20 января 2006 года в Латвии состоялась презентация книги депутата Сейма Латвии от политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), публициста Николая Кабанова "Цена независимости", приуроченной к отмечаемому в республике 15-летию возведения баррикад в Риге в январе 1991 года. О своей книге, а также о современной общественно-политической ситуации в Латвии рассказывает в интервью ИА REGNUM Николай Кабанов.

ИА REGNUM: В вашей книге речь идет о событиях почти двадцатилетней давности, но на ее презентации вы говорили, что она будет интересна современной политической элите России. В чем ее актуальность?

В этой книге прослеживается генезис современной латвийской государственности. В ней раскрывается подноготная нескольких параллельных заговоров, которые определили в дальнейшем ситуацию в Латвии. Расстановка политических сил в республике в то время выглядела следующим образом - были параллельно задействованы интересы латышской эмиграции, партийной советской номенклатуры и интеллигенции. Помимо этого были силы, которые противостояли интересам перечисленных групп. В сочетании действий этих различных сил и родилась латвийская государственность. Книга, я считаю, актуальна и на сегодняшний день потому, что те процессы, которые были запущены в 80-е годы, продолжают действовать и до сих пор.

ИА REGNUM: Герои, представленные в вашей книге, были либо участниками Народного фронта, либо, так или иначе, сторонниками независимости Латвии. В интервью, которые дали вам эти люди, они, если и не заявляют прямо о своем разочаровании в том, к чему пришла в итоге Латвия, то, во всяком случае, признают, что все получилось не так, как они предполагали. При этом некоторые ваши герои и по сей день остаются действующими политиками Латвии, то есть людьми, влияющими на развитие страны и определяющими ее судьбу. В чем, на ваш взгляд, заключается их главная ошибка тогда и теперь?

Ошибкой мы это называем теперь. Хотя, например, то, что было сделано с русскоязычным населением Латвии, многими из героев моей книги расценивается как нормальный политический ход, и что все это не противоречит демократическим нормам. Для них проблема русскоязычных в Латвии вообще не является главной, так что я бы не стал преувеличивать раскаяние этих людей. Если 2-3 героя моей книги действительно заявили о том, что они поступили аморально, то большинство опрошенных мною людей так не считает. И их разочарование связано, как правило, с тем, что в современной политической жизни Латвии они занимают не то место и положение, которые хотели бы иметь. На сегодняшний день их обошли люди, которые во времена деятельности Народного фронта Латвии занимались не политикой, а первоначальным накоплением капитала - реализацией различных контрабандных схем и т.д. и т.п. Сегодня эти люди у власти в Латвии, а герои моей книги являются держателями подсвечников в политическом смысле. Поэтому дело тут лишь в их ущемленных политических и личных амбициях.

ИА REGNUM: Один из ваших героев - экс-министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс рассказывает, что латышские эмигранты-бизнесмены смотрели на Латвию "как на некий бизнес-проект, а на государство - как на вотчину, в которой все плохо лежит", и что этот "бизнес-проект", к его сожалению, удался. Вы тоже считаете, что он удался?

Когда я в конце 80-х - начале 90-х общался с латышскими эмигрантами, вернувшимися в страну, то у меня сложилось впечатление, что они просто хотели растащить побыстрее ту собственность, которая была в Латвии на тот момент, и покинуть страну. И никто из них не собирался надолго оставаться здесь - из 100 тысяч латышей, проживающих за границей, за все эти годы вернулось в Латвию только 5 тысяч. Так что "бизнес-проект" по ограблению страны действительно удался на славу.

ИА REGNUM: Во времена Народного фронта вы тоже были сторонником независимости Латвии. Что вы ожидали от этой независимости?

