Методы промышленного птицеводства могли стать причиной возникновения смертельного типа вируса птичьего гриппа H5N1, который угрожает началом глобальной пандемии, пишет американская газета Los Angeles Times. По мнению вирусолога Эрла Брауна, занимающегося исследованием гриппа в Университете Оттавы, смертельный вирус птичьего гриппа полностью представляет собой дело рук человеческих. По словам ученого, первый случай вируса был зафиксирован в Италии в 1878 году в процессе коммерческого производства птицы. Высокопатогенный тип вируса H5N1 произошел от вируса, впервые появившегося в Шотландии в 1959 году. Каким-то образом, вирус, появившийся в Шотландии, оказался в Китае, где продолжает свирепствовать более десяти лет.

Промышленное птицеводство было перенесено с Запада в Азию в последние десятилетия и стало вытеснять традиционное выращивание птицы в частных хозяйствах. Согласно докладу международной неправительственной организации Grain, производство куриного мяса в Юго-Восточной Азии возросло в восемь раз - до 2,7 миллиона тонн за 30 лет. Китай производит ежегодно около 10 миллионов тонн курятины. Смертельно опасный вирус птичьего гриппа перекинулся с птицефабрик в курятники бедноты, где привел к самым разрушительным последствиям. Домашняя птица может быть самой главной ценностью в семье, кур зачастую не ели до тех пор, пока те не умирали от старости или болезней.

Цену вируса для людей, которые выращивали кур месяцами или годами, подсчитать невозможно, а компенсация смехотворна. К примеру, в Тайланде за птицу предлагали треть от ее стоимости после начала вспышки птичьего гриппа. Иногда фермеры, не желающие потерять свои вложения, незаконно продают птицу заграницу. В Нигерии зараженных птиц, подлежащих уничтожению, малоимущие граждане продают еще менее имущим, для которых нет ничего необычного в том, чтобы съесть больную птицу. Таким образом, птицы и птичий грипп проникают в новые деревни и новые страны.

Единственной южно-азиатской страной, где не свирепствует птичий грипп, стал Лаос, где 90% производства птицеводческой продукции находится в руках крестьянских хозяйств, по данным американского министерства сельского хозяйства. Около 45 небольших вспышек на или рядом с коммерческими птицефабриками с января по март 2004 года были достаточно быстро остановлены уничтожением птиц на зараженных птицефабриках.

Некоторые ученые до сих пор считают, что в непрекращающемся распространении птичьего гриппа виноваты перелетные птицы. Однако Мартин Уильямс, орнитолог из Гонконга, утверждает, что дикие птицы в большей степени жертвы, чем переносчики заразы. Так, прошлой осенью около 5 тысяч диких птиц погибли на озере Цинхай (западный Китай), предположительно, заразившись от птицы на коммерческих птицефабриках в регионе, сообщает Grain.

Ричард Томас из организации Birdlife International, международного альянса организаций по охране природы, а также его коллеги подвергают сомнению идею о том, что дикие птицы стали переносчиками вируса птичьего гриппа с озера Цинхай в Россию и дальше. Они обратили внимание на то, что вирус перекинулся с Цинхай в южную Сибирь летом, когда нет миграции птиц, и что он двигался с востока на запад вдоль железнодорожных путей, автомобильный дорог и международных границ - но не по стандартным путям миграции птиц.

Тем временем, смертельный вирус H5N1 приближается к берегам Европы. По словам Брауна, коммерческое птицеводство, которое стало первопричиной этого бедствия, похоже, получит самые большие дивиденды. Промышленные объединения станут все больше и больше доминировать в выращивании птицы. Некоторые специалисты полагают, что так будет даже лучше для нас.

Впрочем, то, что мы будем есть - не самая большая проблема. Главная трагедия происходит в Азии с людьми, которые не могут позволить себе покупать дешевую птицу, выращенную на птицефабрике. А настоящими жертвами спровоцированного промышленным производством смертельного вируса гриппа H5N1 станут дикие птицы, живущие на Земле в незапамятных времен, заключает автор статьи в Los Angeles Times Уэнди Орент.