"Региональные пространства роста".

(Коммерсантъ. 20.03.06. Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края, руководитель рабочей группы Госсовета по комплексному социально-экономическому планированию развития регионов)

Губернатор Хлопонин о целях, факторах и кластерах. Состоявшееся на прошлой неделе первое заседание рабочей группы Госсовета по комплексному социально-экономическому планированию развития регионов открыло дискуссию о том, как развернуть региональную политику в сторону большей экономической эффективности. Поделюсь некоторыми соображениями.

Баланс целей

Региональная политика любого государства - это баланс между приоритетами экономической эффективности, территориальной справедливости и политической стабильности. Если применить этот базовый постулат к сложившейся в России региональной политике, все станет довольно очевидно.

Наша региональная политика ориентирована прежде всего на достижение территориальной справедливости. На это указывает мощная система межбюджетных отношений, изымающая прибыль десятка регионов-доноров и распределяющая эти средства в качестве трансфертов. Можно спорить об оправданности отдельных аспектов этой системы, но факт остается фактом: институция, отвечающая за минимальную бюджетную обеспеченность всех регионов, в стране существует. Нацелена ли региональная политика России на достижение политической стабильности? По факту - да. На это указывают значительные федеральные инвестиции в Татарстан, Башкирию, Калининградскую область, республики Северного Кавказа и проч. Здесь тоже можно и нужно спорить о частностях, но важно, что эта функция государством осознана и в принципе реализуется.

Что же происходит с экономической эффективностью? Нацелена ли региональная политика на обеспечение экономического роста? Ответ однозначен - нет.

При том что экономическое развитие любого крупного государства в сильной мере зависит от реализуемой региональной политики, в России нет ни одного инструмента, целенаправленно работающего на экономический рост в пространственном аспекте. Инструментов, работающих против, - сколько угодно. Повышение экономической эффективности - главная задача, стоящая перед нами в региональной политике.

Фактор бизнеса

Главный на сегодня изъян региональной политики в России - это абсолютное невнимание государства к региональным стратегиям бизнеса. Объяснить это трудно: ведь заинтересованность или незаинтересованность бизнеса в реализации инвестиционных проектов на той или иной территории - это фундаментальный фактор будущего для любого региона. Если Красноярский край, или Самарская область, или Иркутская область являются зоной стратегических интересов пяти-шести и более федеральных холдингов, которые намерены в течение 10-15 лет реализовать на их территории набор многомиллиардных инвестиционных проектов, то рамка будущего для этих регионов примерно ясна.

Их судьба явно отличается от судьбы тех регионов, которые ни одна крупная компания не осознает как зону своих стратегических интересов. И система действий государства в отношении группы "регионов нарасхват" и группы "регионов-сирот" должна очень резко отличаться, иначе ошибки в региональном планировании неизбежны. В рамках рабочей группы Госсовета мы ведем масштабное анкетирование и интервьюирование более 150 компаний - лидеров своих отраслей - на предмет их региональных стратегий. И это будет, как ни странно, первый в истории мониторинг бизнес-интересов на пространстве России. Из него мы сможем впервые довольно обоснованно предположить, какое будущее задают стратегии крупного бизнеса для нашей страны.

Инфраструктура и инструменты

Главное: для сколь-нибудь эффективного регионального планирования нам необходима долгосрочная федеральная стратегия инфраструктурного развития, включающая в себя утверждаемые правительством стратегии регионального развития инфраструктурных монополий. Сегодня они не имеют долгосрочных стратегий регионального развития (исключение с натяжкой - программа газификации "Газпрома"), и это колоссальный фактор неопределенности для экономики регионов. Четкая стратегия развития инфраструктуры, адекватная инвестиционным планам бизнеса, - это фундамент региональной политики, нацеленной на рост экономической эффективности.

Далее. Нам нужны сильные инвестиционные инструменты, прямо нацеленные на поддержку экономического роста в региональном аспекте. Сегодня таковых нет: ФЦП, ФАИП и вновь созданный инвестиционный фонд явно ориентированы на поддержку отраслевых, а не региональных проектов. Думаю, попытки усиления региональной составляющей в работе этих инвестиционных механизмов будут недостаточны. Придется вводить новые инструменты поддержки региональных проектов. Это мог бы быть специальный федеральный фонд, созданный конкретно для поддержки региональных инвестиционных проектов. Он может и должен быть устроен не менее консервативно, чем созданный недавно инвестиционный фонд РФ.

