Внешняя политика - Внутренняя политика - Конфликтные регионы - Экономика - Армия

Украина пообещала Грузии закупить много "Боржоми"

Несколько дней назад Россия запретила ввоз минеральной воды "Боржоми", пишет 8 мая газета "Ахали таоба". Это вызвало возмущение в Грузии, и, вместе с тем, всем было ясно, что серия запретов на "Боржоми" не остановится. Тогда же появился вопрос: какая продукция будет следующей? Долго ломать голову над этим вопросом власти и населению Грузии не пришлось. Главный санитар России Геннадий Онищенко вынес приговор очередной грузинской продукции - с 10 мая запрещен ввоз в Россию "Набеглави". Онищенко внес "Набеглави" в свой "черный список" еще до запрета "Боржоми". Он много раз повторял, мол, в последнее время ему не нравится ни цвет, ни вкус "Набеглави", но какое-то время воздерживался от ее запрета. А вчера главный санитарный врач направил руководителю таможенной службы России письмо, в котором потребовал принять предусмотренные законодательством меры по недопущению ввоза и реализации на территорию Российской Федерации грузинской минеральной воды "Набеглави". В пипсьме Онищенко, в частности, отмечается, что крупные партии этой минеральной воды не соответствуют нормативным требованиям. По его информации, только в Москве за последнюю неделю было выявлено 175560 бутылок, содержимое которых признано неудовлетворительным. Решение Онищенко прокомментировала грузинская сторона. Премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели не удивило решение России о запрете "Набеглави". Вместе с тем он считает, что эта проблема разрешима, очевидно, путем диалога с российскими коллегами. Помимо переговоров с российскими коллегами, правительство Ногаидели проводит переговоры с Украиной. Как пообещали украинцы, отныне они будут приобретать много "Боржоми", пишет газета, отмечая, что с украинцами обсуждаются и другие вопросы, в частности о выходе из СНГ. В Тбилиси для проведения консультаций по данному вопросу приезжала группа украинских экспертов. В Россия в связи с этим выразили традиционный протест. Российские средства массовой информации уделили этому много внимания. Не поленились сделать комментарии и российские политики. Как сообщают российские СМИ, в случае выхода Грузии и Украины из состава СНГ Россия аннулирует им те льготы, которые действуют для стран в рамках СНГ. Согласно распространенной российскими СМИ информации, в правительстве России уже работают над вопросом аннулирования данных превенций Грузии и Украине. Также сообщается, что Россия пересмотрит и оформленные с Грузией и Украиной договоры в социальной сфере. ("Ахали таоба")

Оппозиция: власть Грузии боится сделать конкрентные шаги по выходу из СНГ

Иракли Окруашвили (министр обороны Грузии - ред.) 1 мая заявил, что через неделю зафиксирует свои соображения в связи с СНГ, пишет 8 мая газета "Ахали таоба". На следующий же день президент Михаил Саакашвили заявил, что дал правительству месячный срок на подготовку экономического обоснования нахождения Грузии в составе СНГ. Как полагает лидер "Правой оппозиции" Давид Гамкрелидзе, президент запретил министру обороны делать заявления в связи с СНГ. Гамкрелидзе считает, что Саакашвили и Окруашвили состязаются в заявлениях и популизме: и это уже трагедия, когда такое происходит внутри власти - кто займет более выгодную позицию. По мнению Гамкрелидзе, заявление Саакашвили о рассмотрении данного вопроса за месяц-другой показывает, что власть отложила формирование позиции по СНГ. Сегодня у власти нет аргумента оставаться в СНГ, единственное - она боится предпринять этот шаг, чтобы не вызвать еще большее давление со стороны России, считает Гамкрелидзе, по словам которого, при нынешних отношениях с Россией абсолютно непонятно пребывание в этой организации, так как СНГ - это амбиции одной страны. Никакого смысла в СНГ он не видит: если необходимо устанавливать с Россией прочные отношения, то это должно происходить на основе двусторонних договоров, а не в формате СНГ, заявил Гамкрелидзе. Один из лидеров консерваторов Звиад Дзидзигури также не видит позитива в СНГ. Единственно, что принесло Грузии членство в этой организации, это миротворцы в Абхазии, которые, в основном, заняты торговлей наркотиками и оружием, заявил Дзидзигури. Других "благ" от СНГ нет, и если Грузия покинет это "безликое объединение", то в этом будет лишь позитив, считает Дзидзигури. "Что касается экономических льгот, то в чем они выражаются? Льготный тариф на электроэнергию или на газ? Льготный рынок вина или минеральных вод? Льготы - то, что в Абхазии стоят миротворцы и поддерживают действия сепаратистского режима? Законно все это? Защитил СНГ грузинское население от паспортизации сепаратистов, чтобы там не действовали российские коммуникационные средства? Предпринял СНГ какой-либо шаг для охраны границ Грузии, в территориальных водах которой плавают корабли различных стран?" - вопрошает лидер консерваторов. Все это негативы, считает Дзидзигури. Позиция одного из лидеров фракции "Промышленники" Гиорги Цагареишвили такова - Грузия должна выйти из СНГ, и как можно скорее. По его словам, главное не заявления власти, а действия. Руководство Грузии - и прежнее, и нынешнее - не раз фиксировало позицию по этому вопросу: что Грузия должна выйти из СНГ, что не должна быть в этой организации. Но дальше слов дело не шло. По мнению Цагареишвили, надо приступить к рассмотрению этого вопроса, и, возможно, к осени удастся принять решение о выходе из СНГ. Он понимает, что в плане финансовом, экономическом это будет тяжело. Но безвыходных ситуаций нет, и это будут временные проблемы. Очень многие государства вообще не являются членами никаких международных организаций, но живут нормально, оформив двусторонние соглашения с различными странами, подчеркивает Цагареишвили. В целом оппозиция приветствует такой шаг и заявляет о готовности временно прекратить бойкот пленарных заседаний, если в повестку дня будет внесен вопрос о выходе Грузии из состава СНГ. ("Ахали таоба")

