Первые полосы украинских СМИ занимают вести с коалиционных полей. "Вторым экраном" прошел скандал с "Нефтегазом Украины". "Газовый тренд", между тем, состоит не в покупке г-ном Ивченко очередного "мерседеса", как это можно предположить из сообщений российских СМИ, а в возможной продаже самой компании. "Главред" озаглавил полосу ""Нефтегазу" грозит банкротство": "О финансовом крахе НАК "Нефтегаз Украины" заговорили в конце марта. Сразу после того, как и.о. министра финансов Виктор Пинзеник назвал НАК одним из крупнейших должников перед бюджетом. Тогда стало известно, что крупнейшая нефтегазовая компания страны с начала года не выплатила ни копейки налога на добавленную стоимость. Долг в самой компании объяснили изменениями в системе налогообложения поставок газа на Украину. Если до 1 января 2006 года газ поступал по межгосударственному договору с Российской Федерацией и не подлежал обложению НДС, то после подписания договора между НАК "Нефтегаз Украина", РАО "Газпром" и "РосУкрЭнерго" ситуация изменилась. Поставки по договору между хозяйствующими субъектами предполагают уплату налога на добавленную стоимость. Почему это стало неожиданностью для руководителя НАК "Нефтегаз Украина" Алексея Ивченко - можно только догадываться: сам он предпочитает эту тему не комментировать. Отягощает финансовое положение НАКа и то, что деньги для уплаты налогов у компании появятся только в ноябре-декабре текущего года. Это объясняется особенностями технологического цикла в поставках импортного газа - вначале он накапливается в хранилищах, с наступлением отопительного сезона продается потребителям, и только после этого из полученного дохода компания сможет рассчитаться по обязательным платежам. Чтобы заплатить НДС сразу, необходимо иметь финансовые резервы. А их у НАКа нет. Согласно договору о поставках газа в Украину, подписанного 4 января, "Нефтегазу" запрещается реэкспорт туркменского "голубого топлива" на Запад. Что касается поставок туркменского газа в Украину, то здесь вопросов пока больше, чем ответов. Срок действия межправительственного соглашения между Туркменистаном и Украиной о поставках газа истекает в 2006 году. В течение года с туркменских скважин на Украину должно быть поставлено около 40 млрд. кубометров газа. В первом полугодии по цене 50 долларов, во втором - по цене 60 долларов за тысячу кубометров. Невзирая на то, что 14 млрд. кубометров газа в качестве оплаты транзита должна получить компания "РосУкрЭнерго", такой объем поставок давал возможность Украине заработать на перепродаже части топлива в Германию и другие страны ЕС. Однако, по свидетельству руководителей украинской нефтегазовой отрасли, с 1 января Украина не получила ни одного кубометра дешевого туркменского газа". Более того, как сообщает "ProUA", "Туркменбаши уже пообещал украинский газ. Всем, кроме Украины". - "Пока Украина утешает себя обещаниями Туркменистана получить от него "какое-то количество газа за какую-то цену", президент республики Сапармурат Ниязов успел провести переговоры о поставках топлива как на Запад, так и на Восток. С каждым новым сообщением туркменских официальных СМИ о дипломатических достижениях Туркменбаши, становиться все более очевидным, что прямые контракты на среднеазиатский газ Украине не светят. Отсутствие туркменского газа на Украине по прямым контрактам сразу же значительно ухудшит финансовое положение "Нефтегаза", - заключает автор "ProUA". - Ведь именно за счет реэкспорта топлива в Европу и "латались дыры" финположения НАКа. Согласно же январским соглашениям с россиянами, перепродавать газ РУЭ "Нефтегазу" запретили".

Известия о банкротстве НАК "Нефтегаз Украины" стали появляться в СМИ после соответствующего заседания правительства 11 апреля: "Во вторник на заседании правительственного комитета, который рассматривал положение дел в НАК "Нефтегаз Украины", Минэкономики в лице министра Арсения Яценюка фактически подтвердило предположения о плачевном положении в НАК". Министр, как сообщает "Коммерсант" предложил к рассмотрению программу по корпоратизации "Нефтегаза" с возможной последующей продажей составляющих нефтегазового гиганта. "Нафтогаз" расформируют, или это обмолвка министра, - так озаглавил полосу сетевой "Олигарх" и обратился с этим вопросом к Владимиру Сапрыкину, директору энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова. Общий смысл ответа эксперта: это сделать необходимо, но сегодня это сделать невозможно: "Если сегодня будет заявлено, что "Нафтогаз" разделяется на определенные виды компаний, то фактически "Нафтогазу" грозит банкротство. Это связано с тем, что на сегодня долговой портфель огромен, непонятны источники его погашения - и долгов, и займов которые делал НАК "Нафтогаз". Поэтому те банки, которые давали займы, потребуют быстрого возврата денег, поскольку непонятно, кто будет правопреемником, кто будет отвечать по долгам".

