Обзор СМИ за 24-30 марта 2006 года.

Военный вестник: прерванный мониторинг. Будет ли продолжен "пражский процесс"? Новый доклад Международной кризисной группы Дартмутская конференция.

Военный вестник: прерванный мониторинг

По сообщению "Ноян тапан", 23 марта, в районе 19:00 часов, с опорных пунктов Казахского района Азербайджана были обстреляны позиции села Баганис Тавушской области Армении. Ранение правого предплечья и плечевой кости получил солдат срочной службы Вооруженных сил (ВС) РА, 24-летний житель села Паравакар Тавушской области Воскан Ованнисян. Солдату оказана необходимая медицинская помощь. В тот же день раненого перевели в Ванадзор, затем в Ереван, для извлечения пули и дальнейшего лечения.

Как сообщает бакинская "525-я газета", подразделения Вооруженных сил Армении 23 марта подвергли обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана с нескольких направлений. 23 марта с 18.20 по 18.25 армянские вооруженные силы с позиций, расположенных в 0,4 км южнее села Мазамли Газахского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана, расположенные напротив, а также село Мазамли. В тот же день с 19.50 до 20.00 с позиций, расположенных в 0,5 км южнее села Ашагы Аскипара Газахского района, и с позиций в 0,3 км юго-восточнее села Баганис Айрум подразделения ВС Армении обстреляли противостоящие позиции Вооруженных сил Азербайджана. Также с 21.30 до 21.55 с позиций, расположенных в 0,8 км юго-восточнее села Чайлы Тертерского района, были обстреляны позиции Вооруженных сил Азербайджана и в 22.10 - в 4 км юго-западнее села Гармираван Тертерского района ВС Армении подвергли автоматному и пулеметному обстрелу противоположные позиции Вооруженных сил Азербайджана, пишет газета.

По сообщению азербайджанского агентства Day.az, подразделения Вооруженных сил Армении 26 марта с 15:15 до 19:35 с позиций, расположенных близ села Мазамли Газахского района, периодически обстреливали из стрелкового оружия расположенные напротив позиции Вооруженных сил Азербайджана и село Мазамли. С 23:20 до 23:30 с позиций, расположенных в 2,2 километрах северо-восточнее села Вазашен Иджеванского района Армении, были обстреляны из стрелкового оружия позиции азербайджанских войск на безымянных высотах в Газахском районе. А с 22:40 до 23:30, с позиций, расположенных в 2,7 километрах юго-восточнее села Айгезор Бердского района Армении и в 1,7 километрах юго-восточнее горы Лазгивал, армянская сторона обстреляли позиции азербайджанских войск близ сел Муджуглу и Гаралар Товузского района. Был открыт ответный огонь, жертв нет.

Согласно бакинской "525-й газете", 27 марта с 16.00 до 16.05 подразделения Вооруженных сил Армении с позиций, расположенных вблизи села Мазам Газахского района, подвергли обстрелу из стрелкового оружия село Мазам. Был открыт ответный огонь, потерь нет.

Подразделения Вооруженных сил Армении вновь нарушили режим прекращения огня, сообщает "АПА". 28 марта армянская сторона с 20:35 до 20:45 с позиций, расположенных в "оккупированном" селе Гоях Тертерского района, обстреляла расположенные напротив позиции азербайджанских войск. Согласно агентству, с 23:10 до 23:40 с позиций, расположенных в селе Мехдили Джебраильского района, были обстреляны азербайджанские позиции у села Джоджуг Мярджанлы. 29 марта с 04:00 до 05:00, с позиций, расположенных в селе Гераберт Тертерского района, из автоматов и пулеметов были обстреляны расположенные напротив позиции Вооруженных сил Азербайджана.

По сообщению бакинского агентства "АПА", по позициям Вооруженных сил Азербайджана, находящимся в Газахском районе, с 19:40 до 19:55 29 марта был открыт автоматный и пулеметный огонь. Жертв нет.

Армянской стороне уже надоело опровергать измышления азербайджанской стороны о нарушении режима прекращения огня. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил пресс-секретарь министра обороны РА полковник Сейран Шахсуварян. По его словам, все заявления Минобороны Азербайджана являются дезинформацией.

"Я верю, что в случае возобновления войны Азербайджан одержит победу. Но до этого необходимо решить политические вопросы. Потому что врагами Азербайджана являются не только армяне", - заявил член Центра глобальных стратегических исследований Турции генерал-майор в запасе Неджат Эслен. По мнению турецкого генерала, Азербайджан сам должен решить вопрос Нагорного Карабаха. "Если Азербайджан предпримет шаги по решению проблемы, этому не будут препятствовать ни Евросоюз, ни США. Турция должна быть готова к оказанию любой помощи, поскольку Азербайджан является для мировых держав очень важным государством", - сказал он. Отметив, что Турция и Азербайджан в ряде вопросов уже действуют сообща, Эслен заявил, что это сотрудничество перейдет и в военную область. "Членство в НАТО в то время, когда часть территории страны оккупирована, не принесет Азербайджану пользы. Сначала необходимо решить проблему освобождения оккупированных территорий. Ведь США преобразовывают НАТО в защитный блок", - заметил турецкий генерал. (PanARMENIAN.Net).

