Обзор СМИ за 2-8 июня 2006 года.

Военный вестник. Перед встречей в Бухаресте. Встреча президентов. Итоги Бухареста. Оценки и комментарии. Прогноз газеты "Тайм". Степанакерт.

Военный вестник

По сообщению бакинского агентства Day.Az, 5 июня в 21:20 подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных в селе Саричалы Агдамского района, обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанских войск. В результате был ранен солдат азербайджанской армии Эльмар Шахкерим оглу Миралиев. Состояние здоровья помещенного в госпиталь солдата удовлетворительное. По неподтвержденной Министерством обороны Азербайджана информации агентства, 6 июня в районе 24:00 часов были обстреляны позиции азербайджанских войск, расположенные напротив села Юсифджанлы Агдамского района.

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 6 июня, в соответствии с ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха договоренностью, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана восточнее населенного пункта Сейсулан Мартакертского района НК. С позиций Армии обороны НК наблюдение вели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Петер Кии (Великобритания) и Иржи Аберле (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Однако в очередной раз азербайджанская сторона не вывела наблюдателей ОБСЕ на свои передовые рубежи, утверждает информационный портал МИД НК. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел НК.

Перед встречей в Бухаресте

Воинственные заявления Азербайджана и комментарии, которые почти не связаны с темой обсуждений, создают впечатление, что противная сторона не слишком настроена на серьезные решения в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Как сообщает PanARMENIAN.Net, об этом заявил журналистам президент Армении Роберт Кочарян. "Мы обсуждаем вариант, который, по моему убеждению, позволяет иметь долговременное и мирное урегулирование. Но у меня есть скромные ожидания от встречи с президентом Азербайджана", - сказал Кочарян. Глава государства выразил удивление заявлениями должностных лиц Азербайджана о том, что вопрос должен быть решен в рамках территориальной целостности Азербайджана, при определенной степени автономии Карабаха. "После создания ООН не было случая, чтобы какой-либо народ, применивший право на самоопределение и добившийся фактической независимости, изменил свое решение и вернулся бы в состав того государства, от которого он отделился. Я не понимаю, почему армянский народ и карабахцы должны быть первыми, которые решат, что независимость по каким-то причинам их не устраивает. Мы не давали повода для таких выводов", - подчеркнул президент.

"Заявление президента Роберта Кочаряна свидетельствует о том, что Армения не готова решать карабахский конфликт мирным путем", - так, согласно бакинской газете "Зеркало", прокомментировал слова Роберта Кочаряна глава отдела внешнеполитических связей президентской администрации Азербайджана Новруз Мамедов. "Странно, что Кочарян делает такие заявления накануне встречи президентов в Бухаресте. С одной стороны, он согласился на встречу, а с другой - уже заранее предрекает ее нерезультативность. Думаю, что тем самым Кочарян просто перестраховывается", - сказал Мамедов. Впрочем, пишет газета, как это ни странно, но в настоящий момент задержка в урегулировании конфликта играет на Азербайджан. Если мы что-то и подпишем сегодня, то потом пересматривать подписанное не представится возможным, считает издание. А геополитическая ситуация в мире меняется очень быстро, и Азербайджан медленно, но верно становится серьезным игроком в регионе.

Если свершится чудо, и в Бухаресте Алиев и Кочарян придут к согласию по предлагаемому им варианту, то это согласие надо приветствовать, пишет газета "Аравот". "Не надо вновь перечислять те преимущества, которые мы (и, конечно же, Азербайджан) получим в случае установления мира в регионе. И пусть наши власти назовут этот вариант хоть трижды "победным", пусть кричат, что это не "поэтапный вариант" 97-го года. Ради Бога, пусть будет по-ихнему, лишь бы нашли в себе силы пойти на компромисс... Однако чуда в Бухаресте не будет. Единственное, для чего встречаются президенты - это провалить переговоры. Но сделать это так, чтобы "виновником" провала оказалась противная сторона".

Бакинская "525-я газета" отмечает, что азербайджанская и армянская стороны подходят к одним и тем же вопросам каждая под собственным углом зрения. Если они даже подпишут документ о решении вопроса статуса Карабаха путем "самоопределения", то будут толковать этот момент по-своему, а следовательно, никакого реального мира не будет, отмечает "525". Тем не менее, международные посредники рассматривают встречу в Бухаресте как еще одну попытку продолжения мирного процесса. При этом подчеркивается, что сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ не хотят в Бухаресте "второго Рамбуйе" (прошедшие в Рамбуйе (Франция) 10-11 февраля 2006 года переговоры между президентами Армении и Азербайджана не дали результатов. - прим. ИА REGNUM) и намерены добиться подписания хотя бы формального документа. Кроме того, в Армении близятся очередные парламентские выборы, и, по мнению бакинского издания, режим Кочаряна воспользуется этим для самоотстранения от переговорного процесса. Так что в случае нового фиаско неизбежен длительный перерыв в переговорном процессе, заключает "525".

