Обзор СМИ за 26 мая-1 июня 2006 года.

Военный вестник. Перед встречей в Бухаресте. Кому нужны миротворцы? Черногория, Косово, Кипр и Карабах... Степанакерт.

Военный вестник

Согласно азербайджанскому агентству АПА, "в результате нарушения армянами режима прекращения огня", ранен солдат Н-ской военной части Агдама Малыев Джавид Малик оглу. Раненый солдат госпитализирован. В пресс-службе Министерства обороны АР заявили, что не располагают никакой информацией по этому поводу, сообщает агентство.

По сообщению "Арминфо", азербайджанская сторона вновь нарушила режим перемирия на линии соприкосновения с вооруженными силами Армении. По словам пресс-секретаря министра обороны Армении полковника Сейрана Шахсуваряна, в результате обстрела азербайджанской стороной армянских позиций в Ноемберянском районе 27 мая около 21:30 погиб военнослужащий армянской армии. Старшина Левон Адамян, 1985 года рождения, был ранен в грудь и скончался по дороге в больницу. Одновременно агентство называет дезинформацией обвинения азербайджанской стороны в нарушении армянской стороной режима перемирия. По словам агентства, информация о ранении Малыева Джавида Малик оглы является "очередным ложным сообщением, которое не подтвердило даже Минобороны Азербайджана".

С азербайджанской стороны в последнее время участились случаи открытия прицельного огня. Об этом, сообщает газета "Айоц Ашхар", заявил замминистра обороны Армении, генерал-лейтенант Артур Агабекян. Замминистра отметил, что о многочисленных случаях нарушения режима прекращения огня министерство уведомляет мониторинговую группу ОБСЕ. "Мы неоднократно отмечали, что нарушения режима перемирия внушают опасения, однако хуже то, что предупредительные выстрелы теперь сменились прицельными".

"Армяне начали поджигать дома в оккупированных ими селах Юсифджанлы, Новрузлу, Багманлар, Сариджалы и Сайбалы Агдамского района Азербайджана", - сообщает азербайджанское агентство АПА. Согласно агентству, сотрудника АПА пригласили понаблюдать за этим зрелищем жители соседних сел, которые сообщили, что армяне начали поджигать дома рано утром 1 июня. По наблюдениям жителей, армяне сначала загрузили в машины все имущество из домов, затем подожгли дома, другие постройки и посевные участки. В настоящее время, передает агентство, можно наблюдать процесс поджога домов всех "оккупированных" сел Агдамского района.

"Армения не демонстрирует свою волю к миру и на захваченных территориях продолжает сохраняться напряжение. Ереван, похоже, решил укрепить свой оккупационный корпус. Армения перебрасывает на оккупированные территории Азербайджана большое количество вооружений и военной техники". Согласно газете "Азербайджанские известия", с таким заявлением выступил министр обороны Азербайджана Сафар Абиев в ходе состоявшегося в Баку заседания Совета министров обороны (СМО) стран СНГ.

На вопросы бакинского агентства "Тренд" ответил личный представитель действующего председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Анджей Каспшик:

"Как вы охарактеризуете нынешнюю ситуацию на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск?

Режим прекращения огня на линии соприкосновения войск в общем сохраняется. Однако время от времени по различным причинам напряженность увеличивается. Мы сожалеем, что в результате напряженности иногда имеют место и жертвы. Для нас гибель одного военнослужащего - это уже слишком много. Каждый должен помнить, что есть политическое желание обеих сторон для сохранения режима прекращения огня, он является также условием для проведения переговоров относительно урегулирования конфликта, которые на сегодняшний день находятся на тонкой стадии. В данных условиях недопустимо, чтобы молодой военнослужащий был ранен или убит, особенно преднамеренно снайпером.

Увеличилось ли количество случаев нарушения режима прекращения огня в 2006 году? Какие меры необходимо предпринять сторонам для их снижения?

Мы не располагаем точными данными о фактах нарушения перемирия и полагаемся на цифры, разглашаемые оборонными ведомствами. В принципе, только когда фиксируется несчастный случай или же стрельба продолжительна, по крайней мере длится более 20 минут, это рассматривается как факт нарушения режима прекращения огня. Мы ожидаем, что стороны продемонстрируют максимальную сдержанность на линии соприкосновения. Если фиксируются более серьезные нарушения, мы также ожидаем, что стороны воспользуются экстренной связью на уровне руководящих лиц. Многое также зависит от желания командиров на местах, которые непосредственно соблюдают режим прекращения огня, и также от того, как они соблюдают дисциплину в частях.

Какие, на ваш взгляд, имеются предпосылки для мирного разрешения армяно-азербайджанского конфликта в 2006 году?

