Обзор СМИ за 21-27 апреля 2006 года.

Военный вестник. Переговорный процесс. Где предел компромисса? Карабахская проблема облачается в иранскую чадру. Ильхам Алиев в США. Прогноз американского исследовательского центра. Парламентские слушания в Нагорном Карабахе.

Военный вестник

Как сообщает азербайджанское агентство АПА, 24 апреля с 23:00 до 23:15 армянские вооруженные подразделения с позиций, расположенных вблизи сел Ашагы Аскипара и Баганис Айрым Газахского района, обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанских войск, в 02:50 с позиций, расположенных в 1,8 километра юго-восточнее села Воскеван Ноемберянского района Армении, - позиции азербайджанских войск вблизи села Гушчу Айрым Газахского района, а в 05:15 обстреляли из автоматов и пулеметов позиции азербайджанских войск, расположенных напротив села Джафарли Газахского района. Был открыт ответный огонь, жертв нет.

По сообщению бакинской "525-й газеты", 26 апреля, в 20:10, армянские силы обстреляли позиции азербайджанской армии близ села Мазамли Газахского района. В 20:35 обстрелу подверглись азербайджанские позиции близ села Бала Джафарли того же района. В 20:50 были обстреляны позиции близ села Джафарли, а спустя еще 10 минут под огнем оказались позиции у села Гызыл Гаджилы. Во всех случаях огонь был открыт с территории Иджеванского района Армении. Согласно газете, азербайджанская сторона открывала ответный огонь, потерь нет.

В результате нарушения армянской стороной режима прекращения огня на тертерском направлении солдат азербайджанской армии получил ранение, сообщает Day.Az. Получивший ранение в область лица рядовой Исмайлов Новруз Нуреддин оглу был помещен в госпиталь. Состояние здоровья помещенного в госпиталь солдата средней стабильности.

26 апреля около 11:40 вследствие нарушения азербайджанской стороной режима прекращения огня в Вайкском районе при исполнении служебных обязанностей был ранен рядовой Арут Манучарян, сообщает "A1 плюс". Состояние раненого удовлетворительное. 25 апреля в 20:40 в Иджеванском районе получили огнестрельные ранения рядовой Нарек Ованнисян и рядовой Гор Абраамян. Состояние раненых удовлетворительное. В обоих вышеуказанных случаях ответный огонь армянской стороной открыт не был, а заявление азербайджанских СМИ о том, что огонь открыла армянская сторона, не соответствует действительности, утверждает "A1 плюс".

По словам азербайджанского независимого военного эксперта Узеира Джафарова, на участке азербайджано-армянской границы в Газахском районе каждый год происходят обстрелы, и обе стороны несут потери не только в живой силе, но и в технике. "Поэтому говорить о том, что этого не было раньше, не приходится. Просто сейчас руководство Азербайджана дало Минобороны команду сообщать общественности обо всех случаях обстрелов на линии фронта", - сказал Джафаров в беседе с бакинской газетой "Эхо". "Солдаты - это люди, которые находятся в подчинении у офицеров. А офицеры в свою очередь подчиняются старшим начальникам. То есть, если происходят какие-то обстрелы - значит, это делается с позволения высшего военного руководства. Почему это происходит сейчас, именно на Газахском участке? Потому что это больная тема для армян. Ведь, если не ошибаюсь, в начале 2001 года они потеряли очень важный участок на этом месте линии фронта, и при этом понесли большие потери. Это было как раз тогда, когда большие начальники из этих газахских частей находились на совещании в Баку - армяне предприняли попытку перейти в наступление, а наши солдаты проявили мужество. Впоследствии за это они были награждены орденами и медалями со стороны президента АР. Это очень важный стратегический участок нашей территории, который до того армяне держали под оккупацией, а наши смогли вернуть его. В памяти армян остается этот нелицеприятный случай, когда они понесли очень большие потери. Поэтому-то каждый год в одно и то же время именно на этом участке учащаются агрессивные вылазки с той стороны". Глава Союза офицеров запаса Азербайджана Яшар Джафарли, комментируя решение Москвы и согласие Баку на то, чтобы покидающие Грузию российские вооружения перевозились через территорию Азербайджана, сказал, что "между АР и РФ, скорее всего, достигнута договоренность о выводе старой, непригодной техники из Армении через нашу территорию". "А та хорошая техника, которая до сих пор располагалась в Грузии, наоборот, завозится в Армению. То есть идет выгодный для России и Армении обмен. А чтобы наша сторона получила гарантии того, что излишки вооружений из Армении действительно вывозятся в Россию, было принято решение провезти ее через Азербайджан. Это по моим данным. И я не думаю, что Баку и Москва не рассмотрели вопрос о возможности передачи части этой техники Азербайджану. Наши политики и военное руководство понимают, что такая техника нам нужна, и, возможно, даже в секретном порядке достигнута подобная договоренность между сторонами". По мнению Джафарова, абсолютно верны предположения о том, что участившиеся обстрелы с армянской стороны связаны с политической тематикой. "Это последствия и Дня геноцида, и выезда президента АР в Америку. Не надо забывать о том, что в последнее время вопрос решения карабахской проблемы заостряется со стороны США и Евросоюза".

По словам командующего Армией обороны Нагорного Карабаха Сейрана Оганяна, "развитие армии НКР на лицо, однако еще много чего надо сделать". По его мнению, основные проблемы связаны с офицерским составом. В течение последнего года в армии НК число преступлений сократилось в 2,5 раза. Это данные были озвучены на последнем Военном совете Армии обороны НК. "Обсуждались не только дисциплинарные, но и вопросы первого квартала 2006 г., а также воспитательные вопросы. Армия - это та структура, где воспитательные работы должны проводиться всегда. По той простой причине, что эта структура в основном состоит из мужчин", - сказал Оганян агентству "А1 плюс". Министр сообщил также, что борьба с "ложными авторитетами" в армии НК завершилась в 2004-2005 гг. Успеха в борьбе с "ложными авторитетами" армии НК удалось добиться, в первую очередь усилив контроль за офицерами. "Может в этом армия РА последует примеру армии НКР?" - задается вопросом агентство.

