Свое очередное обращение с просьбой о помощи в защите государственности коренного народа Адыгеи республики направил 21 марта Черкесский конгресс Адыгеи главе секретариата рамочной конвенции по защите прав национальных меньшинств Совета Европы г-ну Анти Коркеакиви (Antti Korkeakivi). Речь в обращении идет, в частности, о принимаемом региональном законе о референдуме, из которого удалены гарантии по сохранности статуса и границ республики, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Данный законопроект, напомним, принят в двух чтениях предыдущим составом парламента республики.

Нынешнее обращение подписано также руководителем Черкесского конгресса Карачаево-Черкесии Бесланом Маховым и председателем Независимого общественно-исследовательского центра КБР Юрием Шанибовым.

По словам лидера Черкесского конгресса Адыгеи Мурата Берзегова, о целесообразности обращения в Совет Европы сказал Дмитрий Алешкевич, курирующий при верховном комиссаре ОБСЕ Рольфе Экеусе Северо-Кавказский регион. ОБСЕ, отметил он, занимается безопасностью, конфликтами, их предотвращением, Совет Европы - в том числе и законодательствами.

При всех позитивных подвижках, отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Берзегов, коренное население Адыгеи остается в опасности. Да, в республику приезжал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который заявил о недопустимости спекуляций на тему статуса республики, о необходимости экономической интеграции двух самостоятельных субъектов федерации - республики и края. Но силы, намеренные ликвидировать республику, все же прошли в парламент Адыгеи, причем используя национал-шовинистские лозунги.

Поэтому, пояснил Берзегов, к обращению приложены протесты прокурора и минюста республики, на основании которых был аннулирован существовавший ранее закон "О референдуме РА", материалы "Союза славян Адыгеи", которые стали программными для регионального отделения Промышленной объединенной партии России при прохождении в парламент республики, обращения Черкесского конгресса по поводу национал-шовинистских высказываний этого избирательного объединения в республиканскую прокуратуру, ЦИК, к федеральному инспектору и многое другое. Приложен к обращению, разумеется, и предлагаемый Адыгее новый вариант республиканского закона о референдуме.

В обращении Черкесского конгресса в Совет Европы говорится: "Мы, адыги (черкесы), являемся одним из самых древних народов мира, внесшим свой уникальный вклад в развитие человечества. История нашего народа прослеживается с момента возникновения цивилизации на Северо-Западном Кавказе, и её материальные свидетельства сосредоточены на этой территории. Русско-Кавказская война 18-19 веков поставила адыгский (черкесский) народ на грань выживания. По официальной статистике чиновников царской России, около 40 % адыгов было физически уничтожено, более 50 % насильственно депортировано в Османскую империю, на исторической родине осталось менее 10 %. После октябрьской революции 1917 года территориально разрозненные остатки нашего народа были определены в несколько государственных образований с разными вариантами государственности: Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую автономную область, Адыгейскую автономную область и Шапсугский национальный район. Часть населённых пунктов компактного проживания адыгов (черкесов) вошли в Северную Осетию, в Ставропольский и Краснодарский края.

Под необоснованным предлогом экономической несостоятельности в 1945 году Шапсугский национальный район был ликвидирован. В 1991 году коренное население Адыгейской автономной области, основываясь на праве народов на самоопределение, провозгласило повышение статуса своей государственности - Республику Адыгея. Некоторое время спустя субъектообразующие народы Карачаево-Черкесии также объявили о повышении статуса до уровня республики.

Под предлогом укрепления вертикали власти в России с 2001 года стала нарастать угроза суверенитетам федерации, из законодательств республик начали изыматься положения, гарантирующие этот суверенитет. В Республике Адыгея на сегодняшний день отсутствуют какие-либо законодательные нормы, гарантирующие её дальнейшее существование, но не приняты и положения, позволяющие упразднить её статус.

