Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев считает, что основное внимание сегодня надо уделить развитию железных дорог. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе депутата, по мнению Шишкарева, именно железные дороги всегда играли основную связующую роль в России, сегодня по-прежнему являются основным средством доставки пассажиров и грузов и останутся таковым в обозримом будущем. Но дальнейший прогресс отрасли сегодня оказался под угрозой - железные дороги испытывают острую потребность в модернизации и обновлении основных фондов, которые изношены на две трети (подвижной состав - еще больше), а восстанавливаются слишком медленно, и отрасль продолжает работать на износ.

Новая техника, которая вполне способна обеспечить соответствие российского железнодорожного транспорта современным требованиям, гарантировать его конкурентоспособность на мировом рынке, уже есть, но для ее производства недостаточно производственных мощностей. Для решения этой проблемы, по мнению депутата, необходимо немедленно выработать стратегию действия. Утвержденная Правительством РФ Транспортная стратегия до 2010 года дает лишь самые общие ориентиры в этом вопросе.

Другое важнейшее направление повышения конкурентоспособности транспорта - радикальное повышение пропускной способности железных дорог. По словам Сергея Шишкарева, требуется создание параллельных существующим, более скоростных путей (идущих в обход таких мегаполисов, как Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и др.). Они обходятся в 3-4 раза дешевле автомобильных дорог (что, безусловно, не отменяет необходимости развития автодорожной сети). Тем временем Минтранс ориентируется на строительство до 2010 года в лучшем случае 800 км новых железнодорожных путей.

Инвестиции потребуются немалые, но возможные способы их привлечения хорошо известны. Идея государственно-частного партнерства в этом вопросе нашла свое выражение в принятом в июле 2005 года федеральном законе о концессионных соглашениях. Однако, по словам депутата, вот уже 10 месяцев идет разработка и согласование типовых концессионных соглашений и других нормативов. "Считаю, что и законодательная, и исполнительная власть должны проявлять в таких вопросах большую расторопность. Тем более что результатом интенсивного инвестирования в транспорт станет не только повышение международной конкурентоспособности этой отрасли, но и ускоренное развитие российской экономики. Ведь на каждое новое рабочее место, создаваемое на железных дорогах, приходится 10 новых рабочих мест в смежных отраслях", - отметил Сергей Шишкарев.