Переговоры продолжаются в быстром темпе и стали весьма интенсивными за прошедший период, когда имело место много встреч, включая переговоры на уровне президентов Азербайджана и Армении. Деятельность сопредседателей была также активной, что отмечали и приветствовали главы государств. В 2006 году есть хороший, удобный момент для решения конфликта, учитывая тот фактор, что ни в Армении, ни в Азербайджане не будет проводиться никаких выборов.

Каково ваше видение хода переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

Налицо усилия всех заинтересованных сторон в целях сближения позиций. Однако проблема чрезвычайно усложнена и болезненна. Все же, кажется, то, что на сегодняшний день достигнуто в течение раундов "пражского процесса" и на других встречах, создает хорошую основу для дальнейшего продвижения вперед. Это вопрос, который должен быть политически решен президентами с учетом интересов двух народов. Каждый должен помнить, что выгоды от заключения мира для обоих народов будут существенными и данное соглашение уже не может быть игнорируемым.

Имеет ли смысл продолжение мониторингов на линии соприкосновения огня, если их действенность вызывает все большие вопросы?

Стороны неоднократно заявляли на самых различных уровнях, что фактор мониторинга имеет стабилизирующий эффект и снижает напряженность. Были случаи, когда та или другая сторона требовала от нас провести мониторинг в конкретно определенном месте, чтобы стабилизировать ситуацию. Если чья-то жизнь была спасена благодаря этому, то я уже счел бы это достижением. Мониторинг также является предупреждением как для сторон конфликта, так и для Минской группы ОБСЕ и действующего председателя Минской группы ОБСЕ в случае, если имеется угроза ухудшения ситуации вдоль линии соприкосновения. Мониторинги - также важный инструмент доверия в военной сфере между конфликтующими сторонами. Как только представителям ОБСЕ разрешают войти на определенную территорию, это означает, что в данном месте нет ничего скрытого. Информация, полученная от сторон в течение мониторинга, наряду с нашими комментариями относительно серьезности инцидента предоставляется руководству ОБСЕ и Минской группе ОБСЕ. Hаш мандат не предполагает расследований, которые также могли бы потребовать сотрудничества между сторонами в облегчении работы исследовательских групп". ("Зеркало").

Перед встречей в Бухаресте

Планы по организации встречи президентов Азербайджана и Армении в Бухаресте остаются в силе. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", сообщили в Группе по Нагорному Карабаху Министерства иностранных дел России. Встреча президентов Азербайджана и Армении намечена в рамках Черноморского форума диалога и партнерства, который намечен на 4-6 июня в румынской столице. Оба президента с одобрением отнеслись к участию в предстоящем бухарестском саммите, и сейчас сопредседатели Минской группы (МГ) ведут подготовку к нему.

Как сообщает ИА "Де-Факто", очередная встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Стивена Манна (США) и Бернара Фасье (Франция) состоится 3-4 июня в Бухаресте. Встреча посредников состоится накануне переговоров президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева.

Официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак выразил надежду на то, что в Румынии Роберт Кочарян и Ильхам Алиев смогут прийти к соглашению: "Они не смогли сделать этого во Франции, где не было заключено соглашения, однако мы надеемся, что в ходе этой встречи будут предприняты шаги, которые приблизят их к достижению соглашения". Маккормак выразил надежду на то, что они вместе с сопредседателями Минской группы смогут прийти к разрешению разногласий: "Это очень сложные вопросы, требующие жестких политических решений с обеих сторон. Hо мы думаем, что жесткие решения в конечном итоге принесут пользу всем народам региона". (АПА).

Газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на осведомленные источники сообщает, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ в ходе предстоящей с 4 по 6 июня встречи Кочаряна с Алиевым предложат последним подписать некий документ. Это предполагалось сделать еще в Рамбуйе, однако не получилось.

