ИА REGNUM публикует полный текст выводов Фoрума неправительственных организаций, проходившего в рамках проходившего 3 мая в рамках Вильнюсской конференции "Общее видение общего соседства".

1. Eвропа переживает критический момент. Благодаря расширению ЕС и НАТО она стала как никогда более сплочённой, безопасной и процветающей. Однако, пока что назвать её "цельной, свободной и мирной" нельзя. Это её видение получает своё воплощение благодаря расширению, но некоторые Европейские страны остаются за рамками главных Евроатлантических институций - НАТО и ЕС. Права человека, свобода и демократия в Беларуси и России пока не являются данностью. И наконец, ещё не установлен мир и не разрешены "замороженные конфликты" в Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе и Чечне.

2. Проект воссоединения Европы не может быть завершён без новых восточноевропейских демократий. Евроатлантическому Сообществу необходимо общее видение и слаженные, исполненнные творческого воображения действия, охватывающие политические, экономические, социальные и, по необходимости, военные меры. Силы притяжения Европы, возможно, не хватит, чтобы компенсировать исходящую от России силу принуждения. Чтобы ясно заявить свою волю и интересы на востоке Европы, Евроатлантическому Сообществу необходима новая смелая программа действий.

3. Политика добрососедства ЕС не оправдала возлагавшихся на неё ожиданий в качестве истинно общего внешнеполитического курса. Следует усилить фокус ЕПД на новых восточноевропейских демократиях. Прикрепление этих стран к Евроатлантическому Сообществу является стратегическим императивом для долгосрочной безопасности Европы. ЕС необходимо разработать более смелую, более последовательную и согласованную внешнюю политику и политику безопасности по отношению к восточной части Европы, до того, как это станет "слишком поздно". ЕС нужно создать активную политику развития демократии, а также адекватные инструменты для оказания прямой и гибкой поддержки демократическим образованиям и гражданским обществам в Восточной Европе.

4. Экономическая программа действий Евроатлантического Сообщества для восточной части Европы настолько же значима, насколько и политическая. Доминирующим признаком в новой Европе стали процессы экономической либерализации. Однако, и в этом правиле есть исключения: до сих пор командной системы экономики придерживается Беларусь, в России государство вновь осуществляет вмешательство и централизованный контроль в "стратегических секторах экономики", а сепаратистские образования (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия) противятся и национальной реинтеграции, и международной интеграции. Старым и новым демократиям следует приложить все усилия, чтобы убедить эти страны и образования шагать с ними в ногу.

5. Опыт ЕС показал, что экономика свободного рынка может процветать только если в её основе будет лежать честная конкуренция. Это, в свою очередь, требует наличия политической системы, основанной на верховенстве закона. Поэтому частью всеобъемлющей реформы должно стать усиление правовых институций, в том числе снятие с судебной системы политического контроля. В свете такой реформы должное внимание следует обратить и на роль неправительстванных организаций. НПО может служить эффективным средством искоренения коррупции в органах управления и стимулом к проведению других политических и экономических реформ. Их национальная деятельность и межнациональное сотрудничество заслужили самой полной правовой защиты и политической поддержки.

6. Новые восточноевропейские демократии должны разработать такие стратегии политики и начать проведение в жизнь тех правовых норм, которые облегчат им присоединение к документам и нормам Европейского Сообщества. ЕС, в свою очередь, должен сконкретизировать ЕПД через усовершенствование и изменение Планов Действий согласно положениям, например, продвинутого Плана Действий, разработанного совместно с Украиной. ЕС должен также напоминать, что успешное выполнение Планов Действий в конечном итоге будет способствовать упрощению приёма в ЕС. Отношения ЕС с Россией - формально не являющиеся частью ЕПД - нужно скоординировать с содержанием Планов Действий и объединить в формулировке единого общего подхода. За основу модели можно было бы взять Четыре Общих Пространства, но подробные "дорожные карты" возможных мер следует сократить, сформулировать список приоритетов и начать процесс их реализации.

7. Создание зоны свободной торговли со всеми странами Европы, которые (ещё) не являются членами ЕС, должно стать одним из направляющих принципов общего видения добрососедства для всех европейских стран. Соответствующие политические стратегии должны быть нацелены на снятие существующих тоговых барьеров, протекционизма и субсидирования. Такие политические стратегии смогут внести значительный вклад в экономическое развитие новых демократий. Страны-члены и страны, не входящие в ЕС, должны изо всех сил сопротивляться применению политики, использующей в качестве средства политического давления видимую или реальную экономическую зависимость. Учитывая сказанное, подготовка вступления Украины во Всемирную торговую организацию должна быть завершена как можно скорее, чтобы сделать возможным заключение с ней расширенного договора о свободной торговле и, возможно, её членство в ЕС.

