Представления о катастрофическом сокращении отсрочек от призыва, распространяемые в обществе некоторыми СМИ, представителями власти и даже парламентариями, непосредственно принимавшими участие в корректировке законодательства, не имеют под собой оснований. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции 10 июля заявили правозащитники - представители Коалиции неправительственных организаций "За демократическую альтернативную гражданскую службу!". Причиной панических комментариев послужила дезинформация, вольно или невольно распространенная первым заместителем председателя думского Комитета по обороне генералом Алексеем Сигуткиным, отметил эксперт Коалиции "За демократическую АГС!" Лев Левинсон. "Все отсрочки на основании Указов президента сохранены", -подчеркнул он и напомнил, что изменение президентских Указов является исключительной прерогативой главы государства и не относится к полномочиям законодателей. Таким образом, отсрочки от воинской службы для священнослужителей, талантливых музыкантов-исполнителей ("балалаечников" в терминологии министра обороны Сергея Иванова), артистов балета, сотрудников налоговых органов и других категорий продолжают действовать, однако Лев Левинсон не исключил, что в будущем возможно изменение квот на эти отсрочки в сторону уменьшения. В связи с этим он призвал руководителей соответствующих учреждений обращаться непосредственно к президенту, убеждая его в необходимости сохранения существующего объема отсрочек или в некоторых случаях даже его расширения.

Участники пресс-конференции также напомнили о 10 Указах президента, которыми предоставляются отсрочки от призыва на военную службу, и которые не подверглись никаким изменениям:

- для выпускников Морского колледжа, 42-й и 185-й мореходных школ ВМФ на период работы на судах обеспечения ВМФ (для всех, достигших призывного возраста, Указ от 21 мая 1992 г. № 516);

- для талантливых исполнителей: артистов балета, цирка, музыкантов-исполнителей, а также выпускников хореографических, цирковых, музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ - лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников национальных актерских студий высших учебных заведений культуры и искусства (до 800 человек, Указ от 9 июня 1993 г. № 873);

- для учащихся Московсокого и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев при Российской Академии художеств (для всех, достигших призывного возраста, Указ от 18 июня 1994 г. № 1259);

- для талантливой молодежи: сотрудников научных учреждений РАН с высшим образованием (до 500 человек в год, Указ от 25 января 1996 г. № 93);

- для получивших специальности по экономике и управлению, информатике и вычислительной технике, юриспруденции (правоведению) и поступивших непосредственно в по окончании образовательных учреждений высшегои среднего профессионального образования на работу в налоговые органы (до 1 тыс. человек, Указ от 13 июня 1996 г. № 865);

- для работников МИД с высшим образованием (до 450 человек, Указ от 15 октября 1999 г. № 1367);

- для работников с высшим образованием ГУП "НПЦ правовой информации "Система" (до 10 человек, Указ от 15 октября 1999 г. № 1367);

- для следователей прокуратуры (до 4 тыс. человек, Указ от 15 октября 1999 г. № 1367);

- для работников с высшим образованием ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева" (для всех, достигших призывного возраста, Указ от 15 октября 1999 г. № 1367);

- для работников основных производств организаций ядерного оружейного комплекса Минатома России (до 600 человек, Указ от 9 ноября 2000 г. № 1855);

- для работников с начальным и средним профессиональным образованием научно-исследовательских подразделений Управления научно-технического обеспечения ФСБ РФ (до 100 человек, Указ от 9 июня 2001 г. № 678);

- для священнослужителей (до 300 человек, Указ от 14 января 2002 г. № 24);

- для поступивших на работу по рабочим специальностям в государственные организации Российского авиационно-космического агентства и Российского агентства по судостроению (до 100 человек, Указ от 31 июля 2002 г. № 817).

Лев Левинсон также отметил тревожную тенденцию, которая проявляется на местах, непосредственно в военкоматах, - несмотря на то, что сокращение колчичества отсрочек в соответствии с принятыми Госдумой поправками в законодательство о призыве вступает в действие только с весеннего призыва 2008 года, должностные лица, от которых зависит предоставление отсрочки, запугивают призывников и их родственников тем, что отмена отсрочек либо уже произведена, либо произойдет в ближайшее время. Таким образом существующие искажения информационной картины используются недобросовестными людьми как дополнительный коррупционный ресурс, пояснил Левинсон.

"Сложно однозначно сказать, хорошо или плохо то, что сделано", - сказал он и напомнил, что частичная отмена отсрочек от военной службы по времени совпадает с сокращением вдвое срока действительной службы, которая с 2008 года составит 1 год, и альтернативной гражданской службы, которая составит 21 месяц вместо нынешних 42-х. Все это в совокупности, по мнению Левинсона, приближает ситуацию в России к практике цивилизованных стран. "Призыв вполне может быть сохранен при условии существования двух видов службы и недискриминационного доступа к АГС", - заявил он, ссылаясь на опыт Германии, где в настоящее время половина призывников выбирают военную службу, а половина - альтернативную гражданскую.

В связи с этим Лев Левинсон напомнил, что Коалиция "За демократическую АГС!" проводит общественную кампанию "Осознанный выбор", в ходе которой разъясняет призывникам их право на альтернативную гражданскую службу, преодолевая неинформированность и даже прямую дезинформацию на этот счет, которые все еще очень распространены.

В то же время он выразил сомнение в целесообразности отмены ряда социальных отсрочек и особенно отсрочки от службы для сельских врачей и учителей. Якобы высокая коррупциогенность этой отсрочки, на которую ссылалось Министерство обороны (из 1,5 тыс. человек, пользующихся ею, по словам министра Сергея Иванова, только 800 действительно работают учителями и врачами на селе), по его мнению, не может являться поводом для ликвидации самой отсрочки, бьющем по тем самым энтузиастам - молодым специалистам, которые честно работают в сельской местности.

Справка ИА REGNUM: полностью отмененяются, начиная с весеннего призыва 2008 года следующие отсрочки:

- для граждан, занятых постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и являются инвалидами первой или второй группы, гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) или не достигли 18 лет;

- для граждан, мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);

- для граждан, имеющих высшее педагогическое образование и постоянно работающих на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях, - на время этой работы;

- для граждан, постоянно работающих врачами в сельской местности, - на время этой работы.

Формулировки ряда отсрочек также изложены в новой, более точной редакции. Наиболее существенные изменения коснулись отсрочки для граждан, имеющих детей до трех лет. С 2008 года основанием для предоставления отсрочки отцу будет только инвалидность ребенка.