Обостряющаяся ситуация вокруг Ирана начинает непосредственно сказываться на внешнеполитическом положении Турции. С одной стороны, США проявляют значительную заинтересованность в вовлечении Турции в антииранскую коалицию, с другой стороны, турецкая дипломатия пытается использовать это обстоятельство для усиления своих внешнеполитических позиций. Начинается большой турецко-американский торг.

В центре событий оказалась Госсекретарь США Кондолиза Райс, которая совершила визиты в Грецию, Турцию и Ирак по дороге в Софию, где 28-29 апреля состоялся неофициальный саммит министров иностранных дел НАТО. Визит Райс был назван турецкими СМИ "новой страницей в истории двусторонних отношений". Турецкие официальные лица также охарактеризовали этот визит как весьма важный. Фактически выявляется стремление Анкары воспользоваться благоприятной возможностью для дальнейшего улучшения турецко-американских отношений. Кроме того, этот 16-часовой визит Госсекретаря США имел особое значение для дальнейшего налаживания сотрудничества между двумя странами в вопросе Ирана и борьбы с курдскими повстанцами.

После марта 2003 года, когда парламент Турции отказал предоставить сухопутный проход для подразделений ВС США с целью нападения на Ирак с севера, в турецко-американских отношениях наступил период охлаждения. Соединенные Штаты обвинили во всем турецкий генералитет и заявили, что впредь будут сотрудничать в основном с политическими силами страны, а именно с исламистской Партией справедливости и развития (ПСР), которая находится у власти с 2002 года. Это также соответствовало проекту США "Большой Ближний Восток", где Турции отводилась роль лидера, в лице умеренно-исламистской страны.

Однако, кризисная ситуация с ядерной программой Ирана, вновь актуализировала роль Генштаба Турции. Начиная с декабря 2005 года участились визиты глав военных ведомств США в Турцию, а генералитет постепенно стал усиливать свои позиции во внутриполитической жизни страны. Несмотря на то, что ПСР будет единственно властвующей партией, по крайней мере еще до парламентских выборов осени 2007 года, а нынешний премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган является самым вероятным кандидатом в президенты, выборы которого состоятся весной 2007 года, администрация Буша начала активно налаживать отношения именно с ВС Турции.

В марте 2006 года в Турцию нанес визит председатель комитета начальников штабов армии США генерал Питер Пейс, который встретился с главой Генштаба Турции генералом Хильми Озкеком и с премьер-министром Эрдоганом. На встречах осуждались проблемы с Ираном, РКК, внутриполитической обстановкой в Ираке, визит делегации ХАМАС в Анкару.

Именно в рамках вышеназванных вопросов следует рассматривать встречи Кондолизы Райс с высокопоставленными лицами Турции. Райс провела отдельные встречи с президентом Ахмедом Неджет Сезером, премьер-министром Эрдоганом и министром иностранных дел Абдуллой Гюлем. На встречах было принято решение подготовить документ "об общем видении стратегии". Во время визита в Анкару Райс заявила, что Турция является ключевым партнером США. Особый интерес представляет предлагаемый документ "об общем видении стратегии". В частности, привлекают внимание будущие разделы документа, который будет изложен предельно кратко - на нескольких страницах. Так, он будет включать в себя три основных главы: (1) борьба против терроризма, (2) связи с ЕС, (3) проект "Большой Ближний Восток". Кроме основных глав, в документ войдут приложения, касающиеся Кипра, РКК, Ирана, Ирака, мирного процесса на Ближнем Востоке, а также отношений с Россией. Следует отметить, что такого рода документ был подписан США только с Индией.

Следует заметить, что общественность Турции была основательно подготовлена к визиту Госсекретаря США. Так, накануне ее визита во всех СМИ промелькнуло заявление, что в последние годы США обеспечивают ВС Турции информационной поддержкой, в частности, используя возможности системы электронной разведки "Эшелон". Несмотря на то, что большая часть этой информации касается деятельности РКК (в частности, благодаря именно этому источнику информации турецкие ВС провели ряд успешных операций в марте-апреле с.г. в юго-восточных районах Турции), Райс не дала четкого положительного ответа на просьбу Турции о подавлении позиций РКК в Северном Ираке или же предоставление Турции возможности самой сделать это. Вместе с тем, она намекнула, "что США могут и закрыть глаза на это, т.е. на операцию турецких ВС в приграничных районах Северного Ирака". Интересным является то обстоятельство, что операция турецких ВС в Северном Ираке началась в тот момент, когда Райс все еще находилась на территории Турции. Таким образом, можно констатировать, что США, фактически, санкционировали эту операцию.