Грузия должна соответствовать ценностям НАТО

Министр обороны Польши Радослав Сикорский - первый из министров обороны стран-членов НАТО, посетивших с визитом Грузию, пишет 11 мая газета "24 саати". Несмотря на то, что в ходе визита подписан только протокол встречи (договор о сотрудничестве между военными ведомствами Польши и Грузии существует с 1997 года), визит министра обороны имеет большое значение. Во время т.н. "винного кризиса" в Грузию приезжает министр страны, которую министр обороны США Дональд Рамсфельд назвал "новой Европой". В 2003 году, когда европейские страны-члены НАТО (Германия и Франция) отказались без мандата ООН участвовать в военной операции в Ираке, Польша поддержала коалицию и руководила в Ираке одним из секторов стабилизации, пишет газета. Это превратило Польшу в страну-фаворита США в Восточной Европе. Польша с 39-миллионным населением с 1999 года - член НАТО, а с 1 мая 2004 года - член Евросоюза. Радослав Сикорский - активный участник политических событий в Польше последних 20 лет. В 1981 году 18-летний Сикорский, который руководил в Быдгоще студенческим забастовочным комитетом, вынужден был искать убежище в Великобритании, где окончил Оксфордский университет. С 1999 года Сикорский был советником известного американского магната Руперта Мердока в сфере инвестиций в Польше. Через два года он стал заместителем министра обороны и непосредственно руководил процессом вступления Польши в НАТО. В 1998-2001 году Сикорский продолжил деятельность на дипломатическом поприще и в ранге замминистра иностранных дел разработал такие важные проекты, как упрощенный визовый режим с восточными соседями. Большое место в биографии Сикорского занимает его журналистская деятельность. В 80-е годы он работал репортером в Афганистане и Анголе, в 1988 году получил престижный приз мировой медиа за фотогорафии, снятые в Афганистане. Радослав Сикорский по сей день считается обозревателем ведущих СМИ - "BBC", "Фокс ньюс", CNN и "Голос Америки". Радослав Сикорский - единственный в Европе министр обороны с биографией профессионального журналиста и публициста. Воспитанный на демократических традициях, министр обороны Польши хорошо осознает суть свободы слова и уважает "четвертую власть". Визит Сикорского в Грузию обусловлен заинтересованностью Польши в том, чтобы Грузия развивала "интенсивный диалог" с НАТО и предприняла еще один шаг к членству в альянсе. Но для того, чтобы поддержать это решение на ближайшем саммите НАТО, министр обороны Польши хочет лично убедиться и заверить других, что власть Грузии, помимо желания, неуклонно верна тем ценностям, на которых более полувека назад возникла организация североатлантического договора. ("24 саати")