Газета "Новое время" считает, что последний визит сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ в Армению и Азербайджан в сопровождении высокопоставленных представителей Москвы, Вашингтона и Парижа преследовал цель предупредить конфликтующие стороны, что и у посредников терпение якобы небеспредельно. "Заявления с идентичным содержанием, с которыми по итогам переговоров в Баку и Ереване выступили высокопоставленные дипломаты трех стран совместно с сопредседателями МГ и личным представителем действующего председателя ОБСЕ, на наш взгляд, свидетельствуют о "финишном рывке", предпринятом международными посредниками в их "мирном наступлении" на стороны конфликта в вопросе карабахского урегулирования". При этом, считает газета, речь идет о взаимовыгодном (а отнюдь не о выгодном только для Азербайджана) урегулировании. Следовательно, отмечает "НГ", "желает того Ильхам Алиев или нет", но от него посредники требуют учитывать также интересы карабахских армян, Армении, а заодно и самих посредников, которые, по уверению газеты, в готовности армянской стороны решать вопрос исключительно мирным путем "убеждены однозначно". Что касается самого переговорного процесса, то здесь газета вспоминает об "интересной мысли", высказанной в начале этого года бывшим госсоветником Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафой Гулузаде. По его словам, пишет газета, весь нынешний переговорный процесс - это простое соревнование во фразеологии. "Представляете, - сказал он, - нас (Азербайджан и Армению) даже никто и не пытается заставить подписать то или иное соглашение. Никто!" А зачем заставлять, если такое давление способно привести к дестабилизации внутриполитической ситуации как в Азербайджане, так и в Армении, причем с непредсказуемыми последствиями, спрашивает "Новое время". "Другое дело - заручиться заверениями сторон не воевать, что, кстати, также в интересах Ильхама Алиева, не говоря уже об Армении. Так что нынешние президенты Азербайджана и Армении, как нам представляется, способны выдержать "мирный натиск" посредников, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему сохранению на неопределенное время сложившегося статус-кво в зоне конфликта".

Лидер Демократической партии Армении (ДПА) Арам Саркисян не исключил возможности дестабилизации обстановки в южнокавказском регионе при достижении соглашения на предстоящей встрече президентов Армении и Азербайджана, сообщает агентство "Новости-Армения". "Если хотя бы одна из сторон согласится на предложенные условия, то ситуация в регионе незамедлительно дестабилизируется", - заявил Саркисян на пресс-конференции 30 мая. При этом глава ДПА не исключил "фактора неожиданности" после встречи президентов в начале июня в Бухаресте. Он отметил, что все зависит от того, насколько сможет "Роберт Кочарян противостоять давлению со стороны США". Кроме того, по мнению депутата, сейчас США пытаются "уговорить" президента Азербайджана Ильхама Алиева. "В процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта Алиева "уговаривают", а на Кочаряна оказывают давление. На это есть три причины. Первая причина заключается в наличии нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, вторая - территория Азербайджана избрана в качестве плацдарма будущих военных действий США в Иране, третья - это то, что Азербайджан "лавирует", не имея четкой политической ориентации в сторону России или Запада", - отметил он. По мнению лидера ДПА, в данной ситуации США будут давить на Армению: "Сможет ли Кочарян выбраться из-под этого давления, покажет время". В этой связи он добавил, что если вопрос НК снова обострится, единственным выходом станет отставка нынешних властей, что даст новым властям время для решения вопроса в пользу Армении.

Газета "Айоц Ашхар", касаясь обеих составляющих выносящейся на обсуждение в Бухаресте формулы урегулирования "возвращение освобожденных территорий - взамен отложенного референдума", пишет: "Рамочное соглашение Азербайджану даст земли, азербайджанцам - право вернуться в Карабах, Нагорному Карабаху - данное на бумаге обещание референдума, а Армении - неопределенное и никем не гарантированное военно-политическое положение накануне ожидающихся в регионе серьезных потрясений".

Не факт, что в Бухаресте вообще что-то будет подписано, хотя частота визитов посредников в регион и смягчение воинственной риторики Азербайджана полностью такой возможности не исключают пишет газета "Голос Армении". По мнению газеты, если бы у посредников не было оснований ожидать подвижек, новая встреча президентов Армении и Азербайджана после Рамбуйе не была бы инициирована столь быстро: "ведь новое "Рамбуйе" действительно может поставить крест на переговорном процессе". Газета предполагает, что посредники, отказавшись от чересчур смелой и оптимистичной идеи добиться урегулирования карабахской проблемы уже в текущем году, переключились с программы-максимум на программу-минимум, то есть рассчитывают по крайней мере подвигнуть президентов Армении и Азербайджана на подписание документа, на основании которого можно будет двигаться дальше и в котором будет четко зафиксировано желание сторон решать проблему мирным путем на основе взаимных компромиссов и известных принципов международного права. По-видимому, посредники сошлись во мнении, что подписание некоего базового документа об основных принципах урегулирования - максимум того, на что при самых оптимистических раскладах можно рассчитывать в течение текущего года.

