Обзор СМИ за 10-16 февраля 2006 года.

План урегулирования конфликта от Рогозина. Откроется ли "окно возможности"? Оптимизм. Пессимизм. Рандеву в Рамбуйе. Реакция. Убийца - человек года. Степанакерт.

"Действительный мир в нашем регионе установится тогда, когда большая часть армянской и азербайджанской общественности искренне (а не для одурачивания европейцев) убедится в том, что на земле несовместимых наций нет. Русские и чеченцы, грузины и осетины, сербы и албанцы так же совместимы, как, к примеру, немцы и французы, в истории которых также были многочисленные проблемы. И каждый должен видеть во "вражеской" нации такой же культурный потенциал, который видит в своей". (Арам Абраамян, редактор газеты "Аравот").

План урегулирования конфликта от Рогозина

Глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл заявил, что ситуация в Приднестровье "абсолютно несравнима с тем, что происходило и происходит в Косово... нет такой этнической и религиозной враждебности, которая есть в Косово. В Молдавии значительно легче достичь урегулирования. Поэтому не нужно будет принимать такие меры, как в Косово", - то есть предоставлять ему независимость. Это заявление представителя ОБСЕ прокомментировал управляющий директор фонда "Свободная Европа" Олег Сапожников. По его словам, мнение Хилла "по праву может считаться сенсационным. Ведь одно дело, когда от косовского прецедента испуганно отшатывается молдавская власть, еще вчера твердившая, что в Приднестровье сплошные конфликтные ужасы, а другое дело - когда это говорит голос ОБСЕ". Сапожников подчеркнул, что "заявление Хилла, на первый взгляд, "спасая" Молдавию от Косово, на практике дает универсальный рецепт того, что, по его мнению, следует считать подпадающим под косовский прецедент. Это - наличие этнического или религиозного конфликта. Одним словом, ОБСЕ признает, что Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах, в целом пережившие такие конфликты, подпадают под необходимость "таких мер, как в Косово", то есть могут рассчитывать на "независимость". (ИА REGNUM).

Как сообщает агентство "МиК", председатель российской партии "Родина" Дмитрий Рогозин распространил заявление по проблеме Нагорного Карабаха, в котором он предлагает за отправную точку процесса урегулирования взять "ликвидацию в принципе любой попытки добиться силового решения карабахского конфликта". "Стороны также должны признать - сложившаяся на данный момент ситуация не выгодна никому, ни с точки зрения сиюминутных задач, ни под углом зрения более отдаленной перспективы (...) подобного рода жестокий и затяжной конфликт не способен повысить престиж участников конфликта в глазах международного сообщества". Политик считает, что неизбежно придется признать две вещи: "Первое: вернуться к тому статусу Нагорного Карабаха, который он имел до начала противостояния, видимо, уже не дано. Второе: стороной в конфликте является сам Нагорный Карабах. Жизнь в будущем НК придется организовывать не Армении, не Азербайджану, не международному сообществу, а самим жителям этого региона. Они должны быть, как минимум, согласны с тем, каким образом определится их судьба". Далее Рогозин излагает свое видение реалистичной схемы урегулирования конфликта:

1. Вооруженные формирования Нагорного Карабаха уходят из тех районов Азербайджана, которые были заняты ими в ходе боевых действий, за исключением Лачинского района, посредством которого осуществляется связь НК с Арменией. Решение вопроса о статусе Нагорного Карабаха откладывается на длительный срок. Контроль за ситуацией в НК полностью остается за карабахской и армянской сторонами. Азербайджан, в свою очередь, соглашается, что и Лачинский район остается под контролем Армении и Нагорного Карабаха. Азербайджан получает возможность добровольного возвращения всех вынужденных переселенцев в места их прежнего проживания. Азербайджан получает свободный доступ в Нахичевань (на условиях, аналогичных условиям функционирования Лачинского коридора) и возобновляет транспортировку нефти, газа и другие поставки в Армению.

2. Проводится глубокая демилитаризация всех освобождаемых районов на весь период до окончательного определения статуса НК. Ситуация на границах НК и Лачинского района контролируется миротворцами - российскими или международными с преобладающим российским компонентом. К проверке выполнения данного соглашения привлекаются международные наблюдатели.

3. Стороны соглашаются с тем, что вопрос об окончательном определении статуса Нагорного Карабаха все же придется решать либо за столом переговоров, либо, что более вероятно, путем волеизъявления его населения, то есть через референдум. Эта договоренность оформляется документально.

Рогозин также призывает Россию активизировать свое участие в процессе карабахского урегулирования и выражает надежду, что данные предложения найдут понимание у всех заинтересованных сторон. "Обращаюсь к президентам Азербайджана, Армении, России и лидеру Нагорного Карабаха с просьбой своим личным авторитетом и государственной мудростью способствовать скорейшему урегулированию этого тяжелого конфликта".

Откроется ли "окно возможности"?

Накануне переговоров президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе газета "Айкакан жаманак" писала, что на стол переговоров будут положены два параграфа: "вывод армянских войск с оккупированных территорий и вопрос дальнейшего уточнения статуса Нагорного Карабаха". "Каждый из этих вопросов имеет свой подпункт. В первом случае это ввод миротворческих сил, во втором - возвращение азербайджанских беженцев". Главным же, по мнению газеты, оставался все тот же неизменный вопрос: подпишутся ли в Рамбуйе под этим документом президенты Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев и осуществятся ли ожидания международных посредников.