Вооруженные силы Армении готовы в любой момент отразить возможное нападение противника. Об этом, сообщает газета "Еркир", заявил журналистам заместитель министра обороны РА генерал-лейтенант Артур Агабекян. По его словам, Армения готова к любой угрозе со стороны Азербайджана или другого государства. Комментируя участившиеся в последнее время случаи нарушения Азербайджаном режима перемирия на линии соприкосновения армянских и азербайджанских ВС, Агабекян отметил, что подобные случаи не прекращались в течение всего периода установления режима перемирия в Нагорном Карабахе, то есть с 1994 года. По мнению генерал-лейтенанта, это объясняется несколькими факторами, в том числе проведением инженерных работ на позициях противоборствующих сторон, участившимися в последнее время агрессивными заявлениями со стороны официального Азербайджана. "Могу с уверенностью сказать, что в случае открытия огня по нашим позициям мы дадим адекватный жесткий ответ", - подчеркнул замминистра обороны РА.

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, запланированный на 29 марта мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана близ населенного пункта Сейсулан Мартакертского района НК не состоялся по причине выстрелов, произведенных со стороны "оккупированного" азербайджанской армией населенного пункта Кармираван. Группой наблюдения ОБСЕ во главе с личным представителем действующего председателя ОБСЕ, послом Анджеем Каспшиком, а также сопровождавшими миссию представителями Министерства обороны и Министерства иностранных дел НК были зафиксированы 3 одиночных выстрела из автоматического оружия. Ввиду отсутствия гарантий безопасности с азербайджанской стороны посол Каспшик отменил мониторинг.

В то же время, азербайджанские СМИ утверждают, что выстрелы были произведены с армянской стороны. Так, бакинская "525-я газета" утверждает, что запланированный мониторинг на линии соприкосновения войск вблизи села Гапанлы Тертерского района "не состоялся в связи с нарушением армянами режима прекращения огня". По словам сотрудника пресс-службы Министерства обороны АР Ильгара Вердиева, прибывшие на место проведения мониторинга на противоположной стороне личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик и его полевые помощники Олександр Самарский и Имре Палатинус услышали выстрелы. Каспшик, заявив, что огонь открыт с армянской стороны, прекратил проведение мониторинга. Газета отмечает, что запланированный мониторинг должны были провести на азербайджанской стороне полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Гарри Эронен и Питер Ки, а на противоположной стороне линии соприкосновения войск - личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик и его полевые помощники Олександр Самарский и Имре Палатинус.

Информационный портал МИД НК распространил заявление Министерства иностранных дел Нагорного Карабаха: "29 марта сего года во время мониторинга, проведенного миссией ОБСЕ в районе восточнее населенного пункта Сейсулан Мартакертского района НКР, подразделения вооруженных сил Азербайджана нарушили режим прекращения огня, произведя выстрелы в сторону позиций вооруженных сил НКР. В результате, в целях обеспечения безопасности участников мониторинга, личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспшиком было принято решение о его приостановлении. Обращая внимание международного сообщества на неоднократные факты нарушений азербайджанскими военными формированиями азербайджано-карабахской линии соприкосновения, получивших в последнее время регулярный характер, включая также случаи обстрелов во время мониторингов, Министерство иностранных дел НКР считает необходимым заявить, что данные акции являются прямым следствием непрекращающейся воинственной риторики руководства Азербайджана, не получающей должной оценки со стороны заинтересованных государств и организаций. Попытки посредников возложить на все стороны нагорно-карабахского конфликта равную ответственность за срыв режима прекращения огня создают предпосылки безнаказанности у Азербайджана как реального виновника нарушений, что является совершенно недопустимым. В связи с этим МИД считает, что любая молчаливая поддержка сторон конфликта может привести к нарушению установившегося равновесия и дестабилизации на всем Южном Кавказе".

Будет ли продолжен "пражский процесс"?

Позиция Армении на переговорах по карабахскому урегулированию неизменна. Об этом сообщил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Армении Гамлет Гаспарян. "Нет каких-либо изменений в подходах Армении относительно переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Наша позиция по переговорам ясна и о ней неоднократно заявляли как министр иностранных дел Вардан Осканян, так и президент Роберт Кочарян", - сказал Гаспарян. Пресс-секретарь МИД подтвердил, что Армения готова продолжить переговоры в рамках "пражского процесса". ("Новости-Армения").

"В ближайшее время проведение встреч президентов, а также министров иностранных дел Азербайджана и Армении не ожидается. Во время своего последнего визита в Баку американский сопредседатель Минской группы Стивен Манн отметил, что в течение последующих двух-трех недель ожидается визит в регион сопредседателя этой организации из Франции Бернара Фасье", - сообщил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в беседе с журналистами. Он отметил, что пока переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта будут проходить между сопредседателями. ("525-я газета").