По мнению газеты "Айкакан жаманак", и Роберт Кочарян, и Ильхам Алиев намерены отвергнуть предлагаемый им одностраничный документ. "Загвоздка в том, что президент Армении надеется, что Алиев откажется его подписать, и он избегнет необходимости отказать сопредседателям. Алиев же надеется, что все будет наоборот. Конечно, сопредседатели прекрасно знают, что у президентов на уме, и, по всей видимости, задумали какой-то контрход. Это означает, что в Бухаресте пройдут не переговоры, а чемпионат мира по хитрости", - заключает газета.

Бакинская "Эхо" сообщает, что, по словам пожелавшего остаться неназванным источника в Министерстве иностранных дел РФ, в ходе переговорного процесса стороны уже согласовали многие важные пункты. В числе согласованных моментов, пишет газета, также есть договоренность "об освобождении оккупированных Арменией районов вокруг Нагорного Карабаха". При этом предполагается сохранение за армянами на некоторое время Лачинского коридора, который свяжет Карабах с Арменией. "Стороны ведут обсуждения вокруг вопроса ширины этого коридора". Кроме того, подчеркнул источник, в переговорах также обсуждается вариант обеспечения безопасности Кельбаджарского района от армянской стороны. Газета сообщает также, что в МИД АР отказались комментировать эту информацию. "Я не комментирую такие непроверенные данные", - заявил начальник управления азербайджанского МИД Таир Тагизаде.

Встреча президентов

Встреча, состоявшаяся 4 июня тет-а-тет между Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым и длившаяся 4 часа, продолжилась также и 5 июня. Как сообщает газета "Азг", вечером 4 июня американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн охарактеризовал встречу Кочарян-Алиев как "встречу, прошедшую в дружественной атмосфере". По словам российского сопредседателя Юрия Мерзлякова, встреча Кочарян-Алиев, состоявшаяся в посольстве Польши в Румынии, была совершенно иного типа, чем переговоры в Рамбуйе, а "атмосфера - она всегда была хорошей". По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, в Бухаресте остался несогласованным ставший проблемным еще в Рамбуйе "один пункт", хотя были предложены новые подходы относительно этого вопроса. По неутонченным данным, пишет газета, он касается Кельбаджара. Вместе с тем, заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид в ходе бухарестской встречи отметил, что вопрос Нагорного Карабаха должен и может быть решен, а единственный путь решения - мирное урегулирование. В то же время специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби заявил, что не желает и не может комментировать переговоры, и добавил, что в настоящее время имеется исключительная возможность действительно начать процесс решения конфликта. "Иначе эта возможность не вернется подобно комете". Газета отмечает, что организация уже во второй раз в этом году встречи тет-а-тет Кочарян-Алиев является свидетельством ожидания посредников, с другой стороны, в контексте необходимости компромиссов заявления официальных лиц Азербайджана относительно "необсуждаемости" территориальной целостности страны никак не напоминают переговорный процесс.