По мнению газеты "Чоррорд Ишханутюн", оптимизм международной общественности в отношении урегулирования карабахского конфликта в 2006 году зиждется исключительно на мифе о том, что авторитарных руководителей "легко привести к консенсусу, поскольку они очень слабы и подконтрольны". Между тем, считает газета, Запад опоздал: "У него было два пути решения проблемы. Первый - иметь в руках реальный запасной вариант проведения в двух странах "цветной" революции, чтобы одновременно с оказанием давления на авторитариев припугнуть их "красивыми глазками" революционеров. Второй, не политический, - обойтись с авторитариями так же, как они обращаются с другими: положить на стол переговоров не полустраничный документ, а необходимый объем компромата".

"Если со стороны России не будет препон, думаю, стороны быстрее придут к соглашению. Единственным препятствием является Россия, поскольку и абхазский, и югоосетинский, и карабахский конфликты выгодны только ей", - заявил в беседе с газетой "168 Жам" председатель правления Армянского общенационального движения (АОД) Арарат Зурабян. По мнению председателя Либерально-демократической партии Армении Ованеса Ованнисяна, если конфликт каким-то образом будет урегулирован, то присутствие России на Кавказе станет бессмысленным: "Жизнь показала, что она не в состоянии решать какие-либо финансовые или экономические вопросы". Иного мнения, пишет газета, придерживаются пророссийски ориентированные деятели. Как считает председатель партии "Новые времена" Арам Карапетян, присутствие России на Кавказе вовсе не обусловлено наличием конфликтов.

Заместитель председателя азербайджанской партии "Мусават", политолог Габиль Гусейнлы заявил бакинской "525-й газете", что вариант решения вопроса, обсуждаемый в настоящее время, не соответствует интересам Азербайджана. По его мнению, в последние годы позиции Азербайджана в этом вопросе значительно ослабли. Гусейнли заявил, что после выборов давление на Азербайджан в связи с решением проблемы усилилось. Аналогичное влияние также оказывают на Армению. Скорее всего, в ближайшее время давление на Азербайджан значительно усилится. Однако эффективность этого давления зависит от реакции азербайджанской общественности, полагает он.

Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде в беседе с газетой "Аравот" сказал, что компромиссы возможны, если в основу переговоров будут положены вопросы прав человека, европейских ценностей и интеграции - "как в Карабахе, так и в Армении, и в Азербайджане". "Карабах - звено, тесно связывающее наши народы, которое, в случае рационального подхода, позволяет найти общее решение. А в мировой практике примеры удачных решений есть. А мы говорим - азербайджанцы не финны, а армяне не шведы (Ализаде имеет в виду аландскую модель урегулирования конфликта - прим. ИА REGNUM). Чем мы хуже их?" - спрашивает Ализаде и добавляет: "Давайте хотя бы в политике походить своей цивилизованностью на шведов и финнов. Что мы прицепились к нашим "национальным менталитетам", которые не дают нам преодолеть нашу отсталость?"

В интервью газете "Аравот" депутат карабахского парламента от блока "АРФ "Дашнакцутюн"-Движение 88" Гегам Багдасарян заявил, что считает абсурдом тот факт, что парламент НК за все время своего существования ни разу не обсуждал ход карабахского урегулирования. Одной из причин этого депутат считает неучастие Карабаха в переговорном процессе. "Миссию переговорщиков взяли на себя власти Армении, а Карабах оказался в роли ожидающего. Это не может иметь хорошие последствия", - сказал депутат. По словам Багдасаряна, не только общественность, но и власти Карабаха не информированы о переговорах в Рамбуйе. Тем не менее, по словам депутата, в Карабахе спокойно относятся к этим переговорам, так как считают, что последнее слово за Карабахом. Особенно в вопросах статуса, территорий и беженцев. По словам Багдасаряна, приоритетной задачей карабахской дипломатии должен стать перевод переговорного процесса в плоскость отношений Карабах-Азербайджан. От этого выиграют и Карабах, и Армения. "Карабахские власти должны иметь смелость проводить собственную политику, не ожидая реакции армянских властей", - сказал Гегам Багдасарян.

Оптимизм

"Независимо от возможности принятия первичного решения на встрече президентов Азербайджана и Армении в Париже, вероятность урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ближайший год велика", - сказал бакинской "525-й газете" заместитель председатель партии "Мусават", политолог Габиль Гусейнлы. "Интенсивность мирных переговоров является фактом. Ясно, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ усилили деятельность в этом направлении. Вдобавок руководители международных организаций выступают с заявлениями о необходимости урегулирования конфликта в ближайшее время. Все это не может быть совпадением. Я согласен с мнением о возможности решении вопроса в ближайшее время. Также необходимо учесть, что США промолчали по поводу парламентских выборов (в Азербайджане - прим. ИА REGNUM). Вероятно, это связано с карабахским конфликтом".

По мнению руководителя парламентской фракции партии "Дашнакцутюн" Левона Мкртчяна, единственным основанием для оптимизма в армяно-азербайджанском переговорном процессе является то, что "наш народ победил в национально-освободительной борьбе и решительно продолжает хранить эти плоды". "Вот единственная основа нашего оптимизма. Вторая может быть в том, что общественность Азербайджана найдет в себе силы признать, что Карабах для них потерян навсегда. В этом смысле изредка оптимистические тенденции замечались. Но значительно чаще в официальных кругах выражается "разочарование", поскольку это еще и карта, которая разыгрывается для решения внутриполитических вопросов". ("Айоц Ашхар").

