Проект канала Каспий-Азов ("ЕврАзия") сейчас существует только на уровне идеи, которая родилась "в московских коридорах власти и бизнеса", и имеет экономический и социальный смысл, прежде всего, для жителей Южного ФО, 40% населения которого - безработные. Об этом руководитель Южного научного центра Российской академии наук академик Геннадий Матишов сообщил в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

Ни о каком реальном проекте или разработках технических условий пока речи не идет, и, в лучшем случае, на реализацию проекта может уйти 15-20 лет.

Прежде чем высказываться "за" или "против" идеи, надо взвесить все ее плюсы и минусы. Но уже сейчас, по мнению академика, проект имеет привлекательные стороны с точки зрения экономических и государственных интересов. России надо осваивать огромные пустующие территории от Астрахани до Махачкалы, но при этом необходимо минимизировать возможные экологические потери.

Одним из активных сторонников проекта академик называет президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова: для Юга России, Калмыкии, где основной промысел местных жителей - кочевое животноводство, мечта скотоводов, чтобы им дали воду.

По словам Геннадия Матишова, существуют различные идеи, где брать воду для наполнения канала. В числе вариантов можно рассматривать западные или восточные стоки рек, протекающих по территории Южного округа, которые берут свое начало из ледников Эльбруса. Можно рассматривать путь по Манычу, можно закачивать воду из Каспия или водоемов Ростовской области, водных систем Маныч -Чограй, Терека, но это все пока на уровне идей, которые не подкреплены инженерными изысканиями. Все эти варианты надо прорабатывать, потому что с точки зрения людей, государства это выгодно. Но пока еще на уровне государства идею взвешивают. "Не думаю, что этот проект хуже, чем транспортный коридор "Восток-Запад", - добавляет академик.

Что касается заявлений экологов, обеспокоенных возникновением проекта "ЕврАзия", то не меньшую их тревогу, по мнению Геннадия Матишова, должно вызвать наличие гигантского водохранилища, которое "висит" над столицей Кубани, в сейсмоопасной зоне, и в случае сейсмической активности может обрушить на огромный город миллионы кубометров воды.

Противниками данного проекта, - считает Матишов, прежде всего, могут быть конкурирующие ведомства, которые пытаются таким образом противодействовать реализации проекта, а если смотреть глубже, то речь идет и о конкуренции на международном уровне. Ведь есть и психологический фактор: в случае реализации проекта появляется возможность второго пути доставки нефти в Каспий, минуя Босфор и Дарданеллы. Поэтому конкуренты пытаются воздействовать на общественное мнение, сформировав негативное к нему отношение и подкупая для этого "зеленых".

Что касается упреков экологов, что реализация проекта приведет к заболачиванию территорий, по которым пройдет канал, то академик предложил все-таки предоставить возможность ответить на этот вопрос профессионалам, которые смогут провести экосистемный анализ территории, а не судить о последствиях проекта с позиции кухарки, которая взялась управлять государством. "Не думаю, что Путин равнодушен к мнению экологов", - сказал Геннадий Матишов, и напомнил недавний пример со строительством трубопровода в районе озера Байкал, когда президент, послушав мнение ученых, настоял на переносе трубопровода подальше от зоны экологического заповедника Байкал. Если и в данном случае проект будет представлять какую-то опасность для экологии региона и здоровья населения, президент прислушается к мнению ученых и вовремя поправит проект, - считает Матишов.

Справка ИА REGNUM:

В 2005 году Южный научный центр Российской Академии наук совместно с Мурманским морским биологическим институтом КНЦ РАН опубликовал исследование " Маныч-Чограй: история и современность (предварительные исследования)", ответственный редактор академик РАН Г.Г. Матишов. В рамках исследования водной системы Маныч - Чограй ученые юга России уделили внимание новому проекту сооружения водной транспортной магистрали Азов - Каспий("ЕврАзия").

В исследовании, в частности, рассматриваются положительные и возможные негативные последствия реализации проекта и предлагаются пути снижения негативного воздействия вмешательства человека в экосистемы юга России:

"...Манычский водный путь (канал "Каспий-Дон") пройдет по территориям со сложным и неблагоприятным водным режимом. Средний годовой слой осадков оставляет здесь около 400 мм, а в отдельных пунктах даже меньше. Для водообеспечения существующих и намечаемых резервных водохранилищ, водотоков и озер и компенсации затрат воды на шлюзование предполагается использовать часть стока рек Кубани и Терека, малая часть которого в настоящее время подается по существующим каналам переброски.

Разумеется, сооружению в засушливой зоне искусственного водного канала должна предшествовать фундаментальная работа по оценке воздействия на окружающую природную среду инженерно-строительных работ. Кроме злободневной проблемы региона, дефицита водных ресурсов, встанет не менее острая экологическая проблема - воздействие на почвенный покров и в целом на литосферу. Реализация проекта нового водного пути будет связана с выполнением громадных объемов земляных работ по прокладке трассы канала. По предварительным оценкам, за 8-10 лет работ объем выемок нескальных грунтов в основном в отвал, выполняемых сухопутными землеройными средствами, гидравлическими снарядами или с помощью взрывотехники, составит на первой очереди строительства (пропуск существующих судов с осадкой до 4 м) около 150 млн. м3.