"Сопредседатели Минской группы ОБСЕ считают желательным достижение в этом году мирного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту в любом его варианте. Однако достижение этого соглашения в конечном итоге зависит от сторон конфликта". Об этом в интервью радиостанции "Свобода" заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн. Бакинская газета "Зеркало" напоминает, что 20 марта сопредседатели обсудили дальнейшие планы по переговорам в Стамбуле. В обсуждениях принимали участие Стивен Манн, Бернар Фасье (Франция) и вместо российского сопредседателя другой дипломат, представляющий Россию. В МИД России объяснили это болезнью Юрия Мерзлякова. По словам Манна, в ходе встречи в Стамбуле он проинформировал французского и российского дипломатов об итогах встреч, проведенных им в Баку и Ереване: "Время работает против всех нас. В 2006 году стороны должны прийти к соглашению. Мы должны завершить в этом году начатую нами важную работу, чтобы чего-то достичь". Стивен Манн также отметил, что пока нет какого-либо специального плана относительно встречи с министрами иностранных дел двух стран. "Проведение консультаций сопредседателями Минской группы ОБСЕ в целом можно назвать позитивным явлением, но этого для нас недостаточно. Мы хотим, чтобы переговорный процесс дал результаты, имел конкретный итог", - заявил заведующий отделом внешних связей аппарата президента Азербайджана Hовруз Мамедов, комментируя проведенные в Стамбуле и Вашингтоне консультации посредников Минской группы ОБСЕ. Комментируя недавнее заявление главы МИД Армении Вардана Осканяна о том, что армянская сторона пошла на все необходимые компромиссы и сейчас ответ за Азербайджаном, Мамедов сказал, что это заявление не соответствует действительности. По его словам, армянские руководители в рамках переговорного процесса обычно занимаются "игрой слов". "Они знают, что неурегулированность конфликта приведет к неожиданным последствиям. Армянское руководство очень обеспокоено выступлением президента Азербайджана Ильхама Алиева на II съезде азербайджанцев мира касательно нагорно-карабахской проблемы. Усиление могущества Азербайджана, становление армии и невовлеченность Армении в крупные региональные проекты крайне беспокоят их. И в таких условиях они заявляют международной общественности, что будто бы идут на компромиссы, играют позитивную роль, но конфликт не урегулируется и в этом не их вина. В это и не верится, и это неправильно", - сказал Мамедов. Он подчеркнул, что компромиссы со стороны Азербайджана заключаются в желании завершить конфликт мирным путем, возвратить "оккупированные земли" путем переговоров, мирного определения статуса Нагорного Карабаха.

По словам главы "Центра мира и разрешения конфликтов" Азербайджана Эльхана Мехтиева, "когда Осканян говорит о том, что "мы сделали все возможное для нахождения компромисса или выработки мирного договора", он имеет в виду, что Армения готова вывести войска из семи оккупированных районов вне Нагорного Карабаха в ответ на согласие Азербайджана провести референдум в самом Нагорном Карабахе на предмет его возможной независимости". "По моим наблюдениям, и со мной согласны многие эксперты, Ильхам Алиев был согласен на такой вариант до последних выборов в 2005 году. Но после выборов, и особенно в преддверии встречи в Рамбуйе, он ужесточил свою позицию и сделал такие жесткие заявления, которые не были выдержаны в духе тех переговоров, которые продолжались последние два года и которые называют "пражским процессом". Более того, эти высказывания нашего президента в конце концов вошли даже в противоречие с тем, что стороны намерены решать конфликт мирным путем. Поэтому Осканян заявляет, что шансы уменьшились. Ведь и армянская сторона, и сопредседатели МГ (Минская группа. - прим. ИА REGNUM) ОБСЕ думали, что Азербайджан согласится на референдум в Нагорном Карабахе, то есть фактически на отделение этой земли от территории страны в обмен на освобождение других районов. Кочарян (президент Армении. - прим. ИА REGNUM) и Алиев взяли курс на запугивание друг друга. Я думаю, это не принесет пользы обеим сторонам. В первую очередь, я думаю, Алиев не должен был переходить к жесткой риторике. Потому что это повлечет за собой формирование отрицательного мнения об Азербайджане в мире и может даже привести к краху переговоров, к усилению позиций Армении". По мнению конфликтолога, Алиев уже осознал, что ОБСЕ вместе с армянской стороной давят на него, чтобы он согласился на потерю Нагорного Карабаха. "Он фактически загнан в угол, и потому выбрал позицию жесткого противостояния, политику противодействия. Причем президент выражает ее весьма публично. Я бы назвал это сигналом для нашей общественности - ситуация для нас сейчас гораздо сложнее, чем думают многие", - сказал Мехтиев. ("Эхо").