Грузия представлена в Эстонии орехами и вином

Президент Эстонии Арнольд Рюйтель и другие официальные лица посетили Грузию с трехдневным визитом, пишет 11 мая газета "24 саати". В программе визита - переговоры президента Эстонии с президентом Грузии, председателем парламента и премьер-министром по вопросам двусторонней политики, сотрудничества в экономической и культурной сферах. Кроме того, рассмотрение помощи Эстонии в Политике соседства Евросоюза. Несмотря на разделяющие Эстонию и Грузию расстояния, отметил Арнольд Рюйтель, "наши государства объединяют тесные связи". В то же время экономические отношения довольно скромные - объем товарооборота ниже 3 миллионов евро, почти отсутствуют взаимные инвестиции. По мнению президента Эстонии, с учетом географической отдаленности двух государств до последнего времени это было объяснимо. Открытие более отдаленных рынков, как правило, происходит после того, как с ближайшими соседями уже налажены крепкие связи. Сегодня Эстония уже достигла этого этапа, поэтому в настоящее время существуют все возможности для расширения экономического сотрудничества с Грузией. А министр экономики Эстонии Эдгар Сависаар отметил, что Таллинн поддерживает стремление Грузии к экономическому развитию, и в содружестве с другими государствами значительно легче выходить из кризисов - временных и затяжных. На потребительском рынке Эстонии товарный ассортимент из Грузии представлен орехами (95%) и вином (5%), но эстонская сторона надеется, что в ближайшее время будут представлены и другие статьи грузинского экспорта. В составе эстонской бизнес-делегации - представители 18 компаний, что показывает, по каким направлениям можно расширять сотрудничество. Это финансовые услуги, инвестиционная деятельность, торговля, недвижимость, пищевая промышленность, поставки нефтепродуктов, продуктов питания, добыча полезных ископаемых, обработка строительных отходов и т.д. Как стало известно, бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар станет советником президента Грузии, поможет Михаилу Саакашвили в проведени реформ. Его деятельность в должности советника президента Грузии профинансирует ООН. По словам бывшего премьера, основной задачей его деятельности в Грузии будет координация работы министерств. Как он объяснил, первый деловой визит в Тбилиси планируется в конце мая и продолжится одну неделю. Март Лаар советует: "Не бойтесь, многие знают, как нужно действовать, но не осмеливаются сделать это, опасаясь, к примеру, поражения на следующих выборах". По словам Лаара, зарубежные советники не должны говорить грузинам: немедленно выходите из СНГ, это должна решить сама Грузия, заявил Лаар. Март Лаар - депутат парламента Эстонии, представитель национал-радикальной партии "Союз Отечества". Он занимал пост премьер-министра Эстонии в 1992-1994 и в 1999-2002 годах. По инициативе президента Эстонии и его супруги состоится встреча с Католикосом-Патриархом Всея Грузии Илией Вторым. Эстонские гости посетят патриархию 12 мая. ("24 саати")

Вопрос выхода из СНГ - скорее нравственный, нежели экономический

В последнее время в политических кругах остро стоит вопрос пребывания Грузии в СНГ, пишет 12 мая газета "Ахали 7 дге". Власть находится в большом раздумье, как поступить, пытается взвесить целесообразность того или иного решения. Видно, в первую очередь, с точки зрения экономического момента. Естественно, данный вопрос решать не только власти, но и широким слоям общества, а потому необходима активизация мнения на обоих уровнях - политических кругов и общественности. Стоит обратиться и к истории. Когда великий Илиа ставил на первый план национальные ценности, достоинство народа, то разве он уделял в связи с этим серьезное внимание экономическому моменту? Позже, в 1917-18 годы, когда история поставила грузин перед выбором - оставаться или нет в составе Российской империи, разве экономические соображения что-то значили? В этом смысле грузинские социал-демократы (меньшевики) в первую очередь учитывали перспективы демократического или недемократического развития России. Но, когда в результате Октябрьского переворота стало ясно, каким путем идет Россия, грузинские меньшевики убедились в необходимости отделения от России, пишет газета. И они в меньшей степени думали о ввозимом из России хлебе, рынке России, бакинской нефти и т.д. Когда снова в конце 80-х годов прошлого века мы оказались перед подобной дилеммой, передовые деятели нашего общества мало думали об экономических последствиях выхода из Советского Союза. Можно привести примеры многих стран мира, в которых национально-освободительное движение увенчалось успехом, и экономический вопрос в этом случае ничего для них не значил. Одним словом, вопрос национального освобождения, в первую очередь, является проблемой нравственной, а не экономической, конкретнее, это проблема сердца и разума, а не желудка, пишет издание. Если прежняя власть Грузии думала, что вхождение в СНГ что-то даст стране, то так не должна думать нынешняя власть. Тем более, что яснее ясного проявилась цена нахождения в СНГ: перманентное пренебрежение интересами Грузии со стороны власти России (особенно Госдумы), введение визового режима, закрытие рынка сбыта для нашей продукции, отмечает "Ахали 7 дге", продолжая: "Мы ясно увидели и то, что в данном одиозном политическом объединении нет никакой перспективы восстановления территориальной целостности Грузии. Вхождением в СНГ тогдашнее парламентское большинство надеялось на развитие в России в ближайшем периоде каких-то мощных демократических тенденций и, исходя из этого, их благоприятное влияние на Грузию. Но явно обнаружилась бесперспективность подобных ожиданий. Между прочим, предположить это нетрудно было и 13 лет назад, и это, кстати, понимала тогдашняя оппозиция, голосов которой, к сожалению, не хватило при решении в парламенте данного вопроса". "Сегодня члены нашего правительства с калькуляторами в руках считают выгоды и минусы, а парламент ждет завершения этой процедуры. Но интересно, как они оценят экономически национальное достоинство, истинную свободу. Не все измеряется с точки зрения экономической и не все превращается в предмет купли-продажи. Следует учитывать, что нынешняя Россия - "достойный" преемник царской и большевистско-коммунистической России, уже принесла нам много вреда, но того, что было в 1921 году, она сделать не сможет. К нашему счастью и к несчастью, России Владимира Путина, в историческом процессе не бывает чистого вида повторений, и историческая ситуация сегодняшнего мира совершенно иная. Исходя из этого, Грузия перед Россией не остается в одиночестве", - заключает "Ахали 7 дге".

