ПОЛИТИКА

27 февраля самарский регполитсовет "Единой России" решил рекомендовать Генсовету партии поддержать на выборах мэра Самары, в случае если они будут проводиться всенародно, спикера губдумы, члена регполитсовета Виктора Сазонова, - пишет "Коммерсант-Среднее Поволжье" (28.02.2006). - Вопрос о том, как будут проводиться выборы, до конца не прояснен. Дело в том, что 31 марта прошлого года гордума приняла устав города, заменивший всенародные выборы мэра избранием его из числа депутатов думы. В октябре документ был зарегистрирован в Поволжском управлении Минюста РФ, однако в январе приказ о регистрации был отменен руководством управления, что в свою очередь 9 февраля в Ленинском райсуде Самары оспорила пенсионерка Анна Куделина. Фактически это означало, что глава города после окончания срока полномочий действующего градоначальника Георгия Лиманского в июле 2006 года будет избран из депутатов думы. Однако, 27 февраля Минюст РФ отменил первоначальный приказ своего Поволжского отделения о регистрации устава. Это означает, что теперь в городе опять действует старый устав (принятый в 1996 году) в той его части, которая не противоречит федеральному законодательству, то есть норма о прямых выборах мэра возвращена. О проведении вчерашнего заседания регполитсовета "Единой России" стало известно только утром. Кандидатуру господина Сазонова в качестве кандидата на пост мэра Самары представлял первый замсекретаря регполитсовета Александр Живайкин, предварительно сильно покритиковав господина Лиманского, который также претендовал на помощь ЕР на выборах. Господин Живайкин отметил, что если "медведи" поддержат действующего мэра, то самарцы их просто не поймут, поскольку чиновник развалил городское хозяйство, а также за полтора года не смог наладить нормальную работу с оппозиционной ему гордумой. "Виктор Федорович имеет реальные шансы на победу в выборах, так как рейтинг его высок, и он остается наиболее серьезным соперником Георгия Лиманского", - отметил он. За этого кандидата высказался и руководитель фракции ЕР в гордуме Юрий Буянов, сказавший, что спикера губдумы "все прекрасно знают и поэтому нет необходимости петь ему дифирамбы". Президент фонда социальных исследований Владимир Звоновский сомневается, что решение единороссов о поддержке Виктора Сазонова имеет юридическую силу, поскольку всенародные выборы мэра еще не объявлены. "Позже они могут поддержать также и Лиманского, и Живайкина, и того же Буянова. Поскольку "Единая Россия"- партия государственной бюрократии, она должна колебаться вместе с генеральной линией", - считает он. Следует отметить, что Виктор Сазонов в последнее время находится в опале у губернатора Константина Титова, и поэтому решение о его поддержке единороссами, подконтрольными первому вице-губернатору региона и секретарю реготделения ЕР Сергею Сычеву, стало для наблюдателей неожиданностью. Следует отметить, что принято оно было в момент поездки главы области в Бразилию, то есть, вероятно, с ним его не согласовывали. По оценке источника "Коммерсанта", близкого к регполитсовету, предложив кандидатуру господина Сазонова, "Сергей Сычев фактически начал самостоятельную политическую игру, имеющую целью борьбу за кресло главы области и собственный выход из тени Титова". Однако, начав эту игру, господин Сычев, по мнению экспертов, тут же ее и проиграл. Дело в том, что, проголосовав за кандидатуру Виктора Сазонова как потенциального выдвиженца в мэры, члены политсовета отказались голосовать за второе предложение Сергея Сычева - о жесткой рекомендации фракции ЕР в гордуме отказаться от поддержки идеи избрания мэра из числа депутатов думы. Против этого решения выступили не только 15 оказавшихся в зале депутатов думы, но и министр транспорта регионального правительства Алексей Ушамирский, вице-спикер губдумы Олег Дьяченко и даже первый заместитель секретаря парторганизации Александр Живайкин. Причем господа Живайкин и Ушамирский до сих пор считались единомышленниками лидера областных "медведей". "Сычев пошел на прорыв, воспользовавшись отсутствием губернатора в области. Но его предало его же ближайшее окружение и поэтому, боюсь, что фактически он сегодня поставил крест на своей дальнейшей политической карьере",- заявил "Коммерсанту" источник, знакомый с ситуаций в регполитсовете. Сам Сергей Сычев итоги заседания комментировать не стал, зал он покинул сильно расстроенным. Остальные участники заседания от общения со СМИ вчера также воздерживались.