Газета "Азг" также считает, что страны-посредники на этот раз надеются на подписание соглашения и не намерены мириться со вторым Рамбуйе. По всей видимости, пишет газета, Армению и Азербайджан вынудят подписать предложенный в Рамбуйе вариант урегулирования с определенными поправками. Какой же документ предлагается сторонам? Судя по заявлениям президентов Армении и Азербайджана и других официальных лиц, а также по информации, просочившейся в СМИ, принципы урегулирования карабахского вопроса приблизительно следующие: Армения оставляет 5 из 7 прилегающих к Нагорному Карабаху завоеванных районов, взамен чего Азербайджан признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение и соглашается на проведение там референдума; до проведения референдума Нагорный Карабах получает промежуточный статус. Президент Армении отметил, что в Рамбуйе стороны не смогли договориться лишь по одному вопросу. А в западной прессе было отмечено, что спорным остался вопрос Кельбаджара. Часть положений документа неблагоприятна для Армении, другая - для Азербайджана, так что можно утверждать, что принятие этих принципов вызовет серьезные внутриполитические проблемы как для Роберта Кочаряна, так и для Ильхама Алиева. Однако, отмечает "Азг", президент Азербайджана находится в более затруднительном положении, поскольку если общественное мнение Армении, в какой-то степени, готово к мысли о возврате завоеванных территорий, то в Азербайджане о самоопределении Нагорного Карабаха не хотят даже слышать. Вместе с тем, считает газета, учитывая международное давление, в отличие от Рамбуйе, возможность подписания соглашения в ходе бухарестской встречи исключать нельзя.

Бакинская газета "Зеркало" со ссылкой на компетентные источники пишет, что США в обмен на подписание рамочного соглашения по Карабаху предложили президентам Армении и Азербайджана внушительную компенсацию. Притом, сообщает газета, правящие элиты обеих стран получают неограниченный "лимит доверия" на весь период реализации мирных соглашений. Согласно обозревателю "Зеркала" Рауфу Миркадырову, суть взаимных уступок заключается в том, что стороны подписывают рамочное соглашение об основных принципах урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, основанное на методе "шаг за шагом", которое включает в себя вывод армянских войск с территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, возвращение беженцев, создание системы безопасности, гарантии невозобновления военных действий, восстановление экономических и транспортных связей и т.д. В документе указано, пишет газета, что Карабаху будет предоставлен "уж очень расплывчатый" "промежуточный статус" под международным контролем. И, наконец, в подготовленном тексте рамочного соглашения об основных принципах урегулирования конфликта существует еще более расплывчатое положение о праве народа НК на самоопределение, которое может трактоваться заинтересованными сторонами по-своему, что создает широкое поле для маневра как сейчас, для усмирения "народного гнева по поводу предательского мира", так и в будущем, то есть через 10 лет, когда наступит час определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. "Что касается "компенсации", которая будет получена сторонами конфликта за то, что они должным образом "вознаградят" "нетерпеливое ожидание" Вашингтона, то на первом этапе, то есть примерно через три года, когда проблема Нагорного Карабаха потеряет свою конфликтную сущность во взаимоотношениях между Азербайджаном и Арменией, начнутся прямые переговоры по принятию всех трех южнокавказских стран в НАТО". Более того, продолжает газета, к моменту, когда наступит необходимость определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, международные посредники будут иметь более чем серьезный аргумент в переговорах со сторонами конфликта - членство в Евросоюзе. В этом случае окончательный статус Нагорного Карабаха, по убеждению посредников, должен потерять ту значимость, который он имеет для сторон конфликта в данный момент. Логика проста. Какая разница, каков будет статус Нагорного Карабаха, если весь регион войдет в Евросоюз. Тем более, что такие страны, как Азербайджан, Армения и Грузия, не могут отказаться от хорошей жизни в полной безопасности.

Несмотря на свой непризнанный статус, карабахские сепаратисты имеют собственную армию, и именно эта армия в случае необходимости может быть использована для военного шантажа и силового подкрепления политических требований сепаратистов, пишет бакинская газета "Эхо". Проще говоря, продолжает газета, в решающую минуту прижатый к стенке Роберт Кочарян спрячется за спины своих земляков, которых, мол, "лишили возможности защитить свои интересы политическим путем". По мнению газеты, это требует существенного дополнения тех "проектов" и "предложений", которые обсуждаются сегодня на переговорах в рамках "минского" и "пражского" процессов: очевидно, что, кроме сугубо политических обязательств и деклараций о намерениях, они должны содержать и "рамочные договоренности" о силовых мерах, которые обеспечили бы выполнение соглашений не на бумаге, а "в поле". В этом случае, утверждает бакинское издание, возможности "внепереговорной дипломатии" тоже окажутся жестко ограниченными, а у Роберта Кочаряна не будет возможности брать на себя обязательства, которые он не собирается выполнять.

Газета "Айастани Анрапетутюн" сообщает, что среди 1200 граждан Армении был проведен опрос, по результатам которого 77% опрошенных сказали, что очень важным считают скорейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта. 20% опрошенных назвали быстрое урегулирование конфликта "довольно важным", и только 2% считают, что быстрое урегулирование "не очень важно". 41% считает, что Нагорный Карабах должен войти в состав Армении без права автономии, 31% - сторонники автономии НК в составе Армении, а 27% считают, что НК должен стать независимым государством. Ни один респондент не высказался за нахождение НК в составе Азербайджана. Согласно приведенным в газете данным, 85% опрошенных считают, что конфликт должен быть урегулирован мирным путем, а 13% отметили, что, при необходимости, возможно применение силы.

