Обзор СМИ Калининградской области с 3 по 8 июля.

Высоцкому подсунули другую гитару. "Тяжелый труд у калининградцев не в почете". "Автотор" лишают льгот. Общественную палату "перетрясут".

"Комсомольская правда-Калининград" пишет о скандале с памятником Владимиру Высоцкому, который был открыт в День города. "Мы не представляем без его семиструнной гитары. Однако на только что открытом в Центральном парке Калининграда памятнике он сидит с гитарой, на грифе которой ровно шесть колков", - пишет газета. "У Высоцкого была семиструнная гитара, это точно. Поэтому на грифе должно быть с одной стороны 4 колка, с другой - три", - сообщила журналистам "КП" Людмила Абрамова, вторая жена Высоцкого и мать двух его сыновей. Издание продолжает, что бетонная скульптура барда, обшитая бронзовыми листами (хотя планировалось отлить певца в бронзе) вышла небесспорной с архитектурной точки зрения. "Сегодня вокруг памятника, его культурной ценности и законности установки в городе разгорается скандал. Возникает также и вопрос исчезнувших народных денег, собранных местным обществом любителей творчества Высоцкого под эту идею", - продолжает "Комсомолка". "Председатель общества вместе с автором памятника скрываются от прессы. - Высоцкий в Центральном парке - дело рук странной общественной организация во главе с Семешиным, с которой нет никакой связи, и с которой я лично не хочу иметь никакого дела", - сказала архитектор Людмила Богатова. - Созданный мною памятник мэрия не поставила. А этого ваял неизвестный никому Бахтияр Саипов". По данным газеты, Богатова 10 лет трудилась фактически даром над скульптурой совсем другого Высоцкого - в полный рост, шагающего к своим зрителям. Почему ее обошел конкурент, архитектор не понимает. "Памятник Высоцкому, не успев открыться, тут же стал отличным фоном для любителей пофотографироваться. Девушки тут же полезли садиться Володе на колени, стали вешаться ему на шею, эротически прижиматься к скульптуре для фото из серии "Я и великие". Такую народную любовь бетонный поэт выдержит не долго. Как, впрочем, и капризы местной погоды", - заключает издание.

"Дворник" раскрывает портрет явления - "Гастарбайтеры в Калининграде". По данным замначальника регионального управления Федеральной миграционной службы Юрия Мургина, на сегодняшний день иностранную рабочую силу в Калининграде используют более 700 организаций. 46 предприятий привлекают узбеков и таджиков. "Вот ряд причин, по которым работодатели предпочитают нанимать иностранцев: в Калининградской области количество заявок на рабочие специальности превышает количество вакансий; тяжелый физический труд у калининградцев не в почете; требования рабочих из бывших стран СНГ несколько ниже требований местных рабочих; наши рабочие, в отличие от приезжих, частенько получив аванс, бесследно исчезают", - заявил Мургин. На сегодня трудовую деятельность с разрешением на работу в Калининградской области осуществляет более 4 тысяч иностранных работников. Это на 34% больше, чем за такой же период прошлого года. Основной процент иностранной рабочей силы в регионе: 25% - литовцы (автоперевозки, строительство), 24,6% - узбеки (строительство, в том числе дорожные работы), 16% турков (строительство), 10% - украинцев (судостроение, строительство). "Конечно, всех, кто прибывает на территорию области, отследить невозможно - ежегодно государственную границу пересекает более 2 миллионов человек. За отсутствие регистрации с начала года оштрафовано 1068 приезжих", - продолжает еженедельник. По словам Мургина, процедура выдворения - сложная и дорогая, если у иностранца нет средств, его выдворяют за счет государства, что в среднем обходится в 10 тысяч рублей. Прямой рейс из Калининграда есть только до Киева. Поэтому меньше всего проблем с гражданами Украины. Остальных милиции приходится конвоировать до Москвы, а оттуда в страны гражданской принадлежности. Таким образом, из Калининграда выдворено 16 человек в Азербайджан, Грузию, Таджикистан. Руководители ряда крупных предприятий Калининграда сообщили газете, используют ли они услуги гастарбайтеров. В частности, учредитель строительных компаний и спикер городского Совета Калининграда Александр Ярошук заявил, что "приходится использовать иностранцев, потому что рабочих рук не хватает в регионе, их днем с огнем не найти". "Качество работы у гастарбайтеров хорошее - у меня работают и монолитчики, и каменщики, и техперсонал. Главного инженера я выписал из другого города. Они умеют работать", - заключил Ярошук. Депутат облдумы и руководитель Прибалтийской строительной корпорации Сергей Козлов сообщил, что "стараемся привлекать работников из Центральной России, где они менее востребованы". По его мнению, в Калининградской области резко возросли объемы строительства и отстают темпы подготовки квалифицированных рабочих. "Кроме того, образовался дефицит строителей из Польши и Литвы, где после вступления в ЕС заработки выше, нежели можем предложить мы", - заключил депутат.

