Дагестанец Гамид Халидов, известный российский изобретатель, советник председателя Дагестанского научного центра РАН по изобретательству и инновациям, после недолгих переговоров со "Студией Артемия Лебедева" по поводу продажи лицензии на гиперфункциональную клавиатуру объявил о своем решении прекратить их.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM Гамид Халидов, переговоры, продолжавшиеся полтора месяца, велись вокруг изобретения "Клавиатура, клавиша, способ ввода и смены символов на клавишах клавиатуры электронного устройства", запатентованного дагестанским ученым 20 июля 2001 г (патент России №2214619). Это один из его глобальных проектов, известный под названием "Гиперфункциональная клавиша ХАМЕЛЕОН". Идея клавиатуры нового поколения появилась в продолжение другого глобального проекта "Экспресс-система ПОЧТОФОН", над которыми Гамид Халидов трудился совместно с сыном Уллубием.

Спустя некоторое время после опубликования своего изобретения, а точнее,15 июля 2005 г, Халидовы узнали из интернет-канала".Компьюлента" о разработке "Студией Артемия Лебедева" концепта клавиатуры Optimus, которая по своей сути являлась копией клавиатуры "ХАМЕЛЕОН". В сентябре того же года, в новостях телеканала НТВ глава компании Лебедев объявил о подготовке производства этой клавиатуры на Тайване и продаже ее за рубежом. А в феврале 2006 г. "Студия Артемия Лебедева" объявила о создании упрощенной модификации клавиатуры Optimus под названием Optimus mini three и начала ее предварительную продажу через свой интернет-магазин по цене 3420 руб. Тогда же было объявлено, что клавиатура Optimus mini three начнет поставляться в Россию с 5 июля 2006 г. Это было уже явным нарушением Патентного Закона России (статья 10, пункт 1).

Попытки Гамида Халидова связаться с Артемием Лебедевым ни к чему не привели. И только шантаж неких аферистов из Владивостока, которые пытались с помощью фальшивой доверенности на вышеуказанный патент потребовать оплату на разрешение производить и продавать клавиатуру Optimus, побудило "Студию Артемия Лебедева" в марте этого года начать переговоры с Гамидом Халидовым. Прилетевший 22 марта в Махачкалу управляющий компании Денис Шохин в ходе переговоров заявил о желании на взаимовыгодных условиях заключить лицензионный договор по патенту №2214619, признав тем самым де-юре и де-факто приоритет Халидова на данное изобретение и необоснованность предыдущих заявлений об оригинальности их разработок клавиатуры Optimus. Как показалось Халидову, Шохин был заинтересован в сотрудничестве и встретил условия изобретателя с пониманием. Кстати, он в разговоре с дагестанским ученым сказал, что только за неделю после объявления о начале производства новой клавиатуры компания получила около полутора миллионов заявок. После его отъезда в Москву переговоры продолжались по электронной почте вплоть до конца апреля.

По словам Гамида Халидова, он решил прекратить переговоры из-за постоянно менявшихся студией требований в сторону ущемления законных прав авторов. "Поначалу та сторона соглашалась на наши условия, но дальше мы почувствовали упорное нежелание студии пойти на "прозрачные" договоренности по номенклатуре и объему продукции, что является нормой в российской и международной практике продажи лицензий. В начале переговоров студия просила лицензию на один год на объем партии Optimus mini three 1000 штук, предлагая более-менее приемлемую сумму, - рассказывает изобретатель. - Но в ходе переговоров представители Лебедева стали настаивать на полной уступке патента на этот же срок без контроля номенклатуры (а это может быть и Optimus, и Optimus mini three, и другая продукция) и объемов, предлагая ту же сумму. При новых условиях эта сумма становилась явно смехотворной, что может подтвердить любой специалист в этой области".