Бакинская газета "Зеркало" сообщает, что, по данным московского издания "Оборона и безопасность", расклад сил в регионе выглядит следующим образом: военный бюджет Азербайджана в 2006 году составил 600 млн., Армении - $150 млн. долларов. ВВП Азербайджана - $12,6 млрд., ВВП Армении - $4,3 млрд. По данным западных источников, численность личного состава Вооруженных сил (ВС) Азербайджана составляет 69900 человек, танков - 259 единиц, боевых бронированных машин (ББМ) - 328, артиллерии (калибром 122 мм и выше) - 303, боевых самолетов - 49, ударных вертолетов - 15. В Армении: личный состав - 52000 человек, танков - 102, ББМ - 218, артиллерии - 225, боевых самолетов - 6, ударных вертолетов - 9. Однако, уточняет газета, значительные войска и техника армян сосредоточены в Карабахе: личный состав - 20000-25000 чел., танков - 316, ББМ - 324, артиллерии - 322, реактивных систем залпового огня - 44. "Вместе с тем, в случае затяжной войны армянская сторона будет испытывать сильный дефицит горюче-смазочных материалов". По мнению газеты, по количеству военной техники Азербайджану ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе "конкурировать" с Арменией не удастся. "Это должны учитывать те, кто сегодня с ходу требует начала наступательных действий по освобождению оккупированных территорий. Ведь и слону ясно, что для проведения успешной наступательной операции необходимо иметь минимум пятикратное превосходство над обороняющейся стороной. Такого превосходства мы сегодня не имеем". Газета считает, что Азербайджану необходимо выдержать время для того, чтобы воспользоваться своими экономическими ресурсами, которые дают возможность создать высокомобильные, оснащенные почти по последнему слову техники элитные части, чтобы компенсировать отставание от Армении. "Нам в любом случае необходимо дождаться завершения процесса переоснащения армии. Хотя, скорее всего, нам не дадут завершить начатое дело и использовать свое превосходство в качестве серьезного аргумента в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Проблема заключается в том, что армяне в большей степени именно из-за этого торопят процесс завершения мирных переговоров, угрожая в случае затягивания переговоров так называемым превентивным ударом. Но еще хуже то, что международные посредники, прежде всего США и Франция, также заинтересованы в скорейшем урегулировании этого конфликта. Они, то есть США и в лице Франции Евросоюз, вообще не хотят ждать ни дня. Им нужно срочно осваивать регион. Таким образом, "скорый мир", который может быть только "худым", нужен почти всем, кроме Азербайджана".

Министр обороны Армении Серж Саркисян в интервью российской газете "Красная звезда", касаясь вероятности проведения международной миротворческой операции в Нагорном Карабахе под эгидой ОБСЕ, выразил недоумение в связи с тем, что "где-то серьезно заняты подготовкой миротворческой операции". По словам главы Минобороны РА, для этого необходимо иметь согласие сторон или хотя бы ориентиры соглашения. "К сожалению, между нами и Азербайджаном пока нет согласия. Следовательно, говорить о миротворцах преждевременно", - отметил Саркисян. ("Аравот").

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 27 апреля, согласно ранее достигнутой с властями НК договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на участке северо-западнее населенного пункта Гюлистан "оккупированного" Азербайджаном Шаумянского района НК. Группу, осуществлявшую наблюдение с позиций Армии обороны НК, возглавлял личный представитель действующего председателя (ЛП ДП) ОБСЕ посол Анджей Каспшик. В состав группы входили полевые помощники ЛП ДП ОБСЕ Питер Кии (Великобритания) и Харри Эронен (Финляндия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Азербайджанская сторона, в отличие от карабахской, не вывела миссию наблюдателей на свои передовые рубежи, что уже приобрело систематический характер, сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха. Группу наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел НК.

Переговорный процесс

Вице-спикер армянского парламента Тигран Торосян, положительно оценив деятельность Минской группы ОБСЕ (МГ) по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, не исключил возможности смены лиц в тройке сопредседателей - Манн-Мерзляков-Фасье. "Менялись форматы международных посреднических процессов, менялись и дипломаты, поэтому смена состава дипломатов в рамках МГ вполне возможна", - отметил Торосян. По его словам, идея о решении нагорно-карабахского конфликта в 2006 году навязана международными посредниками. "У меня никогда не было ожиданий в этом вопросе на текущий год, нет их и на будущий", - отметил Торосян, добавив, что акцентировать внимание на том, что политические события 2007-2008 гг. в двух странах будут препятствовать переговорному процессу, неверно. Вице-спикер также отметил, что отсутствие внятных комментариев после переговоров президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе не позволяет адекватно оценить ситуацию - "однако последовавшие за переговорами заявления Баку об усилении армии и увеличении военного бюджета, несомненно, настораживают". По словам Торосяна, сегодня международное сообщество признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение, и это является самым важным достижением за все годы переговорного процесса по урегулированию конфликта. Вице-спикер отметил, что "Азербайджан также начал понимать, что Нагорный Карабах больше не будет в его составе, отчасти поэтому и оттягивает решение конфликта". (ИА REGNUM).

Точная дата визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион нагорно-карабахского конфликта еще не определена, сообщил бакинскому агентству "Тренд" французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье. По его словам, посредники МГ ОБСЕ намерены встретиться в самом начале мая в Москве для обсуждения нынешнего этапа урегулирования конфликта и определения дальнейших действий. После московских консультаций сопредседатели, возможно, совершат свой очередной визит в регион, добавил Фасье. Газета напоминает, что Фасье совершил отдельный визит в Баку и Ереван 10-13 апреля, после чего провел консультации в МИД России.