Внутренняя политика

Власть вынуждена будет пойти на некоторые уступки оппозиции

После объявленного парламентской оппозицией бойкота власть Грузии оказалась в несколько щекотливом положении, пишет 9 мая газета "Хвалиндели дге". Сначала представители международных организаций, или Североатлантического альянса указали ей на существующие в судебной системе проблемы, затем - на оставшийся практически с одной партией парламент и не столь совершенное избирательное законодательство. После этого власть Саакашвили пытается так выйти из создавшегося положения, чтобы избежать диалога с оппозицией, но показать представителям международных организаций, что она ведет диалог с оппозиционным спектром. Как видно, для этой цели власть старается использовать встречи с фракцией "Промышленники", на которых рассматриваются то налоговый, то избирательный кодексы. Это подтверждает и то, что вчера на проводимых председателем парламента Нино Бурджанадзе консультациях, кроме "Промышленников", не появился никто из оппозиционных фракций. Как объяснил лидер "Демократического фронта" Давид Зурабишвили, их фракция ни от кого не получила такого предложения. Просто спикер встретилась по этому вопросу с "Промышленниками". По словам Зурабишвили, избирательное законодательство и система - это темы, к беседе на которые они всегда готовы. Но по этим вопросам вообще не проводились консультации, неизвестно, откуда взялась такая информация. Между тем, одним из требований меморандума оппозиции как раз является необходимость усовершенствовать избирательную систему и законодательство. И оппозиция непременно проведет консультации с Бурджанадзе и другими лидерами большинства по данным вопросам, если такая встреча будет назначена, заявил Давид Зурабишвили. Что касается рассмотрение вопроса целесообразности нахождения Грузии в составе СНГ, то, по словам Зурабишвили, его фракция примет участие в обсуждении конкретно этого вопроса. Относительно того, прекратит или нет оппозиция бойкот, - об этом речи пока нет. То есть, участие оппозиции в работе заседаний, посвященных вопросу СНГ, не означает того, что она прекращает бойкот. "Это мы обсудим дополнительно", - отметил Зурабишвили. Есть ли реальный результат от бойкота оппозиции? По словам Зурабишвили, если бы власть пошла на диалог, то бойкот был бы прекращен. Результат же тот, что власть обеспокоена бойкотом. Хотя бы потому, что международные организации категорически потребовали от власти пойти на диалог с оппозицией. Вот она и старается показать Западу, что не избегает разговора с оппозицией, отметил Зурабишвили. По его словам, оппозиция требует дебаты на конкретные темы и не питает иллюзий, что все ее требования будут учтены, но со стороны власти должны быть предприняты какие-то встречные шаги. Несмотря на меморандум оппозиции, пока власть не идет на уступки: ни в связи с делом об убийстве Гиргвлиани, ни по избирательному законодательству. Если не будут внесены изменения в Избирательный кодекс, то фактически пройдут однопартийные выборы. В качестве примера Зурабишвили приводит Украину, где впервые в постсоветском пространстве выборы прошли прозрачно. Международные организации судят о Грузии по этим стандартам. Возможно, власть мало волнует, как разворачиваются события в стране и как закончатся эти выборы, но от них в огромной степени зависит международный престиж Грузии. Поэтому власть вынуждена будет внести определенные изменения в Избирательный кодекс и в порядок комплектования избиркомов, независимо от того, хочет она этого или нет, считает Зурабишвили. ("Хвалиндели дге")

