В московском издательстве гуманитарной и политической литературы "Европа" вышла в свет книга, последнее издание которой было предпринято в Киеве еще в 1861 году: "Киевский синопсис" Иннокентия Гизеля, написанный еще в 1674 году, стал первым памятником широко известной исторической традиции - традиции украинской идеологии русского единства, ставшей непосредственной основой для идей абсолютизма и Российской империи Петра Великого (Феофан Прокопович, Стефан Яворский). Поэтому "Киевскому синопсису" авторы переиздания О.Я.Сапожников и И.Ю. Сапожникова предпослали заголовок "Мечта о русском единстве".

Издательство сопровождает книгу аннотацией: "Сочинение ректора Киево-Могилянской коллегии, архимандрита Киево-Печерской Лавры Иннокентия Гизеля, составленное вскоре после Переяславской Рады, утвердившей присоединение Украины к России, в течение целого века исполняло роль единственного учебника российской истории. С появлением подлинно исторических сочинений, начиная с Ломоносова, "Синопсис" перешел в разряд памятников культуры, иные из которых неожиданно обрели острую актуальность. "Синопсис" интересен уж тем, что ясно доказывает: идея объединения всего русского народа под властью единого государства порождена была не в Москве, а в юго-западных землях, и оформлена в Киеве. Сейчас, когда у соседей одна за другой издаются книги, авторы которых возводят украинскую государственность к скифам и сарматам, особенно сильно звучит древний текст, в котором есть "Россия", "Русь", "Земля Русская", "Российская земля", "Земля Российская", "Государство Русское", "все государства Российские", "все Княжения Российские", "Государство Российское". В последних главах появляется "Великая и Малая и Белая Россия". Ни слова "Украина", ни производного "украинский" в "Синопсисе" нет".