"Авторынок Калининграда" пишет о том, что компания "Автотор", занимающаяся сборкой в Калининграде BMW и автомобилей General Motors, заявила о возможном сворачивании инвестиционных проектов в российском эксклаве в связи с действиями регионального правительства. Дело в том, - пишет еженедельник, - что согласно новому закону "Об особой экономической зоне в Калининградской области" налоговыми преимуществами ОЭЗ, в частности, льготными ставками налогов на прибыль и имущество, могут пользоваться только новые резиденты, при условии, что их капитальные вложения в производство составят не менее 150 млн. рублей за три года. Для уже существующих в регионе производств, которые до 1 апреля 2006 года работали по старому закону, предусмотрен 10-летний переходный период. В частности, эти компании освобождаются от таможенных пошлин на ввоз комплектующих. Такой льготой и пользовался "Автотор", который из этих самых беспошлинных комплектующих собирал импортные автомобили. По словам председателя совета директоров группы компаний "Автотор" Владимира Щербакова, уже после вступления в силу нового закона об ОЭЗ в Калининградской области были подписаны новые контракты с BMW и GM на $180 млн. - все были уверены в том, что переходные положения, позволяющие компании сохранить таможенную льготу, будут действовать ещё 10 лет. В разработке инвестиционные проекты на суммы, превышающие $200 млн. Однако, скорее всего, этим планам не суждено сбыться, - отмечает издание. Виной всему МЭРТ, предложившее уточнить "Перечень простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточности переработки товаров, происходящих с территории ОЭЗ в Калининградской области" (перечень утверждается постановлением правительства). Суть - все сборочные операции, осуществляемые калининградскими автосборщиками, впредь признаются "простыми", а значит, никакими таможенными льготами они пользоваться не могут и исключаются из режима ОЭЗ Калининградской области, - уточняет газета. "Получается, что превращение окрашенного кузова в готовый автомобиль не будет считаться существенным изменением состояния комплектующих. Такого абсурда нет ни в одной стране мира", - недоумевал Владимир Щербаков. В ответ замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров заявил, что удивляться нечему. По его словам, правительство заинтересовано в том, чтобы конкурентные преимущества калининградских автосборщиков не задевали интересы других автопроизводителей. "Есть намерения создать совместное производство с Nissan и Volkswagen. Мы не хотим, чтобы они ушли в Калининградскую область и занимались бы там простой сборкой на льготных условиях", - пояснил он. Дело в том, что эти автосборочные проекты, в отличие от калининградского, реализуются на условиях так называемой промышленной сборки, предусматривающей, что в России должны находиться сварочно-покрасочные цехи компаний, а также оговаривается переход за 5 лет на использование в производстве 40% российских комплектующих. Если эти условия выполняются, компании получают право беспошлинного ввоза комплектующих. Матеров порекомендовал переориентировать калининградские проекты на условия "промышленной сборки" и продолжать пользоваться льготами, но уже не в рамках ОЭЗ. "Правительство не может не беспокоить возможность недобросовестной конкуренции. Мы не можем позволить, чтобы из-за Калининградской области остальные граждане России несли убытки или теряли бизнес", - поддержала его директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ Галина Баландина. Впрочем, как отмечает газета, очевидно, что выполнить условия "промышленных сборщиков" "Автотору" будет нелегко. Ведь существенную часть в производстве завода занимают модели класса "люкс", наладить выпуск которых в России непросто. В самом деле, представить себе мелкоузловую сборку и локализацию у нас в стране производства такого "штучного" товара, как Hummer или Cadillac, невозможно, - отмечает еженедельник. Это на сегодня - задача практически невыполнимая. Так что не исключено, что если чиновники насильственно изменят порядок работы "Автотора", ему придётся отказаться от сборки дорогих автомобилей. В свою очередь, портал Калининград-online сообщает, что правительство Калининградской области уже внесло изменения в региональный закон о государственной поддержке инвестиций. Губернатор Георгий Боос при обсуждении этой поправки в правительстве заявил, что старый закон "развращал местный бизнес, который приучился не платить налоги. В качестве примера он привел компанию "Автотор", занимающуюся сборкой иномарок из комплектующих. Вклад предприятия в областной бюджет составил немногим более 600 тыс. рублей, а налоговые льготы превысили 130 млн. рублей. Из этого губернатор делает вывод, что "налоговые льготы не самый эффективный способ поддержки инвестора, которому, прежде всего, необходимы хорошая инфраструктура и административное сопровождение проектов".