На фоне последних событий особенно актуален вопрос, укладывается ли применение силы со стороны государства в рамки закона, пишет 11 мая газета "24 саати". Сегодня этот вопрос связывается с погибшими во время бунта в тюрьме и спецопераций людьми. Две недели назад одновременно в нескольких городах Грузии сигналили машины. Это был протест не только в связи с убийством Сандро Гиргвлиани, но и, в общем, против политики насилия, которая началась задолго до этого убийства. 2 февраля 2004 года парламент, избранный еще при Шеварднадзе, в спешке принял конституционные изменения, с которым категорически не соглашались эксперты. Эти изменения резко увеличили власть президента, но ощутимо ослабили парламент и правительство. Затем последовала серия арестов и освобождения чиновников. Наиболее смелые люди призывали власть к соблюдению процедур и прозрачности, так как распространялась информация, что в фонды силовых министров миллионами стекаются доллары из карманов не только чиновников, но и бизнесменов. Это начинание, в основном, носило характер теневой сделки, а порой принимало и форму насилия. Параллельно, по всей стране шел процесс замены кадров, что с начала же было объявлено сопутствующим реформе явлением. В большинстве случаев сотрудников освобождали от работы без какого-либо объективного критерия, одним росчерком пера. Хотя, в Трудовом кодексе написано, что недопустимо кому-либо требовать от работника самому писать заявление об уходе. Но все-таки это происходило почти во всех организациях, куда пришла новая власть. Сторонники объявленной президентом политики "сильного государства" говорили, что для решения тяжелейших проблем необходимы эффективные государственные механизмы; что сильная власть президента необходима для борьбы с коррупцией, искоренения синдрома безнаказанности и, что самое главное, восстановления территориальной целостности. Именно территориальная целостность была той задачей, для решения которой президент без альтернативы предложил общественности утверждение правительственной вертикали и концентрацию на ней власти. В этом формате препятствием оказались все институты, способные и желавшие независимо принимать решение. С лета 2004 года почти на всех общественных собраниях обсуждался курс насилия власти, поскольку к этому времени обозначилась единая политика в отношении самоуправления, судебной системы, бизнеса. Вместе с тем, вне окружения президента оказались те люди, которые были настроены на открытую политику, диалог и гармоничные отношения. Серьезное сокращение лиц, принимающих решение, вызвало крайний рост их влияния. А дальше был один шаг к их бесконтрольному усилению, т.е. до убийства Сандро Гиргвлиани, вооруженного подавления тюремного бунта или трагически завершающихся спецопераций. Как подтвердило время, узловой проблемой оказалась не "нулевая толерантность к криминалам", а, под видом объединения страны, отказ от распределения власти, от диалога с общественностью, от соблюдения процедур, от усиления демократических институтов. Именно вследствие этого мы получили теневую и насильственную политику, которая планируется в двух-трех закрытых кабинетах, осуществляется авторитарными методами и характеризуется равнодушием к человеку. То, что сейчас происходит в Грузии, возможно, невольная ошибка власти, или, может, инстинкт сохранения власти, или вообще целенаправленная политика. Одно совершенно ясно: тот, процесс, который в феврале 2004 года начался изменением Конституции, через два года требует все больше и больше человеческих жертв, необходимость которых ничем не может быть подкреплена. ("24 саати")

Конфликтные регионы

Де-факто и де-юре власти непосредственно включаются в процесс интенсивных переговоров

Президенты непризнанных республик с трудом расстались друг с другом, Эдуард Кокойты покидал Сухуми со слезами, пишет 8 мая газета "Ахали таоба". Расстроенный отъездом гостя Сергей Багапш провел брифинг, на котором заявил, что до конца этого года надо как-нибудь войти в СНГ. Не в настроении был и Кокойты, хотя дурацких заявлений с его стороны хватает и при хорошем настроении, пишет газета. Ему постоянно мерещатся пули, теракты и Иракли Окруашвили. Сначала Кокойты встретился с частью цхинвальского населения и разглагольствовал о предстоящих осенью президентских выборах. в Цхинвали, о том, что этот год очень важен для Южной Осетии, и, конечно, не мог не упомянуть грузинскую сторону. По его словам, власть Грузии, оказывается, проявляет невиданный интерес к запланированным в Южной Осетии выборам. А именно, как вещает Кокойты, власть Грузии выделяет два миллиона долларов, которые должны пойти на дестабилизацию в Южной Осетии. Более того, по словам Кокойты, грузинская сторона этим не ограничивается и вынашивает еще много замыслов. Как заявляет де-факто президент, "власть Грузии пытается создать нашей стране имидж криминальной страны, а также внести трещину в наше единство". А министр ВД сепаратистской власти Михаил Миндзаев рассказал населению "сказку" о том, как они борются с преступностью. Коснувшись также возможной дестабилизации, Миндзаев тут же добавил, что грузинской стороне не удастся дестабилизация в Южной Осетии. Но, несмотря на эти обещания, Кокойты и Миндзаев, как видно, особо на будущее не надеются, пишет издание. В Цхинвали чувствуют, что проводить выборы не стоит, так как они могут закончиться большим поражением Кокойты. Чтобы этого не произошло, надо по какой-то причине выборы отложить. Месяц назад "старейшины" якобы потребовали провести референдум. По их мнению, осенью проводить выборы не стоит из-за замыслов грузинской стороны. "Старейшины" требуют путем референдума продлить президентский срок Кокойты, хотя бы на четыре года. Что касается Сергея Багапша, вопрос выборов пока его не волнует. Главная его забота - попасть в состав России, он желает стать членом СНГ, о чем на днях сообщил членам делегации НАТО. Делегация НАТО в эти дни находилась в Грузии и в рамках визита побывала в Сухуми и Цхинвали, где встретилась с Багапшем и Кокойты. Багапш заявил делегации "о горьком опыте отношений с Грузией, с учетом которого мы не хотим жить с ними". Жить с грузинами Багапш не хочет, но готов пойти на мирные переговоры. Мол, несмотря на все плохое, если грузины пожелают, мы готовы установить с ними добрососедские отношения, заявил Багапш делегации НАТО. А затем Багапш предстал перед журналистами и заявил, что у всех приезжающих в Абхазию делегаций цель одна - "узнать наше отношение к Грузии". По словам Багапша, они попытались ясно рассказать делегации НАТО о своих целях. Что взятый курс не изменится, что абхазы строят независимое государство, а также то, что устанавливают с Россией дружественные отношения. По словам Багапша, им неважно, нравится это или нет мировому сообществу. Примерно такую же позицию зафиксировали и представители де-факто республики Южная Осетия, заявившие, что никогда не вернутся в Грузию. Сухуми и Цхинвали готовы найти общий язык с Грузии, но при одном условии - Тбилиси должен признать их независимость и говорить как с равными, что власть Грузии делать не собирается. ("Ахали таоба")

