К саммиту "Большой Восьмерки" в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее (ГРМ) сегодня, 17 июля, открылась первая с 1988 года и самая крупная выставка одного из "столпов" русского авангарда Павла Филонова "Очевидец незримого". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, выставочные залы Русского музея, где экспонируются 160 работ Филонова (85 живописных и 75 графических) погружены в полутьму, высвечены только одни работы художника.

Звуковым фоном экспозиции также стали работы художника - в одном из залов установлен уникальный электронный инструмент, преобразующий изображения в звук. Это - задуманный в 1938 году инженером Евгением Мурзиным синтезатор АНС (Александр Николаевич Скрябин). Графические изображения, проходя через специальный механизм АНСа, напоминающий сканер, преобразуются в звук. Впервые соорудить АНС удалось в 1958 году, с ним работали Альфред Шнитке, София Губайдуллина, Эдуард Артемьев создавал музыку для фильма "Солярис". В Русском музее представлена третья версия уникального синтезатора. С ее помощью удалось озвучить восемь картин Филонова.

Как сообщила в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заместитель директора ГРМ по науке Евгения Петрова, уникальность этой выставки не только в необычном световом решении экспозиции и звуковом оформлении: впервые многие картины мастера обрели здесь данные самим художником названия. "В течение года специалисты Русского музея сопоставляли номера на оборотах картин коллекции ГРМ и список картин с номерами и названиями, который был подготовлен самим Филоновым к несостоявшейся в 1929 году выставке в Русском музее. Таким образом, удалось вернуть многим картинам авторские названия, а значит, и первоначальный смысл. Согласитесь, совсем по-другому воспринимается теперь картина, которую ранее называли "Всадники", а теперь, согласно авторскому замыслу - "Россия после 1905 года". Или картина "11 голов", которую Филонов назвал "Мастера аналитического искусства" - это ведь портрет членов его художественной группы", - подчеркнула Петрова.

Напомним, большая часть творческого наследия Павла Филонова, умершего в блокадном Ленинграде в 1941 году, принадлежит, согласно воле художника, Государственному Русскому музею - сестра Филонова Евдокия Глебова в 1970-е годы передала основную коллекцию в ГРМ.

Выставка, открытая сегодня в Санкт-Петербурге, с 5 декабря 2006 года будет демонстрироваться в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.