Консультации в Москве с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении были очень содержательными, сказал бакинскому агентству "Тренд" российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков, комментируя состоявшиеся в Москве встречи с Эльмаром Мамедъяровым и Варданом Осканяном в рамках заседания Совета министров иностранных дел СНГ. "Мы обстоятельно поговорили по поводу дальнейших обсуждений, так что в скором времени, в ближайшие месяцы будут очередные встречи", - сказал Мерзляков, имея в виду очередной раунд переговоров на уровне глав МИД Азербайджана и Армении. По его словам, их встреча может состояться в мае, но о сроках и месте переговоров пока говорить рано. Дипломат считает, что после встречи министров можно будет говорить и об организации встречи на уровне президентов. ("525-я газета").

21 апреля из Еревана в Баку прибыл американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн. Как сообщает Day.Az, в тот же день Манн встретился с президентом страны Ильхамом Алиевым, а 22 апреля - с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Американский сопредседатель представил азербайджанской стороне новые предложения сопредседателей.

Газета "Иравунк" со ссылкой на близкие к МИД РА источники сообщает, что состоявшаяся 20 апреля встреча министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна с американским сопредседателем МГ ОБСЕ Стивеном Манном носила острый характер. Согласно газете, американский дипломат выразил серьезное недовольство тем, что политическая верхушка Армении, выступая на поверхности за урегулирование карабахского конфликта, на самом деле стремится по возможности затянуть этот процесс. Согласно источнику, Манн выдвинул ультиматум: либо до конца августа будет на деле решен вопрос размещения в зоне конфликта миротворческих войск, либо будет высока вероятность "непредсказуемых и чреватых тяжелыми последствиями событий".

Пока сопредседатели Минской группы ОБСЕ по отдельности посещают Армению и Азербайджан, пытаясь что-то сделать для урегулирования карабахского конфликта, в Карабахе говорят о невозможности решения проблемы. По мнению высшего офицерства Армии обороны Арцаха (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM), в ближайшее десятилетие решение проблемы исключается полностью, пишет газета "Иравунк". Согласно газете, офицеры считают, что если такое давление на власти Армении будет продолжаться, то президент РА Роберт Кочарян вскоре подаст в отставку. "Он скорее подаст в отставку, чем подпишет какой-либо документ", - уверяют военные.

"Итоги переговоров президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе - это провал не только самого процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но и усилий Минской группы ОБСЕ", - заявил в ходе пресс-конференции в Ереване экс-министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян. По его словам, процесс урегулирования затягивается не только сторонами конфликта, но и Западом и США: "В начале 2006 года Европейский союз назначил нового представителя на Южном Кавказе Питера Семнеби, которому, безусловно, требуется время на адаптацию. Затем США меняют своего посла в Азербайджане, скоро, вероятно, сменится и посол в Армении - все это делается для того, чтобы процесс затянулся до конца 2006 года, а затем, как известно, наступает время предвыборных гонок - время, когда процессу урегулирования конфликта будет отведено далеко не первое место". Негативно оценив деятельность МГ ОБСЕ на переговорах в Рамбуйе, экс-министр, однако, отметил, что данный посреднический формат "наиболее удачный за все время переговорного процесса". "Я не ожидаю каких-либо коренных изменений в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, однако, учитывая последние после встречи президентов в Рамбуйе заявления Азербайджана, не исключено, что война с этой страной может возобновиться", - сказал экс-министр иностранных дел Армении. (ИА REGNUM).

Где предел компромисса?

Заметная за последние 4-5 месяцев большая активность в процессе урегулирования карабахского конфликта связана не только с карабахским конфликтом, но и с происходящими в мире процессами. Такое мнение в беседе с "Ноян Тапан" высказал председатель Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян. По его словам, даже зафиксированная в Рамбуйе неудача "не отрезвила самых активных участников - США и ряд европейских стран", которые, кстати, заинтересованы в скорейшем решении вопроса. Подобная позиция имеет свои причины. Так, роль Южного Кавказа растет день ото дня - здесь проходит ряд газопроводов и нефтепроводов, кроме того, очень остро стоят проблемы, связанные с соседними Ираном и Ираком, и даже не исключаются серьезные действия против Ирана. С другой стороны, между позициями Армении и Азербайджана отсутствуют общие грани, власти обеих стран не проявляют политической воли к взаимным уступкам, общественность противоборствующих сторон не готова к примирению и не воспринимает того, что обе стороны должны пойти на уступки. И самым важным обстоятельством, показывающим, что проблема в ближайшее время не будет решена, является, по словам Григоряна, то, что по сей день Карабах не является стороной переговорного процесса, между тем, в случаях как с Абхазией, так и с Приднестровьем и Северным Кипром, непризнанные стороны участвуют в переговорах. Григорян отметил, что все эти факты показывают неготовность конфликтующих сторон к решению карабахского вопроса. Он выразил уверенность, что на предстоящей в будущем встрече президенты Армении и Азербайджана не подпишут ни одного документа. То есть, по мнению политолога, будет повторяться та же старая история - ряд встреч, которые также ни к какому результату не приведут. Политолог выразил озабоченность тем, что подобные процессы могут привести к применению в отношении сторон "Дейтонского варианта". Последний, как известно, является вариантом принудительного мира, когда решения принимают не стороны конфликта, а другие державы. Степан Григорян не исключает, что оказываемое сегодня в карабахском процессе давление приведет к этому варианту.

В газете "Зеркало" руководитель бакинского офиса британской организации IWPR Шахин Рзаев, с учетом "упрямства президента Буша", также предполагает, что в 2006-м Баку и Ереван ожидает очередной "Дейтон": "Просто Азербайджану и Армении сделают такое предложение, от которого невозможно будет отказаться". В статье, озаглавленной "Предел компромисса", Рзаев предлагает "несколько реальных моделей, которые могут быть предметом переговоров", с тем, чтобы попробовать определить предел компромисса, который азербайджанское общество в состоянии "переварить".

