Как стало известно ИА REGNUM, 17 марта полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин направил на имя президента Владимира Путина письмо, содержащее анализ конфликтной ситуации, сложившейся в результате одобрения государственной экологической экспертизой технико-экономического обоснования проекта нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), согласно которому нефтепровод предполагается проложить вблизи озера Байкал в пределах высокосейсмичной байкальской рифтовой зоны.

В письме отмечается, что к полпреду поступают многочисленные обращения от руководителей субъектов Федерации, по территории которых должна пройти трасса нефтепровода ВСТО, экологов и ученых, в большинстве из которых поддерживается сама идея строительства нефтепровода и отмечается его значимость для экономического развития страны. "Все специалисты единодушно поддерживают вашу инициативу об ускоренном строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", - информирует полпред президента. "Вместе с тем, многие специалисты высказывают серьезные опасения по поводу трассы нефтепровода, предложенной ОАО "Транснефть", - говорится в письме.- Данный вариант по которому трасса нефтепровода нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" совмещена с трассой Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, при определенных преимуществах обладает и очень серьезными недостатками".

Далее полпред приводит ряд аргументов против предлагаемой трассы:

"Проект делает необходимым дополнительное строительство нефтепровода Талакан - Верхняя Чона - Усть-Кут, что увеличивает потребность в инвестициях в трубопроводный транспорт и увеличивает срок окупаемости проекта в целом;

Проект не учитывает интересов недропользователей, увеличивает дальность транспорта якутской и верхнечонской нефти на 800 - 900 км, что ведет к увеличению затрат на транспорт нефти и снижает экономическую привлекательность проектов разработки месторождений;

Трасса проходит по единственной в России протяженной (1000 км) зоне 10 - 11 - 12 балльной сейсмичности, что делает вероятными крупные аварии, катастрофические порывы нефтепровода, утечки больших масс нефти;

В зоне высокой сейсмической опасности на северной оконечности Байкальской рифтовой зоны трасса проходит в 700 - 800 м от озера Байкал - объекта Всемирного природного наследия, крупнейшего в мире хранилища пресной воды. В случае природных катаклизмов не смотря на все технические решения, возможно попадание больших масс нефти в озеро и разрушение этой экосистемы;

Проект не содержит оценки экологического ущерба за счет весьма вероятных нарушений нефтепровода в зоне высокой сейсмичности трассы к востоку от водосборной территории озера Байкал;

Нефтепровод на всем протяжении проходит по территории, являющейся малоперспективной и бесперспективной для поисков нефти, и требует строительства дополнительных трубопроводов от мест нефтедобычи;

Проект не содержит сравнительной оценки удешевления строительства нефтепровода вдоль трассы БАМ и его удорожания за счет мер по повышению надежности функционирования системы, усложнению мониторинга, вероятного экологического ущерба, опасности резкого ухудшения качества воды в озере Байкал;

Сообщения в печати о попытках административного давления на экологическую экспертизу проекта и уклончивые ссылки на прямые указания Президента наносят серьезный ущерб авторитету Президента и Правительства России". В связи с этим, указывает полпред, ученые СО РАН и руководители субъектов Федерации настоятельно рекомендуют рассмотреть альтернативный вариант прокладки нефтепровода - Южно-Якутский. Среди преимуществ этой трассы Анатолий Квашнин называет низкую сейсмичность территории, по которой она пролегает, близость к нескольким районам перспективной добычи нефти, в том числе Непско-Ботуобинской области, что резко повысит инвестиционную привлекательность этой территории.

На территории Восточной Сибири и Якутии преобладают месторождения, содержащие одновременно нефть и газ, отмечает полпред. Причем нефть из них отличается высоким качеством, превосходящим российский экспортный стандарт Природный газ из тех же месторождений также содержит много ценных компонентов и, в частности, гелий в уникальных концентрациях, что позволяет создать крупнейший в мире центр по производству этого газа.

Прохождение трассы вдали от южных границ России, развитие на севере Иркутской области и в Западной Якутии нефтеперерабатывающих, газохимических и горных производств создает предпосылки для решения военно-стратегических вопросов национальной безопасности; снизит экологическую нагрузку на южные города Восточной Сибири; улучшит демографическую ситуацию в регионе", - говорится в письме.

"Хочу еще раз подчеркнуть, что Восточная Сибирь не только нефтеносный, но и газоносный район. Причем нефть и газ сосредоточены как правило на одних и тех же месторождениях и не должны разрываться ведомственными или корпоративными барьерами. К сожалению, пока этого нет. В настоящее время проектирование освоения газовых и нефтяных ресурсов осуществляется разными организациями без должного согласования между собой", - продолжает полпред.

В связи с этим Анатолий Квашнин также сообщил президенту мнение ученых Сибирского отделения РАН о необходимости создания единого, системно организованого проекта формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса на основе взаимодействия государств, регионов и бизнеса. "Для сбалансированного развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) необходимо: одновременное и согласованное развитие систем транспорта как нефти, так и газа; синхронизированное развитие транспортной энергетической и социальной инфраструктуры; развитие газоперерабатывающей и гелиевой промышленности; строительство хранилищ гелия, продуктопроводов и пр.; развитие газохимических производств, обеспечивающих в крупных масштабах выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью - уход с чисто сырьевого пути развития экономики; единое, согласованное по нефти и газу решение по экспорту в страны АТР", - говорится в письме.

В заключение полпред обратился к президенту с просьбой рассмотреть изложенные в письме соображения. По информации ИА REGNUM, данное письмо было лично передано Анатолием Квашниным главе государства. Реакция президента последовала незамедлительно и была достаточно резкой. Владимир Путин поручил министру промышленности и энергетики России Виктору Христенко разобраться в сложившейся ситуации.