В последние дни вокруг де-факто независимых государств постсоветского пространства с подачи нового американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза (он же - помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии и, судя по всему, новый "координатор" Госдепа по всем постсоветским конфликтам) начали происходить весьма недвусмысленные процессы. Суть их заключается в том, что США, устами г-на Брайза, начинают активно переходить на сторону одной из конфликтующих стран (наций), при этом продолжая утверждать, что Вашингтон остаётся беспристрастным посредником.

Однако, практически у всех конфликтующих сторон (видимо, за исключением Грузии) уже накопились вопросы к этому чиновнику из Вашингтона. Ещё даже не до конца "приняв дела" у Стивена Манна, г-н Брайза с места в карьер предпринимает шаги (ориентировочно начиная с числа 9-10 июня, хотя, справедливости ради, он и ранее, когда посещал Закавказья с той или иной целью, вёл себя довольно неадекватно и фактически занимался безапелляционным диктатом в нашем регионе), направленные, на наш взгляд, на досрочное прекращение переговорного процесса между конфликтующими сторонами и - фактически - свёртывание миротворчества как такового. Встать на сторону правительств Молдавии и Грузии и открыто игнорировать те контраргументы, которыми оперируют власти Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, пойти на частичное и вырванное из контекста всего комплекса договорённостей и переговоров по Нагорному Карабаху предание огласке некоторых элементов плана урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта... Это далеко не полный перечень "инициатив" г-на Брайза. Интересно, что в случае с Молдавией и Приднестровьем ему оказывает поддержку хорошо известный общественности Армении и НКР Рудольф Перина, ныне являющийся Поверенным в делах посольства США в Молдавии.

Когда 14 июня, в день встречи в Санкт-Петербурге президентов России Владимира Путина и Грузии Михаила Саакашвили, президенты трёх из четырёх де-факто независимых государств на территории бывшего СССР, ещё не признанных мировым сообществом, - Абхазии (Сергей Багапш), Южной Осетии (Эдуард Кокойты) и Приднестровско-Молдавской Республики (Игорь Смирнов), словно предчувствуя (или будучи даже более чем хорошо информированными) грядущее ужесточение позиции США по постсоветским конфликтам, тоже решили собраться и обсудить насущные проблемы своих государств в Сухуми. Итог встречи трёх президентов более чем красноречив - практически ни от кого не ускользнуло, что С.Багапш, Э.Кокойты и И.Смирнов пришли к единому мнению о том, кому и как их государствам предстоит противостоять в ближайшие годы. Создание специфической интеграционной структуры - Сообщества "За демократию и права народов", является адекватным ответом на предыдущие инициативы, надо полагать, именно американцев, которые имели место в географической зоне, охватывающие все четыре вышеупомянутых конфликта.

24 июня в Тирасполе президент ПМР И.Смирнов в здании Верховного Совета провёл брифинг, посвященный итогам трёхсторонней встречи в Сухуми. Вначале он рассказал о том, что в ходе двухдневной встречи главы трёх непризнанных республик стремились четко выполнить волю народов с целью сохранения важных составляющих жизни каждого человека. "Дело в том, что в настоящее время страны, обладающие большим потенциалом - как экономическим, так политическим и военным, прикрываясь основополагающими принципами демократии, лишают этого права другие народы. Я думаю, что в целом на встрече подписание документа по созданию сообщества "За демократию и права народов" как раз и является истинной демократией. В этой связи будет делаться все необходимое по соблюдению всех прав и свобод, как приднестровских граждан, так и жителей Абхазии и Южной Осетии", - сказал Смирнов. Также президент ПМР обратил внимание журналистов на то, что в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о том, как в дальнейшем три непризнанные республики будут развиваться стратегически: "Подписанные документы говорят о том, что мы будем координировать свои действия во всех компонентах жизни, в том числе и безопасности. Вот это являлось целью, и мы её достигли. Я специально акцентирую внимание на безопасности, так как больше всего президентов Абхазии и Южной Осетии взволновало создание совместных миротворческих сил. Уверен, что развитие нашего сообщества создаст для всех большие возможности для объединения усилий и в политической, и в экономической, и в социальной областях".