1. "Отложенный референдум". Рзаев считает, что отложенный референдум значит признание независимости Карабаха через какое-то время: "В мире уже есть прецеденты этой модели, взять хотя бы Восточный Тимор или Эритрею. Не думаю, что наши власти сознательно пойдут на этот вариант, но, если они дадут согласие на референдум лет через 15-20, это будет означать "после нас хоть потоп". По мнению автора, такая модель приведет к возникновению "Версальского синдрома", "который, в частности, и породил фашизм в Германии и привел к еще более страшной войне".

2. "Высокая степень автономии". Автор отмечает, что до сих пор азербайджанские власти не раскрыли, что за "кот в мешке" имеется в виду под этим термином. "Ни одна из моделей успешных автономий в мире, будь то Гренландия или Аландские острова, не может быть применена один к одному к нашему конфликту. Но почему бы нам не изобрести некую южнокавказскую модель автономии, чтобы применить ее при решении карабахского, абхазского и югоосетинского конфликтов? Допустим, карабахские армяне согласились на эту модель. Готово ли наше общество, находящееся по сей день под сильным прессингом государственной антиармянской пропаганды, вдруг перенастроиться и спокойно относиться к тому, что армянские депутаты, избранные из Нагорного Карабаха, будут приезжать на заседания нашего парламента и выступать на общественном телевидении? Готовы ли мы к тому, чтобы в Баку открылось представительство НКАР (уже без кавычек) и перед ним развивался нагорно-карабахский флаг (а в том, что флаг, герб и гимн будут, никаких сомнений нет, да и почему бы им не быть, если даже у футбольных клубов они есть)? Однозначно, пока мы к этому не готовы. А надо бы готовиться, если предлагаем эту модель всерьез".

3. "Тайваньская модель". "Огромный Китай, супердержава, первая страна в мире по населению и четвертая по объему экономики, до сих пор не может решить куда менее острый территориальный вопрос со своими сепаратистами из Тайваня (народ-то один). Это хороший пример не обманывать себя иллюзией того, что вот потекут нефтедоллары и мы просто "купим" Нагорный Карабах. Что мешает Китаю? В первую очередь - авторитарный строй. В последнее время карабахские армяне часто повторяют на всех международных форумах: "Сравните наши выборы с азербайджанскими, мы не хотим жить в авторитарной стране". Считая последнее заявление демагогией, Рзаев, тем не менее, утверждает, что, "если мы серьезно настроены на интеграцию с карабахскими армянами, должны предпринять серьезные шаги в направлении демократизации своей страны и быть готовыми к принятию каких-то законодательных актов, гарантирующих защиту их прав". Вместе с тем, по мнению Шахина Рзаева, тайваньский путь консервации конфликта на сегодня является наиболее реальным. "Может, это и к лучшему", - заключает Рзаев.

Из интервью министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова бакинской газете "Эхо":

"Сегодня в регионе - очередной всплеск активности Минской группы: сначала регион посетил Бернар Фасье, затем - Стивен Манн, и все это - на фоне неудачи переговоров в Рамбуйе. Бернар Фасье в ходе своего визита отметил: хорошо, что после Рамбуйе переговорный процесс продолжается. Но как он продолжается - как диалог на уровне "Карабах наш! - Нет, он наш!" или как-то иначе? И еще. Минская группа - это тот механизм, который в состоянии урегулировать конфликт?

Если учесть, что сопредседатели Минской группы представляют три страны - постоянных члена СБ ООН, то это именно тот механизм. Да и ОБСЕ - та структура, где можно обсуждать и решать проблемы. Думаю, нам надо отказываться от урапатриотической риторики - надо искать решение. И в данном случае то, что называется "пражским процессом", "поэтапным графиком" - это то, что отвечает нашим национальным интересам. Любой здравомыслящий человек понимает: начать обсуждать сейчас статус Карабаха - это убить процесс. Кроме того, для Азербайджана важно решить проблему оккупированных территорий и внутренних перемещенных лиц, которых надо обустраивать и возвращать в места постоянного проживания. Конечно, оккупированные территории должны быть возвращены под суверенную юрисдикцию Азербайджана со всеми ее атрибутами и вытекающими отсюда последствиями. Должна быть возвращена в Карабах и его азербайджанская община - люди, которые жили, например, в Шуше, должны туда вернуться. Но, как говорится, "дьявол в деталях". Постоянно идет креативное развитие идей, каждая сторона стремится укрепить свою позицию... Думаю, что переговорный процесс еще не исчерпал себя, он должен продолжаться, именно это и имел в виду Бернар Фасье. Недавно в Баку провел переговоры американский сопредседатель Стивен Манн, президент принимал его около двух часов. Но продвижение переговоров зависит не только от Азербайджана - свою часть пути должен пройти и Ереван, теперь "мяч" на их половине поля". ("Эхо").

На вопросы армянских журналистов ответил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян.

"Господин президент, сегодня много говорится о размещении в зоне конфликта третьей силы - миротворческих войск...

Сейчас рано об этом говорить. Сегодня задача заключается в том, чтобы стороны смогли договориться друг с другом. Ваш вопрос - не вопрос сегодняшнего дня.

Может ли, по-вашему, Карабах стать в ближайшее время участником переговоров?

Это от нас не зависит. Естественно, что невозможно решить какой-либо вопрос без Карабаха. Думаю, что это понимают все, в том числе и Азербайджан. Чем раньше начнет Карабах участвовать в переговорах, тем раньше сможем достичь договоренности.

Как вы считаете, где проходит граница компромисса, на который согласится народ Нагорного Карабаха?