Как передает радиостанция "Би-Би-Си", встречаясь с президентами Армении и Азербайджана Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым, глава Франции Жак Ширак пожелал им успеха в переговорах, на которые возлагаются большие надежды. Согласно "Би-Би-Си", многие обозреватели полагают, что в 2006 году в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, продолжающегося вот уже 18 лет, будет достигнут прорыв. "В нынешней ситуации есть шанс создать основу для договоренности, - процитировал слова Ширака его официальный представитель Жером Бонафон. - Жак Ширак заверил обоих президентов в желании международного сообщества поддержать усилия по установлению мира". По мнению дипломатов, представители Баку и Еревана обсуждают возможный статус Нагорного Карабаха. Это, пожалуй, самый главный камень преткновения на переговорах. Армянская сторона отметает всякую возможность какого бы то ни было подчинения бакинским властям, а в Азербайджане говорят, что любое решение о статусе должно быть принято только в рамках территориальной целостности страны. Именно соглашение о статусе может стать фундаментом для прорыва. Однако, как считают эксперты, если судить по бескомпромиссным высказываниям Алиева и Кочаряна, а также по воинственным публикациям в азербайджанских и армянских средствах массовой информации, достичь такого прорыва будет нелегко. По словам дипломатов, в любом документе, скорее всего, будет согласован вывод армянских войск из районов вокруг Нагорного Карабаха в обмен на сохранение контроля над территорией собственно Карабаха. Также может идти речь о вводе международных миротворческих сил. При этом не исключается, что референдум о статусе территории будет отложен на определенное время.

"Во всех случаях, я считаю, что мы в выигрышном положении, поскольку азербайджанская сторона не видит решения карабахской проблемы иначе, чем возвращение Карабаха в состав Азербайджана. А это, если учесть реалии последних 18 лет, неосуществимо", - заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" советник президента РА по национальной безопасности Гарник Исагулян.

Как сообщает PanARMENIAN.Net, на вопрос, возможен ли действительно прорыв в решении "одного из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР", представитель занимающейся оценкой риска в конфликтных зонах нью-йоркской консультационной компании Eurasia Group Йан Бреммер заявил: "Из разговоров с людьми из администрации Буша становится ясно, что стороны очень близки к заключению предварительного соглашения. Мне кажется, что рамочное соглашение фактически готово". Согласно Бреммеру, соглашение по вопросу статуса Нагорного Карабаха может стать фундаментом для прорыва.

Пессимизм

По словам председателя азербайджанской "Организации освобождения Карабаха" (ООК) Акифа Наги, ООК не ждала положительных результатов от встречи президентов Азербайджана и Армении в Париже, "потому, что ситуация, возникшая в процессе мирных переговоров, не выгодна для Азербайджана". В беседе с бакинской "525-й газетой" он отметил опасность принятия в Париже не выгодного для Азербайджана первичного соглашения: "Нынешняя ситуация, возникшая в процессе урегулирования конфликта, не соответствует интересам Азербайджана. К сожалению, вариант проведения референдума с целью определения судьбы Карабаха все еще остается основной темой обсуждения на мирных переговорах. Мы считаем, что вынесение на обсуждение предложения о проведении референдума противоречит нашим национальным интересам. Потому что ООК считает важным предпринятие серьезных мероприятий с целью изменения положения". По словам Наги, в последнее время ясно чувствуется намерение уступить Армении территории Нагорного Карабаха и Лачина: "Карабахская проблема должна быть решена в рамках обеспечения территориальной целостности Азербайджана. Об этом неоднократно говорили должностные лица. Однако распространяемые сведения по поводу нынешней ситуации и мирных переговоров свидетельствуют об обратном. Мы считаем, что для того, чтобы создать благоприятный поворот событий в ходе мирных переговоров, власти должны предпринять серьезные и конкретные шаги".

"Мои ожидания от предстоящей 10 февраля в Рамбуйе встречи президентов Азербайджана и Армении не очень велики. После последних заявлений президента и главы МИД Азербайджана перспективы достижения во Франции серьезных результатов выглядят проблематичными", - заявил в беседе с агентством "Туран" азербайджанский политолог Расим Мусабеков.

Газета "Азг" пишет, что политические силы Армении не разделяют оптимизма международных кругов в части урегулирования карабахского конфликта в текущем году. Так, секретарь оппозиционной парламентской фракции "Справедливость" Виктор Даллакян накануне встречи президентов АР и РА был уверен, что никакого документа в Рамбуйе не подпишут, однако придти с согласию в некоторых вопросах стороны могут, а лидер оппозиционной партии "Национальное единение" Арташес Гегамян считал, что никаких надежд с этой встречей связывать не надо.

Оснований для надежд нет. Во-первых, люди, взявшиеся решать наболевшие вопросы, должны иметь соответствующий потенциал, быть яркими личностями, восприниматься со стороны общественности. Ни Роберт Кочарян, ни Ильхам Алиев не обладают силой для решения этого вопроса и дальнейшего представления его общественности. Оба в своих странах душат демократию. И, кроме того, они и сейчас хорошо живут - неурегулированность карабахского конфликта не мешает им гонять на лыжах. Скорейшее решение этого вопроса нужно народу, чтобы можно было бы получить действительное экономическое развитие и установить с соседями нормальные отношения", - заявил в беседе с газетой "Аравот" лидер оппозиционной партии "Анрапетутюн" Арам Саркисян.

Политические претензии властей Армении и Азербайджана не дают возможности идти на компромиссы. Такое мнение в газете "Москоу Таймс" выразил эксперт Центра стратегических и международных исследований Вашингтона Кори Уэлт. По его словам, "если игра будет продолжаться в таком направлении, успехи в мирном урегулировании будут определяться продолжительностью переговоров, а не их результатами".