"Лидер сепаратистской власти Абхазии планирует полномасштабное урегулирование грузино-абхазского конфликта", - пишет 9 мая газета "Хвалиндели дге". Причем представленные Сергеем Багапшем в т.н. парламенте Абхазии "Предложения о всеобъемлющем урегулировании грузино-абхазского конфликта" гораздо лучше плана, предложенного в свое время цхинвальским лидером Эдуардом Кокойты. Хотя бы тем, что в инициативе абхазской стороны речь идет о развитии современных и цивилизованных методов кооперации в рамках стратегии европейского соседства. И этот подход значительно отличается от позиции лидеров сепаратистской власти Цхинвали (Южной Осетии - ред.), для которых "солнце все еще восходит с севера и заходит на севере". В Тбилиси считают, что озвученные Багапшем предложения так же, как и мирная инициатива Кокойты - не что иное, как очередной прием затягивания времени и стремление показать международному сообществу, что якобы абхазская сторона готова предпринять встречные шаги к мирному урегулированию конфликта, пишет газета. В Абхазии же опасаются, что мирные инициативы президента Грузии - только риторика, а в действительности центр не постесняется применить силу для восстановления контроля над непокорным регионом. Как заявил де-факто председатель абхазского парламента Владимир Начач-оглы, "мы не должны плестись в хвосте событий, а сами должны быть инициаторами в деле урегулирования конфликта". Но он знает и то, что текст плана нуждается в совершенствовании и многое требует уточнения. Согласно плану, абхазская сторона предлагает грузинам переоценить прошлое, отказаться от методов политического и экономического давления, режима экономической и информационной блокады, подписать мирное соглашение, которое обеспечит безопасность на суше, море и в воздухе. Также речь идет об обеспечении гарантии международного сообщества и СБ ООН безопасности и невозобновления конфликта между абхазской и грузинской сторонами, о проведении на уровне президентов консультаций о дальнейшем мирном сосуществовании двух стран, сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью, широком региональном сотрудничестве, об отказе от политизации экономических вопросов, в частности, железнодорожной магистрали. В инициативе абхазской стороны также отмечается, что "признание Абхазии решит конкретные задачи с точки зрения обеспечения в регионе стабильности и безопасности". Как сообщает абхазское агентство, депутаты т.н. парламента одобрили план Багапша, отметив, что данный документ касается самых болезненных проблем, выражает стремление абхазского народа к независимости. Также отмечалось, что в документе есть несколько деталей, которые грузинская сторона может понять двояко, поэтому необходимо уточнение. Это касается возвращения беженцев и задействования абхазского отрезка железнодорожной магистрали Тбилиси-Москва. Главное, что отмечали депутаты, до признания независимости Абхазии речи не может быть об экономических отношениях с Грузией. Наиболее жестким был Константин Озган, заявивший, что в документе также должно быть отражено существование государственно-правовых взаимоотношений между Грузией и Абхазией, и то, что жизнь этих двух народов в одном государстве невозможна. По мнению заместителя госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гиорги Вольского, эта инициатива абхазской стороны является откликом на предпринятые властью Грузии конкретные шаги и сделанные абхазской стороне предложения. Это и экономические реабилитационные программы, которые должны способствовать восстановлению доверия между сторонами, и вся политика, которую власть Грузии планирует проводить для урегулирования конфликта. Именно с этой целью грузинская сторона заявила о создании координационного совета, в котором у представителей де-факто и де-юре властей будет возможность непосредственно включиться в процесс интенсивных переговоров, отметил Вольский. В целом все вопросы надо рассмотреть, начать переговоры, и тогда ясно будет, как будут развиваться события. Что касается комментариев абхазского т.н. парламента о невозможности жить в одном государстве, то на данном этапе другого ждать и не следовало, считает Вольский. Не надо забывать, что совсем недавно не было даже возможности вести диалог с абхазской стороной, поэтому нельзя ожидать от абхазов заявлений, что они рассмотрят статус Абхазии в составе Грузии. Они ведь нормально нас не знают, стоят в позиции обороны и не знают, на какой компромисс мы можем пойти, говорит Вольский. По его словам, лучше восстановить отношения, начать работу в рамках координационного совета, и время покажет, что получится и что будет приемлемо для обеих сторон. ("Хвалиндели дге")