Смирнов также особо отметил, что создание Сообщества "За демократию и права народов" (СДПН) для всех трёх государств дает большие возможности в реализации права народов на самоопределение. "Можно задать себе вопрос, почему это раньше не было сделано, но вместе с тем, наверное, можно очень просто ответить. Геополитическое развитие наших стран зависит не только от внутреннего развития государств, но и от развития событий во всем мире. Сообщество "За демократию и права народов" позволит нам координировать пути по противодействию принуждения нас к той или другой форме изменения жизни. Думаю, что у данного объединения есть большое будущее. Наше сообщество - это миллион населения бывших граждан СССР, которые не только в русле демократических правил, но и исторически имеют право на самоопределение. В частности, ПМР, созданная по воле народа по всем международным правилам и правам человека, имеет право на международное признание. Сила данного соглашения также еще в том, что - это чёткое определение и принятие решений по проведению референдума, как раз по теме развития в однополярном или многополярном мире. С кем мы будем развиваться в дальнейшем и строить свою экономику, образование и обороноспособность, которые есть у наших государств. Также необходимо координировать усилия в законодательной области и по всей сфере деятельности законодательных органов нашего государства. Думаю, что в скором времени у нас начнётся очень активная межпарламентская работа с этими государствами. А затем всеми совместными усилиями будем работать с межпарламентскими организациями России, Белоруссии, Украины и других стран", - сказал Смирнов.

На наш взгляд, следует акцентировать внимание именно на том, что предпринимают и заявляют власти Приднестровья. И вот почему. Как это кому-либо ни покажется странным, но сегодня именно ПМР обладает теми необходимыми атрибутами независимой страны, которые рано или поздно всё же признаются мировым сообществом в качестве абсолютно суверенных территорий. Дело не только в том, что именно в июне текущего года в Вашингтоне был представлен научный доклад "Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в соответствии с международным законодательством", подготовленный группой западных экспертов - учёных из университетов Оксфорда, Стэнфорда, Гарварда, Кембриджа, участников дейтонских соглашений по разделу Югославии: Stefan Talmon, Christofer Goebel, Nancy Furman, Paul Williams, Stephen Krasner, Andrew Lorenz, Michael Scharf, William Wood. Хотя следует напомнить о том, к каким выводам пришли эти эксперты, которых трудно заподозрить в симпатиях к государственной независимости непризнанных стран постсоветского пространства.

Западные эксперты пришли к выводу, что "никогда в истории территория, на которой сейчас расположено Приднестровье, не была частью Молдавии", "исторически Приднестровье никогда не было частью Молдавии". Они подчеркивали: "Современная Республика Молдова основывает своё образование и существование на одностороннем провозглашении независимости, которое объявило насильственное слияние Молдовы и Приднестровья, проведенное Сталиным в начале 2-й Мировой войны, лишённым какой-либо реальной правовой базы, то есть проведённым незаконно... Юридический и фактический анализы показывают, что во время распада СССР Молдавская ССР распалась на два государства-преемника: Молдову и Приднестровье, и что сегодняшняя граница между ними соответствует полностью традиционной исторической границе, разделяющей их с раннего Средневековья... Во время выхода Молдовы из состава Молдавской ССР, Приднестровье уже отделилось и управляло своей территорией независимо от Кишинёва". Подводя итог, западные эксперты указывали: "Многие годы международной практики, собранные в хартиях, позволяют перечислить критерии, применяемые для определения государственности: постоянное население, определённая территория, правительство, способность войти в отношения с другими государствами. Приднестровье сейчас соответствует всем требованиям: Приднестровье имеет собственного демократически избранного президента и законодательный орган, который в настоящее время находится под контролем оппозиционной партии. Его правительство командует Вооруженными силами и вступает в дискуссии с иностранными государствами". "В случае с ПМР жизнеспособность государства установлена, также как и законность процесса формирования государства. Более полумиллиона человек, живущих в Приднестровье, занимающем территорию в 4163 кв. км, успешно соответствуют всем признакам государственности в соответствии с международным правом. Приднестровье имеет хорошо функционирующее правительство с его собственными органами, Конституцией, валютой, налогообложением, юриспруденцией и населением, превышающим количество жителей многих стран-членов ООН".