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что бухарестская встреча Кочарян-Алиев началась в 17:30 и продлилась да 21:30 в здании посольства Польши. Встреча началась в присутствии министров иностранных дел Армении и Азербайджана, действующего председателя ОБСЕ Карела де Гухта, трех сопредседателей МГ ОБСЕ и спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ на Южном Кавказе Анджея Каспшика. Минут через 40 встреча президентов продолжилась с глазу на глаз. По свидетельству очевидцев, Кочарян и Алиев дважды покидали комнату встречи, стояли в коридоре, потом снова возвращались обратно. По тем же сведениям, пишет газета, в первый раз Кочарян выходил из комнаты в приподнятом настроении, а во второй раз - мрачным и недовольным. В то время как Алиев был мрачен в ходе всей встречи. Около девяти часов вечера сопредседатели МГ ОБСЕ, министры иностранных дел и действующий председатель ОБСЕ вновь присоединились к президентам, а еще через полчаса машина президента Азербайджана подъехала к подъезду здания. Согласно газете, после 4-часовых переговоров Алиев покинул здание польского посольства не глядя по сторонам, с мрачным выражением лица. Кочарян, в отличие от своего коллеги, широко улыбался в машине, смотрел на облепивших машину армянских журналистов и даже приветственно помахал им рукой. Вместе с тем, отмечает газета, настроение встретившегося позднее министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна было диаметрально противоположным настроению президента РА. Переговоры президентов продолжились на следующий день уже в отеле JW Marriott, а перед этим президенты приняли участие в Черноморском саммите, где оба президента в своих выступлениях затронули карабахский вопрос. На основе этих выступлений корреспондент "Айкакан жаманак" пришел к выводу, что от встречи президентов ждать особо нечего. "И хотя сопредседатели МГ ОБСЕ любят намекать на то, что президенты в ходе своих публичных выступлений говорят одно, а за столом переговоров - другое, то, с каким вниманием Роберт Кочарян и Ильхам Алиев слушали выступления друг друга, подсказывало, что в этом вопросе сопредседатели склонны были выдавать желаемое за действительное". Первым выступил Кочарян, и все то время, пока он представлял присутствовавшим позицию армянской стороны по карабахскому вопросу, Ильхам Алиев, по словам газеты, "не мог скрыть своего отвращения". Газета пишет, что он время от времени бросал в сторону Кочаряна мрачные взгляды. "Выступление Кочаряна Алиева злило. Причем злился он не из пропагандистских соображений, а всерьез". Кочаряну также не нравились некоторые высказываемые Алиевым мысли, однако, сообщает "АЖ", он не злился, а наоборот, демонстративно смеялся. Вместе с тем, газета отмечает, что подобное проявление чувств имело место лишь вокруг карабахского вопроса - во всех остальных случаях президенты были настроены исключительно дружелюбно, и на второй тур встречи они оба отправились в приподнятом настроении. Президенты, сопредседатели, министры иностранных дел и Анджей Каспшик расположились вокруг единственного круглого стола в крошечной комнате под названием Craiova и, чтобы создать впечатление, что переговоры проходят в хорошей обстановке, они, широко улыбаясь в присутствии журналистов, сказали что-то непонятное, после чего двери Craiova закрылись. Первым с переговоров, в сопровождении Вардана Осканяна, вышел Роберт Кочарян. "Первыми мы", - сказал по-русски Кочарян и удалился вновь в приподнятом настроении. Один из азербайджанских журналистов попробовал задать ему вопрос, но безуспешно. Ильхам Алиев задержался с сопредседателями еще на 15 минут и вышел уже не в таком мрачном настроении, как накануне. Он также отказался говорить. Наконец вышли сопредседатели МГ ОБСЕ, и Стивен Манн выступил с ничего не говорящим совместным заявлением сопредседателей. На вопрос, можно ли сказать, что президенты не смогли придти к согласию, Манн ответил: "Сопредседатели все еще верят, что 2006 год является окном возможности достичь соглашения в карабахском вопросе". А отвечая на вопрос, какая участь постигла лежавший на столе переговоров одностраничный рабочий документ, американский сопредседатель сказал, что бумаги всегда были и они часто меняются. Так закончилась бухарестская встреча президентов Армении и Азербайджана - Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева.

На вопросы "Айкакан жаманак" ответил генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис:

"Какие у вас ожидания от бухарестской встречи президентов Армении и Азербайджана?

Надеюсь, что будет зарегистрирован серьезный прогресс, и очень хочу, чтобы так и было. Вы знаете, что до того, как стать генеральным секретарем СЕ, я был докладчиком по карабахскому вопросу. Был в Армении, Азербайджане, был также в Нагорном Карабахе. Знаком со всей глубиной вопроса. Это очень сложная проблема, однако ЕС желает видеть его решенным как можно раньше, и он может быть решен только мирным путем. Тот факт, что два президента встречаются и садятся за стол переговоров, сам по себе положителен. Мы рады этому, однако мы также надеемся, что они придут, наконец, к соглашению, поскольку они несколько раз встречались и каждый раз урегулирование откладывалось. Я думаю, что каждый год, каждый раз народы не только Южного Кавказа, но и всего региона ждут Большого решения вопроса.

Вчера уже состоялись переговоры Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Что вы об этом знаете - пришли они к соглашению или нет?

Нет, вчера ночью они к соглашению не пришли. Я это знаю, поскольку после завершения их переговоров встречался с президентом Алиевым и он меня информировал, что переговоры не завершены и они продолжатся сегодня.

Господин Дэвис, вчера переговоры президентов Армении и Азербайджана проводились в посольстве Польши в Румынии. Как вы считаете, почему сделан такой выбор?

Я думаю, что не особо важно, где проходят встречи президентов. Я ничего не вижу в том, что они встретились в посольстве Польши. То есть не имеет значения, где происходит встреча. Они могли встретиться в здании МИД Румынии или в каком-нибудь другом посольстве или даже в магазине. То есть нам безразлично, пусть встречаются, где хотят. Единственное, чего мы хотим - это видеть скорейшее решение вопроса.

Если президенты Армении и Азербайджана и на этот раз не придут к согласию и провалят переговоры так, как это произошло в Рамбуйе, какой будет реакция международного сообщества?

Конечно же, все будут разочарованы. Однако есть английская пословица, смысл которой заключается в том, что лучше разговаривать, чем драться. "Joh, Joh" is better than "War, War", - так звучит эта пословица.

Что вы можете сказать о возможных санкциях? То есть может ли международное сообщество решить наказать двух президентов за бесконечное оттягивание вопроса и неустановление стабильности на Южном Кавказе?

Нет, возможностей санкций я не вижу. Не представляю, что кто-то может предложить применить санкции. По-моему, никто так не подходит к вопросу, скорее все готовы поощрить президентов, чтобы они пришли к согласию, что исходит из интересов народов и Армении, и Азербайджана, и Нагорного Карабаха.