Отметим также то обстоятельство, что еще до приезда в Анкару Райс дала сигнал руководству Турции о том, что она поддерживает в основном позицию Турции в кипрском вопросе, создавая, тем самым, более благоприятный фон на переговорах с Анкарой. Она, в частности, в Афинах заявила, что Турция уже является европейской страной и что Республика Кипр должна приложить все усилия, чтобы членство Турции в ЕС стало действительностью. В ответ на этот жест США Анкара сделала ответный ход: она ответила отказом на просьбу Ирана организовать визит в Турцию председателя Совета национальной безопасности страны Али Лариджани. Турки посоветовали Лариджани отложить визит на начало мая, т.е уже после визита Райс. Следует ожидать, что Анкара на переговорах с Лариджани сыграет роль посредника, передав ему послания Вашингтона. Этот ход турецкой дипломатии сделан в традиционном для нее стиле: попытаться получить максимум выгод от обострения отношений между двумя ее партнерами и сыграть роль посредника между ними.

Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что начало беспрецедентно крупной операции турецких ВС на юго-востоке страны против курдских повстанцев было приурочено к визиту Райс в Анкару. Тем самым, Турция, опасаясь резко негативной реакции со стороны Европы на эту акцию, попыталась "легитимизировать ее", приурочив к визиту Госсекретаря США. Целью этой операции является подавление активности турецких курдов на юго-востоке страны, провоцирование их на ответные действия, а также, добившись разрешения от США, попытка "преследовать боевиков по горячим следам и навести порядок на севере Ирака", тем самым, повторив операции, проведенные ранее, в саддамовские времена.

События недели подтверждают обоснованность этого вывода. Эта операция на территории Турции продолжалась в тот период, когда Райс в Анкаре вела переговоры с турецкими руководителями. Границу Ирака турецкая армия пересекла в тот период, когда Райс еще не вылетела из Анкары: в ночь с 26 на 27 апреля турецкая армия, получив разведывательные сведения о том, что из тренировочных лагерей РКК Хафтанин и Метина (Северный Ирак) готовится проникновение на турецкую территорию, предприняла превентивные меры и сама перешла в наступление. Отбросив силы противника назад, во время погони по "горячим следам" она перешла границу и вошла в Северный Ирак. Вооруженные камерами ночного видения солдаты ликвидировали укрытия боевиков.

На вопросы журналистов глава Генштаба генерал Озкек отказался отвечать. Вместо этого, прилетевшая уже в Ирак Госсекретарь США "успокоила" официальные власти Ирака, заявив, что Турция не намерена причинить ущерб Ираку, а стремится только уничтожить базы боевиков РКК. Подобное заверение прозвучало также из уст министра обороны США Дональда Рамсфелда. Эти заявления высших должностных лиц США дают основания для вывода о том, что Райс в Анкаре санкционировала операцию турецких ВС в Северном Ираке. Пока что не представляется возможным выявить все обстоятельства, сделавшие возможным это согласие. Однако, не вызывает сомнений, что это согласие было результатом торга между Вашингтоном и Анкарой.

На следующий день министр иностранных дел Турции Гюль подтвердил факт нарушения турецко-иракской границы ВС Турции, а также добавил, что иракские власти напрасно протестуют (имеется ввиду нота протеста, переданная послом Ирака в Анкаре Умраном Сабахом), поскольку "уничтожение боевиков РКК (Рабочей партии Курдистана) на территории Северного Ирака идет на пользу также Багдаду". "До тех пор, пока Ирак сам не сможет обеспечить безопасность своих границ, это будем делать мы", - подчеркнул он. Это заявление турецкого министра иностранных дел показывает насколько уверенно чувствует себя Турция в этом вопросе. Без согласия соседней страны, беря на себя обязанность защищать ее границу и оккупируя при этом часть территории этой страны. Это наводит на мысль, что Турция получила не только согласие Вашингтона, но и определенные гарантии с его стороны.

В свою очередь, лидер Иракской демократической партии Курдистана Масуд Барзани опроверг факт вторжения турецких ВС на территорию Ирака. Это заявление курдского лидера показывает, что руководство иракского Курдистана, которое в очередной раз было приведено США в жертву, пытается сохранить свое лицо. Согласно полученной информации, ВС Турции взяли под контроль 20-километровый участок на территории Северного Ирака и проводят широкомасштабную операцию по уничтожению боевиков РКК. В частности, был уничтожен тренировочный лагерь Зап, находящийся вблизи поселка Ахмедийе - на 30 км вглубь территории Ирака. Операция поддерживалась с воздуха. Сообщается, что в ходе операции наносятся массированные точечные удары по базам РКК. Пользуясь благоприятной ситуацией, Генштаб Турции спешно разместил непосредственно на границе с Ираном 110-тысячную группировку своих войск, объявив при этом, что эта граница полностью взята под контроль. Представляется, что эта операция проводится в рамках подготовки участия Турции в антииранской коалиции.

