15 мая Конституционный суд России признал конституционной норму закона о монетизации льгот, по которой органы местного самоуправления не вправе ухудшать социальное положение граждан, имевших на 1 января 2005 года право на льготы и компенсации. Вместе с тем КС констатировал, что в случае нехватки средств местных бюджетов на компенсацию льгот они должны выделяться муниципалитету из федерального и региональных бюджетов. Как известно, поводом к рассмотрению дела стала жалоба мэра Твери и Тверской городской думы, оспоривших ст. 153 федерального закона №122, согласно которой, граждане, имевшие на 1 января 2005 года, право на льготы и компенсации, не должны его утратить после вступления в силу 122-го закона. Поэтому органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе сокращать объем предоставленных гражданам льгот. Муниципальные власти Твери обратились в КС после того, как в январе 2005 года суд, по требованию прокуратуры, отменил постановление мэра Твери, как ухудшающее положение граждан, об установлении платы за детсад в размере 850 руб. месяц, что более чем в полтора раза превышает уровень 2004 года. По мнению авторов запроса, отмена гарантий определенного объема социальных льгот на федеральном и региональном уровнях с одновременным требованием сохранить этот объем на муниципальном уровне является нарушением принципов самостоятельности органов местного самоуправления. По просьбе корреспондента ИА REGNUM, ситуацию с дошкольным образование в областном центре прокомментировала начальник Управления образования администрации города Твери Надежда Афонина.

"На сегодняшний день система дошкольного образования города Твери - сложный, разветвленный, многоуровневый организм, в котором насчитывается 102 детских сада. В них воспитывается 14 856 детей (а это 80% всего детского населения города в возрасте от 1,5 до 7 лет), что на 217 человек больше по сравнению с прошлым учебным годом. И администрация Твери прилагает большие усилия, направленные на повышение качества и ассортимента образовательных услуг в дошкольных учреждениях, укрепление их материально-технической базы, реконструкцию и открытие новых детских садов. Благодаря этой работе, дошкольные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. В городе действуют Центры развития ребенка, детские сады компенсирующего и общеразвивающего вида. По итогам аттестации государственный образовательный стандарт по разным направлениям работы превышают свыше 70% дошкольных учреждений. Развивается сеть коррекционных садов и групп для детей с отклонениями в развитии речи, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения; для детей, часто и длительно болеющих. Коррекционная помощь оказывается 1 658 детям дошкольного возраста. Существенные изменения происходят в содержании дошкольного образования. Все большее распространение получают программы, обеспечивающие индивидуальный подход к ребенку, личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие. Созданы необходимые условия для развития индивидуальных творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья, коррекции развития детей. В ДОУ функционируют 583 кружка и студий, в которых занимается 15 641 ребенок. Ежегодно для выявления талантов организуется городской фестиваль детского творчества "Тверская звездочка". В 2006 году в этом фестивале приняли участие 612 детей из 73 детских садов.

Столь высокий уровень качества дошкольного образования обеспечивают педагоги и персонал ДОУ: в муниципальных дошкольных учреждениях работает 3 345 сотрудников. Но притока в эту сферу молодых специалистов, увы, не наблюдается. Более того, снижается количество опытных работников, идет процесс "старения" педагогов. О причинах догадаться не трудно: заработная плата педагогических работников ДОУ на 1.01.2006 года, даже по самой высокой ставке 12 разряда, составляла 2 530 рублей в месяц. А для обслуживающего персонала она колебалась в районе 1 тысячи рублей. Для того, чтобы хоть как-то стимулировать их труд, Администрация города находит возможности предоставления льгот по оплате за содержание ребенка в ДОУ: педагогическому персоналу - 40%, обслуживающему персоналу - 30%. Кроме того, помощники воспитателя имеют права на льготное питание в размере 10% от заработной платы.

Отсутствие должного финансирования системы ДОУ породило еще одну проблему: очередь в детские учреждения насчитывает около 2 тысяч детей. И это при том, что за последние годы в Твери не был закрыт ни один детский сад. Более того, за счет перепрофилирования помещений в ряде ДОУ дополнительно открыты группы раннего возраста. В 2005 году приняты в муниципальную собственность три дошкольных учреждения, ранее подведомственных УВД Тверской области, что легло дополнительным бременем на городской бюджет в сумме 7,3 млн. рублей. К началу 2006-2007 учебного года планируется открыть дополнительное здание МОУ ДОУ №39, на реконструкцию которого выделено 5 млн. рублей и 1 млн. рублей на приобретение оборудования.

Администрация города осуществляет планомерное укрепление материально-технической базы ДОУ. В 2006 году только на капитальный ремонт детских садов выделено 7 910 тысяч рублей. Принята Городская целевая программа, согласно которой в ближайшие годы, начиная с нынешнего, в 50 детских садах города будут установлены современные многофункциональные физкультурно-игровые комплексы. На осуществление этой программы предусматривается выделение около 24 млн. рублей. Несмотря на напряженную экономическую ситуацию, в 2006 году, по инициативе Главы города и поддержке депутатов Тверской городской думы на финансирование дошкольных образовательных учреждений выделены значительные средства - 302,9 млн. рублей. В то же время становится очевидным, что силами только одной городской администрации обеспечить достойное функционирование, а тем более развитие системы дошкольного образования уже невозможно. Потребность в средствах на содержание детей в муниципальных ДОУ достаточно велика, и составляет 436 тыс. рублей в год. Она включает в себя затраты на заработную плату работников ДОУ, оплату отопления, освещения, водоснабжения помещений, оплату капитального и текущего ремонтов зданий, текущего ремонта оборудования, развитие материально-технической базы учреждений, приобретение игрушек, медикаментов, а так же обеспечение питанием. Причем половина этих расходов должна быть произведена из средств областного бюджета. Основанием для такого утверждения являются изменения, внесенные 31.12.2005 года в федеральный закон от 6.10.1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 13, пункт 2, статья 2), в соответствии с которыми, к полномочиям органов государственной власти отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам.

В данной позиции Администрацию города Твери поддерживает прокуратура Тверской области, направив в адрес Администрации Тверской области Представление о приведении в соответствие с действующим законодательством отдельных положений Закона Тверской области "Об областном бюджете Твер­ской области на 2006 год". В соответствии с Представлением, Администрация Тверской области обязана предусмотреть в областном бюджете на 2006 год средства на выделение субвенций городу Твери на финансирование расходов по оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и хозяйственные нужды. По примерным расчетам областная субвенция на финансирование указанных выше расходов должна составить около 300 млн. рублей в год. Кроме того, из областного бюджета должны финансироваться льготы по родительской плате, предусмотренные федеральным законодательством (около 114 млн. рублей в год). Однако до настоящего времени в областном бюджете эта сумма не предусмотрена. И все расходы по содержанию дошкольных образовательных учреждений, включая затраты на выполнение областных полномочий, лежат на плечах городского бюджета. Разумеется, что при таких условиях муниципалитет не в состоянии выделить средства на содержание дошкольных образовательных учреждений и их воспитанников в полном объеме. Несмотря на огромную финансовую нагрузку на городской бюджет по содержанию дошкольных учреждений, родители платят только за приобретение продуктов питания. В размер родительской платы не включены затраты на приготовление пищи. Не входят в родительскую плату затраты на организацию сна воспитанников. При этом родительская плата составила в 2006 году в среднем 858 рублей за одного ребенка в месяц или 39 рублей в день.

На наш взгляд, наступило время, когда надо честно признать, что для нормального, достойного, эффективного развития системы дошкольного образования нужны значительные финансовые усилия как федеральных и региональных уровней власти, так и общества в целом".