Кроме того, утверждает дагестанский ученый, в целях оказания давления на несговорчивых изобретателей студия стала апеллировать к возможности оспаривания их патента, к возможности получения собственного патента на промышленный образец и т. д. Новые условия договора показались соавторам-отцу и сыну Халидовым уж явно несправедливыми и даже унизительными. А когда студия выдвинула требование о полной уступке патента уже на срок в три года, его владельцы приняли решение о прекращении переговоров со студией Лебедева, о чем и сообщили в письме Денису Шохину 30 апреля. Такой внезапный пересмотр длительности договора "Студией Артемия Лебедева" Гамид Халидов связывает с тем, что в ходе переговоров он поставил студию в известность о своих планах начать через год производство клавиатуры и ее модификаций в Дагестане и России, пригласив компанию к сотрудничеству и в этой, и в других областях. Реакция компании убедила владельцев патента в том, что она с самого начала не хотела организации этого производства в России, а просто имела целью стать монопольным владельцем российского рынка импортной, не контролируемой ни по номенклатуре, ни по объему продукции в этой новой области электронных технологий. Причем, нигде не указывая настоящих авторов и владельцев изобретений. Халидов искренне недоумевает: "Судя по материалам СМИ, Артемий Лебедев активно продвигает "русский" дизайн во всем мире, что объективно работает на повышение имиджа нашей страны в области высоких технологий. Тогда почему же Лебедев, демонстрируя свой патриотизм, не хочет производства этой востребованной высокотехнологичной и высокорентабельной продукции в России и продажи этой продукции Россией всему миру? Это было бы гораздо патриотичней и полезней для нашей Родины. Это нами приветствуется, поскольку мы сами уже семь лет работаем на будущее России - тому свидетельство наши изобретения и глобальные проекты".

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Гамид Халидов посетовал и на несправедливость законодательства об авторских правах. Условия, когда внедрение изобретения в производство непременно в течение 30 месяцев со дня патентования, ставят авторов изобретений в неравные условия с крупными корпорациями. Ведь изобретатель, не обладающий большими средствами для промышленного внедрения своих проектов, по истечении этого срока утрачивает свое исключительное право на изобретение. По сути, эти правила созданы под монополии промышленно развитых стран, с которыми трудно тягаться развивающимся странам, а не то что единичным изобретателям. Так и получается, говорит Халидов, что множество нужных, уникальных новаций уходит за рубеж и внедряется там уже без нашего участия. Как, например, случилось с нашим тримараном (средство транспортировки грузов по воде, одно из изобретений Халидова - ИА REGNUM), которым с успехом пользуются американцы.

Халидовы, сожалея о том, что "Студия Артемия Лебедева" не хочет следовать нормам российского и международного законодательства и деловой этики в переговорах, намерены обратиться в арбитражный суд для восстановления справедливости. Как известно, сделать это можно по месту "юридической прописки" ответчика, поэтому в скором времени Гамид и Уллубий Халидовы собираются в Москву.

Справка ИА REGNUM: Гамид Юсупович Халидов, уроженец г. Буйнакска (Дагестан). В 1971 году окончил Радиотехнический, а и в 1980 году (заочно) юридический факультеты Дагестанского государственного университета. В разное время работал инженером связи в МВД Дагестанской АССР, первым секретарем Кизилюртовского горкома комсомола, заместителем директора завода сепараторов в г. Махачкале, главным специалистом отдела промышленности в Совете министров РД, заместителем главы администрации Ленинского района г. Махачкалы и на других ответственных должностях. Он один из авторов концепции экономического развития республики, разработанной в 1989 году в рамках экономической реформы в стране. С января 2000 года Гамид Халидов является советником Дагестанского научного центра РАН. Он автор 102 изобретений, на основе которых разработаны более десяти проектов, которые широко освещались в российских журналах и газетах (более 70 публикаций) и, показывались на девяти передачах центрального и республиканского телевидения, докладывались на одиннадцати международных, российских и республиканских конференциях, демонстрировались на шести выставках. Сфера приложения изобретений инженера Халидова довольно широка. от водообеспечения, судостроения, авиации и сооружения высотных объектов до сельского хозяйства, телекоммуникаций и компьютерных технологий. В рамках последних и была создана гиперфункциональная клавиатура. Суть усовершенствования клавиатуры Гамида и Уллубия Халидовых в том, что они позволяют разорвать зависимость количества функций клавиши от площади ее лицевой поверхности, на которой наносятся символы. Предлагается оригинальная конструкция клавиши и в целом клавиатуры ЭВМ, мобильного телефона и других электронных устройств, позволяющая вывести на клавиши любой заложенный в памяти устройства алфавит, символику и т.д. А не 3-4 символа, как обычно, (что накладывает ограничение на рост функциональных возможностей клавиш электронных устройств). Благодаря размещению на верхней части каждой клавишной головки жидкокристаллического мини-дисплея с экраном, который коммутирует с контроллером клавиатуры независимо от положения клавиш, на клавиши "ХАМЕЛЕОН" электронным способом может выводиться любая символика.