Не считаю правильным открывать все наши карты до переговоров. Это выяснится за столом переговоров. Наши уступки зависят от уступок Азербайджана. Ясно, что односторонних уступок не будет. Мы готовы идти на компромисс, а это означает обоюдные уступки.

Насколько оправдано требование провести в Карабахе референдум о самоопределении? Он ведь был уже проведен...

Согласен. Карабах действительно самоопределился путем референдума. Но вопрос в том, что сегодня его результаты мир не признает. Если мы получим гарантии того, что мир и Азербайджан готовы признать результаты нового референдума, то эту тему можно будет обсудить.

Могут ли новые предложения Минской группы привести к какому-нибудь сдвигу или Азербайджан продолжит свою политику проволочек?

Думаю, что Азербайджан не готов к урегулированию конфликта. Но это тот случай, когда я хотел бы ошибиться.

Как вы думаете, чем вызвано стремление достичь урегулирования именно в этом году?

Предполагаю, что дело в том, что 2006-й - спокойный год. Выборы всегда негативно влияют на процесс урегулирования, а их в этом году нет ни в Карабахе, ни в Армении, ни в Азербайджане. Видимо, желание добиться развязки вызвано этим.

В таком случае, почему посредники приезжают в регион порознь, словно противореча друг другу?

Думаю, они просто хотят ускорить процесс. По всей видимости, трудно совместить графики посещений. Однако одно другого не исключает, и если сегодня они приезжают врозь, то это не означает, что завтра они не приедут вместе. Уверен, что все эти посещения согласованы.

Что имел в виду российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков, говоря, что договоренности выгодны одной стороне на 80 процентов, а другой - всего на 20?

Эти процентные деления мне просто непонятны. Затрудняюсь ответить на этот вопрос.

В последнее время Азербайджан часто повторяет, что боевые действия могут поставить под угрозу нефтепровод Баку-Джейхан. Это самое уязвимое место Азербайджана?

По-моему, у Азербайджана столько уязвимых мест, что все не перечислишь. Они и сами это понимают". ("Айоц Ашхар").

Карабахская проблема облачается в иранскую чадру

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев призвал Иран помочь в урегулировании карабахского конфликта. Как передает "Ноян Тапан" со ссылкой на ИТАР-ТАСС, иранский коллега Абиева благосклонно отнесся к просьбе Азербайджана, отметив, что "безопасность Азербайджана - это и безопасность Ирана". "Наша обороноспособность - это и ваша обороноспособность. Мы всегда поддерживали и будем впредь поддерживать территориальную целостность Азербайджана", - заявил министр обороны Ирана Мустафа Мохаммад Наджар. Обмен мнениями состоялся в ходе официального визита в Азербайджан министра обороны Ирана.

"В Азербайджане действуют разведгруппы США, ведущие работу против ИРИ". С таким заявлением в интервью египетской газете "Аль-Ахрам" выступил глава Верховного национального совета безопасности Ирана Али Лариджани. Он отметил, что американские спецслужбы используют территории Азербайджана и Туркменистана против Ирана. По его словам, в случае начала военных действий Иран может нанести ответный удар по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и по нефтяным объектам Азербайджана. Комментируя это выступление, руководитель управления печати и информационной политики Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде призвал не воспринимать всерьез вышесказанное. По его словам, Азербайджан и Иран живут в мирной добрососедской обстановке: "Такие заявления направлены на нарушение двусторонних отношений между странами и служат обострению обстановки". ("525-я газета").

Антиазербайджанские заявления, сделанные правительством Ирана накануне визита в США президента АР Ильхама Алиева, позволяют говорить о том, что это попытка оказания давления. Об этом заявил политолог Вафа Гулузаде, комментируя высказывания руководителя Верховного национального совета безопасности Ирана Али Лариджани. В свою очередь политолог Ильгар Мамедов заявил об углублении кризиса и расширении агитационной войны вокруг иранской проблемы. "Поэтому в последнее время стороны делают более резкие заявления. После возвращения министра обороны Ирана из Баку слышатся угрозы в адрес Азербайджана, и это в тот момент, когда президент Ильхам Алиев направляется в США. Иран является опасным соседом, поэтому он выступил с такими заявлениями накануне визита президента", - отметил он. "Начало военных действий поставит в сложное положение Азербайджан. Если США, в случае вхождения в антииранскую коалицию, дадут Азербайджану гарантии защиты позиции нашей страны в вопросе Нагорного Карабаха, Азербайджан будет вынужден сделать этот шаг. В противном случае нынешнее правительство превратится в объект упрека со стороны общественности. А в случае принятия предложения США наша страна станет врагом опасного соседа - Ирана. Если Азербайджан защитит интересы Ирана, то, естественно, превратится в один из театров военных действий. А в случае занятия нейтральной позиции стороны конфликта будут оказывать на нас интенсивное давление с целью выявления нашей позиции", - подчеркнул азербайджанский политолог. (PanARMENIAN.Net).