Рандеву в Рамбуйе

На встрече президентов Азербайджана и Армении 10-11 февраля интенсивно обсуждались некоторые аспекты урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но устранить разногласия по наиболее принципиальным вопросам не удалось. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", говорится в официальном сообщении сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) от 13 февраля. В сообщении для печати указывается, что на двухдневных переговорах в Рамбуйе не удалось сблизить позиции "по ряду трудных принципов", но "президенты высоко оценили переговорный процесс и даже поручили главам МИД искать при поддержке сопредседателей новые пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта". В сообщении говорится также, что переговорный процесс будет продолжен в марте в Вашингтоне, когда министры иностранных дел проведут новые консультации с сопредседателями.

По сообщению агентства "Тренд", переговоры президентов в Рамбуйе продолжались в различных форматах в общей сложности больше 8 часов. 10 февраля в первой половине дня президент Франции принял в Елисейском дворце президентов Азербайджана и Армении, во второй половине дня президенты встретились вначале с сопредседателями, а затем друг с другом наедине. 11 февраля в первой половине дня вначале встретились министры иностранных дел двух стран, затем начались переговоры между президентами, а в конце дня министры подключились к беседе президентов. Оба президента покинули Париж 12 февраля, а "Минская тройка" осталась и продолжила взаимные консультации.

После переговоров президенты немедленно отправились в аэропорт. Каких-либо сведений относительно хода или результатов переговоров ни президенты, ни сопредседатели Минской группы ОБСЕ не сообщили. Зарубежные средства массовой информации сообщают, что переговоры не дали результатов и обе стороны продолжают оставаться на своих позициях, не достигнув согласия относительно каких-либо уступок. Президенты поручили министрам иностранных дел обеих стран продолжать переговорный процесс. Следующая встреча запланирована на март. ("Ноян Тапан")

По окончании переговоров в Рамбуйе американский сопредседатель МГ Стивен Манн заявил, что в Рамбуйе обсужден весь спектр вопросов, относящихся к нагорно-карабахскому конфликту: "На переговорах между президентами установилась приемлемая атмосфера. Однако в результате обсуждений заметных изменений в позициях сторон не достигнуто. Так что мы должны подумать, в каком направлении действовать дальше, поскольку результатов нет, договоренность между сторонами не достигнута". О необходимости консультаций о будущем мирного процесса заявил журналистам после переговоров в Рамбуйе министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Он отметил, что в Рамбуйе переговоры продолжены в рамках "пражского процесса" и обсуждено в общей сложности 9 элементов, которые рассматривались прежде. Из них по 7 элементам достигнуто сближение, в вопросе размещения международных миротворческих сил после заключения мира достигнута общая договоренность. По главным же принципам урегулирования - освобождению прилегающих к Нагорному Карабаху земель и будущем статусе региона - достичь какого-либо сближения не удалось. По словам министра, после встречи в Рамбуйе сопредседатели попросили у сторон несколько недель на обсуждение всех вариантов урегулирования и общей обстановки: "Одновременно и мы должны подумать над тем, что делать дальше, какие шаги предпринять". ("525-я газета").

"Переговоры в Рамбуйе - самый серьезный шаг к решению карабахской проблемы после Ки-Уэста (апрель 2001 г.)", - отметил в интервью радиостанции "Свобода" источник, близкий к переговорному процессу. Наиболее сложными моментами на переговорах в Рамбуйе были освобождение прилегающих к НК районов и вопрос о статусе Карабаха. По словам источника, референдум рассматривается как составная часть урегулирования. Армянская же сторона стремится увязать этот вопрос с графиком освобождения прилегающих районов. Источник отметил, что Армения согласна освободить Агдамский, Физулинский, Джебраилский, Зангеланский и Кубатлинский районы, но требует, чтобы в ответ Азербайджан согласился на референдум, после чего и берется освободить Кельбаджарский район. Решение же вопроса с Лачинским районом предполагается отложить на период после решения вопроса о статусе Нагорного Карабаха. По словам источника, Азербайджан не принял это предложение, и потому прогресс на переговорах не был достигнут.

Непреклонная позиция Азербайджана с самого начала позволяла ожидать срыва переговоров, пишет газета "Азг", по словам которой, исходя из создавшейся ситуации можно предположить, что понятие "окно возможности" должно относится как минимум ко всему 2006 году, в противном случае подобного окна не существует вообще... С другой стороны, пишет газета, если верить источникам, близким к переговорам, то на самом деле переговоры нельзя считать провалившимися, поскольку до определенной точки они все же дошли.

Бакинская газета "Зеркало" считает, что, в отличие от сопредседателей, конфликтующие стороны в лице официальных Баку и Еревана довольны именно таким итогом парижских переговоров, поскольку предложенный сопредседателями вариант урегулирования не устраивал ни ту, ни другую сторону: "Ситуация чем-то напоминает некогда популярный юмористический реприз про "вчерашних маленьких раков по три рубля" и про "сегодняшних больших, но по пять". Да, в конечном итоге Армения заполучила бы Нагорный Карабах, но через 10-15 лет. А в начале надо было бы освободить практически все оккупированные вне Нагорного Карабаха азербайджанские районы. Проблема заключалась в том, что армянское общество вряд ли стало бы терпеть Роберта Кочаряна в течение всех этих 10-15 лет ради того, чтобы "заполучить этот большой рак за пять рублей". Ведь платить за этот большой "рак" в виде освобождения практически всех оккупированных территорий надо было сегодня, почти не отходя от кассы. В идентичной ситуации, только в обратной последовательности, оказался и президент Азербайджана. Несмотря на "долгосрочный кредит" в 10-15 лет, "рак" рано или поздно пришлось бы доставить "клиенту". Притом за "товар" армяне расплачивались бы нашими же "кровными" в виде оккупированных районов вокруг НК. А азербайджанское общество вряд ли сегодня готово стерпеть такой "форменный грабеж". Таким образом, конфликтующие стороны в очередной раз "подыграли" друг другу, оставив "с носом" сопредседателей МГ ОБСЕ, а если быть более точным, США и Францию. США даже и не скрывали, что уж очень заинтересованы в скорейшем урегулировании карабахского конфликта, а президент Франции Жак Ширак весь свой авторитет, притом во второй раз, бросил на алтарь мирного процесса. Хотя надо признать, что по большому счету конфликтующим сторонам, то есть нам и армянам, радоваться нечему. Ведь урегулирование конфликта, в чем, в принципе, должны быть заинтересованы все, кроме России, опять откладывается в долгий ящик, если, конечно, до середины этого года американцам не удастся окончательно "дожать" одну из сторон конфликта".