"Калининградская правда" сообщает подробности депутатского скандала, - "последнего перед летними каникулами заседании областной думы". "Рассматривая рутинный, в общем-то, вопрос о назначении своего представителя в состав координационного совета региональной Общественной палаты, думцы чуть ли не в один голос заявили - палату надо "перетрясти", - продолжает газета. Напомним, инициатором создания в Калининградской области Общественной палаты был депутат Соломон Гинзбург. Последние годы именно он представлял там интересы облдумы. Председатель парламентского комитета по правопорядку и безопасности Владимир Никитин предложил не менять представителя: "Все, с кем я говорил по этому вопросу, считают именно так". Первый вице-спикер Константин Поляков удивился: "А кто вообще решил, что от облдумы должен быть только один представитель?" Никитин пояснил, что такой порядок предусмотрен соответствующим положением об Общественной палате пятилетней давности - по одному человеку от основных госорганов. "А мне кажется, что палата - это какое-то аморфное объединение. Что они там делают? Непонятно! Надо бы серьёзно подойти к этому вопросу", - рубанул сплеча вице-спикер от "Партии пенсионеров" Владимир Вуколов, - пишет издание. Его поддержала депутат Валентина Калинкова (глава исполкома областной "Единой России"). По её словам, к единороссам обратились представители 15-ти организаций, неудовлетворённых работой палаты. "Мне кажется, надо выйти на губернатора и разработать новый закон об Общественной палате", - сказала Калинкова. Депутат Гинзбург попытался возразить, что, мол, сила гражданского общества как раз в его стихийности, а не во "встроенности в некую вертикаль". Затем слово взял другой оппозиционер Витаутас Лопата, который неожиданно поддержал единороссов: "А я согласен! Общественной палате нужны активные члены! Единственное, что у неё было стоящего - протест против отмены губернаторского послания". Депутаты продолжали высказываться, о назначении думского представителя уже, кажется, забыли, и дело стало приобретать более масштабный оборот. Поняв это, спикер Сергей Булычев предложил свернуть обсуждение. "Я согласен с мнениями коллег. Но подходить к этому вопросу формально считаю неправильным. Давайте вернёмся к нему осенью, после каникул. А пока предлагаю снять", - сказал председатель и первым поднял руку. Вопрос сняли, но осадок, как говорится, остался. Как пояснил первый вице-спикер Константин Поляков, депутаты были просто не готовы к всестороннему обсуждению столь щепетильной темы. "Она всплыла спонтанно. А это очень серьёзный вопрос, касающийся гражданского общества. Нам предстоит создать новый закон об Общественной палате. И при этом не допустить, чтобы она превратилась в политическую арену. Иначе получится вторая дума, а кому это надо?" - сказал Поляков. По его словам, палата должна стать такой структурой, которая сможет сказать власти: "Верной дорогой идёте, товарищи!" Или, наоборот, - поправить, указав правильный путь, - заключила "Калининградская правда".