Вы сказали, что встречались с президентом Азербайджана. А с президентом Армении встречались или будете встречаться?

Я не знаю, это зависит от президента Армении. Ильхам Алиев пожелал встретиться со мной, и я, конечно, был к встрече готов, поскольку Азербайджан, как и Армения, является членом СЕ и я в любую минуту готов беседовать с руководителями стран-членов Совета Европы". ("Айкакан жаманак").

Пока в Бухаресте президенты Армении и Азербайджана вели переговоры, а общественность по выражениям их лиц пыталась определить ход переговоров, агентство "А1 плюс" предложило своим читателям ответить на вопрос: "Как скоро надо урегулировать нагорно-карабахский конфликт?" В опросе приняли участие 364 человека, 68% ответили "Чем раньше, тем лучше", 24% опрошенных считают, что "чем позднее, тем лучше". И только 8% участников не определились с ответом.

Итоги Бухареста

Сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ продолжают считать, что мирное решение нагорно-карабахского вопроса является обязательным и достижимым и что 2006 год остается благоприятным периодом для достижения такого прогресса. Об этом, как передает бакинское агентство "Тренд", говорится в заявлении сопредседателей МГ по итогам бухарестских встреч президентов Азербайджана и Армении. Сопредседатели продолжают верить, что основные принципы, которые они определили и предложили сторонам для разрешения конфликта, подразумевают справедливую основу для подобной резолюции, говорится в заявлении посредников. Они сожалеют, что стороны до сих пор не достигли согласия на основе этих принципов и выражают намерение представить доклад о своей деятельности в предыдущие месяцы Постоянному совету ОБСЕ в конце июня. В сообщении также говорится, что на бухарестских встречах 4-5 июня сторонами при участии посредников, а также действующего председателя ОБСЕ был обсужден весь перечень вопросов, касающихся нагорно-карабахского конфликта.

"Проблему, которую президенты пытались решить в Рамбуйе, но это у них не получилось, они не смогли решить и в Бухаресте", - об этом в беседе с журналистами 5 июня сообщил министр иностранных дел РА Вардан Осканян, комментируя результаты встречи в Бухаресте президентов Армении и Азербайджана. По словам министра, несмотря на предложенные сопредседателями новые подходы к урегулированию карабахского вопроса, президенты не пришли к соглашению. По словам министра, по крайней мере было дано поручение министрам иностранных дел Армении и Азербайджана продолжить переговоры и "попытаться найти общие грани именно по этому вопросу до следующей встречи президентов". ("Ноян Тапан").

"Нельзя сказать, что в ходе последней встречи президентов Азербайджана и Армении в Бухаресте был достигнут значительный прогресс, и на данный момент существует необходимость в приведении в соответствие позиций сторон", - заявил в беседе с журналистами министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. "Надежда на мирное урегулирование сохраняется, и мы намерены продолжить усилия в данном направлении", - сказал Мамедъяров. Он отметил, что стороны не добились сближения по вопросам, по которым имеются значительные разногласия, а вопрос возвращения "оккупированных" территорий Азербайджана и возвращения беженцев в свои дома "находится вне обсуждений". На вопрос о возможности отражения в будущем статусе Нагорного Карабаха испытанной в Европе модели экономической автономии министр отметил, что Азербайджан не исключает применения модели Триеста, который также обладал широкой автономией. "Однако вопрос автономии касается не только армянской, но азербайджанской общины Нагорного Карабаха", - сказал глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. ("525-я газета").

На столе переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта лежит обнадеживающий документ, и США призывают президентов Азербайджана и Армении приложить дополнительные усилия для решения проблемы в нынешнем году, заявил советник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Метью Брайза. По словам американского дипломата, "достижение мирного соглашения в этом году возможно". "Мы верим в решение конфликта в этом году, потому что в следующем году внутриполитическая ситуация в Армении будет уже более сложной. Поэтому нынешний год очень важен для урегулирования", - подчеркнул Брайза. ("Day.Az").

Ход мирных переговоров по урегулированию нагорно-карабахской проблемы не удовлетворяет Азербайджан, заявил заведующий общественно-политическим отделом исполнительного аппарата президента Азербайджана Али Гасанов, комментируя последнюю встречу в Бухаресте глав Азербайджана и Армении. Касаясь вопроса продолжения встреч глав Азербайджана и Армении, он отметил, что это определят сами президенты. "Если президент Ильхам Алиев посчитает, что у этих встреч нет никаких перспектив, то тогда Азербайджан рассмотрит другие адекватные меры", - заявил Гасанов. По его словам, у Минской группы ОБСЕ имеются новые предложения по урегулированию конфликта. Hо общественность о них не информируется, предложения анализируются сторонами в рабочем порядке. "Сегодняшние переговоры нас не удовлетворяют, потому что Армения не отступает от неконструктивной позиции. Международные структуры, а также Минская группа не намерены оказывать на нее давление. Это нас не удовлетворяет", - подчеркнул он. ("Тренд").