В современной международно-правовой системе право на самоопределение включено в круг норм, регулирующих права и свободы человека (статья 1Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, ратифицированные резидиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года).

Указанные Международные пакты являются меж- и внутригосударственными правовыми обязательствами Российской Федерации как правопреемника СССР и члена ООН. В соответствии с этими документами право на самоопределение имеют все народы, и в силу этого народы "свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и политическое развитие", все государства обязаны "поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право".

Согласно "Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 года, право на самоопределение является одним из основных принципов международного права. Способами осуществления права на самоопределение могут быть "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса".

Наряду с этим статья 29 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что при осуществлении прав и свобод необходимо обеспечивать должное признание и уважение прав и свобод других. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 41/117 от 4 декабря 1986 года "развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав". В противном случае при реализации любого права, в том числе и права на самоопределение, будет иметь место не осуществление права, а злоупотребление правом.

В настоящее время при молчаливом бездействии правоохранительных органов федеральной власти в Республике Адыгея проявляются признаки национальной нетерпимости и разжигания межнациональной розни. Межэтническая нетерпимость открыто провоцируется демагогами некоторых политических движений, эксплуатирующими скрытые предрассудки и манипулирующими информацией. Те же политические силы в печатных средствах массовой информации открыто призывают к дискриминации в области труда и в торговле по национальному признаку. Делаются заявления, унижающие национальное достоинство коренного народа Республики Адыгея. Приведём для примера одно из многих таких высказываний (цитата из статьи "О положении русских в Адыгее", газета "Закубанье" №23 (165) 2005г.): "Ситуацию охарактеризовал один мой знакомый: адыгейцы нас учат, нами руководят, лечат, судят и хоронят. Если бы они это делали хорошо, наверное, мы бы не имели такой печальной статистики смертности".

Националистически настроенные силы заявляют о социальных и экономических проблемах только русского (славянского) населения Адыгеи, обвиняя во всех бедах коренной этнос и политический статус республики. Главный мотив этих выступлений сводится к одному: если будет упразднён статус Республики Адыгея, то всем русским жителям Адыгеи станет жить хорошо. Как довод в пользу объединения Краснодарского края и Адыгеи говориться о якобы политической несостоятельности и социально-экономической неустроенности Адыгеи. Перед выборами в Государственный совет - Хасэ (парламент) Адыгеи эти силы объединились в блок и приняли совместную программу. В резолюции, оглашённой на их съезде, этот блок взял на себя обязательства пройти в парламент и принять такой закон о референдуме в Республике Адыгея, который позволил бы провести голосование по объединению республики с Краснодарским краем. Прозвучали на съезде из уст руководителя Адыгейского республиканского отделения Национальной державной партии России и призывы к русским "активнее использовать законные способы, чтобы приобретать оружие". Оружие, по его словам, "необходимо для защиты национальных интересов русских, как в России, так и за рубежом".

Таким образом, в настоящее время в Республике Адыгея активно формируются силы, агрессивно, с проявлениями национал-шовинизма пропагандирующие идею объединения Краснодарского края и Адыгеи. Несмотря на противодействие общественности коренного народа республики, несмотря на протесты, направленные в разные инстанции, данные силы провели избирательную кампанию в Госсовет - Хасэ Адыгеи под своими лозунгами и в настоящее время, получив депутатские мандаты, готовятся реализовать свои планы. Принцип равноправия и самоопределения народов исходит из правосубъектности народа. Сегодня на его основе в международном праве складывается и развивается целая система норм - международное право народов, составной частью которого является и право коренных народов.

Международное право народов зафиксировано в Конституции Российской Федерации, Адыгея как один из её субъектов подписала Федеративный договор. На основании этого в Адыгее до лета 2005 года действовал Закон Республики Адыгея от 6 января 1999 года №106 "О референдуме Республики Адыгея" (в редакции Закона РА от 11 октября 2000 года №199), в котором содержался запрет на проведение голосования по территориальной целостности республики. Однако с подачи "защитников интересов русскоязычного большинства", а также под давлением федеральных надзорных органов в республике этот закон как не соответствующий федеральным нормам был упразднен. На смену ему принимается другой закон, в котором гарантии сохранности государственности коренного народа отсутствуют.