Кстати, сам Алексей Ушамирский так же попал в поле зрения СМИ. Дело в том, что 22 февраля на заседании Совета федерации (СФ) в очередной раз не был рассмотрен вопрос о подтверждении полномочий министра транспорта самарского облправительства Алексея Ушамирского в качестве сенатора от губдумы, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (27.02.2006). Этот пост стал вакантным после того, как 13 декабря прошлого года добровольно ушел в отставку прежний представитель областного парламента в СФ Леон Ковальский. По неофициальным данным, инициатором этой отставки стал губернатор области Константин Титов, предполагавший провести на его место в СФ гендиректора ликеро-водочного комбината "Родник" Александра Милеева. Однако в конце декабря депутаты утвердили на ставший вакантным пост креатуру "Единой России" - господина Ушамирского. Подтверждения сенаторских полномочий Советом федерации в Самаре ждали 26 января (в этот день официально были прекращены полномочия господина Ковальского), 8 и 22 февраля. Однако все три раза, как сообщили "Коммерсанту" в пресс-службе СФ, вопрос не вносился в повестку дня без объяснения причин, и когда он будет внесен, неизвестно. "Действительно, Совет федерации уже третье заседание подряд откладывает рассмотрение моей кандидатуры. Это выглядит странно, - заявил Федерации Алексей Ушамирский. - Региональный парламент проголосовал за своего представителя в Совете феде-рации еще два месяца назад. Все документы поступили в сенат в конце прошлого года. Видимо, кого-то не устраивает моя кандидатура". Министр добавил, что пока продолжает работать на прежней должности и философски относится к задержке с утверждением сенатором: "Если кому-то мешаю, значит, чего-то стою. Раздражает только, что потеряно время. Область лишена возможности полноценно лоббировать свои интересы в рамках реализации национальных проектов, не за горами и начало работы над бюджетом 2007 года". "Проблемы Ушамирского с утверждением связаны с тем, что губернатор хотел бы видеть в этом кресле не его,- сказал "Коммерсанту" на условиях анонимности один из депутатов губдумы. - А то, что его на эту должность рекомендовал высший совет "Единой России", как видите, оказалось не определяющим". По оценке президента Самарского фонда социальных исследований Владимира Звоновского, рекомендация ЕР в данном случае оказалась второстепенна: "Совет федерации не входит в структуру "Единой России" хотя бы потому, что его возглавляет представитель другой партии (Сергей Миронов является председателем Российской партии жизни)". По мнению Владимира Звоновского, утверждению Алексея Ушамирского сенатором "мешают достаточно влиятельные люди, причем находящиеся в самом Совете федерации". "Есть тьма примеров, когда сенаторов подолгу - до года - не утверждали, так было с ульяновцем Рустемом Шияновым (весной и летом 2005 года его не утверждали сенатором от Ульяновской области пять месяцев, поскольку в СФ не хотели видеть в своих рядах представителя ГК СОК, каким является политик, однако губернатор области Сергей Морозов настоял на этой кандидатуре). Депутатам от Эвенкии вообще пришлось отозвать первоначальную кандидатуру и предложить новую", - отмечает он. "Процедура избрания сенаторов настолько непрозрачна и настолько коммерциализирована, что сама провоцирует такие ситуации, когда члены Совета федерации подолгу не утверждаются, - заметил господин Звоновский. - Сейчас, видимо, идут переговоры либо по цене вопроса, либо - даже по кандидатуре".