В принципе, пишет бакинская газета "Зеркало", продолжение переговоров в рамках "пражского процесса" выгодно всем, и после "воинственных заявлений" о том, что Азербайджан может "подавить" Армению, так как располагает почти неограниченными ресурсами, а Армения готовит "превентивный удар" по Азербайджану, официальному Баку и Еревану необходимо было продемонстрировать свою приверженность мирному урегулированию конфликта. Газета отмечает, что подобный ход событий отвечает и интересам сопредседателей МГ ОБСЕ, прежде всего США и Франции, поскольку "бесславные похороны" "пражского процесса" могут нанести непоправимый урон по престижу посредников, прежде всего главного коспонсора нынешнего этапа мирного урегулирования конфликта - США. Одним словом, считает "Зеркало", даже чисто формальное продолжение переговоров в рамках "пражского процесса" позволит сопредседателям "спасти лицо". Вместе с тем, газета отмечает заинтересованность Запада в реальном и скорейшем урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. "Первое: США не могут позволить существование постоянной, притом реальной угрозы трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC).... В случае, если официальный Ереван решит нанести "превентивный удар" в районе маршрута экспортного трубопровода, то у США не будет реальных возможностей силового давления на Армению, так как в этой стране находятся российские военные базы. При этом Кремль не сможет даже формально оставаться в стороне, так как Армения является членом Организации коллективной безопасности.... Второе: США важно урегулирование конфликта для обеспечения надежного тыла в случае необходимости нанесения удара по Ирану. А по этому вопросу Вашингтону придется принять какое-либо решение в течение 2006 года.... Третье: Евросоюз также заинтересован в скорейшем урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, по крайней мере, до начала предполагаемых боевых действий против Ирана. Только в этом случае Евросоюзу удастся обозначить свое военно-политическое присутствие в регионе, что необходимо с точки зрения геополитических интересов и частичного обеспечения энергетической безопасности".

Власти Нагорного Карабаха всегда выступали за участие НК в переговорах по урегулированию конфликта без предусловий. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявили в информационно-аналитическом управлении МИД Нагорного Карабаха. Комментируя последнее заявление министра иностранных дел Азербайджана о том, что "официальный Баку готов к переговорам с армянской общиной Нагорного Карабаха, в случае признания последними себя гражданами Азербайджана и выхода Армении из переговорного процесса", в МИД Карабаха отметили, граждане НК никогда не были и не будут гражданами Азербайджана: "Заявления МИД Азербайджана делаются для внутреннего пользования и не отражают реального положения процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта".

Бакинская газета "Зеркало" утверждает, что участие Нагорного Карабаха в переговорах "невыгодно всем". "Сам официальный Ереван против участия т.н. "НКР" в процессе переговоров. Об этом неоднократно заявлял Роберт Кочарян", - уверяет газета, обосновывая свое утверждение тем, что "в этом случае Армения в переговорном процессе переходит на второй план". Кроме того, требование об участии в переговорном процессе НКР отрицательно повлияет на весь ход диалога, он просто затянется, как минимум, еще на несколько лет, что, по мнению газеты, "уже не понравится Западу, который сегодня всеми силами пытается как можно быстрее урегулировать конфликт". Азербайджану также невыгодно участие НК в урегулировании проблемы. В этом случае официальный Баку фактически признает сепаратистский режим как сторону конфликта и отойдет от своей позиции, которая заключается в том, что азербайджанские территории "оккупировала" Армения. С точки зрения международного права, гораздо легче вести переговоры с Арменией, которая в нынешней ситуации является агрессором, подчеркивает "Зеркало". "Кроме того, официальному Баку будет сложнее договариваться с лидерами "сепаратистского режима" - армяне Карабаха настроены более радикально, чем население Армении. У лидеров "НКР" будет большая общественная поддержка, чем у руководства Армении. Кроме того, непризнанная республика сегодня не готова даже к тем компромиссам, о которых заявляет Ереван". Таким образом, заключает "Зеркало", в данной ситуации ни Азербайджану, ни Армении, ни государствам, заинтересованным в урегулировании конфликта, невыгодно участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. "В Ханкенди (Степанакерте. - прим. ИА REGNUM) должны понять, что от их воли мало что зависит и все вопросы по урегулированию конфликта будут решены без них. Они просто являются маленькими пешками большой политической игры, начавшейся в 1988 году, но корнями уходящей в глубь столетий...", - предупреждает бакинское издание.

На вопросы газеты "Голос Армении" ответил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров.

"Господин Казимиров, может ли более активная вовлеченность ЕС дать дополнительный импульс переговорному процессу?

Меня несколько удивляет такая постановка вопроса. Дело в том, что в Минской группе активно участвует Франция, которая в какой-то степени представляет ЕС. Кроме того, Германия, Швеция. Таким образом, ЕС представлен в процессе карабахского урегулирования. Тогда возникает вопрос: все ли международные организации должны принимать участие в процессе урегулирования? Есть СНГ, которое действительно участвовало, по крайней мере на фазе прекращения кровопролития, есть другие организации. Они все должны принимать участие? Я думаю, большего хаоса придумать невозможно. Поэтому надо не выдумывать новые формы сотрудничества по урегулированию, а оказывать максимальное содействие той структуре, которая на протяжении многих лет этим непосредственно занимается.

В Рамбуйе не было достигнуто результата. Считаете ли вы нынешний период тупиковым, и если да, как, по-вашему, можно выйти из тупика?