Вопрос "Будет ли достигнуто соглашение по нагорно-карабахскому конфликту на встрече 4 июня?" предложило своим читателям агентство "А1 плюс". Согласно агентству, положительно ответили лишь 6% читателей. 18% считают, что будет достигнуто частичное соглашение, 5% - затруднились ответить. Абсолютное большинство респондентов - 71% - считают, что на очередной встрече глав двух государств никакого соглашения достигнуто не будет. В опросе участвовали 420 человек.

Как сообщил в ходе брифинга глава МИД РА Вардан Осканян, подписание каких-либо документов в Бухаресте не планируется. "Вопрос о подписании не стоит - сначала следует согласовать принципы. Есть такие, которые уже согласованы, по некоторым другим имеются проблемы. Для того и встречаются, чтобы решить эти проблемы", - заявил Осканян. По его словам, на переговорном столе находится документ о принципах. "Президенты будут работать над ним. Если согласие будет достигнуто, то он примет форму более объемного договора". ("168 Жам").

Кому нужны миротворцы?

Ожидание скорого разрешения нагорно-карабахского конфликта актуализировало разговоры о возможном введении в зону конфликта миротворцев. Разделительные силы, в которых на данный момент нет необходимости, обязательно понадобятся в будущем, поскольку соглашение об урегулировании будет предполагать вывод армянских вооруженных сил с "оккупированных" территорий Азербайджана. В целях безопасности и восстановления доверия между сторонами временный контроль над этими землями необходимо будет передать некоему миротворческому контингенту. Как отмечает газета "Азербайджанские известия", принципиальное желание помочь в этом вопросе изъявило уже несколько стран и организаций. О потенциальной возможности прислать своих миротворцев в регион устами министра обороны Сергея Иванова заявила и Россия. Он отметил, что в обозримом будущем и при наличии согласия сторон российские силы по поддержанию мира могли бы работать и в Нагорном Карабахе. По словам главы Управления информации МИД Азербайджана Таира Тагизаде, выступление Иванова о возможности размещения миротворческого контингента в зоне армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе "в обозримом будущем" было очень взвешенным. Оно свидетельствует о заинтересованности России достичь прогресса в карабахском урегулировании. Вопрос о миротворцах обсуждается и на встречах президентов Азербайджана и Армении, поскольку он входит в один из компонентов готовящегося мирного соглашения. Но конкретное решение по этому, скорее техническому, вопросу будет приниматься лишь после того, как стороны согласуют общие принципы разрешения конфликта.

Депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин неоднозначно оценивает возможное введение миротворцев в Нагорный Карабах: "Сложно сказать, насколько осуществимо введение миротворцев и кто войдет в их состав. Вряд ли этот контингент ограничится только российскими силами". При этом он обратил внимание, что "Иванов уже во второй раз говорит об этом, и снова в Баку - значит, это заявление делается прежде всего для сведения Азербайджана". По мнению депутата, "прежде чем пойти на этот шаг, нам нужно оценить, насколько это соответствует нашей внешнеполитической стратегии и обязанностям перед армянской стороной". ("GazetaSNG.ru").

Россия не преследует никаких собственных целей в процессе урегулирования конфликта из-за Нагорного Карабаха и поддержит любое решение, которое устроит как Азербайджан, так и Армению, заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, комментируя в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявление вице-премьера, министра обороны РФ Сергея Иванова о возможности ввода миротворческих сил в Hагорный Карабах. "Ситуация в Hагорном Карабахе остается весьма сложной", - отметил Косачев. "Если будет достигнуто согласие сторон на то, чтобы в этом спорном регионе появился миротворческий контингент, России следует поддержать соответствующее обращение и способствовать его реализации", - подчеркнул глава думского комитета. ("KarabakhOpen").