Из безрезультатности бухарестской встречи и из заявлений сторон следует, что мирный процесс зашел в серьезный тупик и вновь привести его в действие удастся не ранее чем спустя определенное время, пишет "525-я газета". К тому же и посредники проявляют склонность к тому, чтобы взять "тайм-аут". Так, американский сопредседатель МГ Стивен Манн заявил, что завершил посредническую миссию по карабахской проблеме и получил новое назначение в Государственном департаменте. По словам дипломата, это простая ротация, регулярно проводимая среди сопредседателей, и Вашингтон по-прежнему будет держать карабахскую проблему в центре внимания. ("525-я газета").

По мнению министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, ознакомление нового сопредседателя с проблемой не отнимет много времени. Что же до влияния этого фактора на мирный процесс, то министр заметил: "Могу лишь констатировать, что США действительно искренне желают скорейшего разрешения армяно-азербайджанского конфликта". В целом ясно, пишет бакинская "525-я газета", что замена американского сопредседателя именно сейчас - не обычная ротация, а знак безрезультатности более чем двухлетнего "пражского процесса" по урегулированию проблемы и временной остановки переговоров. Газета напоминает, что после своего назначения сопредседателем Стивен Манн выразил намерение внести реальный вклад в разрешение проблемы: "Цель моего правительства в том, чтобы вести работу со сторонами конфликта и добиться справедливого урегулирования. Мы поддержим достигнутое сторонами соглашение".

Получение американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Стивеном Манном нового назначения в разгар переговоров по карабахскому урегулированию было неоднозначно воспринято Москвой. Как сообщает PanARMENIAN.Net, временный поверенный в делах РФ в Азербайджане Петр Бурдыкин выразил сожаление в связи с назначением Манна на другую должность. По его словам, Манн "защищал интересы США и глубоко разбирался в специфике Азербайджана и Армении, и подобная смена в момент проведения встречи президентов двух стран и появления в связи с этим вспышки надежды на достижение определенной договоренности - это не очень хороший шаг".

Бакинская "Эхо" напоминает, что около двух лет назад, когда Вашингтон объединил "энергетическую" и "карабахскую" дипломатию, назначив Стивена Манна в ОБСЕ, многие аналитики предупреждали: "конфликтная дипломатия" вообще и посредническая миссия в армяно-азербайджанском конфликте в частности может оказаться для США куда более трудной задачей, чем эффектный энергетический прорыв, где Манну действительно удалось добиться многого. А тогда, отмечает газета, уже трудно исключать, что США просто не стали рисковать "энергетическим" авторитетом Манна, попросту удалив его из "карабахских" переговоров. Однако, считает "Эхо", судя по реакции Петра Бурдыкина, такая рокировка вряд ли означает в будущем усиление американского давления на Азербайджан на карабахском направлении - куда логичнее предположить, что в ближайшем будущем следует ожидать усиления "энергетической" и политической экспансии США в Азербайджане, что уже однозначно тревожит Москву. "Тот факт, что "рокировка" Манна совпала с "поворотным" саммитом ГУАМ, усилением "энергетического" противостояния и кризисом вокруг Ирана, говорит о многом".

Оценки и комментарии

Встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, прошедшая 4 июня в Бухаресте, является позитивным фактом, заявил агентству АРКА председатель постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха Ваграм Атанесян. "Естественно, в таком процессе прорыва "здесь и сейчас" вообще не бывает. Но с другой стороны, насколько этот процесс, и вообще предмет переговоров, соответствует позиции НКР, это вопрос времени и глубокого анализа", - заявил он. Атанесян подчеркнул, что без полноценного участия карабахской стороны в переговорном процессе невозможно достичь всеобъемлющего и окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

"Не было тех предпосылок, которые дали бы возможность придти к какому-либо соглашению. Подходы сторон к задаче пока еще существенно различаются: есть несколько основных вопросов, согласование которых сегодня невозможно", - сказал в беседе с армянской службой радио "Свобода" советник президента Нагорного Карабаха Арман Меликян. "Главный вопрос - Азербайджан должен признать Нагорно-Карабахскую Республику, однако никаких признаков возможности положительных шагов в этом направлении Азербайджан не проявляет. Не будет согласия по этому вопросу - не будет согласия во всех других вопросах", - заявил Меликян. По его мнению, если Карабах примет участие в переговорах, то каждая сторона будет отвечать за свой участок. Более того, Меликян уверен: "Армения не может быть сегодня ответственна за Карабах. Ответственна может быть лишь верховная власть НКР, которую уполномочил народ".

