Уникальный офорт Василия Кандинского найден в запасниках Козьмодемьянского музея им. А.В. Григорьева республики Марий Эл, пишет еженедельник "АиФ в Марий Эл".

Первым порядковым номером экспертом обозначен безымянный прежде офорт мастера. В постоянную экспозицию российской живописи и графики начала ХХ века на полных правах вошёл уникальный графический лист Василия Кандинского. Более восьмидесяти лет офорт в технике сухой иглы покоился в музейных фондах. Лежал он среди других графических листов, объединенных названием "Футуристические рисунки", ещё при создании музея в 1919 году. В правом нижнем углу есть характерная авторская монограмма в виде дроби, где в знаменателе указан год создания.

Сам Василий Кандинский связей с Марий Эл не имел. Родился в Москве 140 лет назад, в 1866 году. Умер в 1944 году в Нейи-сюр-Сен. Был сыном крупного сибирского купца (бабушка - монгольская княжна). В свое время отказался от юридической службы ради служения искусству. Кандинский стоял у истоков возникновения абстракционизма. Ему было уже за сорок, когда открылось новое понимание пространства и света.

О Козьмодемьянской графической композиции московский галерист Ильдар Галеев сообщил подробно в письме сотрудникам музея: "Этот лист - составная часть серии подобных же офортов, исполненных мастером в самом начале 1916 г. (предположительно, в январе месяце) в Стокгольме в количестве 7 единиц по 10 оттисков с каждой доски. Доски уничтожены. Каждый офорт пронумерован и подписан автором".

Ильдар Галеев осуществил настоящее расследование судьбы офорта: "В 1920 году в Москве, на Большой Дмитровке, 11, состоялась ХIХ выставка отдела ИЗО Наркомпроса, на которой в числе других произведений экспонировались и офорты Кандинского №№ 1-6. Два из них впоследствии оказались в собрании Государственной Третьяковской галереи (№ 3 и № 4), а № 1 - в собрании вашего музея. И - самое удивительное и радостное - удалось обнаружить оригинальный эскиз к вашему офорту, выполненный в технике тушь, перо, уголь... Хранится он в Мюнхене, Городской галерее Ленбаххауз. Поступил он туда вместе с архивом от Габриэлы Мюнтер, тогдашней гражданской жены Кандинского (1916 г. - год фактического их разрыва)".

Говоря о том, как офорт оказался в музее, искусствовед Людмила Кувшинская предполагает, что художник Александр Григорьев, чьим именем назван музей, активно комплектовал козьмодемьянскую коллекцию живописи, скульптуры и графики. Вполне вероятно, что с его участием в начале 20-х годов офорт Кандинского оказался в музее, созданном в 1919 году.