Теперь ясно, почему И.Смирнов не сомневается в том, что ПМР будет признана независимым государством, которое будут уважать все остальные страны-члены ООН и европейских интеграционных структур. Согласимся: ни в НКР, ни в Абхазии, ни в Южной Осетии нет такого многочисленного населения. Более того, в экономике трёх закавказских непризнанных республик нет такого явления, как, к примеру, формирование ежегодного бюджета в сумме не менее 2 миллиардов долларов США! Нет и такого явления, как "завязанность" промышленного и аграрного секторов экономики на взаимных двух- и многосторонних договорах с партнёрами из других стран. Видимо, западные эксперты, представлявшие свой доклад по ПМР и её основаниям для признания независимости, учитывали и данный важный фактор - состояние экономики Приднестровья. Что же касается уровня демократии... Во время последних парламентских выборов наблюдатели из ОБСЕ и ЕС, в том числе - и довольно антирусски настроенной Польши, не могли не отметить, что избирательный процесс в ПМР полностью соответствует критериям и стандартам Европы и что демократии в ПМР намного больше, чем в Молдове.

Вот в этом, на наш взгляд, взаимосвязанном комплексе самых различных вопросов, интересующих мировое сообщество в связи с тем, что с чьей-либо стороны звучит предложение признать новое независимое государство в Европе, и кроется ответ на вопрос, какое же из пока непризнанных постсоветских государств имеет шансы на то, чтобы быть официально признанным первым. С другой стороны, очень важным фактором представляется также то обстоятельство, что в ПМР немалый процент населения составляют... граждане России и Украины, составляющие в общей сложности свыше 100 тысяч человек, хотя более 90% населения обладает гражданством ПМР. И хотя сейчас власти Украины заняты откровенным предательством и своих граждан, проживающих постоянно в ПМР, и украинцев по национальности, живущих в данной республике и являющихся гражданами ПМР, продолжая осуществлять сухопутную блокаду Приднестровья, тем не менее, есть все основания допускать, что в решающий момент и официальный Киев откажется от пагубного курса на поддержание тезиса о "территориальной целостности Республики Молдова".

В остальном же основания, по которым западные эксперты фактически отказали Кишинёву в праве настаивать на административно-территориальном переподчинении ПМР и "возвращении" данной территории под юрисдикцию Молдовы, в полной мере соответствуют и условиям, при которых, НКР, Абхазия и Южная Осетия выходили из состава, соответственно, СССР, а также Советских Азербайджана и Грузии. То есть, в принципе, население этих непризнанных государств также вправе надеяться на то, что и по "их делам" хотя бы в том же Вашингтоне будут распространены подобные же экспертные оценки, мнения и выводы. Причём, в случаях с Абхазией и Южной Осетией, опять-таки, одним из козырных факторов также станет фактически двойное гражданство подавляющего большинства населения этих республик - как известно, наряду с тем, что существует гражданство Абхазии и Южной Осетии, не менее 90% населения этих республик в законном порядке стало гражданами Российской Федерации.