Многие на Южном Кавказе обеспокоены тем, что обострение американо-иранских отношений может перекинуться на регион и непосредственно отразиться на нагорно-карабахском конфликте, заявил в беседе с "Арминфо" карабахский политолог Давид Бабаян. По его словам, особую заинтересованность американо-иранскими отношениями проявляют в Азербайджане. Многие там опасаются, что при силовом развитии американо-иранских взаимоотношений Иран применит силу против Азербайджана, если тот встанет на сторону США. Данный сценарий является наиболее вероятным. "Однако полагать, что Азербайджан поддержит США исключительно руководствуясь идеологическими мотивами или всецело разделяя американскую позицию, было бы неверно", - считает политолог, добавив, что Азербайджан, исходя из собственных геополитических интересов, заинтересован в обострении ситуации в Иране, и в данном контексте Баку надеется на то, что, используя США, получит возможность достичь собственных целей. "В контексте вышесказанного, Азербайджан, как это ни парадоксально, может быть заинтересован в иранских атаках на свою территорию. Это даст Баку ряд "козырных карт". Во-первых, представ в роли жертвы, Азербайджан может в качестве компенсации материализовать один из этнических мифов - объединение "Северного" и "Южного" Азербайджанов. На первых порах, в случае военного успеха антииранской коалиции, это может осуществиться путем создания зоны ответственности Азербайджана в приграничных регионах Ирана. Если это свершится, то Ильхам Алиев войдет в историю Азербайджана в качестве объединителя и создателя "Великого Азербайджана". Для режима, который страдает коррупцией, клановостью и другими проблемами, это весьма соблазнительный сценарий. Во-вторых, активно участвуя в антииранской коалиции, Азербайджан может также потребовать выгодного ему сценария решения нагорно-карабахского конфликта. В данном случае Баку будет рассчитывать на то, что после иранской кампании Запад займет проазербайджанскую позицию в нагорно-карабахском урегулировании с тем, чтобы иранские события не воспринимались в качестве антиисламской кампании. Таким образом, представ в образе "жертвы", Азербайджан постарается чужими зубами откусить от соседней "плоти" как можно большие куски", - резюмировал Давид Бабаян.

Сколько бы министр иностранных дел Армении Вардан Осканян ни заявлял, что проблема ядерной программы Ирана не может повлиять на переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта, ясно видно, что процесс урегулирования постепенно умещается именно в рамки иранского фактора, пишет лосанжелесская газета "Жаманак" в статье, озаглавленной "Карабахская проблема облачается в иранскую чадру". Газета пишет, что США и Иран требуют от Азербайджана очень конкретных и прямо противоположных решений: США, в случае начала военных действий против Ирана, рассматривают азербайджанские территории как плацдарм для размещения своих войск на севере Ирана, а Иран хочет убедиться, что Азербайджан не станет частью антииранской коалиции и не пойдет навстречу амбициям США. И в свете этого, считает газета, Азербайджану, в первую очередь, надо предложить США что-то взамен отказа от идеи размещения на его территории войск, а если это не получится, то, в качестве компенсации, добиться изменения позиции США в карабахском вопросе. И не исключено, что именно поэтому Баку заявляет, что никаких новых предложений, связанных с переговорным процессом, Азербайджан от США не получал. По мнению Осканяна, пишет газета, США на подобный примитивный торг не пойдут, а Ереван в этих условиях демонстрирует свое спокойствие и даже безразличие.

Вашингтон подчиняет карабахский вопрос своим планам против Ирана, втягивая Баку в процесс, грозящий катастрофой всему региону, пишет бакинская газета "Новое время". Международные посредники по урегулированию карабахской проблемы развернули небывалую активность. Особенно заметно это в действиях США. Многие аналитики и политологи объясняют такую активность Вашингтона его планами в отношении Ирана: он стремится поскорее разрешить карабахский конфликт, чтобы заручиться прочными тылами перед нападением на Иран. Руководитель кавказского проекта Международной кризисной группы Сабина Фрейзер, известная своей близостью к политическим (и не только) кругам США, сказала, что если США желают защитить свои интересы в области безопасности и энергетики, то основное внимание они должны уделить разрешению нагорно-карабахского конфликта: "США заинтересованы в решении нагорно-карабахской проблемы - ведь и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, строительство которого близится к завершению, проходят в каких-то 30 милях от линии фронта... Президенту Алиеву будет открыто сказано о недопустимости разрешения карабахского конфликта военным путем. Кроме того, наряду с оказанием давления на Армению, США должны привлечь Азербайджан к подписанию широкого и всестороннего мирного соглашения. В качестве первого шага к этому президент Ильхам Алиев должен создать условия для взаимоотношений между народами Азербайджана и Армении..." По мнению Фрейзер, если Штатам нужна долговременная поддержка политики в отношении Ирана со стороны Азербайджана, наилучшим выбором стало бы обеспечение мирного решения проблемы Карабаха: "Пока остается нерешенной карабахская проблема, Азербайджан не заинтересован в том, чтобы портить свои развивающиеся отношения с Ираном. И наоборот: если Азербайджан решится применить военную силу против Нагорного Карабаха, расположенного у северных границ Ирана, то это может нанести вред энергетическим интересам и интересам безопасности США и вызовет прекращение иностранных капиталовложений в экономику Азербайджана. Эти вопросы необходимо обсудить с президентом Алиевым, как и актуальный вопрос иранской ядерной угрозы..." Как видим, проблема Нагорного Карабаха здесь увязывается с иранской ядерной угрозой, пишет газета. Вашингтон, конечно, может надавить на Ереван, но за это от Баку ждут таких уступок в иранском вопросе, которые для нашей страны чреваты катастрофой даже более серьезной, чем карабахская проблема, продолжает издание. Вашингтон ставит Баку перед очень непростым выбором: либо капитулянтское соглашение по Карабаху, либо участие в антииранской военной авантюре. ("Новое время").

Ильхам Алиев в США

Как сообщает агентство Day.Az, находящийся с официальным визитом в США Ильхам Алиев выступил в Совете по внешним связям Фонда Карнеги. Открывая встречу, бывший советник президента США по национальной безопасности Бренд Скоукрофт заявил, что Азербайджан является стратегическим партнером США. По словам агентства, он также констатировал, что располагающий богатыми природными ресурсами Азербайджан подвергся агрессии. "Армения захватила значительную часть Азербайджана", - подчеркнул Скоукрофт. В свою очередь, Алиев отметил, что карабахский конфликт может быть урегулирован только на основе норм международного права и в рамках территориальной целостности Азербайджана. Алиев подтвердил готовность Азербайджана предоставить НК высокий статус автономии по модели существующих в современной Европе автономий. По мнению Алиева, Армения должна отказаться от враждебной политики по отношению к своему динамично развивающемуся соседу. По словам Алиева, Азербайджан стремится решать проблему мирным путем, но терпение азербайджанского народа может и иссякнуть.

