Национальные проекты "Современное здравоохранение", "Качественное образование", "Доступное жилье" и "Эффективное сельское хозяйство", которые в сентябре 2005 года определил президент России Владимир Путин, не перестают быть объектом дискуссий и разговоров. Одни считают, что это новые названия старых, отработанных программ. Другие говорят, что это принципиально новые, комплексные стратегии. Но все признают, что реализация проектов - это огромная работа и большая ответственность. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с заместителем губернатора Кемеровской области по образованию и культуре Ириной Свиридовой об осуществлении национального проекта в сфере образования на территории Кузбасса.

ИА REGNUM: Ирина Альбертовна, как вы оцениваете идею национальных проектов в целом?

Давайте порассуждаем, что такое национальный проект в теоретическом плане. Были ли до того в истории страны такого рода масштабные проекты? Конечно, были, в 60-ые годы ХХ века, например, это проект по строительству доступного жилья, массовое возведение так называемых "хрущевок". Для большинства населения это было определенным "социальным вздохом" в решении его проблем, когда совпали интересы общества и государства. Или возьмите массовое распространение грамотности и ликвидация безграмотности в 20-ые годы ХХ века - ведь этот процесс тоже можно считать национальным проектом. В дальнейшем на этом базисе шло строительство системы общего и профессионального образования, науки, обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами. То есть, национальный проект, на мой взгляд, должен обладать тремя составляющими: первое, отвечать вызовам и потребностям времени; второе, должен поддерживаться обществом, вокруг него население должно объединить свои усилия; третье, закреплен как приоритет государственной политики в качестве важнейшей национальной идеи.

Очень хорошо, что сейчас на государственном уровне получают поддержку направления, социально значимые для населения РФ. Ведь это те сферы, с которыми человек сталкивается почти каждый день. От их доступности и качества зависит его жизнь и судьба, по большому счету социальное здоровье общества. И далеко не случайно у нас в области еще в 1997-1998 годах губернатор Аман Тулеев определил как приоритеты категории "учитель", "врач", "село", "тепло". Мы по этим направлениям работаем почти 10 лет. И сегодня они получили поддержку на самом высоком уровне в качестве приоритета государственной политики, - это конечно здорово.

Но реализация проектов не должна сводиться только к повышению заработной платы учителей и научно-педагогических работников. Простое повышение заработной платы, конечно, правильно - это социальная защита населения. Но ведь талантливые работники образования, имеющие результативность работы, прокладывающие дорогу новому и передовому, должны также особо отмечаться. В сфере образования должно быть две параллели: с одной стороны, необходимо повышать зарплату всем педагогическим работникам, с другой, должны быть денежные гранты для стимулирования творческой активности педагогов, учащихся и молодежи, образовательных учреждений. Поддерживая творчески активную часть работников отрасли, мы тем самым вкладываем деньги в развитие человеческого капитала, того локомотива, который должен кардинально изменить положение в сфере образования.

ИА REGNUM: На чем акцентирует внимание национальный проект в сфере образования? Куда будут направлены средства?

Основная цель национального проекта - расширение доступности и повышение качества предоставляемых образовательных услуг населению, выход на современный уровень преподавания и оснащения учреждений.

Уверена, без современных средств обучения, учебно-материальной и учебно-лабораторной базы сделать это невозможно. Поэтому одно из главных направлений реализации национального проекта в сфере образования - это компьютеризация образовательных учреждений, подключение школ к сети интернет, широкое внедрение информационных технологий в обучении, оснащение школ современным лабораторным оборудованием, приобретение школьных автобусов для организации подвоза учащихся из отдаленных сельских поселков.

Сегодня у нас в области 85% школ имеют современную компьютерную технику, 51% - подключены к сети интернет, 30% - имеют современные кабинеты химии, физики, биологии. И в ближайшие два года в рамках национального проекта по образованию мы должны подтянуть оставшиеся школы в плане модернизации их учебно-материальной базы.

Мы в области пошли дальше, чем в других регионах, потому как дополнительно к федеральным деньгам мы ежегодно увеличиваем финансирование образования из областного и местного бюджетов, привлекаем средства крупных собственников. По нашему убеждению, такая концентрация ресурсов позволит сделать существенный скачок в улучшении учебно-материальной базы образовательных учреждений.