Курс на кластеры

Деятельность новых инвестиционных инструментов федерального уровня, как мне кажется, должна быть направлена прежде всего на поддержку кластерных проектов в регионах. Любая страна, которая намерена преодолеть сырьевую ориентацию экономики, развивать перерабатывающие и высокотехнологичные производства, то есть наращивать создаваемую добавленную стоимость, просто обязана заниматься кластерной политикой. Содействовать, в старой терминологии, формированию территориальных производственных комплексов.

Эта тема находится на стыке промышленной и региональной политики, потому что наиболее заинтересованный инициатор территориально обособленного кластера - это, конечно, регион. Администрация Красноярского края вместе с компаниями "ГидроОГК", "Русал", Внешэкономбанком и другими плотно занимается разработкой и реализацией программы развития Нижнего Приангарья - первого в России за последние 20 лет крупного ТПК. Это не что иное, как многоотраслевой кластер энергоемких предприятий на базе энергии Богучанской ГЭС и природных ископаемых района.

Таковы основные направления повышения эффективности региональной политики. Кроме них необходимо решить другие важные вопросы. Например, проблему согласования федеральных и региональных программ развития, и здесь необходимо выходить на формирование кустовых региональных стратегий. Пора признать, что учет в федеральной политике 88 программ развития регионов, которые различаются по срокам действия, - это чистая утопия. Надо вводить стимулы к межрегиональному сотрудничеству, например, приступить к реализации пилотных программ развития макрорегионов. Но главное, нужно договориться об очевидном: эффективная региональная политика в стране с рыночной экономикой должна учитывать стратегии бизнеса.

"В Сибирь за прибылью".

(Слияния&поглощения". №3. 2006)

Сибирский ФО В январе Сибирскому федеральному округу удалось войти в тройку лидеров рейтинга. М&А-активность в Сибири выросла на 47% в сравнении с предыдущим периодом и составила 36 р.е. (см. диаграмму 1). Одними из инвестиционно-привлекательных регионов Сибири сегодня являются Новосибирская область и Красноярский край.

Антон Румянцев, эксперт ООО "Русские инвесторы - Сибирь", отмечает, что в конце 2005 года в Красноярском крае появилось немало объектов, потенциально очень привлекательных для поглощений, в том числе в лесной и пищевой отрасли, часть из них была успешно завершена в начале года - в результате произошло значительное повышение М&А-активности региона. Во второй половине января наблюдался рост предложений по продаже небольших лесопромышленных компаний, что стало продолжением тенденции прошлого года. Кроме того, оживились предприниматели малого бизнеса, выставляющие на продажу мелкооптовые торговые компании и предприятия пищевой отрасли. "Собственники все более активно проводят вертикальную интеграцию бизнеса, а также стараются консолидировать особо интересные активы", - говорит Румянцев. Владислав Руцкий отмечает, что большая часть сделок заключается по принципу продажи имущественного комплекса. По данным экспертов ООО "Русские инвесторы - Сибирь", в ближайшем будущем ожидается заключение нескольких сделок в секторе производства товаров промышленного назначения, причем целью приобретения готового бизнеса будет прежде всего осуществление вертикальной интеграции холдингами металлургической и строительной отраслей. Отметим, что со стороны властей регионов Сибири наблюдается рост интереса к приходу инвесторов и лояльность при заключении контрактов. В январе в прессе появилась информация, что в Новосибирской области для активизации развития экономики региона создается комитет по вопросам реализации инновационных программ и проектов. В пресс-службе обладминистрации пояснили, что новое подразделение создано для повышения конкурентоспособности регионального бизнеса, обеспечения организационных и экономических условий привлечения инвестиций, а также развития инфраструктуры инновационной деятельности в области. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин также много внимания уделяет поддержке инвестиционных проектов, налоговым и иным льготам, разработке инфраструктуры. В конце января состоялся второй по счету инвестиционный форум в Красноярске, на котором было заявлено, что Красноярский край намерен реализовать амбициозную экономическую программу, уже названную в регионе новой индустриализацией Сибири. Напомним, на 17 апреля назначен референдум по вопросу объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами. Александр Хлопонин рассчитывает, что новый объединенный регион станет локомотивом российской экономики. "Нынешняя региональная политика - скорее препятствие, чем стимул для роста российской экономики", - заявил губернатор, открывая форум. Ему никто не возражал. "Региональной политики в России не существовало, и только в последнее время регионы выходят на первый план", - согласился с ним министр регионального развития Владимир Яковлев. Кроме политических заявлений, на форуме было представлено и довольно интересное исследование по кредитоспособности субъектов России и их инвестиционной привлекательности. Оказывается, инвестиционная привлекательность регионов России зависит не только от политической воли власти "наверху". Более того, выяснилось, что экономический рост находится в прямой зависимости от успешного взаимоотношения местной и региональной администрации, бизнеса и населения. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства "Эксперт-РА", создавшие последний инвестиционный рейтинг регионов страны. В России впервые не оказалось регионов с минимальным инвестиционным риском. "Каждый регион уникален, но объединение должно происходить все же по достаточно четким правилам", - убежден директор регионального направления агентства Григорий Марченко. Он считает, что "там, где есть ярко выраженный регион-интегратор", к нему должны быть непременно присоединены более слабые области. Тем не менее агентством был зафиксирован довольно-таки любопытный парадокс: с федерального уровня инвестиционные риски переходят на региональный, а не наоборот. В целом инвестиционный потенциал Сибирского округа стоит оценивать как высокий, и, учитывая определенные риски работы в этом регионе, его стоит рассматривать как один из наиболее перспективных для вложений.