"Во-первых, на мой взгляд, Армения не победила в войне, возможно, она и достигла некоторого преимущества при существенной поддержке других стран. Всем известно, что без помощи русской армии Армения никогда не смогла бы захватить нашу территорию. И эта помощь сыграла решающую роль. Тем не менее, война еще не закончена", - такое заявление, сообщает агентство "А1 плюс", сделал в одном из своих выступлений президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе своего официального визита в США. Алиев еще раз напомнил о том, что терпение азербайджанцев имеет пределы, а также посоветовал поразмыслить о том, что произойдет в Армении через 5, 10, 15 лет, если конфликт не будет урегулирован. Как сообщает ИТАР-ТАСС, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн сказал, что "надо отказаться от попыток решить данные проблемы сразу и окончательно".

В американских СМИ начали появляться первые материалы об ожидающейся 28 апреля встрече президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента США Джорджа Буша, в которых делается попытка понять, с какой целью президент Алиев получил официальное приглашение Белого дома. Так, "International Herald Tribune" опубликовала статью, озаглавленную "Визит президента Азербайджана вызывает удивление", в которой значение встречи Буш-Алиев рассматривается в первую очередь с точки зрения имиджей двух президентов. "Для 44-летнего президента, обвиняемого в коррупции, выборных фальсификациях и давлении на оппозицию, встреча с президентом Джорджем Бушем является возможностью легитимации в глазах международной общественности", - пишет газета, добавляя: "У президента Буша, который приоритетом своей внешней политики объявил поддержку демократическим процессам, визит Алиева может вызвать осложнения". По словам автора статьи, факт приглашения Алиева в Белый дом вызвал недоумение стран бывшего СССР, в которых после призыва Буша к демократизации еще более возросло напряжение между оппозиционными движениями и авторитарными режимами. "Азербайджанская оппозиция давно заявляла, что желание США диверсифицировать энергетические источники Запада идет вразрез с поддержкой демократизации Азербайджана. И вот после этого приглашения оппозиция говорит, что Буш свой выбор сделал - нефть и географическое расположение по своей значимости превосходят все остальные вопросы", - пишет газета и приводит слова одного из лидеров азербайджанской оппозиции Али Керимли, заявившего, что Белый дом должен объяснить, что изменилось: "Почему три года назад Алиев был для Белого дома нежелателен, а сегодня, когда сфальсифицированы еще одни выборы, он удостаивается этого приема?" ("Айкакан жаманак").

Прогноз американского исследовательского центра

Американский исследовательский центр Stratfor (Strategic Forecasting) опубликовал очередной анализ, касающийся Азербайджана, где также делаются прогнозы по поводу возможности возобновления военных действий в Нагорном Карабахе. "В течение двух месяцев начнет действовать трубопровод Баку-Джейхан, который доведет нефть из Каспийского моря в Средиземное. Предполагается, что к концу 2006 года доходы Азербайджана от трубопровода и других энергетических программ составят 800 млн. долларов. Несмотря на то, что эти суммы потекут в бюджет Ильхама Алиева и его клана, военный бюджет также будет пользоваться этими доходами", - отмечает Stratfor. Нынешнюю ситуацию на линии соприкосновения ВС Армении и Азербайджана эксперты Stratfor оценивают как "напряженную": "Хрупкое перемирие сохраняется с 1994 года, однако зафиксированы перестрелки на передовой линии. Последняя встреча глав Армении и Азербайджана во Франции не приблизила эти страны к урегулированию конфликта". "В условиях потока наличных денег Азербайджан может приобрести у Франции, США или у бывших стран-участников Варшавского соглашения оружие и военную технику. Военный состав Азербайджана может получить консультации со стороны США", - говорится в докладе. По мнению экспертов американского центра, маленький военный бюджет Армении "был возможен в условиях слабой азербайджанской армии и сильного армянского национализма, однако в дальнейшем явное неравное финансирование может изменить баланс". Эксперты центра отмечают, что в 2005 году бюджет Армении составил $930 млн., в то время как бюджет Азербайджана достиг $2 млрд. 986 млн. В 2005 году военный бюджет Азербайджана составил $300 млн. Однако Ильхам Алиев заявил, что военный бюджет его страны скоро будет равен всему госбюджету Армении. Военный бюджет Армении в прошлом году составил $100 млн. В этом году он достигнет $160 млн. Сейчас трубопровод Баку-Джейхан заполняется нефтью. Азербайджанская и грузинская части заполнены, заполняется также и турецкая часть. Производство нефти в 2007 году заметно возрастет. В 2008 году трубопровод будет задействован в полном объеме - с мощностью 1 млн. баррелей нефти в сутки, что принесет большие доходы Азербайджану. "Несмотря на то, что, кажется, попытка Азербайджана возвратить сепаратистские территории неизбежна, однако есть ряд факторов, которые могут смягчить любой агрессивный шаг. В число этих факторов входят многочисленные международные корпорации, которые осуществляют в Азербайджане энергетические проекты. Любой шаг, который может поставить под угрозу промышленность или трубопроводы, вызовет недовольство у этих людей, которые принесли в эту страну все эти средства", - пишут специалисты Stratfor. Они считают, что поскольку и Баку-Джейхан, и южнокавказский трубопровод близки к Нагорному Карабаху и сепаратистским территориям соседней Грузии, то "диверсионные действия против нефтепровода Баку-Джейхан становятся очень вероятными, несмотря на жесткие мероприятия по безопасности". "Все сепаратисты региона пользуются содействием России, а она может дать добро на любую диверсию, поскольку Баку-Джейхан обходит Россию", - утверждает Stratfor. Эксперты центра также отмечают, что "армяне показали, что готовы бороться": "Армяне также довольно сильны в политическом плане. Армянская диаспора США, которая своей численностью превышает количество проживающих в Армении армян, имеет влиятельное лобби в Вашингтоне. Создалось также хрупкое равновесие между союзническими отношениями США с Азербайджаном и американским содействием Армении. Это равновесие заставит Вашингтон сделать все возможное, чтобы предотвратить возобновление конфликта". "Тем не менее, ничто не может предотвратить усиление длившейся на протяжении десятилетий кровной вражды в регионе, где история значит все. Любой раздор может стать причиной нового кровопролития. Медленно, но уверенно конфликт вновь созреет, но на сей раз азербайджанская сторона будет лучше готова, будет лучше вооружена и финансирована, постепенно перетягивая равновесие на свою сторону", - заключают эксперты исследовательского центра Stratfor. ("Реальный Азербайджан").