Подобного же мнения придерживается и армянская газета "Айкакан жаманак". После полученного в Рамбуйе удара сопредседателям будет трудно придумать что-нибудь новое для продолжения переговоров, пишет газета. "Очевидно, что стороны нагорно-карабахского конфликта, уверяя в течение нескольких месяцев, что решение карабахской проблемы может в 2006-м стать реальностью, попросту зло подшутили над всей мировой общественностью. Трудно сказать, кто из них в какой мере был в этой шутке виноват... На самом деле не столь важно, кто был автором этой шутки, сколько то, что шутке в Рамбуйе пришел конец, и теперь всех интересует один вопрос: что будет дальше?"

Как и ожидалось, переговорный процесс по урегулированию карабахской проблемы 2006 года повторяет парижско-ки-уэстскую логику 2001-го, на этот раз по маршруту Рамбуйе-Вашингтон, пишет газета "Айоц Ашхар". "Рамбуйе проявило несогласие азербайджанской стороны с одним из основных предложений посредников - организацией референдума в Нагорном Карабахе. Данное обстоятельство, как и то, что Азербайджан не ставит под сомнение вопрос продолжения переговоров, свидетельствует о том, что в Рамбуйе Армения смогла завоевать более или менее благоприятные "исходные позиции"", - считает "Айоц Ашхар". По мнению газеты, с начала марта переговорный процесс войдет в решающий этап, и вопрос достижения до осени согласия сторон станет важнейшей задачей США: "Как бы ни тянулись процессы, связанные с ядерной программой Ирана, к осени они станут основной задачей США и его союзников, отодвигая на второй план решение остальных вопросов".

Газета "Айкакан жаманак" в статье, посвященной геополитическому анализу ситуации в регионе, пишет: "Нагорно-карабахский конфликт из армяно-азербайджанского перерастает в ирано-американский конфликт. И это представляет смертельную опасность для Армении".

Согласно бакинской "525-й газете", 11 февраля в замке Рамбуйе во время переговоров президентов президент Армении Роберт Кочарян, приведя в качестве причины смерть близкого родственника министра обороны Армении Сержа Саркисяна, покинул встречу. "Информация о том, что Кочарян прервал переговоры в замке Рамбуйе, соответствует действительности. Он совершил очень несерьезный шаг. Таким образом он продемонстрировал неуверенность в ходе переговоров", - заявил газете заведующий отделом внешних связей исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. "Шаг, предпринятый Робертом Кочаряном во время последней встречи президентов Азербайджана и Армении во Франции, говорит о его неуверенности в себе в ходе переговоров", - заявил Мамедов.

По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, заявления азербайджанской стороны о том, что армянская сторона спешно покинула переговоры, не завершив их, являются абсурдными: "Такого не было. Президент Армении в течение двух дней находился в Рамбуйе и вернулся в Ереван в намеченный срок". (ИА REGNUM).

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", пресс-секретарь президента РА Виктор Согомонян дал разъяснения в связи с обвинениями азербайджанской стороны в том, что Роберт Кочарян прервал переговоры и преждевременно вернулся в Ереван. По словам Согомоняна, пишет газета, 11 февраля, когда стало ясным, что переговоры результатов не дают, Роберт Кочарян предложил их прекратить. Предложение было обсуждено и принято - как сопредседателями, так и представителями Азербайджана. "Президент ценит свое время, не тратит его зря и считает бессмысленной имитацию переговоров", - подытожил пресс-секретарь.

Реакция

Председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден выразил свое глубокое разочарование отсутствием прорыва в ходе последнего раунда переговоров президентов по нагорно-карабахскому конфликту. Об этом, передает агентство "Тренд", говорится в сообщении Совета Европы. "Должен еще раз повторить, что в регионе не будет устойчивого развития или процветания, а также никакого будущего для его детей без мирного урегулирования данного спора", - заявил ван дер Линден. "Я очень хочу способствовать тому, чтобы все стороны возобновили, как можно скорее, дискуссии с новой решимостью. Минская группа продолжает оказывать свою полную политическую поддержку Ассамблее в процессе урегулирования", - добавил он. "К тому же мы будем оказывать содействие парламентской дипломатии как дополнительному средству стимулирования диалога и сближения, в частности, посредством нашей специальной комиссии, которая занимается данным вопросом и которая встретится в следующем месяце. После этого я намереваюсь активизировать эти усилия при встрече в мае со спикерами парламентов Азербайджана и Армении", - сказал Рене ван дер Линден.