"Аэрофлот" просит посадку в Красноярске".

(Коммерсантъ-Деньги. 20.03.06)

Правление ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" приняло решение о начале полетов по маршруту Москва-Красноярск. Однако в ОАО "Авиакомпания Красноярские авиалинии"" ("Красэйр"), в состав которого входит красноярский аэропорт Емельяново, заявили, что принимать самолеты "Аэрофлота" не могут по причине реконструкции аэродрома.

Как рассказали "Деньгам" в "Аэрофлоте", перевозчик планирует открыть два новых рейса из Москвы в Красноярск и Южно-Сахалинск. Причем красноярская линия после введения летнего расписания должна постепенно выйти на режим ежедневных полетов. Ситуация складывается интересная: дело в том, что авиамаршрут Москва-Красноярск много лет находится под монопольным контролем "Красэйра".

В мае 2005 года попытку освоить эту линию уже предпринимала авиакомпания "Сибирь" - вторая после "Аэрофлота" по объемам перевозок пассажиров. Однако официально открытую продажу билетов на рейсы "Сибири" скоро пришлось прекратить, поскольку она так и не смогла согласовать с "Красэйром" слоты (время прилета и вылета). Сейчас обе компании апеллируют к Федеральной антимонопольной службе, но конкретных решений ею пока не принято. Теперь с теми же проблемами наверняка столкнется "Аэрофлот". У нас нет технической возможности по приему новых рейсов любой компании, - заявил Деньгам" гендиректор "Красэйра" Борис Абрамович. - Сейчас идет реконструкция аэропорта, с мая по ноябрь будет реконструироваться взлетно-посадочная полоса. Все документальные свидетельства находятся в Минтрансе".

"Яичный переполох, или Формула Милошевича".

("Сегодняшняя газета", 18.03.06, Семен Мамонтов)

В Красноярск обещал приехать Геннадий Андреич (это я его на сербский манер - Андреич), перетереть с пиплом насчет коммунального и прочего попадалова, пафосу нагнать, в мегафон побулькать, но тут такая незадача - товарищ Милошевич безвременно скончался. И Андреич возглавил российскую делегацию на его похоронах. Дело хорошее. Братья-сербы увидят, что они нам не безразличны. Хотя вообще-то кто спрашивает братьев-сербов? Если вам будут говорить, что абсолютное большинство населения Сербии вздохнуло с облегчением, когда Слободан Какойтович окончил свои земные сроки - не верьте! Это гнусная натовская пропаганда. Если услышите, что за свое достаточно продолжительное пребывание у власти (с 1986 года) Милошевич развязал три гражданские войны, в которых погибло пол-миллиона мирного населения и несколько миллионов было вынуждено эмигрировать, что в 1999-2000 годах при странных обстоятельствах погибли практически все люди его "близкого круга", претендовавшие на свою долю в нефтяном бизнесе с Россией - не верьте! Вас зомбируют. На самом деле президент Югославии был великим человеком со своими противоречиями. Идеалистом и романтиком. А война - она на то и война, чтобы люди гибли. И, в общем-то, пол-миллиона голов за посмертную славу тов. Милошевича - не такая уж большая плата.