Итак, создано СДНП, которое ранее в полушутку-полувсерьёз СМИ многих стран-членов СНГ именовало даже СНГ-2 - "Содружество непризнанных государств". Принято решение о формирование коллективных вооружённых сил СДНП, пусть и с анонсом об их "миротворческом характере". Тут не надо обманываться - если в рамках антипода СДНП, то есть "Организации за демократию и экономическое развитие" (ОДЭР)-ГУАМ, по инициативе Украины и Азербайджана (надо полагать, полностью поддержанной Грузией и Молдовой) тоже идёт речь о коллективных "миротворческих" силах (то есть - об особом карательном корпусе четырёх стран, который намереваются использовать против народов Приднестровья, Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии - в случае с ПМР, Абхазией и Южной Осетией после того, как удастся вытеснить российских миротворцев), то и в рамках СДНП президенты трёх республик могли говорить также только о "миротворческих" силах, которым будет вменено встать на замену российских миротворцев и не допустить, чтобы в зоны конфликтов были бы введены войска стран-членов ОДЭР-ГУАМ или, скажем, тех самых "международных полицейских сил", добиваться которых посоветовал руководству Грузии вышеупомянутый М.Брайза, раз уж Тбилиси продолжает нагло в одностороннем порядке добиваться вывода российских миротворцев. Не зря 23 июня посольство США в Грузии резко обеспокоилось в связи с заявлением С.Багапш о том, что в случае, если грузинская сторона продолжит добиваться вывода российских войск, Абхазия выйдет из переговорного процесса, введёт свои войска в зону, охраняемую ныне российскими военными, и заминирует административную границу Абхазии с другими регионами Грузии. Днём же раньше американская дипмиссия в Тбилиси нервно "смеялась" над обвинением руководства Южной Осетии в том, что американские военные инструкторы участвуют в проводимых грузинскими правоохранительными органами провокационных операциях в зоне осетино-грузинского конфликта.

Таким образом, все заинтересованные стороны, так или иначе участвующие во всех четырёх конфликтах, уже прекрасно понимают, что речь-то, по сути, о том идёт, что уже в далеко не самой отдалённой перспективе внерегиональные силы будут готовы подтолкнуть власти Молдавии, Грузии и Азербайджана на возобновление силовых "методов" урегулирования конфликтов. Разумеется, призывы к миру и продолжению переговоров будут продолжать озвучиваться. Но разве кого-то это может обмануть в ситуации, когда, например, Грузия продолжает удерживать пальму первенства во всём СНГ по степени и скорости обрастания всё новыми и новыми вооружениями? Кстати, то же можно сказать и об Азербайджане. И вооружаются эти республики за счёт непосредственной помощи США и Турции, как и таких стран, как Украина, республики Прибалтики.

Что ж, дела грядущих дней для ПМР, Абхазии и Южной Осетии, в принципе, становятся более или менее ясными - в первую очередь, повышение степени готовности к отражению любой внешней агрессии, кем бы она ни предпринималась и кем бы не поддерживалась извне. Вопрос же НКР... стал каким-то обособленным. Не зря, наверное, всё чаще, когда в тех или иных СМИ заходит разговор о непризнанных государствах, об НКР почему-то перестали упоминать. Можно, конечно, продемонстрировать сверхоптимизм и сказать - это потому, что Нагорный Карабах "уже признан" в качестве независимой страны Закавказья. Но дело обстоит, на наш взгляд, несколько иначе. Ориентировочно, начиная с 1996-97гг., и явно по "совету" властей Армении, власти НКР самоустранились от саммитов в рамках "СНГ-2", хотя на первых порах, в первой половине 90-х, довольно активно участвовали в четырёхстронних встречах президентов (был даже формат и пятисторонний в одно время!). При этом, как можно судить из сообщений СМИ, в консультациях на уровне представителей МИД и экспертов НКР всё же ещё участвовала вплоть до последнего времени.