Публицист Егор Холмогоров, комментируя заявление главы Минобороны РФ Сергея Иванова о возможности ввода миротворческих подразделений в Нагорный Карабах, отметил: "Любые обещания международного посредничества ласкают, прежде всего, слух Баку". "Если международные, а не только российские миротворцы реально появятся в зоне конфликта, и тем более попытаются вернуть что-то из азербайджанских территорий помимо желания армян, то это может привести к расконсервированию конфликта и действительному превращению его в горячий", - считает журналист. "Это может вызвать серьезную цепочку последствий - в столкновение Карабаха с Азербайджаном вмешается Армения, в столкновение с Арменией - Турция, придут в действие одновременно союз России и Армении и договоры НАТО...", - продолжил Холмогоров. "В общем, любая попытка потревожить конфликт, пусть даже путем его замирения, станет спусковым крючком для полноценного дипломатического и военного кризиса, - уверен эксперт. - Поэтому между действительным миротворчеством и "миротворческой операцией" есть огромная разница". По его словам, "одно дело", если российские миротворцы "грамотно встроятся в сложившуюся уже относительно стабильную ситуацию в зоне конфликта", и "другое дело", если "интернациональный контингент приедет шумно "миротворить". "Чем может закончиться такое миротворчество, мир уже видел. И не только в Югославии...", - отметил Холмогоров. ("Де-Факто").

В интервью электронной газете "KarabakhOpen" председатель комиссии по внешним связям Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха Ваграм Атанесян прокомментировал заявление министра обороны РФ Сергея Иванова о вероятности ввода в Карабах миротворческих сил. Депутат отметил, что заявление достойно внимания. "То, что оно сделано на уровне министра обороны РФ, говорит о серьезности заявления", - сказал Атанесян. По мнению парламентария, вопрос о миротворцах зависит от бухарестской встречи президентов Армении и Азербайджана, если, конечно, в Бухаресте будет зафиксирован прогресс. "Если же прогресса не будет, заявления так и останутся на бумаге. Очевидно, что процесс урегулирования карабахской проблемы вошел в решающую фазу. Очевидно и то, что международные силы заинтересованы в скорейшем урегулировании проблемы, поскольку Россия, Евросоюз и США имеют на Южном Кавказе декларированные интересы. И если один из этих полюсов использует все возможности для того, чтобы привести конфликтующие стороны к согласию по основным вопросам, а остальные два полюса не хотят или не могут этому препятствовать, то, естественно, все три полюса будут стремиться получить свою долю от миротворческих лавров", - отметил Атанесян.

Присутствие миротворческих сил в Нагорном Карабахе необходимо, считает первый президент Азербайджана Аяз Муталибов. По его мнению, противостояние, которое длится так долго, само разрешиться не может. Раньше в Азербайджане стояли миротворцы СССР, и не было той катастрофы, которая случилась после того, как из республики ушли советские войска, добавил Муталибов. Лидер Партии гражданской солидарности Сабир Рустамханлы напрочь отвергает идею появления российских миротворцев в зоне карабахского конфликта. "Мы уже однажды были свидетелями российского миротворчества в начале 90-х годов, и к каким это последствиям привело, у нас еще свежо в памяти. Я не верю в беспристрастность российских миротворцев. Я считаю, что в интересах Азербайджана было бы появление в зоне конфликта турецких миротворцев", - сказал Рустамханлы. По мнению политолога Хикмета Гаджизаде, азербайджанские власти не дадут своего согласия на появление российских миротворцев в зоне конфликта. "Перед нами горький опыт деятельности российских миротворцев в Абхазии и в Южной Осетии. Вдобавок еще свежи в памяти события, когда 366-й российский полк учинил кровавую бойню в Ходжалах. Если мы не хотим повторения подобных трагических событий в будущем, то мы должны всем обществом сказать "нет" размещению российских миротворцев в Карабахе". Политолог Расим Мусабеков, напротив, считает: "Не нужно делать страшилку из возможного появления на нашей земле российских миротворцев и проводить параллели с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. Ведь есть и позитивный опыт участия российских миротворцев в подобных операциях. Например, в Боснии и Косово, там российские миротворцы действовали совместно с контингентами НАТО, под международным контролем. В случае с Нагорным Карабахом, думаю, дело может обстоять лишь аналогичным образом. При этом не исключаю, что районы размещения российских миротворцев могут быть определены по согласованию с армянской стороной, и это может стать частью требуемых Ереваном дополнительных гарантий безопасности". Между тем находившийся в Турции глава МИД России Сергей Лавров заявил, что его страна заинтересована в решении карабахского конфликта, как сопредседатель Минской группы ОБСЕ и как постоянный член Совета Безопасности ООН. Лавров в очередной раз изложил позицию своей страны, состоящую в том, что Россия готова содействовать мирному урегулированию конфликта в Карабахе, но достижение мира зависит от самих сторон. "Безусловно, вклад в урегулирование карабахского конфликта и России, и Турции может состоять только в посредничестве", - заметил Лавров. ("Кавказский узел").