Экономика

Турция и Израиль - новые рынки сбыта грузинской продукции

Государство продолжает поиск для грузинской продукции альтернативных запрещенному Россией рынков сбыта, пишет 10 мая газета "Резонанси". Власть планирует в этом направлении серьезные мероприятия. Одна из главных тем - поддержка правительства в освоении новых рынков. Как отмечает председатель парламентского комитета по аграрным вопросам Эдвард Сурманидзе, Грузия должна использовать те льготы, которые предлагают Евросоюз и Всемирная торговая организация. Конечно, какое-то отдельное государство не снизит налоги на грузинскую продукцию, но существуют программы, в рамках которых Грузия может пользоваться льготами. К примеру, у Евросоюза есть программа, согласно которой на страны нашей категории распространяется специальная система льгот, превенций. Эта система охватывает товары сотни наименований, которые мы можем в льготном режиме поставлять на рынок Европы. Есть и предоставленные нам ВТО льготы, которые признают все государства этой организации. Это льготы о свободной торговле, которые мы не используем и это наша вина, отметил Сурманидзе. Он подчеркнул, что в нынешний курортный сезон в Турцию поступит гораздо больше грузинской продукции. Торговля с этой страной осуществляется на основе двустороннего договора. С целью защиты принципа свободной торговли мы не ограничиваем ввоз из Турции той продукции, которая производится и у нас, например, чай, овощи. Кроме того, из Турции ввозится в 10 раз больше продукции, чем вывозится из Грузии, поэтому "мы договариваемся с ними, чтобы их рынок был в таком же масштабе открыт для грузинской продукции", заявил Сурманидзе. В результате, этим летом Турция получит из Грузии 700 тысяч литров вина и 20 тысяч тонн фруктов. Одним из главных направлений Сурманидзе считает необходимость финансирования из бюджета рекламы грузинской продукции на крупных телеканалах мира и в журналах с миллионными тиражами. Этим занимаются такие страны, как Франция, Испания, Италия. Над этим должен работать каждый член правительства. По мнению Сурманидзе, освоить новые рынки будет легче минеральным водам, в частности "Боржоми". По его словам, в Россию экспортировалось 50% продукции этой компании и уровень фальсификации там был очень низким, так как эта компания на собственные средства провела большие мероприятия для искоренения фальсификации. Правда, от этого запрета "Боржоми" пострадал, но нам удалось выйти на украинский рынок, а сейчас надо выходить на европейский рынок. Хотя "Боржоми" настолько известный и распространенный бренд, что его знают в мире, в частности в Лос-Аджелесе он продается в 5-звездочных гостиницах. Так что в особой рекламе он не нуждается. Сравнительно сложнее с другой минеральной водой, которую знают меньше. Что касается решения России, то они стараются нанести ущерб грузинской экономике, но уничтожить ее не смогут, зато может случиться так, что пострадают сами. Это нанесет ущерб российским компаниям, которые были ориентированы на импорт грузинской продукции в Россию. Несмотря на все это, власть Грузии сделает все, чтобы поддержать население и спасти урожай винограда, отметил Сурманидзе. Что касается самих производителей, то они отмечают, что власть старается им помочь, но хорошо бы придать этому более организованный характер. По мнению председателя Союза производителей вина Левана Коберидзе, должно быть больше координации как в самой власти, так и в частном секторе. ("Резонанси")

Израиль ставит цель - широко открыть двери израильскому бизнесу в Грузию, пишет 10 мая газета "Резонанси". Находящийся с визитом в Тбилиси заместитель генерального директора МИД Израиля Марк Софер отметил, что главная цель его визита - улучшение экономических отношений между двумя странами. По его словам, самый важный фактор - дружба грузинского и еврейского народов. Он сам не является уроженцем Грузии, но прекрасно знает 26-вековую историю проживания еврейского народа в Грузии и то, что слова "антисемитизм" в Грузии просто не существует. Грузия - страна, которую во всем мире отличает особое отношение к евреям, которая всегда была маяком толерантности, считает Софер. Это является базой, на которой любые геополитические отношения строятся легче и все остальное в сравнении с этим второстепенно, заявил Марк Софер. По его мнению, израильские бизнесмены пока недостаточно знакомы с инвестиционными возможностями Грузии, поэтому экономические отношения двух стран, как в плане торговли, так и инвестиций, слабы. По словам Софера, имеет место ассиметрия между политическими и экономическими отношениями, и цель его визита состоит в том, чтобы поднять экономические отношения на тот уровень, который характеризует политические отношения. Бизнес-отношения Израиля со странами Центральной и Восточной Европы достигают инвестиций в объеме 7 миллиардов долларов, и "мы будем рады, если часть этих средств будет направлена в Грузию", заявил Марк Софер, отметив, что над улучшением экономических отношений власти обеих стран будут работать по двум направлениям: привлечение в Грузию израильских инвестиций и улучшение торговых отношений. Товарооборот между двумя странами за прошлый год возрос на 35 процентов по сравнению с предыдущим. Это заметный рост, однако недостаточный, если учитывать, что общий объем не превышает 12 миллионов долларов. Тем более, что потенциал существенного увеличения двусторонних торговых связей достаточно высок. По словам Марка Софера, из Грузии они будут ввозить любую продукцию - Израиль не видит никаких препятствий в импорте грузинской продукции, проблема экспорта которой обострилась из-за российских запретов. Вопрос лишь в ценах и конкуренции. Также он заявил, что для улучшения экономических отношений, в первую очередь, надо решить проблемы, связанные с визовым вопросом. Этому может послужить начавшийся процесс либерализации визового режима между двумя странами. По его словам, власть Грузии уже установила безвизовый режим для израильских граждан, и правительство Израиля изучает существующие возможности, чтобы адекватно ответить на этот шаг. ("Резонанси")