Посмотрите, деньги на лучшие школы на конкурсной основе по определенным критериям выделяет федеральный центр. По квоте Министерства образования и науки РФ в Кузбассе ежегодно такую грантовую поддержку будет получать 51 школа, каждая в размере 1 млн рублей. Кроме того, мы у себя в области также выберем еще 10 школ, которые внедряют инновации в воспитании, образовании, в использовании информационных технологий, сохранении здоровья обучающихся. Они также получат по 1 млн рублей, но уже из областного бюджета. Плюс к этому и крупные предприятия Кузбасса выделяют средства на грантовую поддержку ряда школ. На уровне города или района также будут определяться лучшие школы, все они получат средства на развитие учебно-материальной базы, но из местного бюджета. Таким образом, за один год грантовой поддержкой мы охватываем порядка 150 образовательных учреждений области.

Второе важное направление - стимулирование творческой активности педагогов и обучающихся, поддержка тех категории людей, от которых зависит наше будущее.

Вы знаете, в Кемеровской области действует мощная система социальной помощи малообеспеченным категориям населения (это многодетные и неполные семьи, инвалиды, много других категорий). Настало время поддержать инициативных людей, новаторов, которые определяют перспективы завтрашнего дня, стремятся к этому реальными делами и результатами. И неважно, где человек работает, в сельской школе, где обучается 100 человек, или в крупной школе, где 800 учеников. Если человек работает с желанием и внедряет новые технологии, почему бы нам его не поддержать? Для таких специалистов также установлены денежные гранты. Здесь тот же принцип: к федеральным грантам мы добавляем наши областные и местные гранты.

Например, 170 учителей Кузбасса получат гранты за счет федерального бюджета, каждый по 100 тысяч рублей. Но на областном уровне мы также дополнительно поощрим еще 100 человек, они получат гранты за счет областного бюджета по 50 тысяч рублей каждый. Плюс еще какое-то количество людей на средства муниципалитетов и внебюджетных источников тоже получат денежные поощрения. Аналогичная схема и по одаренным детям.

Отдельное внимание уделено поддержке классных руководителей в школах. Это понятно, ведь с ними связано воспитание человека, его самоопределение и будущее. Признаемся честно, в последние 10-15 лет у нас в стране этой работе уделялось слабое внимание. А ведь от классного руководителя зависит много: вовремя разглядеть проблемы ребенка, встретиться с его родителями, помочь определиться в жизни, уберечь от неверного шага. Сегодня предстоит возродить эту работу, и оплачиваться она должна достойно. Из федерального бюджета каждый классный руководитель будет получать по одной тысяче рублей в месяц, но и спрос с него должен быть строгим.

К сожалению, в федеральном центре вознаграждение за классное руководство предусмотрено только для учителей дневных школ. В этот перечень почему-то не попали классные руководители вечерних школ. А ведь именно им приходится работать с самой сложной категорией подростков. Поэтому по инициативе губернатора Тулеева за счет средств областного бюджета с 1 февраля 2006 года мы вводим доплату за классное руководство по 1 тысяче рублей учителям вечерних школ Кузбасса, ведущим работу по классному руководству.

ИА REGNUM: Реализация комплекса мероприятий в рамках осуществления национального проекта "Образование", как и в других сферах, предполагает значительное увеличение вкладываемых средств, в частности, в 2006 году планируется направить в развитие образования в Кузбассе более 19 млрд рублей. Пропорционально ли возрастет нагрузка на разные уровни бюджета?

Уточню цифру: на реализацию национального проекта по образованию в Кемеровской области в 2006 году предусмотрено 19 млрд 850 млн рублей. Федерация выделяет деньги только на доплату за классное руководство и на выше озвученные гранты: лучшая школа, лучшие учителя и ученики, дополнительно будут выделены средства на школьные автобусы, компьютеризацию школ и подключение к сети интернет. На данные цели в 2006 году из федерального бюджета мы ожидаем 548 млн рублей. А остальная часть - это средства областного, местных бюджетов и внебюджетные источники. Увеличение финансирования отрасли ожидается из всех источников. Если в 2005 году на развитие образования в Кузбассе мы привлекли 14 млрд 708 млн рублей, то в 2006 году этот показатель увеличится на 5 млрд 142 млн рублей.

Особо подчеркну, на все вкладываемые средства введен жесткий контроль и отчетность. Ни одна копейка не должна уйти на другие цели. За этим будет следить федеральный центр, за этим строго будем следить и мы. Считаю, это логично, так и должно быть: кто дает, тот и спрашивает.