К заявлению министра обороны России Сергея Иванова надо относиться достаточно спокойно, тем более, что в комментарии было высказано лишь предположение, что в Нагорном Карабахе могут быть размещены миротворческие силы без каких-либо точных сроков, состава и конкретных мест базирования, заявил агентству "Новости-Армения" карабахский политолог Давид Бабаян. По его словам, такие заявления делались и другими официальными лицами других государств, но понятно, что ввод миротворцев, в первую очередь, "зависит от всех сторон конфликта, а именно от Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана". "Весьма странным в данном заявлении было то, что ситуация в Нагорном Карабахе была охарактеризована как "ни то, ни се"", - отметил Бабаян, подчеркнув, что ситуация в самом Карабахе стабильная и предсказуемая. "Возможно, российский министр имел в виду, что неразрешенность конфликта является не наилучшей ситуацией. С подобным подходом можно согласиться, но лучше уж "худой мир, чем добрая война", - сказал Бабаян.

Черногория, Косово, Кипр и Карабах...

"Мы приветствуем решение властей и народа Черногории о создании независимого государства. Поздравляем и желаем всяческих успехов народу Черногории в деле строительства государственности", - заявил исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД РА Владимир Карапетян, комментируя по просьбе СМИ результаты состоявшегося 21 мая в Черногории референдума. Пресс-секретарь МИД РА отметил, что в таком мирном отделении Армения придает особенно большое значение тому, что право народа Черногории на самоопределение было выражено путем референдума, "что является доказательством того, что в международных отношениях референдум остается признанным и цивилизованным методом всеобщего выражения права народа и урегулирования проблем". (АРКА).

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, коснувшись в беседе с журналистами предложения о проведении в Нагорном Карабахе референдума, подобного тому, который был проведен в Черногории, отметил, что ситуации в Азербайджане и Черногории отличаются друг от друга: "Там черногорцы и сербы проживают вместе. Поэтому наша позиция такова - в определении статуса Карабаха должны участвовать не только армяне. Туда должны быть возвращены азербайджанцы, вынужденные покинуть Карабах. Они также должны участвовать в процессе определения статуса. Референдум должен пройти в соответствии с требованиями Конституции Азербайджана". Мамедъяров не исключил также возможности принятия Конституции Нагорного Карабаха после определения его статуса. По его словам, Нахичеванская Автономная Республика тоже имеет свою Конституцию: "Конституции существуют и у автономных структур, входящих в состав Российской Федерации". (АПА).

Это заявление Эльмара Мамедъярова выглядит несколько странным на фоне заявлений азербайджанского руководства о недопустимости определения статуса Нагорного Карабаха путем проведения референдума, пишет бакинское агентство Day.Az. Баку неоднократно заявлял, что проведение референдума в отдельно взятом регионе Азербайджана противоречит Конституции страны. Это не случайно, разъясняет Day.Az, поскольку еще в доконфликтный период в результате проведенной армянами и проармянскими силами планомерной этнической чистки армянское население Нагорного Карабаха по численности значительно превышало азербайджанское. В таких условиях в результатах референдума сомневаться не приходилось бы. Да и сам Мамедъяров признал, что население Черногории на момент проведения голосования составило 600 тыс. человек, и из них лишь 200 тыс. составляли сербы, что напрямую отразилось на решении об отделении этой области от Сербии. Видимо, отмечает агентство, Баку все же дал добро на определение судьбы Нагорного Карабаха, но не параллельно с обеспечением возвращения азербайджанских беженцев и ликвидации других последствий "агрессии" Армении, а в более далекой перспективе, надеясь путем экономических реформ и повышения уровня благосостояния населения региона завладеть симпатиями карабахских армян.

"Сегодня международная общественность против силовых решений проблем, и это однозначно как для нас, так и для Азербайджана. Сегодня в мире протекают другие, не принудительные процессы. Я имею в виду референдум в Черногории. Завтра это может повториться и в Косово. Народ, который хочет вынести решение - выносит его, и мировая общественность, в конце концов, считается с этим", - заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" руководитель парламентской фракции "Дашнакцутюн" Грайр Карапетян.

Я не согласен с результатами референдума в Черногории и считаю, что это противоречит процессу объединения Европы. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден. Отвечая на вопрос, касающийся заявлений некоторых лидеров непризнанных образований на территории бывшего СССР, Рене ван дер Линден отметил: "Я посоветовал бы воздержаться от стремления к отделению, так как это приведет к реинтеграции Европы. К примеру, меня очень обеспокоили результаты голосования в Черногории, так как за независимость проголосовало чуть больше половины населения. А в случае с огромной проблемой Европы - Косово, на которое часто ссылаются, то здесь, по-моему, важен не вопрос о независимости Косово, а вопрос возвращения сербских переселенцев в Косово и предоставления им необходимых гарантий безопасности".