Я не склонен впадать ни в эйфорию, как некоторые в контексте возможностей 2006 года, ни в пессимизм, когда не дала результата встреча в Рамбуйе. Эти крайности надо всячески отсекать, потому что они только мешают самому процессу урегулирования. Ничего удивительного в том, что в Рамбуйе не было достигнуто результата, я не вижу. Не было результата и на протяжении всех этих 12 лет после перемирия 1994 года. Надо продолжать переговоры, нужны новые встречи на уровне, который определят стороны, но необходимо избегать международных шоу, которые каждый раз предшествуют этим встречам. Вокруг информации о грядущей встрече президентов начинается раскрутка всяких страстей, одни начинают высказывать завышенные ожидания, другие высказывают озабоченность, как бы их руководитель не решился на лишние уступки, в результате еще до встречи президенты вынуждены клятвенно заверять, что ни на какие уступки они не пойдут, что на уступки должна идти только другая сторона. Это театр абсурда, так не делаются международные дела всерьез, это шоу надо прекращать, надо проводить одну встречу за другой в рабочем режиме, иногда даже без предварительных оповещений о том, что такая встреча состоится, если стороны всерьез намерены добиться урегулирования. Конечно, если такого намерения у сторон нет (хотя бы у одной стороны), то, конечно, можно продолжать шоу с очень неопределенными перспективами.

Многие считают, что единственный выход из этой тупиковой ситуации - присоединение Нагорного Карабаха к переговорам, что это даст новый импульс переговорному процессу. Каково ваше мнение?

Я всегда придерживался той точки зрения, которая была признана и ОБСЕ, что в этом конфликте не две конфликтующие стороны, а три. Во многих документах, предложениях посредников, сопредседателей Минской группы, заявлении одного из действующих председателей ОБСЕ это проходит открытым текстом. Более того, Будапештский саммит ОБСЕ 1994 г. решил этот вопрос и поручил сопредседателям проведение переговоров между конфликтующими сторонами, а не только между государствами, которые имеют международное признание. Конечно, неучастие Нагорного Карабаха затягивает этот процесс". ("Голос Армении").

Новый доклад Международной кризисной группы

Директор кавказского проекта Международной кризисной группы (МКГ) Сабина Фрейзер заявила 28 марта на брифинге в Вашингтоне, что "нагорно-карабахский конфликт не является замороженным, свидетельство чему - регулярное поступление информации о гибели людей в регионе". Фрейзер отметила, что после незавершившихся переговоров в Рамбуйе лишь за февраль в результате нарушений режима прекращения огня в регионе погибли 19 человек, включая восемь гражданских жителей. Проектный директор МКГ сообщила, что за 2005 год в регионе было убито 90 человек. По ее мнению, возобновление военных действий "не является неизбежностью", но может быть вызвано накалом напряженности на линии соприкосновения вооруженных сил сторон. Фрейзер отметила также, что многие из находящихся под контролем армян городов вне Нагорного Карабаха разрушены и требуют существенного восстановления. "Конфликтная область особенно чувствительна из-за географического положения", - сказала Фрейзер, отметив, что возобновление войны в Нагорном Карабахе может потенциально вовлечь Россию, Иран, Грузию и Турцию в конфликт. ("525-я газета").

По мнению директора кавказского проекта Международной кризисной группы Сабины Фрейзер, возобновление военных действий может привести к очень тяжелым последствиям: "На линии соприкосновения сил сегодня сконцентрированы 30 тысяч азербайджанских и 20 тысяч армянских военнослужащих". По ее словам, карабахские армяне надеются на то, что добьются независимости постепенно, а азербайджанцы думают, что финансовые поступления от продажи нефти и газа будут затрачены на укрепление армии, что даст им возможность военным путем освободить Карабах: "Обе стороны избрали тактику выигрыша времени". ("Day.Az").

"Компромисс в регионе воспринимается как негативное явление - никто пока не осмеливается во весь голос заявить, что это необходимо обеим сторонам. Совсем наоборот: Азербайджан тратит огромные деньги на военный бюджет. За последние годы он увеличился в пять раз и стремится достичь общего бюджета Армении. Так что азербайджанцы не только делают воинственные заявления, нацеленные на внутреннюю аудиторию, но и готовятся прибегнуть к военным действиям", - заявила радиостанции "Свобода" директор кавказского проекта Международной кризисной группы Сабина Фрейзер. "Это конфликт, который способен превратиться в глобальную катастрофу", - заявил эксперт по межэтническим конфликтам международной организации "Эмнисти инернэшнл" Лоуренс Броузерс. "Режимы обеих стран монополизировали переговорный процесс и используют его в собственных целях. Это одно из основных препятствий к урегулированию, - добавил британский эксперт. - Пока в обеих странах есть проблемы с легитимностью, вряд ли у других сил будет возможность включиться в переговорный процесс. Ни в одной стране гражданское сообщество пока не играет активной роли, так что для решения проблемы необходимо демократизировать общества и сделать приемлемой идею компромисса". "Некоторый оптимизм внушает то, что на данный момент стороны пришли к согласию вокруг принципов решения проблемы. Если раньше спор шел вокруг "пакетного" и поэтапного" вариантов, то теперь они признают, что необходимо задействовать их одновременно. То есть вопрос статуса Нагорного Карабаха оставить на потом, а до того - достичь согласия вокруг механизмов определения этого статуса", - считают эксперты. ("Жаманак").

