Бюджетно-финансовая комиссия Мосгордумы рассмотрела результаты обследования Контрольно-счетной палатой Москвы влияния изменения законодательства Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений на объемы поступления в бюджет налогов и платежей.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, по словам аудитора КСП Татьяны Юшиной, обследование показало, что в результате законодательных федеральных нововведений из-под налогообложения Москвы оказалось выведено около 12 тыс га земли, занимаемой землепользователями без оформленных земельно-правовых отношений. Это почти половина площадей, сдаваемых городом в настоящее время в аренду (24,5 тыс га), констатировала аудитор. Также в КСП обратили внимание на новые принципы исчисления земельного налога и арендной платы за землю на основе использования в качестве налогооблагаемой (арендной) базы кадастровой стоимости земельного участка. По мнению Палаты, это более точно отражает его стоимость в зависимости от местоположения земельного участка и его разрешенного (функционального) использования. Например, в результате перехода в 2005 году на новую методику исчисления земельного налога, соответствующие налоговые начисления на 1 га земель, являющихся объектом налогообложения, увеличились в 1,3 раза. По словам Тататьяны Юшиной, это частично компенсировало потери, связанные с выведением из-под налогообложения землепользователей без оформленных земельно-правовых отношений.

По мнению специалистов КСП, планируемый с 2006 года переход на новую методику исчисления арендной платы за землю также должен привести к увеличению начислений, которые оцениваются Палатой в размере 1 млрд 987 млн 92 тыс рублей. В результате общие начисления арендной платы за землю в 2007 году могут составить 13 млрд 134 млн 200 тыс рублей.

Кроме того, влияние на формирование налогового и арендного потенциала московской земли в ближайшие годы будут оказывать процессы, связанные с приведением существующих земельно-правовых отношений в соответствие земельному законодательству и с разграничением государственной собственности на землю на федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации. При этом анализ возможных последствий от разграничения государственной собственности на землю в части изменения объемов арендных платежей, поступающих в городской бюджет, показал, что бюджет Москвы понесет потери; с учетом этого прогнозируемый на 2007 год объем поступлений в городской бюджет от арендной платы за землю может существенно сократиться.

По мнению КСП, не исключено, что пропорции распределения арендных платежей для субъекта РФ в последующем могут быть изменены в сторону централизации части средств в федеральном бюджете, что также приведет к значительным потерям бюджета города. При этом именно от аренды неразграниченных земель, занятых коммерческими структурами, купившими недвижимое имущество в ходе приватизации, в городской бюджет поступает основной объем арендных платежей за землю. В связи с этим городским властям предстоит выбрать: продавать ли земельные участки в частную собственность с компенсацией потерь арендных платежей в виде налоговых поступлений, или сохранить прежнюю схему, рискуя лишиться части арендных платежей в случае изменения норматива распределения арендной платы. По итогам обсуждения комиссия приняла результаты обследования КСП к сведению.