По мнению азербайджанского аналитика Арифа Юнусова, то, что произошло в Бухаресте - "очевидный провал", самым ярким доказательством которого является отставка американского сопредседателя Стивена Манна. "Поскольку Стивен Манн был самой яркой фигурой, главным переговорщиком с американской стороны, то его новое назначение свидетельствует о том, что американская миссия провалилась", - сказал Юнусов в беседе с радио "Свобода". Аналитик уверен, что возможность достичь прорыва в 2006 году исчерпана, ну а когда будет следующий активный тур переговоров - "трудно сказать". Одно для Юнусова очевидно - азербайджанское и армянское общества не готовы к миру: "Ни у армянского народа, ни у азербайджанского народа нет желания к установлению мирных отношений". По мнению другого азербайджанского аналитика Ильгара Мамедова, "сопредседатели ужасаются от мысли, что переговоров может не быть вообще". "Так что единственной целью бухарестской встречи являлось показать, что переговорный процесс продолжается".

По мнению карабахского политолога Давида Бабаяна, это только с первого взгляда кажется, что бухарестская встреча провалилась. "Если прислушаться к комментариям сопредседателей Минской группы и некоторых европейских политиков, можно предположить, что в Бухаресте, так или иначе, кое-что изменилось. Заявление заместителя госсекретаря СЩА Дэниела Фрида о том, что "Америка хочет, чтобы Азербайджан получил как можно больше территорий и чтобы азербайджанские беженцы вернулись", означает, что подход Баку "или все, или ничего" перестал работать и посредники осознали, что о возвращении ряда территорий речь идти не может". По мнению Бабаяна, исходя из этого, можно констатировать, что провал бухарестской встречи продемонстрировал необходимость изменения подходов к урегулированию. "И в этом контексте можно ожидать, что после Бухареста в переговорном процессе появятся какие-то новшества", - сказал Бабаян. ("KarabakhОpen").

На вопросы бакинской газеты "Зеркало" ответил азербайджанский политолог Вафа Гулузаде:

"Многие международные структуры с нескрываемой уверенностью заявляли, что 2006-й станет годом решения карабахской проблемы. Однако переговоры не приносят результатов. Как вы считаете, на что надеялись представители различных международных организаций, делая такие смелые заявления?

Дело в том, что те структуры, которые берут на себя функции прорицателей, занимаются искусством "черной" магии или пытаются применить свои навыки в зомбировании Азербайджана. Все эти попытки направлены на то, чтобы Азербайджан пошел на уступки, отдал армянам Нагорный Карабах, Лачин, Кяльбаджар. И тем самым в 2006 году Азербайджан, путем подписания пораженческого мира, решил вопрос оккупации армянами азербайджанских земель. Но все эти попытки абсолютно бесплодны. Позиция Азербайджана верна и четко выражена. Она заключается в том, что территориальная целостность Азербайджана не подлежит обсуждению и наша страна ориентируется на выполнение решений Совета Безопасности ООН о выводе всех оккупационных войск с территории Азербайджана. Что касается Армении, то из-за нее выглядывают "уши России", и эта страна говорит устами своего "старшего брата". А суть позиции Армении сводится к тому, что она не собирается отказываться от самопровозглашенной независимости сепаратистов Нагорного Карабаха, которых поддерживает Россия. В свою очередь Запад занимает в вопросе оккупации Арменией азербайджанских земель трусливую позицию. Вместо того, чтобы осудить агрессию и зло, Запад требует от жертвы агрессии, то есть Азербайджана, каких-то уступок. Но, как я уже отмечал, это нереально. Россия запретила Армении подписывать какой-либо мир с Азербайджаном. Я не раз говорил и еще раз повторяю: нужно дождаться распада Российской империи. Я предсказываю, что это произойдет через 10 лет. До сих пор все мои прогнозы оправдывались. Сегодня и Запад все меньше и меньше считается с мнением России. Англо-саксонская волна стремительно накатывается на Кавказ, и одновременно великоросская волна откатывается и вполне возможно откатится к берегам Дальнего Востока.

То есть, исходя из ваших слов, решения карабахской проблемы в течение ближайших десяти лет ожидать не следует...

Россия никогда не позволит Армении "уплыть" из-под своего влияния. Россия стоит на пороге потери целиком Южного Кавказа. Азербайджан и Грузия уже находятся вне сферы влияния России. Да и в Армении все громче слышны голоса тех, кто стремится интегрироваться в НАТО.

С чем же связано то, что Запад, как вы отметили, занимает в карабахском вопросе трусливую позицию?

Дело в том, что Европе и США определенное время нужно поддерживать с Россией партнерские отношения по целому ряду вопросов. Идет торг. Россия в свое время сдала Югославию и Ирак взамен на подачки со стороны Запада. Сегодня официальная Москва накануне сдачи Ирана, и тоже, естественно, не задаром. То есть процесс идет.

Ваше отношение к заявлениям некоторых международных структур о том, что обе стороны должны идти на взаимные компромиссы?

Заявления этих структур являют собой преступную галиматью, так как жертве агрессии никогда не говорят, чтобы она шла на уступки. Почему эти самые международные организации не говорили об уступках Кувейту, когда эту страну оккупировал Ирак?