8. Одним из политических и экономических приоритетов Европы должно стать увеличение энергетической безопасности. Использование Россией ее энергетических ресурсов в геополитических целях, вызывает особенную обеспокоенность и призывает Европу к созданию общей энергетической стратегии перед лицом общего вызова безопасности. Важным элементом этой стратегии могло бы стать ратифицирование Договора об энергетической хартии, включая Протокол о транзите, теми европейскими странами, которые на данный момент не ратифицировали этот договор. Европа также должна стремиться к дальнейшей диверсификации источников энергоснабжения, принимая во внимание как географическое происхождение, так и базу источников, и разрабатывать интенсивные программы развития альтернативных источников энергии.

9. Требуется обратиться к России с призывом вступить в целенаправленный диалог с Евроатлантическим сообществом. ЕС и НАТО не должны избегать постановления сложных вопросов перед Россией о её неоднозначной роли в "замороженных конфликтах" и поддержке режимов, которые проводят нечестные выборы. Официальная поддержка России режиму Лукашенко особенно дискредитирует демократические полномочия России.

10. "Замороженные" конфликты не должны стать "забытыми" конфликтами, иначе они могут привести к тяжелым последствиям для всех регионов. И НАТО, и ЕС следовало бы осуществлять более упреждающую политику разрешения конфликтов. Ни одна другая институция не обладает большими политическими, экономическими и военными мерами воздействия, которыми можно достигнуть значимого сдвига с мертвой точки, в состоянии которой на данный момент находятся "замороженные" конфликты.

11. Калининградская область должна оставаться на европейской повестке дня. Россия всё еще не выполнила своих обещаний превратить этот регион в показательный проект отношений ЕС и России. ЕС и её странам членам следовало бы продолжать завязывать активные связи с этим регионом и уменьшить его международную изоляцию, навязанную Россией. В обратном случае ЕС может столкнуться с огромным количеством "мягких" вызовов безопасности, которые будут возникать со стороны Калининградская области из-за ухудшающейся экономической и криминальной ситуации, и все более низких стандартов здоровья и экологии.

12. Страны сообщества демократического выбора - и в первой очереди Украина, Грузия и Молдова - сталкиваются с двойным вызовом: они обязаны провести быстрые, болезненные и широкие реформы, и в то же время доказать свои демократические, европейские полномочия. Страны Восточной Европы обязаны понять, что интеграция - это улица с двухсторонним движением - вне зависимости от политических и стратегических соображений, и ЕС, и НАТО будут рассматривать перспективы членства с точки зрения способности кандидатов соответствовать жестким критериям членства. Новые соседи по Европе будут должны выполнить много поставленных вопросов - от рыночных реформ, административной компетенции, до борьбы с коррупцией и организованной преступностью.

13. Белорусский народ не должен страдать из-за преступного режима. ЕС и НАТО следует продолжить последовательную политическую линию изоляции и давления на режим Лукашенко, в тоже время укрепляя усилия помочь заграждающемуся гражданскому сообществу Беларуси, заставившему услышать свой голос во время недавних обманных президентских выборов. Как уже доказали антидемократические силы в Сербии и Черногории, Грузии и Украине, танки и орудия не могут победить дух свободы.

14. Европа - это, прежде всего, идея, а не географическая единица с обозначенными границами. Идею Европы должны, в конечном счете, определять люди - те, которые называют себя европейцами - а не искусственные географические барьеры или предубеждения. Требуется новая смелая общая идея общего соседства. Евроатлантическое академическое и НО сообщество уверенно, что альтернативы демократическому выборы нет. В конечном счете, только демократии могут интегрироваться друг с другом, и только интеграция может помочь справиться с вызовами глобализации и извлечь все её выгоды.

Список участников Форума НПО.