Армия

Альтернативная служба так же сложна, как и военные учения

Закон о невоенной, альтернативной трудовой службе был принят в Грузии по требованию Совета Европы, как один из необходимых механизмов защиты прав человека, пишет 12 мая газета "Ахали 7 дге". Закон вошел в силу в 1998 году, а практически стал действовать с 2002 года. Подобная служба давно существует в различных странах Европы. По мнению начальника невоенной, альтернативной трудовой службы Сосо Барнабишвили, воинскую обязанность не обязательно отбывать с оружием в руках. Он считает, что всем людям, в зависимости от их вероисповедания, совести и взглядов, должна быть дана возможность отбывать воинскую обязанность в форме альтернативной службы. Закон предусматривает права тех молодых людей, которые по этим причинам не могут взять в руки оружие. Как невозможно, например, чтобы каждый человек был бы хорошим врачом или журналистом, так и нельзя вручить каждому оружие и в такой форме поставить заставить служить государству, если у него нет на то потенциала. Барнабишвили убежден, что нельзя добиться успеха лишь насильственными методами. По его словам, у этого закона были противники - консервативно настроенные люди, которые относятся к т.н. "партии войны", по мнению которых, успех возможен только с применением силы. "Но мы уже на себе испытали последствия такого подхода, когда вследствие некомплексного, недемократического отношения потеряли Абхазию и Самачабло (Южная Осетия - ред.)", - отметил Барнабишвили. Все ли могут попасть на альтернативную трудовую службу? По словам Барнабишвили, сначала человек должен доказать, что у него действительно нет склонности к военной службе и он не уклоняется от армии. Альтернативная служба не является одним из средств уклонения от армии, это - альтернативная форма воинской обязанности. Районная военная комиссия проводит исследование призывника, затем государственная комиссия выясняет все о его жизни, опыте, склонности, совершенных ошибках и т.д. Если человек занимается стрельбой, является охотником, или замечен в хулиганстве, то его, конечно, не примут на альтернативную службу. Кандидатами на альтернативную службу в основном являются люди, которые увлечены искусством, гуманитарными специальностями, по их внешнему виду чувствуется, что они не способны нести активную военную службу. В рядах армии они могут быть даже лишним грузом. Барнабишвили напоминает о том, сколько в прошлые годы было дезертиров, самоубийств. По его словам, задействование альтернативной службы резко сократило количество молодых людей, испытывающих проблемы в связи со службой в армии. Сегодня в грузинской армии нет случайных людей и, следовательно, нет фактов их гибели, отметил Барнабишвили. Это установило определенный баланс, с одной стороны, между парнями, которые стремятся на военную службу, и, с другой стороны, парнями, которые законопослушны, хотят выполнить свой воинской долг, но оружие для них неприемлемо. Альтернативная служба так же сложна, как и военные учения. В основном, эти молодые люди работают санитарами в больницах, в том числе психиатрических, в травматологических центрах, в монастырях. По словам Барнабишвили, разработано новое направление и в сфере ухода за немощными, например, инвалидами абхазской войны, не способными двигаться из-за повреждения центральной нервной системы. Ребята, которых прикрепили к инвалидам, благодарны нам за то, что содействуют интеграции инвалидов в общество, хоть немного облегчают им жизнь, отметил Барнабишвили. Что касается оплаты их труда, то она предусмотрена законом в размере минимальной зарплаты, это, конечно, небольшая сумма. В неделю они работают 40 часов. Во время весеннего призыва 2006 года на альтернативную службу призваны 60 человек. В год приблизительно в комиссию обращаются 120-140 молодых людей. Они служат на полгода больше, чем обычные призывники в армии, т.е. два года, а окончившие вуз - 1,5 года. Всем молодым людям, прошедшим альтернативную службу, выдается военный билет. Им записывается, что они прошли невоенную альтернативную службу и зачислены в ее резерв. В случае войны эти молодые люди будут служить в тылу, по снабжению армии продуктами и по уходу за ранеными, опыт чего они получают, работая сегодня в больницах. ("Ахали 7 дге")