Парламентские слушания в Нагорном Карабахе

21 апреля в Национальном Собрании (НС) Нагорного Карабаха прошли слушания на тему: "Карабахская проблема: перспективы урегулирования", в которых кроме депутатов НС НК приняли участие парламентская делегация Армении во главе с председателем постоянной комиссии по внешним связям Национального Собрания РА Арменом Рустамяном, ряд армянских политологов и экспертов, представители неправительственного сектора НК, сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха. В своем выступлении председатель парламента НК Ашот Гулян подчеркнул, что Арцах (армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM) изначально был и остается в центре внимания армянства мира. "Для народа и властей НКР отправной точкой решения проблемы являются результаты референдума 1991 года, согласно которым армянство Арцаха однозначно сказало "да" идее независимости, взяв за стратегию построение независимой государственности. Естественно, на достижение этой цели направлена деятельность всей политической системы, в том числе Национального Собрания НКР", - сказал Гулян. Министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян отметил, что в основе нагорно-карабахского конфликта лежит неуважение прав народа Нагорного Карабаха. В данном контексте он подчеркнул, что после того, как карабахцы заявили о своем праве на самоопределение, политическое требование трансформировалось в этнические чистки со стороны Азербайджана. При этом министр заметил, что "для НКР независимость является не самоцелью, а возможностью жить и развиваться на собственной земле". Петросян отметил, что в случае, если политический процесс не учитывает право народа, то происходит столкновение интересов сторон. При этом министр подчеркнул, что Баку практически перевел решение проблемы из политической плоскости в плоскость военного противостояния. Он выразил сожаление по поводу того, что посредники игнорируют итоги референдума в Нагорном Карабахе по вопросу независимости. Глава карабахского МИД высказался за подписание сторонами конфликта соглашения об отказе от применения силы. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Депутатские фракции "Демократия", "Родина" и группа "АРФ (Армянское революционное движение. - прим. ИА REGNUM) Дашнакцутюн - Движение-88" Национального Собрания Нагорного Карабаха выступили с заявлением, в котором, констатируя, что провозглашение Нагорно-Карабахской Республики и все исходящие из Декларации о провозглашении НКР политико-правовые шаги республики осуществлены в соответствии с основополагающими принципами международного права и законодательства бывшего СССР; подчеркивая, что Азербайджанская Республика не использовала возможность разрешения посредством диалога с провозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой всех имевшихся проблем, а напротив, осуществив политику этнической неприязни, прибегла к незаконному применению силы и по сей день не отказывается от политики урегулирования конфликта военным путем; отмечая, что народы, вовлеченные в конфликт, понесли огромные людские и материальные потери и продолжают пребывать под угрозой возобновления вооруженной конфронтации и ее непредсказуемых последствий; заявляя, что несут ответственность за судьбу почти полумиллионного государствообразующего армянского населения бывшей Азербайджанской ССР, насильственно изгнанного из этой республики в результате массовых погромов; заверяя, что привержены всеобъемлющему урегулированию существующих проблем путем переговоров на основе принципа, позволяющего исключить всякую враждебность и попытки в дальнейшем подвергнуть ревизии достигнутые соглашения посредством применения силы:

- квалифицируют азербайджано-карабахское вооруженное противостояние 1991-1994 гг. как агрессию Азербайджанской Республики против провозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, дальнейшие действия НКР - как реализацию предусмотренного 51-й статьей Устава ООН неотъемлемого права подвергшегося агрессии народа на самооборону, а нынешние реалии в зоне конфликта - как последствия этой агрессии;

- считают, что Азербайджан, как страна-агрессор, несет ответственность за развязанную ею войну и ее последствия, за судьбы сотен тысяч людей конфликтующих сторон, ставших беженцами и внутренне перемещенными лицами в результате военных действий, а потому обязан компенсировать нанесенный им материальный и моральный ущерб с учетом фактора потери ими родины, независимо от их национальной принадлежности;

- принимая за основу Бишкекский протокол мая 1994 года и действующее соглашение того же года о режиме прекращения огня, завизированные официально признанными со стороны полномочных представителей Нагорно-Карабахской Республики, Азербайджана, Армении и посредников подписями, а также итоговый и другие документы Будапештского саммита ОБСЕ, в которых Нагорный Карабах признан стороной конфликта,

- обращаются в Совет министров ОБСЕ с ходатайством об уважении правомочного участия Нагорно-Карабахской Республики в переговорном процессе по урегулированию конфликта, без которого достигнутое любое соглашение не может иметь правовую силу;

- выражают убежденность, что признание международным сообществом независимой, демократической и дееспособной Нагорно-Карабахской Республики, созданной на основе итогов всенародного референдума от 10 декабря 1991 года, полностью вписывается в рамки современных реалий и станет важным фактором региональной стабильности и безопасности;

- ставят в известность о принятии данного заявления действующего председателя ОБСЕ, парламенты государств-членов Минской группы ОБСЕ, Парламентскую ассамблею ОБСЕ, Совет Европы, НАТО, Европарламент. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).