Когда 4 мая в Вильнюсе во время форума "Общее видение общего соседства, Вильнюс 2006" вице-президент США Ричард Чейни взял на себя обузу выступить с откровенными нападками против политики России внутри страны и на международной арене, а затем и сам американский президент Джордж Буш-младший, фактически подтверждая, что Р.Чейни в литовской столице говорил "не от своего имени", заявил, что Вашингтон не устраивает "уровень демократии" в России, для многих стало очевидным, что в Белом доме вознамерились дать Москве некий "бой". Возможно, с той целью, чтобы в преддверии июльского саммита "G-8" в Санкт-Петербурге заиметь некий карт-бланш для того, чтобы попытаться надавить на позицию Кремля хотя бы в том же вопросе вокруг "иранского досье". Ведь в эти же самые дни, как известно, Россия и Китай в очередной раз отвергли проект резолюции Совета Безопасности ООН по Ирану, подготовленный западными странами под руководством Великобритании.

В то же время, нельзя исключать, что США со своими союзниками хотели бы превращения предстоящего санкт-петербургского саммита "Большой восьмёрки" и в некую "публичную порку" России, поскольку в речи вышеупомянутого Р.Чейни нашли место и такие удивительные обвинения в том, что Москва якобы "играет" с территориальной целостностью некоторых соседних государств. Любому непредвзятому наблюдателю из этих слов было понятно, что речь идёт, в первую очередь, об официальной позиции руководства России по межэтническим конфликтам на пространстве СНГ, а значит, в США принято решение - пусть и посредством выступления вице-президента этой державы на форуме не где нибудь, а в Прибалтике - дать старт процессу полного и безоговорочного демонтажа СНГ, который, по мнению американцев, и приведёт автоматически к отторжению, а затем и пересмотру миротворческих форматов в зонах конфликтов на территории стран-членов СНГ. Это, в свою очередь, приведёт к полному вытеснению России из участия в переговорах и миротворческих военных операциях - например, в тех же Абхазии или Южной Осетии. Именно в силу данного предположения можно согласиться с некоторыми "предчувствиями", например, официальных лиц Азербайджана относительно того, что по инициативе США во время санкт-петербургского саммита "G-8" в повестку дня может быть внесён и вопрос о ситуации в процессе урегулирования карабахского конфликта.

Что касается темы инспирированного демонтажа СНГ, то за дело уже взялись власти Грузии и Украины. И известно уже, что будут намерены предложить, например, Армении или Азербайджану вместо СНГ президенты Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко. Это так называемое "Содружество демократического выбора" (СДВ), рамками коего сейчас, после фактического провала стратегического проекта ГУУАМ-ГУАМ, внерегиональные силы будут пытаться "продвигать демократию а-ля-вестернизм", как объявляли в Вильнюсе, "от Адриатики и до Каспия". Впрочем, данный вопрос всё же - тема отдельного разговора.

Было очевидно, что в Кремле не смогут сделать вида и притвориться, что якобы не понимают откровенного антироссийского содержания выступления Р.Чейни и заявления Дж.Буша-младшего. Вот почему довольно оперативная реакция министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова 6 мая дала всем экспертам понять, что в ожидавшемся очередном ежегодном послании российскому парламенту и сам президент РФ Владимир Путин не преминет очертить абрис своей генеральной политической линии во время переговоров в рамках "Большой восьмёрки" в Санкт-Петербурге с представителями США и их основных союзников. Собственно, можно было заметить, что власти России загодя начали готовиться к возможному "бою" с американскими коллегами, что проявлялось в повышенной дипломатической, политической и деловой активности между РФ и Германией на протяжении всего времени, начиная с января-февраля текущего года.

Напомним в связи с этим, что С.Лавров заявил: "Демократия нужна не только внутри государства, но и на международной арене. Характеризуя высказывания американского высокопоставленного чиновника, Лавров также отметил неосведомлённость Чейни. "Я думал, что человек, который занимает такой государственный пост, обладает всем объёмом объективной информации, но, судя по всему, подвели помощники или советники. Вот, например, читаем, что "сегодня в России противники реформ стремятся повернуть вспять и ликвидировать достижения 90-х годов". Думаю, для российского народа не нужно подробно объяснять, что это были за достижения, когда страна фактически была на грани распада". Он подчеркнул, что действия российского руководства направлены на сохранение единой, целостной и сильной России; за последние 40 лет ни разу не были нарушены контракты на поставки нефти и газа за рубеж; что касается подрыва территориальной целостности соседей, то в начале 90-х гг. Россия ценой жизни своих миротворцев остановила кровопролитие в Молдавии и Грузии. "Не помнить об этом, я бы сказал - кощунство", - заметил Лавров. А в качестве "разрядки" собственной резкости глава МИД РФ заключил: "В чем могу согласиться с г-ном Р.Чейни, это в том, что он хотел бы видеть мир в качестве сообщества суверенных демократий. Россия хочет быть и становится суверенной, сильной и стабильной демократией и рассчитывает, что в качестве таковой ее будут воспринимать на мировой арене равноправным партнером, без привлечения которого сегодня нельзя решить ни одну глобальную проблему. Думаю, что подобные высказывания не подорвут усилия, которые мы вместе с США, вместе с Европой, вместе с другими ведущими странами предпринимаем для того, чтобы построить справедливый мир без конфликтов, где все страны будут развиваться в условиях стабильности и демократии".