И снова СМИ поднимают тему устава Самары. "Доработанный текст новой версии устава Самары и подписные листы в его поддержку направлены главе городского округа Георгию Лиманскому, - пишет "Самарское обозрение" (27.02.2006). - По федеральному законодательству документы такого уровня могу приниматься парламентом только после публичных слушаний, назначить которые может как глава города, так и дума. Исходя из этого у Лиманского сейчас есть два варианта решения вопроса - либо он официально проводит публичные слушания, либо сразу передает проект устава в думу, чтобы та назначила слушания. Как стало известно "Самарскому обозрению", проект устава на рассмотрение депутатам передан не был. Процесс его рассмотрения может занять несколько недель, так как в подписных листах содержится более 460 тыс. подписей. Многие депутаты считают большинство подписных листов липовыми. Депутат гордумы Олег Бубнов заявил "Самарскому обозрению": "Я уверен, что 70% подписей - фальсификаты. Поэтому Лиманский должен послать их на выверку в городскую избирательную комиссию". Но по информации первого заместителя главы администрации города Валерия Трояна, "не обязательно, чтобы правотворческая инициатива регистрировалась у председателя городской избирательной комиссии Сергея Семченко". В регламенте думы о проверке подписей в отношении нормотворческих инициатив ничего не сказано. Как считает депутат гордумы Михаил Матвеев, "по сути дела, они должны приравниваться к петициям граждан, где четко прописано, что проверка подписей методом опроса запрещается. Единственное, что предусмотрено: собранные подписи должны при­надлежать лицам, обладающим избирательным правом". По предположению Матвеева, "депутатское большинство настроено на то, чтобы не принимать никаких иных уставов, кроме того, который был принят 31 марта 2005 года и судьба которого до сих пор непонятна в силу судебных тяжб". Матвеев не исключает возможности, что рассмотрение устава будет сопровождаться скандалом. С этим мнением согласен и депутат Олег Бубнов, который уверен, что "будет нервотрепка, шум в СМИ как с одной стороны, так и с другой стороны". Одно очевидно: чем более юридически невнятной становится ситуация вокруг уставов Самары, тем большее значение приобретают кулуарные договоренности".

Тема совмещения и переноса на октябрь 2006 года выборов мэра Самары и депутатов губернской Думы остается актуальной и активно обсуждаемой в политических кругах. По информации газеты "Время" (27.02.2006), губернатор Константин Титов дал поручение проанализировать целесообразность совмещения. Экспертизой занялись и потенциальные участники кампании. Обнаруженное ими "своеобразие" совмещенной кампании обескураживает: возникают правовые коллизии, которые в итоге могут свести на "нет" все попытки заставить пересечься две "параллельные прямые" в одной точке - 8 октября. Первая неожиданность - появление фигур так называемых "кандидатов-двоеборцев", "кандидатов в квадрате". Речь о тех, кто попытается участвовать одновременно в выборах и главы города, и депутатов, несмотря на то, что закон запрещает совмещение двух выборных должностей. Совмещение действительно запрещает, а вот участие в выборах на эти должности - нет. Таким образом, один из аргументов, которым, по мнению экспертов, руководствовался "Белый дом", инициируя интригу с совмещением выборов, перестает носить характер непреодолимой силы. "Константин Титов, полагаю, должен вообще утратить интерес к совмещению. Если действительно можно участвовать и в тех, и в других выборах, то пропадает главная "фишка" совмещенных кампаний. Если спикер Думы Виктор Сазонов может баллотироваться сразу на два поста - а в основном речь пока идет о Сазонове, как главном претенденте, - то зачем тогда все это устраивать? Совмещение только усиливает возможности Сазонова, поскольку усиливает его ресурсы - он получает двойные возможности", - говорит профессор, заведующий кафедрой социологии, политологии Самарского госуниверситета Евгений Молевич. Он считает, что в этом случае "Титов даст отбой". Между тем есть и другие причины, по которым идея совмещения может быть не реализована. Возникают правовые коллизии, одна из которых - реализация принципа равенства кандидатов. На это обратил внимание председатель Самарского горизбиркома Сергей Семченко. По его мнению, первая серьезная трудность возникнет при формировании избирательного фонда. Избирательный фонд на выборах главы муниципального образования - 1 млн., а максимальные расходы кандидата в депутаты губдумы - 3 млн. Каким же будет фонд "кандидата-двоеборца"? ФЗ "Об основных гарантиях" гласит, что в ситуации совмещения выборов предельные размеры расходования средств этих фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. То есть подразумевается, что на обе избирательные кампании нельзя будет потратить более 3 млн. Исходя из того, что Самара имеет несколько депутатских округов (плюс выборы по спискам), возникает интересная ситуация: "кандидат в квадрате" получает заведомое преимущество перед другими кандидатами на должность главы муниципального образования. Как корректировать ситуацию, если областной парламент уже распущен и областной закон не подправить? Получается, чтобы соблюсти принцип равенства всех кандидатов, всем участникам предвыборной борьбы за кресло главы города придется одновременно баллотироваться и в Думу? Кандидат, который борется одновременно за кресло мэра и мандат депутата, если он достаточно популярен среди своих избирателей, имеет все шансы победить сразу в двух "весовых категориях". Следующая