорен.

Как уже сообщало ИА REGNUM, договор о границе между Латвией и Россией не был подписан из-за односторонней разъяснительной декларации латвийской стороны, необходимость которой официальная Рига объясняет "конституционными противоречиями", возникающими в противном случае в отношении территории Абрене (Пыталово Псковской области, - ИА REGNUM), ранее принадлежавшего Латвийской республике. Мол, по Конституции вопросы, связанные с изменением территориальной целостности страны должны выноситься на референдум, избежать которого в данном случае якобы пытались путем "разъяснительной декларации". Между тем, есть два варианта интерпретации соответствующей статьи 3 Сатверсме о том, что "Территорию Латвийского государства в границах, определенных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале". Первая: статья 3 разработана на основе имевших в то время силу международных договоров о границах, а, следовательно, термин "территория Латвии" включает ту территорию, которая определяется соответствующими договорами, в том числе и российско-латвийским мирным договором от 11 августа 1920 года, по которому Абрене-Пыталово стало частью Латвийской республики. В свою очередь согласно другой статье - 77-й - статью 3 можно менять только путем утверждения поправок на референдуме, или, как записано в Сатверсме - "народном голосовании". Вторая: статья 3 Сатверсме в любой момент допускает заключение международных договоров, определяющих границы территории Латвии, отличные от тех, что обозначены в заключенных ранее международных договорах, без проведения референдума. В общем, задача Конституционного суда, как полагают в правительстве, разобраться, что правильнее.