Анализируя итоги визита Райс в Анкару можно сделать вывод о том, что США наращивают давление на Турцию, пытаясь не допустить повторения ситуации марта 2003 года. Вместе с тем, американская дипломатия идет навстречу Турции в ряде вопросов, представляющих для нее значительный интерес. Согласно полученной конфиденциальной информации, Райс категорически потребовала дать предельно откровенный ответ на вопрос "с кем Турция: с США или Ираном?" Турецкие официальные лица пытаются создать впечатление, что Турция еще ничего конкретного не обещала Вашингтону и что будет в будущем действовать только согласно резолюции Совета Безопасности ООН. Вместе с тем, есть ряд фактов, которые указывают, что в основном Турция в ходе секретных консультаций с представителями Госдепа и Пентагона, а также Израиля в начале этого года показала, что не исключена возможность того, что она присоединится к США и Израилю. В выработке этой позиции Турцией значительную роль сыграло опасение генералитета Турции, что создание Ираном ядерного оружия может нарушить существующий военно-политический баланс между Турцией и Ираном. Согласно выкладкам турецких военных аналитиков, сохраняемый в течении последних десятилетий мир между Турцией и Ираном, давними стратегическими противниками, является весьма хрупким и основан только лишь на факте паритета между ВС Турции и Ирана. В то же время политическое руководство страны, представленное происламской ПСР, видит в Иране соперника в борьбе за влияние в мусульманском мире и заинтересована в его ослаблении.

Вместе с тем, ПСР, учитывая резкий рост в стране антиамериканских настроений и приближающиеся выборы, была бы заинтересована в получении санкций Совета Безопасности ООН для военной операции против Ирана: ПСР проводит осторожную политику и не желает во всем потакать США. Генштаб Турции, наоборот, считает, что совместное действие с США помогут военным усилить свои позиции в стране и воспрепятствовать дальнейшему росту исламизма. В частности, военные стремятся не допустить избрание председателя ПСР Эрдогана президентом страны.

О вышесказанном свидетельствуют следующие обстоятельства: (1) ряд скандальных разногласий между представителями ПСР и Вашингтоном, в частности инцидент, связанный с заявлениями советника премьер-министра Дж.Запсу, призывавшим Вашингтон: "Не отказываться от ПСР и Эрдогана"; а также (2) частные визиты глав военных ведомств США в Турцию. Это нам дает возможность предположить, что обещания Райс о ближайшем подписании нового договора о стратегическом партнерстве двух стран связан с договоренностью между Пентагоном и Генштабом Турции. Следовательно, можно согласиться с мнением турецких аналитиков о "начале нового этапа" в турецко-американских отношениях с одной поправкой: как и несколько лет назад, турецко-американские отношения будут строиться с помощью сотрудничества, прежде всего, в военной сфере. Вместе с тем, у Анкары есть несколько проблем, решение которых может быть достигнуто с поддержки США: Кипр и РКК. Заявление Райс в Афинах о том, что республика Кипр сама должна приложить все усилия, чтобы Турция стала членом ЕС, а также ввод турецкой армии на территорию Северного Ирака (чего требовала Анкара вот уже 3 года) и попустительство США дают основания считать, что Анкара с Вашингтоном, в сущности, достигли определенной договоренности в вопросе будущего сотрудничества по нескольким важным направлениям, в число которых входит и Иран.

Одобрение ввода турецких ВС на территорию Ирака дает основания предполагать, что, возможно, было найдено также решение проблемы города Киркук. Проблема была озвучена на встречах с Госсекретарем США, в частности, премьер-министром Турции и министром иностранных дел этой страны, которые подчеркнули, что город имеет ключевое значение, как во внутриполитическом, так и в региональном контексте. Они заявили, что "нельзя оставлять город под властью всего одного этнического элемента", откровенно имея ввиду курдов.

Нельзя сбрасывать со счетов возможность следующего сценария: Вашингтон ведет ситуативную игру с несколькими игроками сразу. Так, после ощутимой поддержки курдов во время иракской кампании 2003 года, США еще раз оценили важность сотрудничества с курдскими нерегулярными войсками пешмерге. Однако, также очевидно, что Вашингтон не торопится дать официальную независимость курдам, оставляя это на следующий раз, когда они пригодятся, чтобы иметь что предложить взамен поддержки. Вероятная операция против Ирана, наряду с тем, что поднялась важность Турции, усилила также значение курдов и их поддержки, как в поддержании стабильности в Ираке, так и в операциях против Ирана, в частности, в организации волнений среди иранских курдов. США также опасаются использования курдов со стороны Тегерана, что тоже надо иметь ввиду. Допуская турецкие ВС на территорию Северного Ирака, т.е. Курдистана, Вашингтон, с одной стороны, сделал шаг в сторону Анкары, а с другой стороны, создал себе карту, которую сможет разыграть на встречах с курдами, обещав им потребовать от Турции вывести свои войска с территории Курдистана в надежде получить желанное сотрудничество. Анкара и без этого понимает, что даже одобрение США в проведении операции никоим образом не означает, что турецким ВС будет разрешено дислоцироваться на этой территории.