Поэтому, когда 10 мая был распространён текст ежегодного послания В.Путина Федеральному Собранию РФ, большинство особое внимание уделило той части документа, которая касалась внешней политики и безопасности России на данном этапе. Хотя, конечно, жителей стран Закавказья, как и ряда иных стран СНГ, не могла не интересовать и позиция российского президента в отношении изменений миграционной политики в РФ, учитывая, сколько, к примеру, граждан нашей страны находится сейчас более или менее постоянно в России "на заработках" и сколько не облагаемых налогами трансфертов высылают на родину в виде свободно конвертируемой валюты наши соотечественники для того, чтобы прокормить свои полунищие семьи. Тем не менее, мы также склонны, в первую очередь, проанализировать "по горячим следам" именно внешнеполитическую и оборонную части послания президента РФ российскому парламенту.

Отметим, что текст данного документа дал понять, что Россия, по крайней мере, сегодня, больше не склонна рассматривать политику Запада на пространстве СНГ как обыкновенную конкуренцию. Именно об этом говорят слова В.Путина, в которых подчёркивается, что "на фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца не осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства, и, что крайне опасно, его распространения на зону наших жизненно важных интересов". Последняя фраза должна расцениваться как внутри СНГ, так и на Западе, как императивный сигнал всем внерегиональным силам о том, что Москва не будет "без боя" отдавать эту самую "зону жизненно важных интересов". Симптоматичен даже тот факт, что российский президент перешёл, "как бы незаметно", на ту самую лексику, опираясь на которую, в середине ещё 90-х гг. руководство США взяло курс на "освоение" всего постсоветского пространства, именуя его "новыми независимыми государствами" и "зоной американских жизненно важных интересов".

Оставим в стороне ясно выраженные президентом В.Путиным указания на то, что оборонный комплекс России и её Вооружённые силы на сегодняшний день, несмотря на значительное отставание в уровне и объёмах госфинансирования, всё же в состоянии дать отпор тем лицам и странам, которые вознамерятся "попугать" Москву. Хотя, стоит отметить, что увязывание темы о нераспространении оружия массового поражения (под которым все ясно понимают, в первую очередь, ядерные вооружения - в чём видится также и тонкий намёк российского президента на дело об "иранском ядерном досье"...) с новейшим развёртыванием гонки вооружений в мире, в том числе и углубление работ в США по созданию национальной ПРО (противоракетной обороны) - это тоже один из краеугольных камней стратегии РФ накануне санкт-петербургского саммита "G-8". Всё же пара цитат тут не помешает: "...говорить о конце гонки вооружений преждевременно... ее маховик сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия (речь явно о разнообразии так называемого неконвенционального оружия - прим.). В экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. При этом, далеко не все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков...". На наш взгляд, данными словами президент РФ просто напомнил Западу о том, что в концепции национальной безопасности России существует пункт, предусматривающий нанесение ответных или даже превентивных ядерных ударов в случае, если начата война или есть угроза таковой. И данные слова вряд ли надо расценивать, как "объявление войны" Западу. Ещё раз напомним - "войну объявили" России на Вильнюсском форуме, устами г-на Чейни, поставив перед ней ультиматум: или идёшь сама по пути своего самораспада, что будет называться "углублением демократии западных стандартов", или...

Реакция даже западных СМИ на речь Р.Чейни была характерной - "новая фултоновская речь", "призрак холодной войны" и т.д. Послание же В.Путина является всего лишь напоминаем о том, что вызов может быть принят. Иными словами, обыкновенная стратегическая игра перед событием, в ходе которого сами главы государств "Большой восьмёрки" и расставят окончательные точки над пресловутым "i".

Досталось от В.Путина и американскому курсу на "демократизацию" территории СНГ. Правда, опять - в основном в опосредованной форме: "наши расходы на оборону в процентах к ВВП сегодня являются сопоставимыми, либо чуть меньшими, чем у других ядерных держав, к примеру - у Франции или Великобритании... важны именно абсолютные цифры, они в два раза меньше, чем у этих стран, и уже не идут ни в какое сравнение с расходами Соединенных Штатов Америки. Их военный бюджет в абсолютных величинах почти в 25 раз больше, чем у России. Вот это и называется в оборонной сфере "их дом - их крепость". И молодцы. Молодцы! Но это значит, что и мы с вами должны строить свой дом, свой собственный дом, крепким, надежным. Потому что мы же видим, что в мире происходит. Но мы же это видим. Как говорится, "товарищ волк знает кого кушать". Кушает и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается. Куда только девается весь пафос необходимости борьбы за права человека и демократию, когда речь заходит о необходимости реализовать собственные интересы? Здесь, оказывается, всё возможно, нет никаких ограничений". Данные характеристики относятся, на наш взгляд, к реальной оценке Кремлём "плодов" так называемых "цветных революций" в СНГ, к которым приложили руку американские политтехнологи.

