Последние заявления высокопоставленных правительственных чиновников, в частности выступление вице-премьера Александра Жукова на конференции, организованной Институтом экономики переходного периода Егора Гайдара о том, что Россия еще долго будет оставаться сырьевым донором для Европы, а также отмеченная наблюдателями готовность премьер-министра Михаила Фрадкова отказаться от снижения НДС до 2009 г., ставит "Единую Россию" в неприятную позицию, когда налицо коллизия между последними решениями партийного съезда и намерениями правительства. Такое мнение высказал советник спикера Госдумы и лидера единороссов Леонид Горяинов, выступая 25 марта на круглом столе Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) "Модернизация экономики и промышленная политика в России". Глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев согласился, что "последняя неделя показала, что усиливаются разногласия между "Единой Россией" и Правительством", и если раньше единороссы критиковали министров за социальную политику, то теперь к ней добавится государственная промышленная политика.

"Пока никакой целостной промышленной политики нет и не видится. Есть экономика Иванова - ВПК, экономика Медведева - национальные проекты - раздача денег населению и латание нематериальной структуры, экономика Жукова (все остальное), которая постепенно будет гнить и разлагаться. Экономически оборона и нацпроекты питаются из экономики Жукова, за которой никто не следит и мер никаких не принимается. Остается надеется, что предстоящий паводок смоет кое-кого из экономического блока... Когда кого-нибудь сметет, можно будет начать осмысленную промышленную политику", - сказал Горяинов.

Обсуждение на круглом столе состояния авиационной промышленности показало, что в этой отрасли есть проблемы как на законодательном уровне, так и на уровне общегосударственной политики. Заместитель генерального директора самолетостроительной госкорпорации "МиГ" Олег Красных, представивший предприятие как весьма успешное и практически вышедшее на производство истребителей пятого поколения, заявил, что не совершенное законодательство - техническое препятствие, гораздо важнее решить проблему износа основных фондов, который составляет порядка 70%. "При растущих объемах заявок на поставки надо качественно повышать уровень производства. Износ не позволяет надлежащим образом использовать свои обязательства перед партнерами. Также зачастую отсутствуют средства, которые производили бы качественно новые технические материалы. Государство должно адекватно участвовать в исполнении своих обязательств", - заявил представитель "МиГ". Впрочем, на просьбу госкомпании об адекватной политике государства, замглавы Ростехнадзора Николай Кутьин заметил, что сначала он бы хотел увидеть проекты "МиГ" на экспертизе, которой не проводилось последние 2 года. "Дорогой МИГ, в вас нет никакой прозрачности", - воскликнул чиновник. Он отметил, что "открытость и прозрачность позволят получить выигрыш больше, чем от лоббизма".

Гендиректор авиализинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов обратил внимание на неготовность российской гражданской авиации перейти вместе с большинством стран мира на использование преимущественно композитных материалов при производстве самолетов. "С 2012 г. произойдет революция - самолеты будут на 50-70% строить из композитных материалов", - сказал он, уточнив, что в России этих материалов производится очень мало. Важнейшей задачей становится масштабные вливания средств на приобретение оборудования из-за рубежа для их производства. Силовые элементы самолетов должны выполняться из композитных материалов, подчеркнул он.

По словам главы ИФК успешному развитию авиапрома мешают крайне непонятная и непоследовательная политика в области налогообложения - сохранение НДС и налога на имущество. Первый, заметил Рубцов, отменен в Европе с 1977 г. для воздушных судов, которые в состоянии выполнять международные перелеты ("а такие у нас все, за исключением учебных самолетов"). Второй был отменен, а через два года снова введен Минфином. "Налог на имущество это 2%, которые означают, что на 30% вынуждены увеличивать ставку лизинга, который мы предлагаем нашим компаниям. На 3 копейки пополняет казну, но подрывает деятельность лизинговых компаний", - заявил он. По словам Рубцова, МЭРТ подготовил и внес в правительство законопроект, отменяющий НДС. Он также обратил внимание присутствовавших депутатов на необходимость корректировки закона о лизинге, чтобы закрепить понятие "операционного лизинга". Еще одной проблемой для авиапрома являются высокие процентные ставки по кредитам: 10-15%, в отличие от той же Европы, где кредит выдается под 5-6%.

О необходимости менять законодательство, с учетом вступления России в ВТО, говорила и зампредседателя комитета ГД по бюджету и налогам Надежда Максимова. Его корректировка должна позволить участвовать в отечественном авиапроме частным инвесторам, причем как российским так и иностранным, считает депутат. "Если сохранить жесткие рамки законодательства для участия частного бизнеса, продвигать новые виды продукции будет практически невозможно. Нужен отход от протекционисткого подхода в таможенной политике; надо постепенно снижать тарифную защиту, чтобы был доступ к мировым авиационным технологиям. Если не менять законодательство, то государство должно постоянно увеличивать бюджетные расходы на эту отрасль", - сказала она. Поправки, по ее словам, должны вноситься в законы "О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами", "О государственном оборонном заказе" и ряд других в весеннюю или начало осенней сессии, чтобы успеть их рассмотреть до формирования бюджета.

Эксперты сошлись на мнении, что отрасль нуждается в масштабном финансировании; особенно, это касается гражданской авиации и строительства новых региональных и среднемагистральных самолетов. Председатель комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин предложил собрать группу депутатов и "продумать создание механизмов финансирования гражданской авиации, чтобы представить потом их в правительство".

Как сообщила Максимова, авиапром является фактически анклавной отраслью, участие частных предприятий в которой очень ограничено. Основной объем заказов приходится на экспорт военной техники и представлен самолетами ОКБ "Сухой" и "МиГ" и достигает суммы в $12 млрд (за последние 5 лет). Поставки гражданской авиатехники ограничены единичными экземплярами - за 5 лет 30 магистральных самолетов. В 2004-2005 гг. ситуация несколько улучшилась благодаря запуску программы финансирования закупок через лизинговые компании. Минимальное государственное финансирование (хотя формально госрасходы ежегодно растут, прирост выделяемых денежных средств "съедается" инфляцией) за период с 2000 по 2005 гг. привело к оттоку более 60% квалифицированного персонала, снижению фондоотдачи отрасли в 6-10 р., снижению технологического уровня, техническому и моральному износу - более 30 тыс. единиц технологического оборудования, нарушению взаимодействия с отраслевой наукой. На мировой рынок Россия поставляет менее 1% гражданской авиатехники. Сейчас росссийский авиапром может претендовать на 5-6 места среди основных международных авиастроительных компаний.