"Как курица, несущая для бюджета золотые яйца за пару лет превратилась в иждивенца - вопрос отдельный и не такой простой, как казалось бы, - заявляет автор "Трибуны". Затем он пытается ответить на "непростой вопрос", речь в статье идет главным образом о кредитной политике НАКа: "Например, официально признан факт, что в прошлом году НАК бездумно выплатил рекордные налоги за счет кредитов "Дойчебанка". Об этом в частности заявлял секретарь СНБОУ Анатолий Кинах, воздержавшись, правда, от юридической оценки произошедшего. Впрочем, сообщение Кинаха кажется цветочками по сравнению с почти незамеченной на фоне выборов информацией о том, подо что привлекались кредиты. Как сообщали в конце марта "Экономические известия" со ссылкой на копию письма главы СБУ Игоря Дрижчаного к президенту Украины Виктору Ющенко, кредиты предоставлялись под залог всех активов НАК, в том числе и газотранспортной системы". Даже если информация "Экономических известий" достоверна, привлечение кредитов под залог не составляет угроз для перехода, например магистральных газопроводов в частные руки, полагают аналитики "Трибуны". Вопрос возврата долгов - это вопрос НАК или - в случае банкротства "Нефтегаза" - государства, но никак не вопрос приватизации магистральных газопроводов. Информация СМИ о том, что рассматриваются планы, согласно которым после реструктуризации НАК за государством останется исключительно добыча газа, транспортировка же и поставки будут переданы в частные руки, может трактоваться, как понимание властью неизбежности потери этой сферы, - пишет "Трибуна". - Процессы "либерализации" газовой отрасли были запущены не сегодня, а зимой - во время подписания газовых договоренностей. Осознав их необратимость, государство решило формализовать и, по возможности, взять под контроль.

Не исключено, что активно муссируемая в украинских СМИ нефтегазовая тема и грехи нынешнего руководства НАКа (не для кого не секрет, что Алексей Ивченко - креатура Виктора Ющенко) имеет прямое отношение к новой конфигурации исполнительной власти, которая конфигурация на протяжении минувшей недели прорабатывалась политсоветами т.н. "оранжевых партий". 13 апреля представители "Нашей Украины" (НУ), Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и Социалистической партии Украины (СПУ) подписали протокол о процедуре формирования коалиции демократических сил. Несмотря на предварительное согласование документа, лидер БЮТ в последний момент вынудила союзников включить в него еще один пункт, который гипотетически может обеспечить ей пост премьер-министра. По информации украинского "Коммерсанта", за час до начала встречи Юлия Тимошенко в телефонной беседе с Романом Зварычем дала понять, что без указания в протоколе соглашения пункта о ее премьерстве подписание документа стоит под большим вопросом. В конечном счете, после правок и обсуждений трех разных вариантов протокола Роман Зварыч и Роман Безсмертный пошли на уступки, и последний пункт появился в следующем виде: "Соглашение о коалиции готовится на основе принципов, предусмотренных в проекте меморандума о создании коалиции демократических сил". "Коммерсант" напоминает, что, согласно меморандуму, кандидата на должность премьер-министра выдвигает та политическая сила из числа участников будущей коалиции, которая набрала больше всего голосов избирателей, то есть БЮТ. Кроме того, стало понятно, что "Нашей Украине" придется идти еще на одну уступку и уменьшить влияние президента на работу парламентского большинства. На вопрос журналистов, устраивают ли Юлию Тимошенко те полномочия, которыми НУ наделила президента в своем варианте регламента работы коалиции, лидер БЮТ возмутилась: "Конечно нет! Регламента еще нет - мы его еще не разработали. А то, что вы видели,- это всего лишь их ("Нашей Украины". - ИА REGNUM) вариант, и он однозначно будет изменен".

Обозреватель "Деловой столицы" полагает, что вопрос премьерства Тимошенко решен и настоящий вопрос переговоров в другом: "Речь даже идет не о том, будет ли Юлия Тимошенко премьером - этот вопрос практически решен. Сейчас в схватках между НСНУ, БЮТ и СПУ составляется табель о рангах, а именно: кто будет первым лицом в государстве - Президент, как сегодня, или все-таки премьер-министр, как это предполагает вступившая в силу конституционная реформа". Речь о формате правящего большинства, и договаривающиеся стороны очевидно расходятся во мнениях: "Тимошенковцы и морозовцы предлагают квотный принцип распределения портфелей, при котором самым главным человеком в государстве становится премьер. Одновременно с распределением портфелей участники коалиции прописывают так называемый "регламент большинства", в котором предусматривают все нюансы взаимодействия политической тройки в формате коалиции. Принципиально иной подход у идеологов "НУ". Они настаивают, что коалицию нужно создавать под протекторатом Президента, требуя признать в Викторе Андреевиче лидера этого большинства. Причем, по замыслу "нашеукраинцев", данный статус будет отнюдь не почетным. Фактически речь идет о том, чтобы истолковать многие неоднозначные статьи обновленной Конституции именно в пользу главы государства.... Спорных мест, позволяющих двоякое толкование, в обновленной Конституции немало. Так, сторонники политической реформы считают, что право назначать губернаторов после формирования коалиции перейдет к правительству, а руководитель государства будет формально визировать представление главы Кабинета. "Нашеукраинцы" же настаивают на обратном - они считают, что последнее слово остается за Президентом. Ведь если губернаторов будет назначать коалиция, тогда БЮТ сразу станет претендовать на 14 портфелей в центре и на западе Украины, где блок получил большинство на выборах, СПУ тоже потребует определенную квоту. Но если в этих спорах победит партия власти, тогда на должности ОГА будут назначаться люди, главным образом, из номенклатуры НСНУ. Точку в этих спорах мог бы поставить Конституционный суд, однако этот институт парализован. Поэтому все щекотливые моменты потенциальным участникам коалиции предстоит решить за столом переговоров, при наглухо закрытых дверях".