Положения нового закона, по словам его составителей, приведено в соответствие с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом существование Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" от 11 июня 2004 года № 56248-4, в котором в статье 6 пункте 5 говорится, что "на референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закреплённого Конституцией Российской Федерации", в расчёт не берется. Поясняется это тем, что якобы положения данного закона применимы к голосованию по всей федерации, но не по её отдельным субъектам.

В связи с тем, что указанные выше законы не регламентируют права коренных народов, позволяющие свободно устанавливать свой политический статус, и голосование на референдуме планируется проводить по принципу механического большинства, очевидно, что адыги (черкесы) и русские жители Адыгеи при голосовании будут находиться в неравных условиях. Коренное население лишится природного права распоряжаться собственной судьбой, адыги (черкесы) должны будут беспрекословно подчиниться русскоязычному большинству, а доминирующее некоренное большинство, благодаря своему численному превосходству, получит противоестественную возможность по определению будущего другого народа.

Исход референдума, проведённого по этим нормам, будет предрешён, статус Республики Адыгея сохранить не удастся. Коренной народ Адыгеи составляет всего 24% от числа жителей, фактически адыги (черкесы) в Республике Адыгея являются национальным меньшинством. Доминирующей национальностью является русское население Адыгеи. Но данная диспропорция возникла не в результате естественной убыли одного народа и прироста другого, а как результат Русско-Кавказской войны: уничтожение коренного населения, насильственная депортация за пределы исторической родины, заселение освобождённых земель колонистами. Таким образом, референдум по государственности Адыгеи, проведённый в этих условия, станет реальным продолжением имперской политики царской России по уничтожению адыгов (черкесов) как народа.

Мы, адыги (черкесы), не ставим вопрос о своём доминировании. Основываясь на принципе равноправия, мы хотим паритета и равных прав на управление республикой, осуществляя при этом по своему усмотрению её политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Мы твёрдо убеждены, что паритетное представительство в парламенте и органах власти обеспечивает равенство возможностей таким образом, что ни одна из сторон не может доминировать в отстаивании своих интересов. Мы твердо убеждены, что все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие. При этом недостаточная политическая, экономическая и социальная база субъекта права никогда не должна использоваться как предлог для изменения, а точнее, для упразднения его политического статуса.

Мы искренне убеждены, что достижения, обретённые в рамках самоопределения, не могут быть отменены без ясного и демократически выраженного согласия тех, кого они прямо затрагивают, а именно без согласия коренного народа Адыгеи - адыгов (черкесов). Мы считаем, что в Республике Адыгея, где сосуществуют различные национальные группы, необходимо закрепить соответствующие формы самоуправления и гарантировать на институциональном уровне права коренного народа, обеспечивающие возможность свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус, осуществлять по своему усмотрению своё политическое, экономическое, социальное и культурное развитие на её территории. С учетом всего сказанного выше, а также в связи с тем, что попытки отстаивать достижения, обретённые в рамках самоопределения законным путем, приводят к тому, что отрицаются права национального меньшинства, просим рассмотреть весь спектр возможностей Вашей организации, включая политический диалог, использование механизма человеческого измерения и направление миссий экспертов в Республику Адыгея.

Обращаемся к Вам с настоятельной просьбой незамедлительно вмешаться в ситуацию в Адыгее с целью сохранения её государственности в форме суверенной республики. Вверяя Вам судьбу народа, призываем направить в Республику Адыгея специальную комиссию, с целью анализа вышеизложенных фактов и их объективной оценки. Надеемся, что ситуация, складывающаяся сейчас в республике, будет урегулирована контрольными органами Совета Европы на принципах международного права".