"Доклад Международной кризисной группы, вышедший в свет 20 марта сего года, являет собой серьезную аналитическую работу и содержит рекомендации Европейскому союзу по глубокому внедрению в процессы на Южном Кавказе", - прокомментировала доклад Международной кризисной группы "Урегулирование конфликтов на Южном Кавказе и роль Европейского союза" начальник политического управления МИД Нагорного Карабаха Ирина Бегларян. "Мы разделяем озабоченность международного сообщества не допустить широкомасштабных войн по соседству с Европой. В этом контексте мы приветствуем любые последовательные усилия, направленные на установление мира и стабильности на Южном Кавказе, в частности, на достижение всеобъемлющего мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, возникшего вследствие вооруженной агрессии Азербайджанской Республики против НКР. Понятно стремление европейских структур в целях собственной безопасности более глубоко внедриться в урегулирование конфликтов на Южном Кавказе, однако механизм достижения этих целей, представленных в докладе МКГ, не представляется выполнимым, так как не отражает сути нагорно-карабахского конфликта и базируется на подмене ключевых понятий. Укрепление демократии и уважение прав человека является предпосылкой мирного урегулирования конфликта, и мы надеемся, что именно этими универсальными для Европы принципами будет руководствоваться ЕС в своей политике на Южном Кавказе. Позитивным моментом доклада является необходимость подключения непризнанных стран Южного Кавказа в широкие интеграционные процессы Европейского союза. Также заслуживает отдельного внимания идея об активизации межпарламентского диалога сторон, вовлеченных в конфликты на Южном Кавказе. Вызывает также заинтересованность предложение о подключении специального представителя ЕС на Южном Кавказе к переговорам, проходящим в рамках Минской группы ОБСЕ. С одной стороны, это приток свежих сил и оригинальных подходов по разрешению затяжных конфликтов, с другой, - ненужная децентрализованность усилий лишь отбросит урегулирование назад. В этом вопросе главным принципом должен стать постулат "не навреди". Вместе с тем вызывают недоумение попытки составителей доклада обвинить Минскую группу в монополизации мирного процесса. Деятельность Минской группы - это не блажь или прихоть отдельных дипломатов и стран, это работа в соответствии с мандатом ОБСЕ. За 14 лет работы Минская группа успела наработать определенный опыт миротворчества, результатом чего стало поддержание мира в регионе конфликта, и на данный момент является наиболее адекватным форматом разрешения нагорно-карабахского конфликта. Однако хочу подчеркнуть, что ни текущий формат, ни возможное подключение европейских посредников не могут компенсировать отсутствие на переговорах непосредственной стороны конфликта - Нагорного Карабаха". ("А1 плюс").

Дартмутская конференция

Сопредседатели Рабочей группы Дартмутской конференции по региональным конфликтам, американский и российский дипломаты - Гарольд Сондерс (бывший заместитель госсекретаря США Генри Киссинджера) и Виталий Наумкин (директор Центра стратегических исследований) разработали проект рамочного соглашения о мирном урегулировании карабахской проблемы. По словам Сондерса, документ подготовлен по результатам девяти встреч членов Рабочей группы с представителями общественности Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. Встречи проводились с октября 2001 года. "Основная идея этого документа - достижение мирного урегулирования по принципу "steр by steр", который использовался в процессе кемп-дэвидских соглашений по ближневосточному урегулированию", - отметил американский дипломат. Сондерс считает, что логика мирного процесса нуждается в изменении отношений между конфликтующими народами, без чего правительства не смогут достичь результата на переговорах. "Предложенное рамочное соглашение является одной из модификаций поэтапного варианта. Полное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, то есть подписание окончательного мирного соглашения, возможно по итогам мирного процесса, в результате которого изменятся отношения между конфликтующими народами. А этого можно добиться с помощью ряда взаимосвязанных соглашений. Тщательное выполнение каждого соглашения создает условия для переговоров по следующему соглашению. Выполнение соглашений создаст новые отправные точки для переговоров и повысит уровень доверия к мирному процессу в целом, - сказал второй автор документа Виталий Наумкин. Он отметил, что речь идет о серии промежуточных соглашений, касающихся вывода войск, возвращения беженцев, решения вопросов безопасности. "При этом предполагается предоставить Нагорному Карабаху "промежуточный статус", чтобы выполнить обязательства по реализации достигнутых договоренностей", - добавил он. (PanARMENIAN.Net).

Как сообщает PanARMENIAN.Net, 29 марта в Ереване авторы Рамочного соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта заявили, что полномочные представители Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха в соответствии с форматом Минской группы ОБСЕ заключат соглашения по целому ряду вопросов. "Участниками переговоров и подписантами будут те, кто берет на себя обязательства по их осуществлению", - сказал сопредседатель Дартмутской конференции Гарольд Сондерс. Он разделил переговорный процесс на две фазы. Первая - промежуточные шаги в виде мер доверия и равнозначных уступок сторон, синхронизированный отвод войск, демилитаризация территорий, возвращение беженцев, восстановление коммуникаций, а также экономическое и культурное сотрудничество. Вторая фаза - это переговоры по выработке окончательного статуса НК, заключения мирного договора и установления дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном. По его словам, формула проекта звучит так: "Мир и промежуточный статус в обмен на территории", которая отличается от взаимоисключающих принципов азербайджанской и армянской сторон - "мир в обмен на территории" и "территории в обмен на статус". Сондерс отметил также, что проект был представлен американскому и российскому сопредседателям Минской группы ОБСЕ и они в целом позитивно восприняли его. "Посол Стивен Манн особо отметил привлекательность мер по повышению уровня доверия между конфликтующими сторонами, которые предусмотрены нашим рамочным соглашением", - заявил Сондерс. Вместе с тем он подчеркнул, что Дартмутская конференция не является заменой МГ ОБСЕ: "Задача Минской группы - предлагать окончательное решение, наша - предлагать пути решения нагорно-карабахского конфликта".