Соединенные Штаты сожалеют, что в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта зарегистрирован неудовлетворительный прогресс. Как сообщает агентство "Тренд", об этом сообщил телекомпании ANS посол США в Азербайджане Рино Харниш. "США возлагали большие надежды на встречу в Рамбуйе президентов Армении и Азербайджана относительно возможного подписания договора. Однако, как показала действительность, прогресс оказался не столь значительным, как мы этого ожидали", - отметил посол США. Харниш отметил также, что Белый дом проанализирует результаты переговоров, после чего в марте совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ объявит свою окончательную позицию.

Комментируя заявление посла Рино Харниша, газета "Азг" пишет: "Если такая квалификация дается на дипломатическом уровне, то можно сказать, что США не видят какого-либо прогресса в переговорах. Подобная позиция отличается от подхода армянской стороны, но созвучна с вариантом азербайджанской стороны. Причем азербайджанская сторона в оценке переговоров в Рамбуйе впадает в крайность, квалифицируя встречу как конец "пражского процесса"".

К парижской встрече президентов Армении и Азербайджана азербайджанская сторона в информационном плане подготовлена лучше, чем армянская, сказал агентству PanARMENIAN.Net историк Айк Демоян, по мнению которого, азербайджанцы используют превентивную риторику и достигают при этом немало успехов. "Мы же всегда оказываемся в роли обороняющихся. Более того, из-за неточно сформулированных выражений армянская сторона зачастую оказывается в тупике, как это было с термином "освобожденные территории". Если помните, мы их тоже почему-то называли оккупированными и только потом спешно исправляли", - отметил он. Демоян считает, что на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта важно психологическое равновесие. Только в таком случае армянская сторона может добиться ощутимых результатов. Психологическое же равновесие может быть достигнуто успешной информационной войной, которую Армения пока, к сожалению, проигрывает. "У нас в СМИ нет даже координации - как, о чем и когда говорить. В Азербайджане же все поставлено на государственную основу. Мы почему-то забываем, что любая война начинается с информационной и только потом начинаются настоящие бои. Так вот - мы можем получить первый удар от своих же, если не пересмотрим свои взгляды на пропагандистскую кампанию", - сказал Демоян. Комментируя высказывание сопредседателя Минской группы ОБСЕ от Франции Бернара Фасье о том, что карабахский конфликт должен быть урегулирован по двум позициям: для Азербайджана - это территориальная целостность, для Армении - право наций на самоопределение, Демоян заметил, что никакого нарушения территориальной целостности Азербайджана нет. "Созданная после развала СССР Азербайджанская Республика провозгласила себя правопреемницей Азербайджанской Демократической Республики 1918 года, когда в ее составе не было ни Нагорного Карабаха, ни Нахичевана. Нахичеван был отдан под юрисдикцию Азербайджана по Карсскому договору 1921 года. До этого он входил в состав Армянской ССР. Азербайджан по тому же Карсскому договору не имел права присоединять Нахичеван и объявлять его автономной республикой. Но договор был нарушен, а в 1926 году нахичеванским армянам запретили возвращаться на родину. Так что никакого нарушения территориальной целостности Азербайджана нет, а налицо оккупация армянских земель", - подчеркнул Айк Демоян.

По мнению азербайджанского политолога Ильгара Мамедова, в Рамбуйе подошел к завершению еще один этап урегулирования нагорно-карабахского конфликта - "пражский процесс". "По крайней мере, год назад уже чувствовалось, что правительства обеих стран озабочены выборами и необходимостью получения поддержки Запада. "Пражский процесс" обе стороны просто использовали, исходя из своих целей. Выборы в Азербайджане и референдум в Армении завершились, и исчезла необходимость в "пражском процессе". И закономерно, что этот процесс завершился таким печальным образом", - заявил он. "Если вопрос достижения договоренностей будет зависеть от доброй воли Азербайджана и Армении, то ждать каких-либо результатов нельзя. Но если державы всерьез займутся этой проблемой, возможно, будет сдвинут процесс с мертвой точки", - заявил другой азербайджанский политолог Расим Мусабеков. Тем не менее, пишет бакинская газета "Зеркало", азербайджанские политологи уверены, что, несмотря на отсутствие подвижек в ходе переговоров в Рамбуйе, Минской группе ОБСЕ еще предстоит серьезная работа. "Я не думаю, что речь идет о "гибели" Минской группы. Речь идет о крахе "пражского процесса" и его основного принципа - референдума", - заявил Мамедов. В свою очередь Мусабеков не исключил, что в ближайшем будущем переговорный процесс может быть заморожен, как это было после переговоров в Ки-Уэсте. "В этом случае ожидается серьезная гонка вооружений в регионе. А когда закупают оружие, иногда из него стреляют", - заявил Мусабеков.