проблема возникает уже у избирателя. Самарцы, придя на избирательный участок и имея на руках как минимум три бюллетеня - главы, депутатов-одномандатников и партийные списки, - затруднятся с выбором. Человек проголосовал, и вдруг оказалось, что его кандидат проходит и в главы, и в Думу. Здесь уже совмещать нельзя - надо делать выбор. Если кандидат победил в обеих избирательных кампаниях, он должен будет в течение семи дней выбрать, какой пост займет. От подобной победы проигрывают избиратели". Время цитирует председателя Самарской городской избирательной комиссии Сергей Семченко: "Хотя и в федеральном законодательстве, и в областном противоречий по данному вопросу нет, совмещение разного уровня выборов выборным законодательством предусматривается, однако следует подчеркнуть, что в настоящее время законодательство строго регламентирует сроки проведения выборов. ФЗ "Об основных гарантиях" очень четко и детально определяет даты проведения выборов, устанавливает два дня - второе воскресенье октября и второе воскресенье марта - как обязательные дни проведения выборов. Таким образом, из законодательства четко следует, что выборы депутатов СГД должны пройти 31 марта, и никогда иначе. А если устав городского округа Самара будет предусматривать возможность выбора главы города в ходе прямых муниципальных выборов, то такие выборы должны будут состояться 8 октября. (Формально сроки полномочий Георгия Лиманского истекут 17 июля, но его полномочия в соответствии с законом продляются до 8 октября.) Задача - "совместить" 8 октября и 31 марта. Срок полномочий депутатов "перекрывает" мэрский. Выходит, Дума должна снять с себя полномочия, потому что других оснований для того, чтобы эти выборы оказались совмещены, просто нет. Ситуация превращается в искусственно созданную. Причем неоправданно созданную. И вот тут возникает вопрос: а к чему она, гипотетически, может привести? Самороспуск Думы под большим вопросом, как и прямые муниципальные выборы главы Самары".

ЭКОНОМИКА

"27 февраля в самарском арбитраже состоялось предварительное заседание по иску ЗАО "Финансовая компания "Газтраст" к ОАО "Волгабурмаш" о взыскании с ВБМ задолженности по векселям в размере $14 млн.", - пишет "Коммерсанть-Среднее Поволжье". - "Эти средства холдинг "Волгабурмаш" планировал привлечь в 2004 году для покупки химзавода ЗАО "Наирит" (Армения). Напомним, что в апреле 2004 года в Ереване был подписан договор купли-продажи 100% акций между ЗАО "Завод "Наирит" и Армсвязьбанком, находящимся под управлением Центробанка Армении и холдингом "Волгабурмаш". Одним из условий продажи акций химзавода российскому инвестору, выдвинутым Центробанком Армении, являлось приобретение акций Армсвязьбанка и погашение его обязательств в размере свыше $14 млн. Для привлечения этих средств ВБМ планировал выпустить векселя, финансы под которые обязался выделить НКО ЗАО "Биржевой расчетный центр" (ЗАО "БРЦ", Москва). Однако, затем самарский холдинг отказался от своего намерения приобрести химзавод. На заседании в самарском арбитраже гендиректор ФК "Газтраст" Юрий Иванов заявил, что в сентябре 2004 года ОАО "Волгабурмаш" заключил с ЗАО "БРЦ" договор купли-продажи собственных векселей на сумму, эквивалентную $14 млн. В том же году, по словам господина Иванова, БРЦ передал "Газтрасту" право требования долга по векселям ВБМ по договору уступки. Весной прошлого года акционеры БРЦ приняли решение о добровольной ликвидации организации, и в августе 2005 года в связи с этим решением ЦБ РФ аннулировал лицензию Биржевого расчетного центра на осуществление банковских операций для небанковских организаций. В ходе заседания Юрий Иванов предоставил суду копию договора купли-продажи векселей "Волгабурмаша", а к следующему заседанию пообещал предоставить оригинал этого документа. В свою очередь, в "Волгабурмаше" заявили, что компания никогда не заключала с Биржевым расчетным центром договор купли-продажи векселей и выразили сомнение в том, что у "Газтраста" существует подлинный документ. "Данный договор является фальсификацией с целью причинения нам ущерба",- заявил в ходе заседания представитель самарской компании, добавив, что в "Волгабурмаше" не располагают актами сверки, подтверждающими, что холдинг действительно должен эту сумму. Представитель ВБМ попросил провести экспертизу подписей руководителей сторон на договоре купли-продажи векселей. Следующее заседание назначено на 24 марта текущего года. На нем стороны собираются определиться с учреждением, которое будет проводить проверку подлинности спорного документа. Отметим, что, по мнению аналитиков, в данном случае могла иметь место так называемая "вексельная схема", когда возмещение долга требуется по векселям, средства под которые так и не были привлечены, причем в большинстве случаев, как и в данной ситуации, кредитором предприятия становится третье лицо, изначально не имеющее к сделке никакого отношения. Второй вариант, используемый в этих схемах,- создание подложных документов, подтверждающих задолженность. Однако аналитики отмечают, что в большинстве случаев такие сделки проходят с ведома кого-то из руководства, либо собственников должника. "Если бы сделка (по купле-продаже векселей) действительно состоялась, и у них были реальные доказательства на руках, они не стали бы ждать полтора года, чтобы начать взыскание такой задолженности",- отметили в пресс-службе ВБМ. Президент ОАО "Волгабурмаш" Михаил Гавриленко заявил: "Мы уже подали встречный иск о признании недействительным договора о переуступке прав требования".

