Имена агентов КГБ ЛССР, зафиксированные в доставшейся Латвии картотеке агентуры КГБ, будут опубликованы в газете "Latvijas Vēstnesis" (Латвийский вестник) после 1 ноября текущего года. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, соответствующие поправки к закону "О хранении, использовании документов бывшего Комитета государственной безопасности и констатации факта сотрудничества лиц с КГБ" сегодня, 7 июня, на внеочередном заседании и в порядке повторного рассмотрения принял Сейм Латвии.

В ходе дебатов противники публикации приводили довод, что в картотеке содержатся, в том числе и имена тех, кто боролся с экономическими преступлениями, мол, без разъяснения рода деятельности агентов, чего в оставшихся в Латвии документах нет, разобраться "кто есть кто" уже практически невозможно. Независимый депутат и первый министр иностранных дел Латвии после восстановления государственной независимости Янис Юрканс напомнил, что в свое время за отказ сотрудничать с КГБ он лишился преподавательской работы в университете, и десять лет зарабатывал на жизнь маляром. Тем не менее, Юрканс призвал коллег отказаться от публикации имен агентов, некоторых из которых, по собственному признанию, встречает и до сих пор, мол, их дети не должны страдать из-за того, что родители когда-то проявили слабость и не устояли под давлением существовавшего режима. А депутат от объединения "Центр согласия" Валерий Агешин предложил поглубже "зарыть" мешки КГБ еще лет на пять, предупредив, что с их публикацией "латыши окончательно съедят друг друга". Тем не менее, "за" законопроект проголосовало 59 депутатов, "против" было 18 и еще семеро воздержались.

Как уже сообщало ИА REGNUM, на повторное рассмотрение данный законопроект в парламент отправила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Главу государства в честности не устроило, что одновременно с решением об обнародовании так называемых "мешков ЧК" депутаты не определили конкретный порядок их использования и публикации. Согласно очередным поправкам, перед преданием гласности имен агентов в "Latvijas Vēstnesis" в газете будет опубликована преамбула, предупреждающая о невозможности на основании имеющихся документов объективно оценить содержание и форму каждого конкретного факта сотрудничества с КГБ. Так, отсутствие на карточках подписей лишает их доказательной юридической силы и позволяет использовать лишь в качестве исторических документов. В свою очередь публикации, как решил Сейм, подлежат лишь ФИО с датами рождения и вербовки, клички, а также род деятельности на момент вербовки и дата исключения из картотеки, если лицо исключалось из агентурного аппарата КГБ. Принятый закон вступает в силу с 1 ноября текущего года.