Как передает "Арминфо", небольшой опрос, проведенный среди рядовых граждан - представителей различных слоев населения Нагорного Карабаха, выявил, что особых ожиданий от встречи президентов Армении и Азербайджана у карабахцев не было. "Без участия Нагорного Карабаха вряд ли можно достичь чего-либо", "Нагорный Карабах уже решил свой вопрос", "любое другое решение, кроме решения о независимости, принятого народом в ходе референдума 1991 года, невозможно", - в основном, сообщает агентство, звучали такие мысли. Накануне встречи свои мнения озвучили депутаты и представители общественно-политических организаций НК. Так, сопредседатель партии "Свободная Родина" Артур Товмасян считает, что позиции сторон конфликта по ключевым вопросам по сей день остаются полярно противоположными и в 2006 году нагорно-карабахский конфликт вряд ли будет урегулирован. Депутат уверен, что Нагорный Карабах обязательно будет выступать в качестве стороны переговорного процесса. При этом он считает, что карабахцам не стоит беспокоиться относительно закрытости ведущихся между президентами Армении и Азербайджана переговоров, так как, по его словам, президент Армении Роберт Кочарян надежно стоит на страже интересов НК. "Самой большой нашей ошибкой было то, что мы позволили выбить Нагорный Карабах из переговорного процесса, превратив его из субъекта в объект переговоров. Мы не должны допустить перевода проблемы в плоскость Армения - Азербайджан", - считает член парламентского блока "АРФ "Дашнакцутюн"-Движение-88" Гегам Багдасарян. "Сегодня нагорно-карабахскую проблему хотят решить без нас, чего мы не должны позволить. Нагорный Карабах должен быть стороной переговоров, а Армения - содействующей стороной", - считает лидер компартии НК Грант Мелкумян. "Нельзя распространять в народе пугающую информацию и опасные идеи. Думаю, когда поспеет время, общественность будет поставлена в известность о содержании переговоров", - сказал председатель постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания (НС) НК Ваграм Атанесян. Депутат парламента НК, бывший заместитель министра обороны НК генерал-майор Виталий Баласанян считает, что Нагорный Карабах обязательно должен стать стороной переговорного процесса и "нелогично молчать, когда решается твоя собственная судьба".

Убийца - человек года

Национал-демократическая партия Азербайджана ("Боз Гурд") объявила азербайджанского офицера Рамиля Сафарова человеком 2005 года. Как заявил председатель партии Искендер Гамидов, диплом "За заслуги в области защиты интересов государства и национальных интересов" будет вручен семье Сафарова. "Мне все равно как Рамиль Сафаров убил армянского офицера. Главное, что на одного Гургена стало меньше, и чем больше азербайджанцев будут убивать армян, тем меньше их станет", - заявил лидер "серых волков". Азербайджанский офицер также удостоен звания почетного члена Национал-демократической партии Азербайджана. ("Day.Az").

Агентство PanARMENIAN.Net напоминает, что 19 февраля 2004 года лейтенант Вооруженных сил Армении Гурген Маргарян, командированный в Будапешт на курсы английского языка в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира", был зверски зарублен топором азербайджанским офицером, принимавшим участие в тех же курсах. Рамилю Сафарову предъявлено обвинение по ст. 116.2 УК Венгрии (убийство, совершенное с особой жестокостью, и покушение на жизнь более одного человека), предполагающей от 10-15 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Глава международного секретариата офиса Ай Дата Киро Маноян в беседе с корреспондентом PanARMENIAN.Net заявил: "Стыд и позор той нации, которая объявляет убийцу "человеком года". Если Рамиль Сафаров является национальным героем и примером для подражания, то мне искренне жаль азербайджанцев". "Отдельного человека, совершившегося преступление, нельзя идентифицировать со всей нацией. Рамиль Сафаров преступник, и он должен быть наказан, но он не представляет весь азербайджанский народ". Об этом в беседе с PanARMENIAN.Net заявил политолог Степан Григорян. По его словам, Сафаров является жертвой той пропагандистской антиармянской кампании, которая ведется уже долгие годы. "Азербайджанское общество начнет приходить в себя только тогда, когда найдет в себе силы признать, что Сафаров - убийца", - сказал Григорян. Защита обвиняемого в убийстве Гургена Маркаряна азербайджанского офицера Рамиля Сафарова строится на том, что интеллектуальный уровень подсудимого крайне низок - на уровне средней школы, сказал корреспонденту агентства историк Айк Демоян. По его словам, третья, а на самом деле четвертая экспертиза только подтвердила это. "Интересно, что во время экспертизы Сафаров сказал, что Гурген был красивым и обаятельным. Что скрывается за этими словам - неясно. Тем не менее, Сафаров признан вменяемым, с низким интеллектуальным уровнем", - сообщил Демоян. По его словам, Сафарова обучали в турецких военных лагерях убивать любым способом, в том числе и топором. Что касается зомбирования азербайджанских военных в турецких военных лагерях, то Демоян привел в пример слова азербайджанского политолога Арифа Юнусова о том, что "в будущей войне с армянской армией будут воевать совершенно другие солдаты и офицеры, нацеленные только на победу". "Скорее всего, Юнусов имел в виду военных, для которых Рамиль Сафаров - пример для подражания". Вместе с тем он подчеркнул, что те азербайджанские политики, которые объявляют Сафарова героем нации, не понимают, что тот опозорил свою страну на весь мир.

Решение Национал-демократической партии Азербайджана (НДПА) объявить преступника Рамиля Сафарова "человеком года" не вызывает удивления прежде всего потому, что и в Армении мы часто становимся свидетелями благосклонного отношения к преступникам со стороны определенных общественных групп. "Лично я неоднократно имел повод беседовать с теми, кто пытались оправдать террористов, осуществивших теракт "27 октября" (расстрел парламента Армении в 1999 г. - прим. ИА REGNUM), и даже видеть в них качества, присущие национальным героям. Уверен, что эти отбросы общества и им подобные тоже будут двумя руками голосовать за провозглашение террористов "людьми года", пишет политобозреватель газеты "Аравот" Тигран Аветисян. "Еще один пример. Все, наверное, помнят потрясший всех случай, когда жители одного из городов Армении избрали мэром кандидата, который буквально накануне выборов совершил убийство. Этот человек, разумеется, не остался на посту главы городской администрации, но факт остается фактом: и в Армении в числе факторов, формирующих симпатии и антипатии общества, совершение убийства не играет решающую роль, а в некоторых случаях даже является дополнительным стимулом повышения "авторитета". Такова наша действительность, хотим мы того или нет. "И если азербайджанское общество, провозглашающее Сафарова "человеком года", больно, то и армянское общество не особенно здорово", - заключает "Аравот".