Перед приездом в Ереван сопредседатели Рабочей группы Дартмутской конференции посетили Баку, где подписанный проект рамочного соглашения о мирном урегулировании карабахской проблемы был предложен вниманию азербайджанской общественности.

По словам азербайджанского политолога Эльдара Намазова, промежуточный статус не предусматривает признания независимости НК. "Кроме того, надо учитывать, что "промежуточный статус" появляется только в случае достижения "промежуточных соглашений", по которым Нагорный Карабах берет на себя какие-то конкретные обязательства, например, освобождение оккупированных территорий. Если не будут достигнуты подобные соглашения, то и не будет никакого "промежуточного статуса"", - отметил Намазов. На встрече с азербайджанскими журналистами, пишет бакинская газета "Зеркало", американский сопредседатель Рабочей группы Дартмутской конференции Гарольд Сондерс пояснил, что промежуточный статус - это понятие "функциональное, а не правовое". На вопрос, может ли повлиять на урегулирование конфликта недемократичность режимов в конфликтующих странах, Сондерс ответил, что заключенные в 1975 году при Хафизе Асаде, режим которого вряд ли можно было считать демократичным, сирийско-израильские отношения до сих пор выполняются. Он также напомнил о кемп-дэвидских соглашениях, которые были подписаны между Израилем и Египтом в 1978 году. "Египет при Анваре Садате также не считался демократической страной", - отметил Сондерс. Намазов особо отметил, что этот документ не подписан участниками Дартмутской конференции, представляющими Азербайджан и Армению. "Авторами этого документа являются сопредседатели, которые разработали его, основываясь на согласованных позициях в ходе девяти раундов встреч представителей конфликтующих сторон. Однако нам стало известно, что после завершения встреч по возвращении в Ереван некоторые армянские политики попытались извратить суть согласованного документа", - заявил политолог. Газета пишет, что предложенное на суд общественности рамочное соглашение является одной из модификаций поэтапного варианта с внесением некоторых новых терминов, таких, как "промежуточные соглашения", "промежуточный статус". Поэтому, предполагает "Зеркало", в отличие от Азербайджана, где поэтапный вариант урегулирования конфликта в принципе считается приемлемым, в Армении, скорее всего, "рамочное соглашение", предложенное сопредседателями Дартмутской конференции, не найдет особой поддержки даже среди тех политических кругов, представители которых участвовали в разработке этого документа.

Согласно газете "Аравот", Рабочая группа Дартмутской конференции неофициально считается альтернативой Минской группе ОБСЕ. Разница в том, пишет газета, что на протяжении всех пяти лет своего существования Рабочая группа Дартмутской конференции инициировала встречи между представителями не официальных, а общественных и политических организаций сторон конфликта - Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. Гарольд Сондерс и Виталий Наумкин встретились в Ереване с представителями армянских политических кругов, в том числе парламентских партий. Член Народной партии Армении Григор Арутюнян расценил представленный документ в целом как нормальный, отметив, что его одобрили представители всех трех сторон, участвующих в переговорах. Тем не менее, по словам Арутюняна, это "документ намерений". Лидер партии "Национальное возрождение" Альберт Базеян затруднился ответить на вопрос, может ли это соглашение оказаться на столе официальных переговоров. "Если это произойдет, мы можем оценить этот факт только как положительный", - сказал Базеян.

На вопросы газеты "Иравунк" ответил член Рабочей группы Дартмутской конференции от Армении Айк Бабуханян.

"Рабочую группу Дартмутской конференции по вопросу Нагорного Карабаха называют закулисной составляющей Минской группы. Почему?

Подобное определение в СМИ появилось, видимо, с учетом того, что результаты работы нашей группы представляются сопредседателям Минской группы ОБСЕ и они используются при разработке предложений в ходе подготовки официальных переговоров. Возможно, что свою роль играет и то, что сопредседателями конференции являются известные и опытные специалисты. Гарольд Содерс - бывший заместитель госсекретаря США и автор кемп-дэвидского соглашения, а Виталий Наумкин - известный востоковед, у которого, кроме большого объема научных работ, имеется огромный опыт организации и ведения переговоров.

Об армяно-азербайджанских переговорах, ведущихся в рамках Дартмутской конференции, стало известно летом 2005 года, в связи с подписанным сторонами документом. В чем основной смысл документа?

Во-первых, хочу уточнить, что это были не переговоры, а диалог представителей общественности, в котором принимают участие не должностные лица, а люди, имеющие в своих обществах определенный вес. С азербайджанской стороны участвуют бывшие министры, советники президента, известные правозащитники. Важно также то, что диалог этот трехсторонний - единственный, где Нагорный Карабах представлен как равноправная сторона. Что касается согласованного документа, то надо отметить, что после принятия режима прекращения огня в 1994 году это первый документ, который удалось согласовать и подписать в трехстороннем формате. Представлю ключевые положения проекта "Рамочного договора", согласованного по итогам почти пятилетней тяжелой работы:

А) В мирный процесс должны быть вовлечены не только представители властей - он должен протекать на всех уровнях общественной жизни двух стран: политической, социальной, экономической, культурной, и т.д.