Aрмения - Стёпа Сафарян (руководитель исследований Армянского Центра национальных и международных исследований)

Aзербайджан - Aсим Моллазада (председатель Партии демократических реформ, президент Евроатлантического центра)

Беларусь - Aндрей Санников (Международный координатор Хартии'97), Ирина Красоуская (президент Фонда "Мы помним")

Чешская Республика - Aлександр Вондра (президент Чешского Евроатлантического Совета)

Eвропейский Союз - Майкл Эмерсон (старший научный член Центра изучения Европейской политики)

Eвропейская Комиссия - Хильд Хардеман (руководитель отдела ГД Европейской Комиссии по внешним сношениям с Украиной, Молдавией и Белоруссией)

Финляндия - Пекка Сутела (директор БОФИТ, Института экономик переходного периода Банка Финляндии)

Франция - Жан-Доминик Джулиани (президент Фонда Роберта Шумана)

Грузия - Teмури Якобашвили (вице-президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований)

Германия - Ханнес Адомайт (старший исследователь Берлинский фонд науки и политики. Институт Германии по международным вопросам и вопросам безопасности), Вольфганг Герхард (председатель Фракция СвДП в Бундестаге, Германия), Корнелиус Охманн (руководительпроектов в Центральной и Восточной Европе, Фонд Бертельсманна), Норберт Баас (посол, Министерство иностранных дел Германии)

Венгрия - Иштван Гьярмати (директор Международного Центра демократического переходного периода)

Латвия - Ева Купце (специальная группа от Латвии на саммите НАТО, Министерство обороны Председатель НПО "Открытая Беларусь" ), Aтис Лейинс (директор Латвийского Института международных отношений)

Литва - Раймундас Лопата (директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского Университета),Эмануелис Зингерис (член Сейма, член Комитета по иностранным делам, председатель подкомитета Сейма Литовской Республики по политике добрососедства), Кястутис Паулаускас (Институт международных отношений и политических наук Вильнюсского Университета)

Moлдавия - Николае Хиртоака (директор Европейского Института политических исследований Молдавии)

Нидерланды - Карин E. Велтман (ответственная за международные программы VVD (Нидерландская Партия либералов)

Норвегия - Aндреас Селлиаас ( исследователь Норвежский Институт международных отношений)

Польша - Пётр Байда (Центр Восточных исследований), Пржемислав Ярон (координатор Европейской программы, в Варшавском Центре международных отношений), Пётр Мацей Качиньски (координатор Европейской программы в Институте общественных отношений), Войцех Конончук (координатор/аналитик Фонда Стефана Батория), Радослав Рибковский (заместитель директора Института Американских исследований и польской диаспоры Ягеллонского Университета), Томаш Розняк (Europejski Dom Spotkan - Fundacja Nowy Staw Президент Европейского Центра встреч - Общественное объединение Nowy Staw)

Россия - Борис Кашиков (профессор Рязанского Государственного Университета, эксперт Международного Комитета Красного Креста, бывший руководитель Московского Бюро Международной Группы по предотвращению кризисов), Борис Кузнецов (директор Центра международной и региональной политики), Андрей Илларионов (президент Института экономического анализа)

Словакия - Павол Демеш (директор отдела Центральной и Восточной Европы Германского Фонда Маршалла США в Братиславе), Балаш Ярабик (старший сотрудник программы Института гражданской дипломатии Фонда "Понтиса")

Швеция - Карл Бильд (Председатель правления консалтинга "Kreab" )

Украина - Валерий Чалый (директор международных программ Центра им. Разумкова), Олех Левченко НПО "Oпора" (член правления, координатор зарубежных программ), Oлександр Потехин (профессор Дипломатической Академии при МИД Украины), Любомир Токар (учёный секретарь, Совет Украины по государственной безопасности и обороне, Национальный Институт по проблемам международной безопасности ), Oлександр Сушко (директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины),Олександр Бохомолов (член правления Центра исследований Среднего Востока)

США - Зейно Баран ( старший научный член и директор Центра политики Евразии, Институт Гудзона), Toд Линдберг (Институт Гувера, Стенфордский Университет), Кристофер Рудди (виртуальное издание "President & CEO"), Владимир Сокор, Старший научный член (Фонда Джеймстауна, США), Maрк Рауктис Лензи (руководитель проектов по странам, Международный Республиканский Институт (МРИ), Джорджия), Брюс Питкейрн Джексон (президент Проекта для демократий переходного периода), Стивен Дональд Малл (посол Соединённых Штатов Америки в Литовской Республике), Райан Арчер (помощник руководителя программ, Международный Республиканский Институт (МРИ)