Реальную оценку экологических последствий строительства канала представляется возможным дать лишь после ознакомления с проектом. Минимизация негативного воздействия на окружающую среду возможна в результате согласования отдельных технических решений между проектными организациями и экспертами ЮНЦ РАН.

В общем виде экологические последствия строительства канала "ЕврАзия" для южного региона России неоднозначны. К положительным моментам можно отнести следующие:

1. Создание условий для природоохранного, социально-экономического, сельс кохозяйственного, рыбохозяйственного и промышленного развития, прилегающих к трассе канала районов республик Калмыкия, Дагестан, Ставропольского края и Рос товской области.

2. Увеличение водности и улучшение водообеспечения населения аридной зоны.

3. Интенсификация исследований местных экосистем, значительное увеличе ние отчислений для проведения природоохранных мероприятий.

4. Увеличение занятости населения, создание новых рабочих мест, приоста новление оттока работоспособного населения, приток квалифицированных кадров из других регионов и городов.

5. Расширение имеющейся социальной инфраструктуры (жилья, детских садов, образовательных учреждений, больниц, учреждений культурно-массового назначения и др.), улучшение состояния здоровья населения, оптимизация демографической и эколо гической ситуации в регионе.

Однако при несоблюдении некоторых техническо-экологических требований реализация Проекта может привести и к неблагоприятным экологическим последствиям для окружающей среды юга России:

1. В условиях эксплуатации канала получат дальнейшее развитие происхо- дящие в регионе процессы изменения водно-солевого баланса региона, подтопления грунтовыми водами, расширения зон солончаков.

2. Нарушение природных условий формирования поверхностного и подземно го стока, изменение запасов подземных вод.

3. Резкие сукцессионные изменения экологического облика водоемов с умень- шением их продуктивности.

4. Загрязнение поверхностных вод, особенно нефтепродуктами, увеличение риска возникновения техногенных катастроф;

5. Возникает неизбежность дальнейшего проникновения в водоемы и водото- ки Кумо-Манычской впадины в Азовское море и Каспий чужеродной фауны и флоры, последствия которого, как показывает практика последних 10-15 лет, как правило, неблагоприятна.

6. Изложенная оценка, естественно, носит предварительный характер и долж на стать конкретной после проведения соответствующих комплексных экологических и инженерных исследований вдоль проектируемой трассы канала, после ознакомления с техническим заданием Проекта, планируемыми техническими решениями его реали зации, а также режимом эксплуатации канала.

В частности, предполагаемый ущерб, указанный в пунктах 1-4, в первую очередь можно минимизировать путем перехода от экстенсивного использования водных ресурсов региона различными отраслями хозяйства (в том числе при эксплуатации канала) к интенсивному, водосберегающему. Это позволит снизить остроту дефицита водных ресурсов, уменьшить объемы их дотаций из бассейнов рек Дон, Кубань, Терек, а также масштабы нарушений биогидрологического режима устьевых областей. Создание водоохранной зоны, бетонирование русла и берегов канала, а также намечаемых к строительству резервных водохранилищ, водотоков и озер в сочетании с указанными выше мерами создаст предпосылки для снижения инфильтрационных потерь воды, сокращения интенсивности абразионных процессов, уменьшения опасности дальнейшего осолонения водоемов бассейна р. Маныч за счет размыва берегов, дна и эрозии русел рек, бывших в прошлом морским дном.

В этом случае степень ухудшения состояния водных и околоводных экосистем, условий формирования запасов подземных вод, а также дальнейшего подтопления грунтовыми водами и расширения зон солончаков и солончаковых почв окажется менее существенной. Что касается замечаний, указанных в пункте 4 в отношении возможного роста ущерба водным и околоводным экосистемам от загрязенения нефтепродуктами, то первоочередной мерой должно стать строжайшее соблюдение существующих регламентов в отношении танкерной перевозки нефти. Для снижения масштабов проникновения в водоемы и водотоки Кумо-Манычской впадины, в Азовское и Каспийское моря чужеродной фауны и флоры необходима реализация мер по контролю за балластными водами, разработка технологического процесса их обезвреживания. Что касается изъятий в отвал по берегам огромных объемов засоленного грунта, то наиболее целесообразен его вывоз, а в случае невозможности этого - окультуривание и закрепление его с помощью посадки солеустойчивой растительности и других мер гидротехнического характера.

Указанные инженерно-строительные мероприятия и реализация в целом проекта новой водной магистрали "ЕврАзия" может обострить уже существующие негативные процессы в экосистеме Маныч-Чограй, Поэтому, чтобы учесть все вопросы экологической безопасности аридной зоны юга России, должны быть осуществлены фундаментальные инженерно-экологические изыскания, серьезные исследования по прогнозированию и моделированию климатической изменчивости. Безусловно, стройке века должны предшествовать общественные слушания проекта в субъектах федерации".