Б) Нагорный Карабах является стороной мирного процесса: участвует в переговорах, подписывает соглашения и выполняет их. Этим Нагорный Карабах приобретает промежуточный статус.

В) Армения не требует у Азербайджана изначально признать Нагорный Карабах независимым или частью Армении, а Азербайджан не требует изначально передать ему освобожденные вокруг НК территории - вопросы окончательного статуса НК и территорий становятся предметом дальнейших переговоров.

Г) Это пакетно-этапный вариант: окончательное решение по статусу и территориям принимается пакетом, однако до этого необходимо пройти целый ряд этапов. На предварительном этапе должно быть подписано соглашение о начале мирного процесса. На первом этапе должны быть осуществлены меры взаимного доверия, равноценные уступки. За эти 4-5 лет должны быть обменяны некоторые районы, открыться дороги, должно сформироваться определенное сотрудничество в экономической, экологической, культурной сферах, должны быть разработаны международные гарантии безопасности и стабильности в регионе. Следующий этап может продлиться 5-10 лет, за которые должны определиться границы НКР, вопросы территорий, находящихся за их пределами, вопрос беженцев и методика определения статуса НКР.

Вы говорите о мирном процессе, однако в Азербайджане звучат диаметрально противоположные призывы...

То, что документ подписан также азербайджанскими участниками диалога, показывает, что в Азербайджане есть трезво мыслящие люди. А оружием потрясают власти, которые, наверное, тем самым хотят скрыть собственное бессилие. Сегодня уже стало очевидным, и это отмечают и иностранные политологи, что плодотворные официальные переговоры на данном этапе невозможны, поскольку должностные лица, не имея опоры в своих народах, боятся идти на какие-либо уступки, чтобы не заработать клеймо предателя и не дать кому-либо повод лишить его должности. В настоящее время более продуктивными кажутся "экспертные" форматы, где эксперты работают на реальной основе, чем встречи высокопоставленных лиц, которые проходят в рекламно-пропагандистской плоскости и сопровождаются такими заявлениями, после которых трудно себе представить реальный прогресс в переговорном процессе.

Вы исключаете возможность войны?

Широкомасштабные военные действия - да, исключаю, поскольку нам это не надо, а азербайджанцы боятся, что потеряют западные инвестиции и доверие, да еще и будут вынуждены возместить те вложения, которые уже сделаны в их нефтяной сфере. Кроме того, по ту сторону разделительной линии расположены густонаселенные азербайджанские поселения, а наши населенные пункты расположены довольно далеко. Следовательно, в случае начала военных действий они получат еще 1 миллион беженцев, не говоря уже о том, что нападающий должен обладать 3-5-кратным превосходством, о чем они могут только мечтать. Другое дело - провоцирование приграничных столкновений. Вот это - для решения каких-то стратегических или тактических вопросов - возможно. Причем не только для решения нужных Азербайджану задач, а также и для решения вопросов других держав - Турции и других. Не надо забывать, что самым бескомпромиссным в нашем регионе является соперничество между США и Россией, существует фактор Ирана и другие геополитические задачи.

А какую роль могут играть США и Россия?

Что касается России, то у нее большие непосредственные рычаги влияния на Армению и Азербайджан. Кроме того, на ее территории проживают около 2 млн. армян и около 1 миллиона азербайджанцев. Но самым важным обстоятельством является то, что Россия является правопреемницей СССР, а Нагорный Карабах был введен в состав Азербайджана именно в период СССР. И единственный документ, в котором это закреплено - уже несуществующая Конституция СССР. Однако законодательством того же СССР предусмотрены права автономий, на случай выхода из его состава союзной республики. Именно этим правом и воспользовался Нагорный Карабах, когда Азербайджан спешил покинуть СССР. Россия, как правопреемница СССР, обязана признать те действия, которые были осуществлены в соответствии с законодательством СССР, и с этих позиций взять на себя более активную роль в отношении задач, доставшихся в наследство после развала СССР. Что касается США и Евросоюза, то они готовятся вскоре признать независимость Косово, которая была достигнута военным, но не правовым путем, и не имеет отчетливых государственных структур и демократических институтов. В таком случае они обязаны признать также независимость Карабаха, которая, во-первых, была достигнута правовым путем (согласно законодательству СССР), затем защищена от агрессии и, наконец, утверждена созданием всех государственных институтов, формированием власти путем демократических выборов. То есть, если РФ и Запад сделают то, что должны сделать, и не будут руководствоваться двойными стандартами, то переговоры вокруг НК получат более рациональный характер.

И последний вопрос. Есть мнение, что необходимо по возможности держать ситуацию в замороженном состоянии и что это выгодно Армении...

Я с этим не согласен. Надо предпринять реальные шаги для решения этой проблемы. У Армении не только проблема Нагорного Карабаха. Существуют вопросы экономического развития, улучшения социального состояния, предотвращение миграции, равноправного вовлечения в региональные проекты и, наконец, задача занять свое достойное место в мире". ("Иравунк").