Во всяком случае, я не ожидал, что ее результатом станет та русофобия на государственном уровне, которую мы имеем в Латвии на сегодняшний день. Несмотря на то, что по этнополитическим соображениям Латвии выгоднее быть пророссийской страной, это определяется и ее географическим положением, и историей, был выбран другой геополитический ориентир, результатом чего стало совершенно параноидальное отношение к России. И самое смешное, что чем больше времени проходит со времен развала СССР, тем большим количеством мифов обрастает история обретения Латвией независимости, которой она, по большому счету, обязана Ельцину. И главной целью моей книги было очистить историю генезиса латвийской государственности от всякой шелухи и романтического флера баррикад и "национально-освободительной борьбы". Социализм был демонтирован благодаря Горбачеву, а независимость Латвии обретена благодаря Борису Николаевичу Ельцину. Если бы не он, то была бы Латвия сейчас автономной республикой в составе России, как Чечня или Татарстан. И именно поэтому я собрал в моей книге разноплановых героев, исходя из того, что если один человек соврет, то 15 других его поправят, и что таким образом будет восстановлена объективная картина происходивших в то время в Латвии событий.

ИА REGNUM: Сейчас вы депутат сейма Латвии, боретесь за права неграждан, подавляющее большинство из которых русскоязычные. Вы считаете, что предоставление гражданства русскоязычному населению Латвии решит межнациональные проблемы страны?

Я думаю, это будет решением проблемы на 75%, потому что существуют проблемы, которые волнуют русских вне контекста получения гражданства - это проблемы русского языка, образования и культуры. И, полагаю, что в конечном итоге Латвия не устоит под натиском глобализации и будет вынуждена обеспечить соблюдение прав русскоязычного населения, составляющего значительную часть страны, согласно европейским стандартам. Например, в Брюсселе, большую часть населения которого составляют франкофоны, вывески на улицах написаны на французском и фламандском языках, а в Даугавпилсе, 90% населения которого - русскоязычные, все надписи только на латышском языке. Поэтому перед лицом происходящих сейчас процессов, латышской политической элите придется в любом случае заручиться поддержкой русскоязычного населения. Латвия уже сегодня испытывает катастрофический кадровый голод. Молодые латыши в массовом порядке уезжают на заработки в Ирландию, и их места, в том числе и в госучреждениях, занимают русскоязычные. Процент русскоязычных чиновников, включая министерства, уже сейчас достаточно высок, и он постоянно растет.

А что касается ментального антагонизма между поколениями латышей и русских, выросших в условиях независимости, то, мне кажется, что на бытовом уровне он преувеличен. Молодые русские и латыши смотрят одни и те же русские сериалы, слушают одну музыку, ходят в одни и те же клубы. Поэтому для русскоязычной общины надо просто создать необходимые правовые условия для нормальной интеграции в латвийское общество.

ИА REGNUM: 2 февраля 2006 года вас отозвали из парламентской комиссии по иностранным делам. Помимо всех прочих предъявленных вам обвинений, ставших причиной этого отзыва, вас обвиняют в "антигосударственной деятельности". Как вы это прокомментируете?

Это абсурд. Я не могу действовать против государства, частью которого являюсь как гражданин и политик. Это параноя некоторых латвийских националистов. От коллег по парламенту я знаю, что эти обвинения инициируют и поддерживают от силы 10 человек, а остальные просто голосуют за них, потому что им так велит партийная дисциплина. А реальный "градус ненависти" у нас в сейме все-таки значительно ниже.

ИА REGNUM: На задней обложке вашей книги есть цитата лидера Социалистической партии Латвии Альфреда Рубикса: "Дальнейшая же участь и политическая карьера г-на Кабанова может вызвать лишь сожаление..." Что, как вы считаете, он имел в виду?

Когда Социалистическая партия вышла из ЗаПЧЕЛ, я отказался поддержать это решение и остался в ЗаПЧЕЛ. И мы тогда с Рубиксом сильно поссорились...

ИА REGNUM: Каким вы видите будущее Латвии, в том числе и будущее ее взаимоотношений с Россией?

Исходя из объективных предпосылок, я вижу это будущее позитивным. Но нам надо много для этого работать. Россия - самая крупная держава рядом с нами, и наше совместное существование обусловлено исторически, географически и геополитически. Нынешняя ориентация Латвии на Запад - это ориентация всего лишь определенной части ее политического бомонда, а не приоритет страны в целом, который в гораздо большей степени определяет наличие в Латвии российского транзита, русского языка и культуры. В ментальном и культурном отношении Латвия, на мой взгляд, гораздо ближе к России, чем страны Закавказья.