Степанакерт

Как сообщает степанакертская газета "Азат Арцах", премьер-министр Нагорного Карабаха Анушаван Даниелян подписал постановление "О праздновании Дня победы, Армии обороны НКР и освобождения Шуши". Согласно постановлению, с целью организации празднования Дня победы, Армии обороны НК и освобождения Шуши создана правительственная комиссия во главе с министром обороны НК генерал-лейтенантом Сейраном Оганяном. Утверждена также программа организации и проведения праздничных мероприятий. Министерству образования, культуры и спорта НК поручено совместно со средствами массовой информации разработать и реализовать соответствующие программы, посвященные вкладу армян в обеспечение победы во Второй мировой войне и Арцахской национально-освободительной борьбе (Арцахом армяне называют Нагорный Карабах - прим. ИА REGNUM). В то же время степанакертской мэрии и районным администрациям НК поручено в десятидневный срок создать соответствующие городские и районные комиссии и до 15 марта 2006 г. представить правительственной комиссии программу праздничных мероприятий в городе и районе.

Как передает агентство Karabakh-online.com, спикер парламента Нагорного Карабаха Ашот Гулян во время заседания НС заявил, что в марте будут организованы парламентские слушания по карабахской проблеме, на которые будут приглашены официальные лица из Армении, в том числе министр иностранных дел РА Вардан Осканян. Сейчас, по словам спикера, продолжаются консультации с представленными в парламенте фракциями и депутатскими группами.

При парламенте Нагорного Карабаха создана временная комиссия по расследованию фактов нанесения ущерба населению Карабаха со стороны Азербайджана в ходе карабахского конфликта. Автором законодательной инициативы является председатель парламентской комиссии по внешним сношениям Ваграм Атанесян. В состав комиссии вошли депутаты Юрий Айрапетян, Рудик Мартиросян, Арпат Аванесян, Армен Саркисян и Mаксим Мирзоян. Собранные комиссией факты будут представлены в международные организации и судебные инстанции. (Karabakh-online.com)

"Ноян Тапан" сообщает статистические данные по Нагорному Карабаху, представленные информационно-аналитическим управлением МИД НК. Так, денежные доходы населения в 2005 году составили 51 млрд. 786,4 млн. драмов (около 115,1 млн. долларов), что на 20,3% превышает показатель 2004 года, денежные расходы населения НК в прошлом году увеличились на 19,7% и составили 49 млрд. 206,2 млн. драмов. Денежные доходы превысили расходы на 2 млрд. 580,2 млн. драмов, или на 5,2%. В 2004 году потребительские цены выросли по сравнению с 2004 годом на 0,4%, в том числе на непродовольственные товары - на 4,8%, цены на услуги - 1,6%, а на продовольственные товары (включая алкогольные напитки и сигареты) снизились на 0,9%. В 2005 году по сравнению с 2002 годом потребительские цены выросли на 4,2%, в том числе на продовольственные товары (включая алкогольные напитки и сигареты) - на 6,2%, на услуги - на 1,2%, а на непродовольственные товары сократились на 0,6%.

Объем валовой сельскохозяйственной продукции составил в 2005 году 21 млрд. 55 млн. драмов (около 46,8 млн. долларов США), что на 5,6% превышает показатель 2004 года. В 2005 году 61,4% продукции сельского хозяйства выпало на долю сферы растениеводства, а 38,6% - животноводства. В 2004 году эти показатели составили, соответственно, 63,4% и 36,6%. В расчете на 1 га обрабатываемых земель в 2005 году произведено продукции на 298,6 тысяч драмов. В структуре продукции сельского хозяйства наибольшая доля пришлась на производство зерна (30,5%), молока (23%) и мяса (10,4%). В 2005 году произведено 82,3 тысяч тонн пшеницы, что на 8,7% больше, чем в 2004 г. В 2005 году в республике произведен посев озимой пшеницы на 53 675,9 га, что на 13,4% меньше, чем в 2004 году. По состоянию на 1 января 2006 года поголовье крупного рогатого скота сократилось по сравнению с тем же периодом 2005 года на 1% (в том числе поголовье коров - на 4%), поголовье мелкого рогатого скота - на 2,1%, а поголовье свиней выросло на 66,9%, птиц - на 15,7%. В республике в 2005 году для забоя было реализовано свыше 3,7 тысяч тонн мяса скота и птиц (меньше на 13,9% по сравнению с 2004 г.), произведено 32,4 тысяч тонн молока (на 0,2% больше), 16 млн. 28,9 тысяч яиц (на 9,8% больше) и 71,3 тонн шерсти (на 0,7% меньше).

Объем розничного товарооборота (включая сферу общественного питания) в 2005 году составил 42 млрд. 685,2 млн. драмов (около 94 млн. 856 тысяч долларов США), что на 21,5% больше, чем в 2004 году. В расчете на душу населения объем розничного товарооборота составил 292,1 тысяч драмов, что на 21,1 больше, чем в 2004 году. Объем оказанных населению услуг в 2005 году составил 5 млрд. 430 млн. драмов (больше на 22%), при этом объем услуг связи вырос на 68%, культурных услуг - 46,3%, бытовых услуг - на 33,1%, коммунальных услуг - на 22,3%, пассажироперевозок - на 1,6%, образовательных услуг - 1,1%, других услуг - 39,3%, а объем здравоохранительных услуг сократился на 0,1%. ("Ноян Тапан").