Становится очевидным, что внешняя политика США в течение будущих 10-15 лет будет связана со следующими регионами: Ближний Восток, Каспийский бассейн, Кавказ, Средняя Азия, Юго-Восточная Азия. Как видно, Турция все еще нужна Вашингтону в качестве партнера как в военном, так и в политическом аспекте. Не надо упускать из виду также то, что, несмотря на натянутые в последнее время турецко-израильские политические отношения (что связано в большей степени с позицией и политикой исламистской ПСР), Турция все еще остается единственным партнером Израиля, что тоже немаловажно для США.

Турции тоже необходимо сотрудничество с США. Учитывая вероятность усиления Ирана и последующего изменения баланса сил в регионе, Анкара вряд ли сможет удержать свои позиции без поддержки извне. Налицо тот факт, что Турция вынуждена идти на кое-какие компромиссы с США для того, чтобы не остаться лицом к лицу с исламизмом. Вашингтон на этот момент нужен Анкаре только как сдерживающая Тегеран сила, но удар и вероятность войны с Ираном нежелательны для Турции, которая на этот раз не сможет избежать вовлечения в войну. Турция пока что пытается извлечь максимальную выгоду из кризисной ситуации в регионе.

Так, 27 апреля было проведено очередное ежемесячное заседание Совета национальной безопасности Турции. На повестке дня основными пунктами обсуждений были: операция турецких ВС против РКК, контакты Райс в Анкаре, кризисные ситуации нового правительства Ирака и ядерной программы Ирана. В частности, была обсуждена стратегия турецких ВС в операциях, проводимых по ту сторону границы. Обращает на себя внимание тот факт, что после заседания, продолжавшегося 5,5 часов, премьер-министр Турции имел также отдельную встречу с министром транспорта Б. Йылдырымом, который только возвратился из поездки в Иран. На заседании СНБ были также обсуждены внутриполитические проблемы, в частности, вопрос усиления исламистской политики.

Естественно, развития в турецко-американских отношениях волнуют нас, главным образом, с точки зрения изменения позиций в отношениях между Турцией и Россией, а также роли Анкары на Кавказе. Так, США, наряду с решительными шагами по пути к более тесному сотрудничеству с Турцией, потребовали от Анкары свернуть крупные планы с Москвой. В частности, Райс во время визита в Анкару также потребовала от правительства исключить "Газпром" от участия в Проекте соединения газопроводов Турции и Греции, стоимостью в 600 млн. евро. То же требование ранее было озвучено Госсекретарем США в Афинах. Согласно источникам, Райс предложила сторонам вместо российского природного газа использовать азербайджанский газ, который будет доставлен в Турцию по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум. Такое заявление США смешало все планы Турции, которая желала стать посредником между Россией и Европой, чем должна была быть подчеркнута ее важная роль для ЕС. Однако, усиление позитивных отношений между США и Турцией может повлечь за собой также усиление позиций Анкары на Кавказе, в частности в Закавказье.

Так, трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, а также Баку-Тбилиси-Эрзрум, входящий в строй с 2007 года еще более укрепят узы сотрудничества Азербайджана и Грузии с Турцией. Вероятным представляется также, что во время турецко-американских переговоров была затронута также тема строительства железной дороги Карс-Тбилиси-Баку. В частности, речь идет о том, чтобы турецкая сторона могла попросить поддержку США в реализации этого проекта. Если к этому добавить и разговоры о вероятной передаче Турции кураторства над Южным Кавказом, то естественным становится предположение, что, по всей вероятности, в ближайшем будущем место российских военных баз в Грузии займут подразделения турецких ВС под эгидой НАТО. Затем, в результате давления ЕС и США, Грузия будет вынуждена заселить турецко-грузинскую границу этническими турками (т.е. месхетинцами), что будет означать основательное приковывание Грузии к Западу и определенное усиление влияния Анкары на политику Тбилиси.

Анкара не раз заявляла о своей готовности стать посредником в разрешении конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Это придало бы Турции большой авторитет как региональной силы. Вероятным является то, что, несмотря на отказ Армении, США будут способствовать вовлечению Турции в процесс разрешения конфликта, хотя на первых стадиях Анкара, возможно, будет представлена только в роли наблюдателя. Резюмируя вышеприведенное, считаем важным заметить, что непредсказуемость развитий в ситуации с Ираном и последующее углубление турецко-американских отношений являются крайне негативными факторами, отрицательно влияющими на позиции России в Закавказье.

Подготовлено экспертами аналитического центра "Кавказ"