ИА REGNUM: Один из пунктов программы реализации национального проекта сфере образования гласит, что в Кемеровской области необходимо создать высокоэффективную государственно-общественную систему контроля и оценки качества общего и профессионального образования. Каким образом будет осуществляться контроль за тем, как задачи национального проекта воплощаются в жизнь?

Да, я уже говорила, чтобы мероприятия стали национальным проектом они должны быть поддержаны обществом. И более того, общество выступает в роли экспертов хода реализации проекта. У нас создан областной совет по реализации проектов, созданы рабочие группы, как на уровне региона, так и в муниципалитетах. Мы создали областной родительский комитет, который тоже будет со своей стороны рассматривать эти вопросы. В каждом городе и районе создаются муниципальные родительские комитеты - это все, по сути, контролирующие и экспертные органы, которые будут проводить мониторинг, вносить предложения и оценивать состояние дел в отрасли. Плюс к этому мы подключаем ко всем этим вопросам средства массовой информации, в ряде периодических изданий открыты тематические рубрики по реализации национальных проектов. Ежемесячно мы будем проводить прямые линии по телефону, куда может с предложением или вопросами по реализации национального проекта обратиться каждый житель Кузбасса.

ИА REGNUM: Ирина Альбертовна, каковы, на Ваш взгляд, "слабые" стороны в кузбасском образовании? Чему придется уделить больше внимания?

Это малочисленные и малокомплектные сельские образовательные учреждения. Несмотря на то, что мы много средств выделяли и выделяем на их оснащение наглядными пособиями, компьютерами, автобусами и т.д., отдача очень низкая. Там педагогический состав оставляет желать лучшего: уровень подготовки не тот, зачастую много вакантных мест, один педагог ведет несколько предметов - тут же поем, тут же строгаем парты, тут же изучаем физику. Ни о каком повышении качества образования здесь идти не может. Я уверена, эта проблема характерна для всей России.

Конечно, таким школам никогда не пройти аттестацию и государственную аккредитацию, поэтому у нас в этом плане два направления. Первое - реструктуризация таких учреждений, то есть мы будем подвозить ребятишек в более крупные школы, которые и лучше оснащены, и имеют более качественный педагогический коллектив. Либо маленькие школы сделаем филиалами крупных, если есть необходимость (много детей в деревне или нет другого варианта). Если в 200 школах, к примеру, обучается по 15-20 человек всего, это ж не серьезно: даже полноценный компьютерный класс не поставишь, дети все разновозрастные.

Вторая проблема - возраст педагогов: особенно на селе в школах до 20% работают люди пенсионного возраста. С одной стороны, молодым некуда устроиться, с другой стороны - педагогов, которым за 60-65 невозможно отправить куда-то учиться. Старение педагогических кадров не только в школе, но и в профессиональном образовании тоже остается проблемой.

Мы сейчас будем активно заниматься подготовкой и переподготовкой наших педагогов. Это вызов и требование времени, если хотите. Все педагоги, безусловно, грамотны и талантливы, но надо соответствовать времени, в том числе и стандартам высших учебных заведений.

По-прежнему остается проблема противопожарной безопасности в части обеспечения автоматической пожарной сигнализацией. Это дорогостоящее оборудование: мы подсчитали, чтобы полностью оборудовать типовое трехэтажное здание школы, необходимо как минимум 400 тысяч рублей. Деньги огромные, невозможно за один год решить все, что на нас висит, но тем не менее будем стараться. И опять привлекаем на эти цели средства из областного и местного бюджетов.

ИА REGNUM: В чем реальная польза для людей? Чем большая программа национального проекта сможет помочь им?

Реальная польза для людей, я считаю, - это повышение качества, доступность, причем социальная доступность образования. Элемент социального равноправия возникает: улучшив качество, оснащение учебного процесса в маленьких школах, мы тем самым подтягиваем уровень образовательного процесса на селе, в малокомплектных школах до уровня крупных гимназий и лицеев.

Кадровый состав должен улучшиться, вслед за этим и качество получаемого образования выпускниками школ и учреждений профессионального образования. Если говорить о доступности профессионального образования, то это, естественно: чем лучше подготовлен ребенок, тем больше возможности у него поступить в техникум или вуз, минуя репетиторов.

Считаю, решив главную проблему - повышения качества и доступности образования, общество и государство получат положительную динамику развития.