Странным образом объектами народной любви могут стать только те, у кого руки в крови по локоть. Средний красноярский обыватель, который сегодня пеняет Гаагскому суду на то, что там "убивают сербов", вряд ли назовет еще хоть одного серба по имени. Ну, те, кто постарше, может быть, вспомнят Джордже Марьяновича, Гойко Митича или Радмилу Караклаич. Те, кто попродвинутее - Милорада Павича назовут. Все. На этом кончаются наши познания относительно Сербии.

Хотя, если вдуматься, вот КПРФ - это же сербская партия! Идейный вождь - Ильич, да и Юрчик это почти что Юрчич. Сегодняшние призывы КПРФ к революции - это завтрашняя гражданская война. Сегодняшние попытки перевернуть автобус - это завтрашние погромы и баррикады. С дальнейшими бомбардировками НАТО - это уж как повезет. Самолеты могут и не долететь. НБП - это тоже, как известно, сербы. Вождь партии Лимонов в свое время ездил пострелять из пестика в хорватов и прочих албанцев, чем ужасно гордится. У красноярских нацболов нету денег на заграницы, но есть яйца, и они их используют. На днях вот закидали своими яйцами весь горсовет. Таким образом выразили протест городским депутатам, повысившим-таки тарифы на ЖКХ. Почему-то ночью. Отлично, великолепно, смело. Только отчищали здание на диком ветру обыкновенные работяги, а никакие не депутаты. Можно предположить, что следующая акция протеста нацболов будет заключаться в том, чтобы под покровом ночи наложить по куче на собственных лестничных площадках. В знак протеста против антинародных реформ.

А во временно пожелтевшую мэрию наведались гости из Иркутска. Приехали за обменом опытом. Гостей интересовали две вещи: как объединять регионы (им объединяться предстоит 16 апреля) и как грамотно провести реформу ЖКХ. То есть иркутянам наш опыт кажется безусловно позитивным. Хотя могут и прикидываться - этикет, протокол, природная вежливость. Вице-спикер гордумы Иркутска Александр Ханхалаев отметил, что в процессе нашего объединения большую роль сыграли избирательные комиссии. Мы бы сказали - ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО большую роль сыграли избирательные комиссии. "Чем целостнее и мощнее наше государство, тем лучше жить простому человеку", - отметил Ханхалаев. Интересно, кто этот простой человек и не будет ли он настаивать на объединении Иркутского края с Пермским и Красноярским, ведь "чем целостнее государство", тем лучше.

А вот о позитивном опыте в сфере ЖКХ - так это опыт приватизации мэром городского коммунального хозяйства. Иначе я не знаю, как расценивать слова Иваныча (это по-сербски), сказанные в присутствии множества свидетелей по поводу возможного снижения "Водоканалом" (это на сегодня частное предприятие) тарифов: "Мы готовы хоть сейчас, но энергетики-то нам на следующий год цены опять повысят". В общем-то, переход коммуналки в руки Иваныча и его друзей - это и так секрет Полишинеля. Смысл есть утаивать только второстепенные детали. Виртуозно это делает глава "Краскома" Анатолий Матюшенко. Ему в лоб задают вопрос: правда ли, что руководители коммунальных предприятий (в том числе он лично) сами себе платят зарплату в сотни тысяч рублей ежемесячно? На что он отвечает: "Я летаю эконом-классом. Если говорить о зарплате, то давайте возьмем среднюю зарплату по ЖКХ и по промышленным предприятиям, наша на 25% ниже. Если же сравнивать с энергетиками, то тогда вообще почти в два раза". Как говорится, "я ответил на ваш вопрос?" В принципе, у Матюшенко есть почти все для завоевания народной любви - лицо, фигура, билет в эконом-класс. Не хватает пары сотен трупов.