Как вы оцениваете деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ?

Я считаю их клоунами на международной арене. Пусть они меня простят, к каждому из них я отношусь с уважением, но их деятельность считаю шутовской и смешной.

На днях заместитель помощника госсекретаря США Дэниел Фрид заявил, что "они готовы вернуть Азербайджану как можно больше земель"...

Я считаю, что Дэниел Фрид безграмотный человек. Как он может отдать Азербайджану азербайджанские земли? Значит, он считает, что все азербайджанские земли не следует отдавать. Таким заявлениям следует давать отпор в отечественной прессе. Никакой американец не имеет права выступать с такими заявлениями.

Может, для решения карабахского вопроса нужен новый формат международных структур?

Новый формат, новые рамки, рамочные соглашения - все это абсолютная чепуха. Есть агрессор и жертва агрессии, и нужно решать проблему в этом контексте. Совет Безопасности ООН вместо того, чтобы назвать Армению агрессором и пригрозить применением силы, выдумал МГ ОБСЕ, чтобы завуалировать свое бездействие. Возникает вопрос: почему? Да все потому, что агрессию фактически совершила ядерная Россия, а Армения является ширмой.

В свое время вы были в центре переговоров по карабахскому вопросу. Сравним время правления Гейдара Алиева с сегодняшним правлением Ильхама Алиева. Есть ли изменения в подходе к решению карабахской проблемы?

В период правления Гейдара Алиева было одно изменение. С самого начала были бесплодные переговоры. Затем Гейдар Алиев решил добиться мирного урегулирования за счет наших уступок, но эта идея провалилась. И после этого стало ясно, что никакого урегулирования не может быть. Нынешний глава государства Ильхам Алиев извлек уроки из прошлого и твердо стоит на том, что нельзя поступиться собственной территорией. Поэтому никаких сдвигов нет, и все переговоры являются имитацией". ("Эхо").

Прогноз газеты "Тайм"

Как сообщает газета "Азг", в справочниках, издаваемых Пентагоном, начиная с 2000 года публикуется список подлежащих распаду, по мнению американцев, 22 стран, которые включены в американскую программу "Великий Ближний Восток", и международная пресса время от времени откликается на эти публикации. Примечательно, пишет газета, что в этом списке, наряду с Ираном и Сирией, значатся также такие региональные союзники США, как Саудовская Аравия, Египет и Турция. Однако, пишет "Азг", угроза распада висит не только над включенными в программу "Великий Ближний Восток", но и над рядом европейских государств. Об этом, сообщает "Азг" со ссылкой на турецкую газету "Миллийет", написала английская консервативная газета "Тайм". Так, согласно "Миллийет", "Тайм" написала, что после развала социалистической системы в 1989 году в Европе образовались 18 новых государств, а до 2020 года, то есть в ближайшие 14 лет, возникнет еще 21 государство. Свой прогноз английская газета обосновала "процессом распада Европы" и предрекла в рамках этого процесса международное признание "Турецкой Республики Северный Кипр" и Нагорного Карабаха. Одновременно "Тайм" сочла возможным образование на востоке и юго-востоке Турции независимого Курдистана. Согласно газете, объединяющаяся под протекторатом Евросоюза Европа одновременно находится под влиянием "сепаратистских течений" нацменьшинств, и в качестве примера приводит Черногорию, которая 21 мая путем референдума обрела независимость. По данным "Тайм", пример Черногории вдохновляет в Молдавии народ Приднестровья, в Испании - Каталонии, Андалузии и Басконии, а в Турции - курдов. "Тайм" считает, что на Балканах движущей силой борьбы за независимость является Косово, а на Кавказе - Чечня, и добавляет: "Абхазия и Южная Осетия уже раздробили территорию Грузии. Проблеме Нагорного Карабаха не удается предложить какое-либо решение". Это означает, пишет "Азг", что, согласно английской газете, международное признание Нагорно-Карабахской Республики неизбежно так же, как и обретение независимости Приднестровьем, Чечней, Абхазией, Южной Осетией, а также образование Турецкого Курдистана.

Степанакерт

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 5 июня под руководством президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна состоялось очередное заседание Конституционной комиссии НК. Гукасян положительно оценил ход разработки Основного закона и с удовлетворением отметил, что проделанная работа уже удостоилась положительной оценки экспертных кругов. Руководитель Рабочей группы по разработке проекта Конституции НК Армен Залинян представил отчет о деятельности группы, после чего свои мнения о проекте высказали включенные в Конституционную комиссию представители политических сил республики, правительства и парламента НК. Обобщив озвученные мнения и подходы, Аркадий Гукасян вынес решение о представлении проекта на обсуждение в парламенте. Одновременно президент республики поручил Рабочей группе продолжить процесс изучения и обсуждений предложений по проекту Конституции НК.