"Нагорно-карабахский конфликт и вопрос Северного Кипра нельзя рассматривать под одним углом, поскольку это совершенно разные проблемы". Об этом бакинскому агентству АПА заявила спецпредставитель комиссара Евросоюза по политике добрососедства Эмма Удвин. Подчеркнув, что в настоящее время кипрский конфликт находится на стадии обсуждения, она отметила, что это очень деликатный и в то же время важный вопрос. "Однако проводить параллели между двумя этими конфликтами было бы неверно", - сказала Эмма Удвин.

"Позиция России в конфликтах на Кипре и в Нагорном Карабахе заключается в понимании их сути. Сложно сравнить эти два конфликта. Конфликты на Кипре и в Нагорном Карабахе идентичны в том, что для разрешения этих двух проблем необходимо согласие сторон". Об этом заявил на пресс-конференции находившийся с визитом в Турции министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он отметил, что Россия не только наблюдает за этими конфликтами, но и участвует в разрешении кипрского конфликта в формате Совета Безопасности ООН, а карабахского - как сопредседатель Минской группы ОБСЕ. В обоих случаях основной целью является достижение результата, который удовлетворит обе стороны. "Поэтому все наши усилия направлены на установление прямого диалога", - сказал министр. (АПА).

Степанакерт

31 мая состоялось очередное пленарное заседание Национального Собрания Нагорного Карабаха. Министр финансов и экономики НК Спартак Тевосян представил доклад "О выполнении государственного бюджета НКР в первом квартале 2006 года". Он, в частности, отметил, что за указанный период внутренний валовой продукт составил 9,8 млрд драмов (на 10,5% больше показателя аналогичного периода предыдущего года), объемы промышленного производства - около 4,6 млрд драмов (рост на 7,4%), сельскохозяйственный валовой продукт - 1,5 млрд драмов (рост на 0,6%), объемы капитального строительства - 2,1 млрд драмов (рост на 45,9%), собственные доходы - 2,3 млрд драмов (что на 21,9% превышает уровень предусмотренных поступлений), а доходы населения - 10,2 млрд драмов (рост на 10,7%). Депутаты приняли информацию к сведению. Депутаты приняли также проект закона "О государственной инспекции образования". Министр образования, культуры и спорта Камо Атаян отметил, что с принятием закона будет урегулирован ряд вопросов, связанных с реализацией государственной программы образования, качеством образования, применением государственных образовательных стандартов и др. Закон устанавливает задачи и рамки полномочий государственной инспекции. Парламент одобрил законопроекты о внесении изменений и дополнений в законы НКР "О бюджетной системе НКР", "О принудительном исполнении судебных актов", "Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительства", "Земельный кодекс НКР", а также о внесении дополнений в законы "Об образовании", "Об организации и проведении проверок в Нагорном Карабахе". Во втором чтении были приняты проекты законов "О семенах" и о внесении дополнений и изменений в закон "Об оплате гражданский служащих". (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Электронная газета "KarabakhOpen" пишет, что депутат Арпат Аванесян предложил рассмотреть в парламенте письма граждан Карабаха, переехавших туда из Армении, где в советское время у них были банковские вклады. В Армении, как известно, начался процесс компенсации обесцененных вкладов, но переехавшие в Карабах люди не могут их получить. Они лишены этой возможности и в самом Карабахе, где компенсации за вклады выдают с 1999 года, но только тем, кто хранил деньги в Сбербанке в Карабахе. Депутат призвал решить проблемы этих людей - возможно, путем переговоров с руководством Армении. По словам Аванесяна, в адрес возглавляемой им комиссии по социальным вопросам уже поступило около полусотни заявлений от граждан.

В преддверии Дня независимости Армении, 27 мая Арцахский камерный оркестр под руководством Геворка Мурадяна выступил с большой концертной программой, и, как всегда, степанакертцев ожидал очередной сюрприз: в "Временах года" Антонио Вивальди солировал заслуженный артист РА, профессор Ереванской консерватории, скрипач Виктор Хачатурян. Сюрпризом стало и выступление известного в Армении композитора Левона Чаушяна и исполнение оркестром его "Серенады". В заключение Виктор Хачатурян с большим чувством исполнил "Крунк" великого Комитаса. По признанию маэстро Геворкяна, все совершенствующееся с каждым днем мастерство оркестра - результат ежедневной кропотливой работы. По его убеждению, по своему исполнительскому уровню Арцахский государственный камерный оркестр не уступает аналогичным оркестрам Закавказья, и недалек тот день, когда возглавляемый им коллектив выступит на лучших сценах мира. Оставаясь верным избранному новому пути, оркестр впредь будет выезжать и в районы НК. Первыми зрителями в районах в этом году станут жители Бердзора, которые 17 июня будут иметь возможность насладиться выступлениями оркестра. ("Азат Арцах").