Конфликт жителей и столичных властей в районе Бутово прокомментировали 21 июня на пресс-конференции председатель комиссии Общественной палаты РФ по контролю за действиями правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена, член комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Олег Зыков, член комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации Николай Сванидзе, руководитель инициативной группы района Бутово Владимир Жирнов, представитель жителей района Юлия Прокофьева, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Анатолия Кучерены, конфликт между жителями Бутово и властями Юго-Западного округа Москвы тянется уже не первый год. "По моему мнению, этот конфликт связан с тем, что власти округа не желают общаться с людьми, вступать с ними в диалог и обсуждать существующие проблемы, - отметил Кучерена. По его словам, в 2004 г. было выпущено распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова, которое должно было пройти регистрацию в Мосрегистрации, и лишь после этого вступило бы в законную силу. В таком случае, власти за год должны были бы предупредить людей, что земли будут изыматься в государственных муниципальных интересах. Но по неизвестной причине Мосрегистрацию документ не прошел. "Это значит, что он не может быть признан законным, - пояснил Кучерена. Но, констатировал он, чиновники решили действовать силовым путем и обратились в суд с исками о выселении жителей из их домов.

Когда юристы занялись этим вопросом, стало очевидно, что это решение незаконно и необоснованно. Дела о выселении вела судья Соленая Зюзинского суда г. Москвы ведет эти дела; как свидетельствуют жители, она прямым текстом угрожала им, что если они не согласятся, то окажутся на улице. В случае семьи Прокофьевых было вынесено решение о переселении в однокомнатную квартиру матери и ее совершеннолетнего сына; именно их дом стал главным "оборонным рубежом" в понедельник 18 июня, когда в Бутово развернулось противостояние жителей с милицией и сотрудниками ОМОН. Задача судебных приставов, отметил Анатолий Кучерена, была в том, чтобы выселить Юлию Прокофьеву и ее сына; но в процессе вещи семьи были уничтожены или испорчены. "Суд постановил выселить, но никто не давал право уничтожать это имущество, - считает Анатолий Кучерена. - Это месть за то, что Юлия Владимировна отстаивала свои права. В вязи с этим мы намерены подавать иск в суд". Кроме того, отмечалось на пресс-конференции, сегодня Прокофьева не может попасть в квартиру - дверь опечатана, ключи находятся в местных органах самоуправления.

На место конфликта в течение дня приходили представителей районной власти и управы, но префекта ЮЗАО вызвать так и не удалось, несмотря на то, что Анатолий Кучерена не раз обращался к нему с просьбой явиться и поговорить с жителями. Также не удалось и убедить представителей силовых структур не избивать жителей. "Мы долго пытались убедить судебных приставов и работников правоохранительных органов не делать этого, так как есть еще возможность в судебном порядке проверить, насколько обоснованно это решение. Но нам было сказано: у нас приказ - выселить в течение дня, - подчеркнул Кучерена. В понедельник, по его словам, дом удалось отстоять - убедить милицию, что оснований для сноса нет. Но ситуация накаляется. По району ходят тревожные слухи о предстоящем сносе с использованием тяжелой техники и т.д. При этом, добавил председатель комиссии Общественной палаты, решение, вынесенной судьей Соленой, не прошло регистрацию в Федеральной регистрационной службе. Без этого оно недействительно. "У меня были переговоры с начальником УВД ЮЗАО Андреем Пучковым и заместителем прокурора г. Москвы Алексеем Григорьевым: они согласны с нашей позицией - у города нет оснований сносить этот дом, - добавил Кучерена. - Этот вопрос будет решать прокуратура".

Что касается собственности на землю, то, по словам участников пресс-конференции, люди неоднократно пытались оформить землю в собственность, но в последние годы это им не удается, причем им отказывают без каких-либо законных оснований. Власти города считают, что эта земля относится к собственности города. У юристов, по словам Анатолия Кучерены, есть определенные сомнения; в связи с этим собрана рабочая группа для проведения юридической экспертизы, с использованием архивных документов вплоть до 1930-х гг. Только после их изучения можно будет сказать точно - обоснованны ли претензии столичного правительства на спорные территории. По словам Анатолия Кучерены, когда члены Общественной палаты ознакомились с распоряжением, возник вопрос, почему городу потребовалось именно Бутово. Было бы понятно, если бы район находился на пути железной дороги, крупной магистрали; есть перечень объектов, для строительства которых у граждан может изыматься земля. Но в данном случае подобных оснований нет, подчеркнул Кучерена.

Руководство города Москвы должно защищать своих граждан, подчеркивали участники пресс-конференции. По словам Анатолия Кучерены, есть основания предполагать, что чиновники среднего звена вводят в заблуждение мэра Москвы Юрия Лужкова, так как в другом случае сложно объяснить, почему столичные власти так поступают с москвичами. Жители не требуют никаких сверхъестественных привилегий, подчеркивали члены Общественной палаты; в случае Юлии Прокофьевой, она просила предоставить им с сыном по однокомнатной квартире и выплатить компенсацию за плодово-ягодные деревья. "Это логично и нормально, - подчеркнул Кучерена. - Я обращаюсь к мэру - Юрий Михайлович, чиновники вас обманывают. Люди готовы уехать, но вопрос нужно решать по справедливости".