При благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре в 2005 году в Томской области произошло падение темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства. В то же время наблюдалось быстрое нарастание потребительского спроса на товары и услуги, обусловленного ростом реальных доходов населения и развитием потребительского кредитования. Об этом, как сообщили 10 апреля корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе администрации Томской области, заявил начальник областного Департамента финансов Александр Феденев на заседании коллегии Департамента финансов Томской области.

На заседании обсуждались итоги исполнения консолидированного и областного бюджетов за 2005 год и задачи на 2006 год.

Среди позитивных факторов социально-экономического развития области в 2005 году Александр Феденев отметил замедление темпов роста потребительских цен; укрепление финансового положения и повышение рентабельности организаций области; сохранение лидирующих позиций по развитию малого предпринимательства; стабильный прирост физического объема экспорта, что связано с высоким внешним спросом и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

К негативным факторам в социально-экономическом развитии области было отнесено значительное сокращение объемов добычи нефти (на 26,4% к уровню 2004 года) и газа (на 5,5% по сравнению с 2004 годом); низкая динамика инвестиционной активности организаций; опережающий, по сравнению с Россией, прирост цен на рынке жилья.

Во все уровни бюджетной системы в 2005 году мобилизовано налоговых доходов на сумму 58 204 млн. рублей, что в 1,69 раза превысило уровень 2004 года, в том числе в федеральный бюджет - 42 493 млн. рублей, или 73% поступлений.

По итогам 2005 года доходная часть консолидированного бюджета возросла на 26,9% по сравнению с 2004 годом и составила 20,2 млрд. рублей. Плановые значения выполнены на 101,2 %, сверх плана поступило 242,6 млн. рублей.

Основной особенностью исполнения консолидированного бюджета области по доходам в 2005 году стало поступление от ОАО "Томскнефть" ВНК доначисленных налогов в сумме 1 564,3 млн. рублей по актам проверок налоговых органов за предыдущие годы.

Как и в 2004 году, основными источниками формирования налоговых доходов консолидированного бюджета, обеспечившими 82,4% поступлений, являлись налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог на добычу полезных ископаемых. Доля финансовой помощи из федерального бюджета в 2005 году составила 13%.

Доходы областного бюджета в 2005 году выросли на 49% и составили 16 млрд. рублей. Плановые значения исполнены на 101,5%, сверх плана получено 238 млн. рублей. Основными налогами, формирующими областной бюджет, являются налог на прибыль (44,2% от налоговых поступлений), налог на доходы физических лиц (20,9%), налог на имущество организаций (12,1%), налог на добычу полезных ископаемых (8,6%), акцизы (7,9%). Эти налоги обеспечили в 2005 году 93,7% всех налоговых доходов областного бюджета.

Объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2005 году составил 2 625 млн. рублей, или 98% к уровню 2004 года.

В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры Департаментом финансов в 2005 году проводилась жесткая бюджетная политика, предусматривающая направление большей части дополнительно поступающих доходов на покрытие дефицита областного бюджета. В результате профицит областного бюджета по итогам 2005 года составил 141 млн. рублей при плановом дефиците 281 млн. рублей.

Расходы областного бюджета по итогам 2005 года составили 16 млрд. рублей при плановом значении 16,1 млрд. рублей. Темп роста расходов к уровню прошлого года составил 127,1%.

В структуре расходов в 2005 году значительно увеличился удельный вес расходов на социально-культурную сферу (с 18,4% до 32,1%) вследствие передачи ряда полномочий на областной бюджет.

Александр Феденев отметил, что 2006 год должен стать годом применения новых методов бюджетного планирования. В этой связи были определены первостепенные задачи: изменение и упорядочивание процесса планирования и исполнения бюджета; внедрение механизма бюджетирования, ориентированного на результат; реформирование бюджетного процесса в области бюджетного учета и отчетности; модернизация жилищно-коммунального комплекса.

"Необходимо продолжить работу по созданию условий, стимулирующих экономический рост. Вот главная задача для работников финансовых органов на ближайшую перспективу", - резюмировал глава финансового департамента.