Кому НКР стремится потрафить и "понравиться", когда не участвует в акциях, предпринимаемых президентами Абхазии, Южной Осетии и ПМР?! Молдове, Украине, Грузии, США с Турцией?! Может быть, всё же - Азербайджану?! Видимо, ответы на данные вопросы должны всё же дать сами власти непризнанной НКР или даже Армении. Если речь идёт о том, чтобы "не раздражать" Грузию, то, на наш взгляд, "самовоздержание" карабахской стороны от участия в мероприятиях "СНГ-2", или, как уже следует называть данную структуру, СДНП, не привело к тому, что Грузия отказалась от поддержки Азербайджана в карабахском вопросе или заняла бы более конструктивную позицию, когда наши соотечественники в таких грузинских областях, как Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли, говорят о нарушении своих гражданских и иных прав и свобод. Следовательно, позиция "страуса" по отношению к процессам, происходящим как вокруг НКР, так и вокруг ПМР, Абхазии и Южной Осетии, - это грубейшая ошибка внешней политики официальных Степанакерта и Еревана. Ведь в нашем случае, если что-то начнёт происходить в миротворческом процессе и в связи с этим будут прерваны мирные переговоры, фактор двойного или российского гражданства (в отношении населения НКР) не будет играть той взрывоопасной роли, которая предполагается в тех случаях, если внерегиональные силы всё же подтолкнут власти, соответственно, Молдовы и Грузии к силовым методам урегулирования. В нашем случае, как и в самом начале войны за независимость НКР, народы Карабаха и Армении вновь останутся один на один с Азербайджаном, его явными и тайными военными и политическими союзниками.

"Хочешь мира - готовься к войне". К сожалению, актуальность данной римской пословицы в случаях со всеми четырьмя постсоветскими конфликтами летом 2006 года подчёркивается с особой значимостью. Завершая же наш разговор, обратим внимание на то, что несдержанность М.Брайза в случае с карабахским урегулированием уже привела к тому, что практически все провластные и оппозиционные силы Армении обратили внимание на нонсенсы в заявлениях американского чиновника из Госдепа, готовящегося стать дипломатом по конфликтам. Приводить все высказывания, прозвучавшие 26 июня из Еревана, конечно же, не будем - достаточно отметить реплику пресс-секретаря президента Армении Виктора Согомоняна, отметившего: "Опубликованные новым сопредседателем Минской Группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта от США Мэтью Брайза пункты рамочного соглашения по урегулированию конфликта являются лишь некоторыми элементами предложенного сторонам документа, которые не отображают всей сути проекта соглашения". По его словам, "так или иначе, если в будущем в СМИ вновь появятся подобные откровения, то армянская сторона опубликует все документы, обсуждавшиеся на переговорах за последние 7-8 лет. В частности, проект соглашения по принципу "общего государства", документ, обсуждавшийся в Ки-Уесте, и проект, обсуждавшийся недавно в Бухаресте. Уверен, тогда все станет абсолютно ясно. Кстати, все три проекта были отвергнуты именно азербайджанской стороной", - заявил Согомонян.

В принципе, в Ереване начали понимать пагубность курса последних лет, когда в угоду сопредседателям МГ ОБСЕ (или только одному из них) армянская сторона подчёркнуто строго соблюдала режим конфиденциальности вокруг переговоров. И слова В.Согомоняна сегодня можно комментировать и как предупреждение США о том, что и у армянской стороны терпение не безгранично и что всё должно иметь свои рамки и границы. Вопрос в том, почему продолжает молчать и не демонстрирует повышенной активности руководство НКР. Сейчас настало время, чтобы именно Степанакерт смело демонстрировал свои инициативы и напомнил бы мировому сообществу о воле своего населения бороться за полномасштабное и безоговорочное признание права на ведение национально-освободительной борьбы и дипломатически-юридическое закрепление итогов войны 1990-94 гг. Тем паче, что и в Баку сегодня склонны признавать, что в ряде случаев в различных государствах мира имеет место именно национально-освободительная борьба, плодом коей должно стать прекращение состояния "разделённого народа". Правда, в Баку это всё признают только в отношении Южного Азербайджана и обращаются с призывами к США, Турции и ЕС "помочь" азербайджанцам объединиться.

С нашей же точки зрения, у НКР есть все шансы на то, чтобы "опередить" наших азербайджанских соседей - во всех отношениях. Но, в первую очередь, именно в плане предъявления своих доказательств ведения национально-освободительной борьбы, борьбы за восстановление попранных законных прав (в том числе и сугубо гражданских) и интересов армян Нагорного Карабаха. Как и того, что уровень развития государственности и демократии в непризнанной НКР гораздо выше, чем не только в Азербайджане, но и в Армении...

Сергей Шакарянц - эксперт аналитического Центра "Кавказ" (Ереван)