Как сообщает газета "Азг" со ссылкой на радиостанцию "Свобода", заместитель спикера парламента НК Рудик Хьюснунц сказал, что президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал указ о назначении референдума по Конституции на 10 декабря. Сообщается, что Аркадий Гукасян готовится передать проект Конституции спикеру парламента НК Ашоту Гуляну 15 июня, после чего в сентябре начнутся обсуждения. Примечательно, отмечает газета, что Нагорный Карабах вопрос Конституции решит в тот же день, в какой сказал "да" на референдуме о независимости 15 лет назад.

7 июня спикер Национального Собрания НК принял прибывшую с двухдневным рабочим визитом в Степанакерт делегацию Контрольной палаты Национального Собрания РА во главе с председателем Гагиком Восканяном. На встрече обсуждались перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности сотрудничества Контрольных палат парламентов НК и РА. Выразив удовлетворение по поводу растущего сотрудничества контрольных органов парламентов обоих армянских государств, председатель НС в своем приветственном слове подчеркнул значимость намерения перенести его на правовую основу. Соглашение о сотрудничестве, отметил он, позволит вывести сам процесс сотрудничества на более высокий уровень и последовательно развивать закрепленные в документе принципы. По оценке спикера парламента, заключение соглашения фактически знаменует качественно новый этап в области сотрудничества. Председатель Контрольной палаты Национального Собрания РА в свою очередь отметил, что, невзирая на уже проделанную немалую работу, предстоящая работа более объемная, что дает основания утверждать, что и предстоящее сотрудничество Контрольных палат РА и НК будет более оживленным и насыщенным, тем более, что совместно разработанное соглашение предоставит в этом плане широкие правовые возможности. В заключение беседы состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Контрольными палатами Национального Собрания НК и Национального Собрания РА. Его подписали главы соответствующих парламентских структур обеих стран Эдуард Барсегян и Гагик Восканян. На встрече и церемонии подписания документа присутствовали председатель постоянной комиссии по финансово-бюджетным вопросам и экономического управления НС НК Араик Арутюнян, глава аппарата НС Артур Саркисян, начальники управлений Контрольной палаты НС РА Вардан Агасян и Самвел Ельян. ("Азат Арцах").

Национальная статистическая служба Нагорного Карабаха проинформировала об отдельных показателях отраслей промышленности, сельского хозяйства и строительства республики за январь-апрель 2006 года, пишет "Азат Арцах".

Промышленность. За январь-апрель 2006 г. в республике в фактических ценах было выпущено промышленной продукции на 5937,0 млн. драмов, что по сравнению с тем же периодом 2005 г. в сопоставимых ценах больше на 64,0 млн. драмов, или 1,1%. Среднесписочная численность охваченного в промышленном производстве персонала составила 4555 человек и по сравнению с тем же периодом 2005 г. увеличилась на 272 человека, или 6,4%, производительность труда составила 1303,4 тыс. драмов и сократилась на 67,8 тыс. драмов, или 4,9%.

Сельское хозяйство. В январе-апреле 2006 г. в республике было реализовано 695,3 тонны животных и птицы (в живом весе), или 125,9% по сравнению с тем же периодом 2005 г., удои молока составили 9542,6 тонны, или 100,1%, было произведено 4023,2 тыс. штук яиц, или 72,7%.

Строительство. В январе-апреле 2006 г. в республике было осуществлено капитальное строительство на 3084,2 млн. драмов, что по сравнению с тем же периодом 2005 г. составило 136,7%. 57,8%, или 1782,4 млн. драмов, осуществленного капитального строительства было обеспечено за счет средств государственного бюджета.

Демографическая ситуация в январе-мае 2006 года. В январе-мае 2006 года в Нагорном Карабахе родились 793 ребенка, по сравнению с тем же периодом 2005 года число новорожденных сократилось на 37, или 4,5%. В январе-мае 2006 г. число умерших по республике составило 547 человек, по сравнению с тем же периодом 2005 г. данный показатель сократился на 39 человек, или 6,7%. В январе-мае 2006 г. в Нагорном Карабахе естественный прирост составил 246 человек, что по сравнению с тем же периодом 2005 г. больше на 0,8%, или 2 человека. В январе-мае 2006 г. число официально взятых на учет прибывших в Нагорный Карабах составило 309 человек, а число уехавших из республики составило 212 человек. Механический прирост составил 97 человек и по сравнению с тем же периодом 2005 г. увеличился на 92 человека, или в 19,4 раза. В январе-мае 2006 года 241 пара зарегистрировала гражданский брак, по сравнению с тем же периодом 2005 г. данный показатель увеличился на 13, или 5,7%. Было также зарегистрировано 49 разводов (+2, или 4,3%).

Индекс потребительских цен в Нагорном Карабахе в январе-мае 2006 года. Индекс потребительских цен в мае 2006 г. по сравнению с декабрем 2005 г. увеличился на 106,0%, в январе-мае 2006 г. по сравнению с тем же периодом 2005 г. - на 102,7%, а в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г. - на 104,1%. ("Азат Арцах").