И последний пункт оборонно-сдерживающей части послания российского президента. Он подтвердил, что у РФ в наличии имеются средства преодоления систем ПРО, которые и позволят Москве выполнить её главную задачу по обеспечению гарантий прочного мира на планете - сохранение стратегического баланса сил. В.Путин также ясно дал понять, что в скором времени на вооружении российской армии появятся так называемые боевые маневренные блоки, не имеющие для потенциального противника предсказуемой траектории полёта.

Только после этого российский президент и огласил кардинальные задачи внешней политики Москвы - видимо, не только на весь текущий год, а до периода, как минимум, 2008 года, когда в РФ должны пройти очередные президентские выборы. Вчитываясь в эту часть послания, мы узнаем, что СНГ по-прежнему остаётся приоритетной задачей для внешнеполитических ведомств России. Правда, речь идёт о том, что, фактически, Содружество, как таковое, уже выполнило свою историческую миссию, и речь идёт об его реформировании. Данное положение можно понимать и как намёк на то, что в недрах кабинетов политтехнологов Кремля идёт более или менее выверенная работа по трансформации СНГ в некую новую одну или даже несколько организаций, которые бы более эффективно решали задачи реинтегрирования действий и усилий всех постсоветских государств, входящих ныне в СНГ. Все эти организации давно, что называется, "на слуху" - ОДКБ, Союзное государство России и Белоруссии, ЕвраАзЭС, ЕЭП и т.д.

Другая важнейшая задача внешней политики Москвы - это гармонизация отношений с ЕС, названным крупнейшим партнёром России. Тут ничего нового нет - российский президент по-прежнему доверяет двусторонним документам по созданию между РФ и ЕС "четырёх общих пространств". Кстати, по двум из четырёх направлений, действительно, в последние месяцы отмечается взаимная активизация усилий. Плюс, как нам представляется, не вызывает сомнений и "пятое общее пространство" России и ЕС - в виде убыстрённо строящегося совместно с Германией Северного газопровода.

Что касается США, то, на наш взгляд, российское руководство решило, в свою очередь, загодя дать знать некогда своему главному партнёру на Западе (в особенности, в сфере политического взаимодействия им совместной борьбы с международным терроризмом), что отныне Вашингтон более не рассматривается в качестве приоритета внешней политики РФ. Отношения с США подпали в разряд "особых" - но наравне с отношениями с Китаем, Индией, странами АТР, Латинской Америки и Африки. И если многие аналитики считали, что речью Р.Чейни в Вильнюсе президент США Дж.Буш-младший дал понять России, что на санкт-петербургском саммите "G-8" Москву ждёт неприятный разговор, то своим посланием В.Путин дал более чем наглядно понять своему американскому коллеге, что сегодня уже им особо и разговаривать не о чём - ещё раз вернёмся к выражению "волк кушает и никого не слушает, и слушать, судя по всему, не собирается"...

И последняя задача внешней политики Москвы - способствовать такому реформированию ООН, чтобы данная организация продолжала бы оставаться "несущей конструкцией современного мирового порядка" и стала бы "регулятором, позволяющим совместно вырабатывать новый свод правил поведения на мировой арене, адекватных вызовам нашего времени". Но, при этом ООН должна максимально повысить эффективность своей деятельности. Можно попытаться раскрыть глубинную суть и проблемы реформирования ООН, однако, на наш взгляд, и данный вопрос является всё же предметом отдельного разговора...

Не будем скрывать - причина "атаки" на Россию и те страны-члены СНГ, которые не хотят идти по пути "антироссийской" демократии, заключается в том, что некоторым странам-участницам так называемой "Большой восьмёрки" (G-8) во главе с США очень хочется получить новые рычаги управления Россией - по крайней мере, новые возможности политического и иного давления на Москву. Связано ли это с тем, что например, Россия ещё месяц назад заявила о своём желании досрочно погасить свой долг пресловутому "Парижскому клубу", или с тем, что те же США хотели бы добиться от России прекращения политики беспристрастности в том же "иранском вопросе" - не исключено, что мы даже имеем дело с некой комплексной задачей, которую пытаются решить международные недруги РФ. Но понятно - Запад (США) боится потерять не только свои рычаги манипулирования Россией, но и утратить всякую возможность "контролировать" действия любого российского руководства - нынешнего или будущего. А это ведь вполне возможно. Не зря сразу после опубликования послания В.Путина Федеральному Собранию РФ было объявлено, что с 1 июля сего года Россия уже будет готова конвертировать свой рубль...

Сергей Шакарянц - эксперт аналитического центра "Кавказ"