14 апреля "Украинская правда" опубликовала текст протокола, подписанный Юлией Тимошенко, Романом Безсмертным и Александром Морозом, сделав акцент на появлении пресловутого "шестого пункта": "Дискуссия шла вокруг пункта, который бы предусматривал право вносить премьера той политической силе, которая заняла первое место на выборах из числа участников коалиции, то есть БЮТ. В итоге Тимошенко по сути своего добилась, добавив к проекту шестой пункт".

Сетевой "Форум" сделал вид, что поверил, будто "ради премьерства Юлия Владимировна готова отказаться от президентских амбиций, в которых ее давно подозревают как враги, так и бывшие соратники. По крайней мере, на следующие выборы свою кандидатуру она выставлять не будет. Более того, лидер БЮТ обещает поддержать Виктора Ющенко на президентских выборах 2009 года. Правда, лишь при условии создания оранжевой коалиции сейчас, ну и, само собой разумеется, ее премьерства". По крайне мере Тимошенко заявила об этом в интервью польской газете "Tygodnik Powczechny": "Мне сегодня важно, чтобы ситуация стабилизировалась, и я знаю, что мои амбиции президентские препятствовали бы созданию оранжевой коалиции". "Поэтому я заявила Президенту, что готова поддержать его на президентских выборах в 2009 году, если мы сегодня создадим единую команду.... От решения о сотрудничестве уклоняется лишь Президент Виктор Ющенко, который рассматривает два варианта: создание коалиции с другими оранжевыми или с Партией регионов Виктора Януковича". Впрочем, ни один из опрошенных "Форумом" экспертов не поверил Юлии Тимошенко на слово: "У нас очень хорошо умеют нарушать декларации и меморандумы. Умеет это делать и сам Президент. Свою ориентацию десятки раз меняла и Тимошенко. Вспомните, как она клялась в верности Лазаренко, а затем отказалась от него. Была чашка чая с Кучмой, переход в полную лояльность к правительству, потом опять в оппозицию. Это не те люди, которые могут выполнять клятвы. Ющенко понимает - нужно застраховаться более серьезными гарантиями, нежели теми, которые даются. Я не думаю, что на 5, или даже на 3 года вперед эти гарантии будут каким-то образом выполняться. Поэтому вероятнее всего это обещание не будет иметь никакого значения для создания коалиции. Коалиция может быть создана на год, чтобы дать Тимошенко побыть премьер-министром, довести экономику до развала, потом отправить в отставку с полным политическим уничтожением. Как следствие - Тимошенко останется без депутатского мандата и других оснований. Тогда она будет иметь основания заявлять, что ее предали и пойдет на президентские выборы. Так же Ющенко делает какие-то свои движения ради подстраховки. Сейчас это определенная игра нервов", - комментирует заявление Тимошенко Тарас Черновил. Иные политологи вспоминают анекдот про то, чем дипломат отличается от женщины: Если дипломат говорит "возможно", он имеет в виду "нет". Если же женщина говорит "нет", она имеет в виду "возможно", если говорит "да" - это также означает "может быть". По мнению Владимира Малинковича, у нынешнего президента Украины очень плохие карты и шансы его на сохранение власти минимальны: "Если Ющенко Тимошенко не пустит в премьеры, то есть подпишет соглашение с ПР, то Юля еще больше голосов получит. И тогда ему точно не быть Президентом. Это и без заявления Юли ясно. Если он не пускает Юлю в премьеры - Президентом он больше не будет, если пускает - у него остается шанс, что она продержится до 2009 года и тогда она не пойдет в Президенты. Если правительство провалится до этого, она тогда все равно пойдет в Президенты. То есть Ющенко приходиться выбирать между отсутствием шанса и хоть каким-то. А это заявление это скорее подтверждение намерений не только Тимошенко, но и Ющенко идти на следующие выборы и не видеть Юлю в качестве конкурента".