КРИМИНАЛ

Прокуратура Самары обратилась в суд с ходатайством об аресте бывшего директора ОАО "Самарский губернский торговый дом". С точки зрения силовиков, это единственный способ поймать бизнесмена, чуть не похоронившего губернаторские амбиции Константина Титова, - пишет газета "Самарское обозрение" (27.02.2006). С19 по 26 декабря 2001 года ГУЛ "Агентство по регулированию продовольственного рынка Самарской области" (ГУЛ "АРРСО") перечислило 112 млн. руб. ОАО "Самарский губернский торговый дом", которое, в свою очередь, обязалось по договору №6 от 19 декабря 2001 года поставить ГУПу пшеницу на перечисленную сумму. Перед этим 20 марта 2001 года и 4 сентября 2001 года администрация области перечислила на счета ГУПа 70 млн. руб. в рамках предоставленного бюджетного кредита. 21 февраля 2002 года Константин Титов издал распоряжение № 76-р, которым продлил ГУЛ "АРРСО" срок погашения выданных ему кредитов в размере 568 млн. руб. до 30 декабря 2011 года. Руководитель СГТД Рафаэль Наврузов средств ГУЛ "АРРСО" не вернул и никакой пшеницы не поставил. Эта история была не первой темой, связанной с СГТД. Имя и фамилия Рафаэля Наврузова уже неоднократно звучали на всю Россию из уст заместителя генпрокурора Владимира Колесникова, который напрямую связывал деятельность директора СГТД с самарским "Белым домом". В 2002 году по факту невозврата СГТД 112 млн. рублей ГУЛ "АРРСО" прокуратурой Самарской области было возбуждено уголовное дело №200323008, а чуть ранее появилось уголовное дело №200323003. Оно также касалось отношений ГУЛ "АРРСО", администрации области и СГТД. Последний, получив от ГУЛ 45 млн. рублей, должен был приобрести на них ГСМ для сельхозпроизводителей Самарской области и поставить их "АРРСО". Весной 2003 года ревизоры Счетной палаты РФ выявили факт нарушения законодательства при предоставлении отсрочек по таможенным платежам ОАО "СГТД". Общая сумма ущерба федеральному бюджету составила по состоянию на 1 апреля 2003 года 66,8 млн. руб. Прокуратурой Самары было возбуждено уголовное дело в отношении руководителей ОАО "СГТД". Кроме того, прокуратурой Московской области было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Щелковской таможни, предварительное следствие по которому проводилось Северной транспортной прокуратурой Московской области. В ходе расследования всех этих уголовных дел Рафаэль Наврузов был объявлен в федеральный розыск, а рекомендовавший его на должность руководитель представительства Самарской области в Москве Геннадий Гендин лишился своего поста. В мае 2003 года Наврузова задержали в Москве, но пока решался вопрос о подследственности, он скрылся от правоохранительных органов. С тех пор Рафаэля Наврузова усиленно ищут спецслужбы России и Белоруссии, что, впрочем, не помешало ему появиться летом 2003 года на собрании акционеров ОАО "Жигулевские стройматериалы". По данным "Самарского обозрения", Наврузов пытался стать членом совета директоров предприятия. В настоящее время предпринята очередная попытка реанимировать уголовное дело в отношении директора СГТД. Прокуратура Самары обратилась в суд Ленинского района Самары с ходатайством об избрании меры пресечения для Наврузова. По словам источника в прокуратуре города, санкция на арест Наврузова необходима для объявления его в международный розыск. Дело должна была рассмотреть 21 февраля 2006 года судья Елена Серебрякова, однако из-за неявки адвокатов Рафаэля Наврузова слушание было перенесено.